Реализация компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии».
статья

Реализация компетентностного подхода  при преподавании дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_kompetentnostnogo_podhoda.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация компетентностного подхода

 при преподавании дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии».

Шалашникова Т.А.

Меняется мир непрерывно, неспешно,

Меняется все – от концепций до слов.

И тот лишь сумеет остаться успешным,

Кто сам вместе с миром меняться готов!

П. Калита

Одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного

образования является компетентностный подход в обучении. В основе компетентностного подхода в профессиональном образовании лежит способность студента к самоопределению, самореализации, саморазвитию. Компетентностный подход предполагает выход в образовательном процессе за границы конкретных знаний, умений и навыков, содержательное включение в рефлексию тех процессов, которые обуславливают возможности культурного самоопределения человека, построение (выращивания) индивидуально значимой стратегии профессиональной успешности и субъективности, становления личности. 

Овладение общими и профессиональными компетенциями в рамках учебной  дисциплины «Основы микробиологии» представляют собой не цель, а средство, необходимое при изучении лечебного, диагностического, профилактического модуля. Компетентностный подход предполагает  использование разнообразных форм обучения, которые не только усиливают профессиональную направленность преподавания, но и существенно обогащают сам процесс преподавания дисциплины. Цели занятий ориентированы на практическую профессиональную деятельность специалиста, и на изучение последующих дисциплин и модулей.

Актуальным является внедрение в учебный процесс теоретических занятий информационных технологий. Использование на теоретических и практических занятиях мультимедиа дает весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционной методикой. Компьютерные технологии способствуют приобретению умения учиться самому, благодаря этому происходит осмысление знаний в новом ракурсе, появляется новое видение известных фактов и явлений. Информационные технологии позволяют индивидуализировать обучение,  управлять процессом освоения знаний, компенсирует зрелищность учебного процесса. Основная цель лекционного материала - активизация познавательной деятельности студентов, развитие мышления, т.к. визуальное мышление существенно повышает эффективность восприятия, понимания и усвоение информации.

С целью формирования общих компетенций, преодоления пассивности студентов,  а также развития творческого профессионального мышления на теоретических занятиях широко используются лекции-беседы, лекции-дискуссии, лекции-визуализации (с видеофрагментами, графикой, анимацией), лекции-провокации (с запланированными ошибками в наиболее важных моментах, там, где необходимо акцентировать внимание,  наиболее точно подать информацию), проблемные лекции. Такие занятия позволяют реализовать принцип диалогового общения, в ходе которого развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и, самое главное для медицинского работника, развивать речь, излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения.

На практических занятиях активно использую проведение лабораторных  работ, метод изучения плакатов и планшетов, решение ситуационных задач.  Данный способ адаптирует обучающихся к реальным условиям, учит критически мыслить, выявлять возникающие проблемы и нести ответственность за результаты собственных действий.

На семинарских занятиях применяю метод индивидуального зачета и метод проектов. Выбор метода проектов, в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях студентов.

Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у студента опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках.

При этом у студентов развиваются способности, которыми необходимо владеть выпускникам средних специальных учебных заведений: проблемное видение; склонности к выдвижению оригинальных гипотез, идей; способность к выявлению противоречий;

умение анализировать, интегрировать, синтезировать информацию; склонность к межличностному общению; склонность к исследовательской деятельности; развитие мышления. В ходе выполнения учебно-пректных работ у студентов формируются следующие общие компетенции:

  • ценностно-смысловые;
  • общекультурные;
  • учебно-познавательные;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • социально-трудовые;
  • личностное самосовершенствование.

Необходимость развития у  студентов  творческой инициативы, воспитания потребности в самообразовании, стремлении к повышению уровня теоретической подготовки,  совершенствованию  умений самообразовательной деятельности  продиктовано требованиями  ФГОС. Самообразовательная компетенция студентов формируется в результате самостоятельной работы студента. Самостоятельная работа не самоцель. Она направлена на формирование глубоких и прочных знаний обучающихся, развития их умственных способностей, развитию активности и самостоятельности как черт личности.

Аудиторная самостоятельная работа проводится на практических занятиях  по методическим рекомендациям студента под руководством преподавателя. Одной из традиционных форм внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Основы микробиологии и иммунологии" является подготовка рефератов. Реферативная работа позволяет сочетать не только репродуктивную деятельность студентов, но и развивать их творческие способности и формировать компетенции, как в познавательной деятельности, так и в информационных технологиях.

Таким образом, внеаудиторная работа со студентами способствует установлению более прочной взаимосвязи теории и практики и эффективному освоению профессиональных компетенций, развивает коммуникативные навыки и умения студентов, готовит студентов к решению типовых задач, активизирует креативность мыслительной деятельности студентов, способствует формированию у них собственной жизненной позиции. Активное привлечение студентов к внеаудиторной работе позволяет готовить специалистов более высокого уровня, а в дальнейшем способствует лучшей профессиональной адаптации выпускников и закреплению их на рабочих местах

В результате использования разнообразных форм и методов обучения формируется принципиально новый интеграционный модульно-компетентностный подход к образовательному процессу, повышается мотивация к учебной деятельности, к практической  реализации освоенных компетенций. Студент  из пассивного потребителя образовательных услуг переходит в активного творца собственной компетентности, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии»

Методическая разработка содержит технологическую карту и содержание учебного занятия по теме "Дифференцированный зачет". В содержании представлены разноуровневые задания для проведения конкурса. Конку...

Рабочая программа по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии для ФО и МСО

Рабочая программа соответствует образовательным стандартам третьего поколения. Используется для обучения студентов на ФО и МСО....

паспорт фонда оценочных средств по учебной дисциплине "Основы микробиологии и иммунологии"

Данный паспорт фонда оценочных средств (составлен согласно требованиям образовательных стандартов третьего поколения) окажет существенную помощь в подготовке, организации, проведении теоретических и п...

Рабочая тетрадь по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии. Раздел Гельминтология

     Рабочая тетрадь предназначена для студентов  учебных заведений среднего  профессионального образования при изучении ими предмета «Основы микробиологии и имму...

Презентация по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии раздел Микология

Презентация по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии раздел Микология....

Тестовые задания к практическому занятию на тему: «Морфология бактерий». Дисциплина: "Основы микробиологии и иммунологии"

Тестовые задания к практическому занятию на тему: «Морфология бактерий» предназначены для контроля знаний....

Презентация: Реализация компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии».

Презентация: Реализация компетентностного подхода  при преподавании дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии»....