Конспект урока "Правописание согласных в корне слова. Типы орфограмм"
план-конспект урока

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich.karta_.docx642.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учитель

Козлова Д.С.

Предмет

Русский язык

Класс

5 «Е» класс

Тема урока

Правописание согласных в корне слова. Типы орфограмм

Дата проведения урока

Цель:

Развивать умение проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слова.

Задачи:

Образовательные: создать условия для осознания, понимания изученной темы; создать условия для совершенствования знаний о способах проверки правописания слов с парными согласными.

Развивающие: создать условия для развития функции самовзаимооценки; создать условия для ля развития эмоциональной сферы творческого мышления, речи, внимания.

Воспитательные: создать условие для воспитания коммуникативной культур, умения работать в парах и группах, выслушивать и уважать мнение других.

Планируемые результаты:

Личностные

Оценивание ситуации на уроке с точки зрения важности образования; самооценка учебной деятельности, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?), желание приобрести новые знания, умения.

Метапредметные

1. Развитие познавательных УУД:

• выделять и формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи,

• создавать алгоритм деятельности.

#1057;овершенствование коммуникативных УУД:

• формулировать и высказывать собственное мнение, аргументируя его;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

3. Совершенствование регулятивных УУД:

• уметь ставить и формулировать цель деятельности;

  • планировать решение учебной задачи,

• осуществлять самоконтроль, самокоррекцию.

Предметные

Уметь определять орфограммы в корнях слов; знать особенности их проверки.

Основные понятия

Проверяемые согласные, непроизносимые согласные.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; - М.: Просвещение, 2020 г.

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Ход урока:

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

1. Мотивационный этап

А) Орг.момент (1 мин.)

Итак, русский язык, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Ученики проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные:

Внимательно слушают.

Дают внутреннюю установку на урок.

Б) Стадия вызова

(5 мин)

Приём «Ассоциация»

- Прочитайте слова:

- По какому принципу их разделили на три группы?

- О чём может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «Правописание гласных и согласных в корнях слов»?

Поздний опоздать поездка

Солнце зелёный вылез

Честный бежать пробежка

- Слова с непроизносимыми согласными в корне – 1 столбик.

- Слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова – 2 столбик.

- Слова с парными согласными в корне – 3 столбик.

Ответы учащихся

Коммуникативные:

Внимательно слушают.

Дают внутреннюю установку на урок.

2. Постановка учебной цели и определение предметных результатов (5 мин.)

- Найдите среди слов однокоренные слова.

- Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для непроизносимого согласного звука.

- Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для парного согласного звука.

- Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для безударного гласного звука.

- Что вы заметили? Как пишутся гласные и согласные в корнях слов?

- Что объединяет все слова?

- Сформулируйте тему и задачи урока.

- Поздний – опоздать, бежать – пробежка.

- Опоздать – поздний.

- Бежать – пробежка.

- Поздний – опоздать, пробежка – бежать.

- Они пишутся одинаково в проверяемых и проверочных словах.

- Это слова с корневыми орфограммами.

- Тема «Правописание гласных и согласных в корнях слов». Задачи – повторить орфограммы корня, способы проверки слов с орфограммами в корне.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Коммуникативные: участвуют в диалоге с учителем.

#1055;оисково-исследовательский этап

А) работа по учебнику.

(5 мин.)

Б) Стадия осмысления.

Приём «Кластер»

(5 мин.)

- Назовите корневые орфограммы.

- Какие действия надо выполнить, чтобы правильно написать корневые орфограммы?

- Когда гласный звук в корне нуждается в проверке?

- Когда согласный звук в корне нуждается в проверке?

- В чём сходство и различие в подборе проверочных слов для гласных и согласных звуков в корне?

- Выполните письменное задание к упражнению.

- Давайте составим кластеры для данных орфограмм и проговорим по ним правила.

Упр. 89 (с. 56 - 57)

Отвечают на вопросы учителя.

- Для проверки надо подобрать такое слово, чтобы звук стоял в сильной позиции. Для гласных надо подобрать слово, где этот звук будет ударным, для согласных – где этот звук будет стоять перед гласным.

I:\ВКР\кластеры\

I:\ВКР\кластеры\

Предметные: развивать умение определять орфограммы в корнях слов; знать особенности их проверки;

Познавательные:

слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию, Коммуникативные: взаимодействовать с соседом по парте

Личностные: развивать способность к самооценке своих действий; положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

I:\ВКР\кластеры\

#1060;изкультминутка

(1 мин.)

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Вместе с солнышком встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка сильным хочет стать.

Выполняют движения по тексту за учителем.

Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке.

5. Практический

А) Работа по учебнику

(5 мин.)

Б) Словарная работа

(1 мин.)

- Прочитайте. Назовите слова с пропущенными буквами, подберите проверочные слова.

- Какие слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному и имеют разный смысл?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Назовите слово с непроверяемым безударным гласным.

- Запишите это слово в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

- Найдите значение слова железо в толковом словаре.

Упр. 90 (с. 57)

Выполняют задания.

- Спишите – спешите, отварите – отворите, слизал – слезал.

- Одна буква в слове может изменить значение, поэтому надо писать слова с безударными гласными грамотно.

- Железо.

Познавательные: умение анализировать, делать простые выводы;

6. Закрепление знаний

А) Работа по учебнику

(3 мин.)

Б) Запись под диктовку

(5 мин.)

- Прочитайте выразительно отрывок из произведения К.Г.Паустовского.

- Какие картины природы рисует автор?

- Какое предложение проиллюстрировал художник?

- Какие орфограммы корня вам здесь встретились?

- Назовите слово с безударным гласным и проверочное слово.

- Назовите слово с парным согласным и проверочное слово.

- Назовите слово с непроизносимым согласным и проверочное слово.

- Выполните письменные задания к упражнению.

Белка в лодке

Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двигалась через залитые речной водой местные луга. Рыбак готовился ставить сеть на леща.

- Оцените свою работу.

Упр.91 (с. 57).

Выполняют задания.

Записывают текст под диктовку.

Оценивают свою работу.

Познавательные:

  1. Осознавать познавательную информацию;
  2. Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
  3. Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
  4. Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

#1056;ефлексия

Приём «Синквейн» (5 мин.)

- Чтобы ваши знания по данной теме закрепить, каждый выберет себе орфограмму и составит синквейн. А затем свой синквейн озвучит остальным.

Сочиняют синквейны и читают их остальным.

Безударные гласные в корне слова

Буква.

Безударная, гласная.

Находим, изменяем, обозначаем.

Нужно под ударение поставить.

Корень.

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Корень.

Безударная, гласная.

Не проверяем, запоминаем, пишем.

Смотрим в орфографическом словаре.

Буква.

Проверяемые согласные в корне слова

Звук.

Парный согласный.

Найти, изменить, обозначить.

После звука стоял гласный.

Буква.

Непроизносимые согласные в корне слова

Звук.

Непроизносимый согласный.

Найти, подобрать, написать.

В однокоренном слове произносится.

Орфограмма.

Регулятивные: оценивать свои достижения.

#1055;одведение итогов урока.

(3 мин.)

- Из каких значимых частей состоят слова?

- Какие орфограммы могут быть

В корнях слов? Как их найти?

- Как проверить слово с орфограммой в корне?

- Чем сходны между собой три правила правописания гласных и согласных в корнях слов? Чем они отличаются?

Отвечают на итоговые вопросы урока.

Коммуникативные: участвуют в диалоге.

#1044;омашнее задание

(1 мин.)

Упр. 93 (с. 58)

- Спасибо, дети, за урок. Было приятно и интересно с вами работать. Урок закончен.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок русского языка  и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...

Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ (задание №8 «Проверяемые безударные, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова»).

Данный материал содержит 12  тренировочных тестовых заданий по теме " Безударные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные". Тесты составлены в   формате ЕГЭ по русскому языку....

«Развитие умения писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце существительных",

Урок поможет ученикам ознакомиться с новой (грамматической) ролью Ь в русском языке, усвоить  новую орфограмму.Знакомство с новой ролью Ь  построено в форме путешествия в сказочную страну, ...

Методы и приёмы обучения правописанию безударных гласных в корне слова в начальной школе.

Орфограммы безударные гласные - самые частые орфограммы русского языка....

Технологическая карта урока русского языка на тему : "Повторение правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова»

Размещаю технологическую карту к уроку русского языка в 3 классе,2 четверти на тему: "повторение правописания парных согласных в корне и на конце слова "по УМК "Школа России"...