Конспект урока "Правописание согласных в корне слова. Типы орфограмм"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Учитель | Козлова Д.С. |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 «Е» класс |
Тема урока | Правописание согласных в корне слова. Типы орфограмм |
Дата проведения урока | |
Цель: | Развивать умение проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слова. |
Задачи:
| Образовательные: создать условия для осознания, понимания изученной темы; создать условия для совершенствования знаний о способах проверки правописания слов с парными согласными. Развивающие: создать условия для развития функции самовзаимооценки; создать условия для ля развития эмоциональной сферы творческого мышления, речи, внимания. Воспитательные: создать условие для воспитания коммуникативной культур, умения работать в парах и группах, выслушивать и уважать мнение других. |
Планируемые результаты: | |
Личностные | Оценивание ситуации на уроке с точки зрения важности образования; самооценка учебной деятельности, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?), желание приобрести новые знания, умения. |
Метапредметные | 1. Развитие познавательных УУД: • выделять и формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи, • создавать алгоритм деятельности. #1057;овершенствование коммуникативных УУД: • формулировать и высказывать собственное мнение, аргументируя его; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. 3. Совершенствование регулятивных УУД: • уметь ставить и формулировать цель деятельности;
• осуществлять самоконтроль, самокоррекцию. |
Предметные | Уметь определять орфограммы в корнях слов; знать особенности их проверки. |
Основные понятия | Проверяемые согласные, непроизносимые согласные. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир. |
Ресурсы | Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; - М.: Просвещение, 2020 г. |
Формы урока | фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Ход урока:
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия, предметные учебные действия |
1. Мотивационный этап А) Орг.момент (1 мин.) | Итак, русский язык, друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! | Ученики проверяют готовность к уроку. | Коммуникативные: Внимательно слушают. Дают внутреннюю установку на урок. |
Б) Стадия вызова (5 мин) Приём «Ассоциация» | - Прочитайте слова: - По какому принципу их разделили на три группы? - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «Правописание гласных и согласных в корнях слов»? | Поздний опоздать поездка Солнце зелёный вылез Честный бежать пробежка - Слова с непроизносимыми согласными в корне – 1 столбик. - Слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова – 2 столбик. - Слова с парными согласными в корне – 3 столбик. Ответы учащихся | Коммуникативные: Внимательно слушают. Дают внутреннюю установку на урок. |
2. Постановка учебной цели и определение предметных результатов (5 мин.) | - Найдите среди слов однокоренные слова. - Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для непроизносимого согласного звука. - Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для парного согласного звука. - Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для безударного гласного звука. - Что вы заметили? Как пишутся гласные и согласные в корнях слов? - Что объединяет все слова? - Сформулируйте тему и задачи урока. | - Поздний – опоздать, бежать – пробежка. - Опоздать – поздний. - Бежать – пробежка. - Поздний – опоздать, пробежка – бежать. - Они пишутся одинаково в проверяемых и проверочных словах. - Это слова с корневыми орфограммами. - Тема «Правописание гласных и согласных в корнях слов». Задачи – повторить орфограммы корня, способы проверки слов с орфограммами в корне. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Коммуникативные: участвуют в диалоге с учителем. |
#1055;оисково-исследовательский этап А) работа по учебнику. (5 мин.) Б) Стадия осмысления. Приём «Кластер» (5 мин.) | - Назовите корневые орфограммы. - Какие действия надо выполнить, чтобы правильно написать корневые орфограммы? - Когда гласный звук в корне нуждается в проверке? - Когда согласный звук в корне нуждается в проверке? - В чём сходство и различие в подборе проверочных слов для гласных и согласных звуков в корне? - Выполните письменное задание к упражнению. - Давайте составим кластеры для данных орфограмм и проговорим по ним правила. | Упр. 89 (с. 56 - 57) Отвечают на вопросы учителя. - Для проверки надо подобрать такое слово, чтобы звук стоял в сильной позиции. Для гласных надо подобрать слово, где этот звук будет ударным, для согласных – где этот звук будет стоять перед гласным. | Предметные: развивать умение определять орфограммы в корнях слов; знать особенности их проверки; Познавательные: слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию, Коммуникативные: взаимодействовать с соседом по парте Личностные: развивать способность к самооценке своих действий; положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. |
#1060;изкультминутка (1 мин.) | Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Вместе с солнышком встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка сильным хочет стать. | Выполняют движения по тексту за учителем. | Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке. |
5. Практический А) Работа по учебнику (5 мин.) Б) Словарная работа (1 мин.) | - Прочитайте. Назовите слова с пропущенными буквами, подберите проверочные слова. - Какие слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному и имеют разный смысл? - Какой вывод вы можете сделать? - Назовите слово с непроверяемым безударным гласным. - Запишите это слово в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. - Найдите значение слова железо в толковом словаре. | Упр. 90 (с. 57) Выполняют задания. - Спишите – спешите, отварите – отворите, слизал – слезал. - Одна буква в слове может изменить значение, поэтому надо писать слова с безударными гласными грамотно. - Железо. | Познавательные: умение анализировать, делать простые выводы; |
6. Закрепление знаний А) Работа по учебнику (3 мин.) Б) Запись под диктовку (5 мин.) | - Прочитайте выразительно отрывок из произведения К.Г.Паустовского. - Какие картины природы рисует автор? - Какое предложение проиллюстрировал художник? - Какие орфограммы корня вам здесь встретились? - Назовите слово с безударным гласным и проверочное слово. - Назовите слово с парным согласным и проверочное слово. - Назовите слово с непроизносимым согласным и проверочное слово. - Выполните письменные задания к упражнению. Белка в лодке Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двигалась через залитые речной водой местные луга. Рыбак готовился ставить сеть на леща. - Оцените свою работу. | Упр.91 (с. 57). Выполняют задания. Записывают текст под диктовку. Оценивают свою работу. | Познавательные:
Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма; |
#1056;ефлексия Приём «Синквейн» (5 мин.) | - Чтобы ваши знания по данной теме закрепить, каждый выберет себе орфограмму и составит синквейн. А затем свой синквейн озвучит остальным. | Сочиняют синквейны и читают их остальным. Безударные гласные в корне слова Буква. Безударная, гласная. Находим, изменяем, обозначаем. Нужно под ударение поставить. Корень. Непроверяемые безударные гласные в корне слова Корень. Безударная, гласная. Не проверяем, запоминаем, пишем. Смотрим в орфографическом словаре. Буква. Проверяемые согласные в корне слова Звук. Парный согласный. Найти, изменить, обозначить. После звука стоял гласный. Буква. Непроизносимые согласные в корне слова Звук. Непроизносимый согласный. Найти, подобрать, написать. В однокоренном слове произносится. Орфограмма. | Регулятивные: оценивать свои достижения. |
#1055;одведение итогов урока. (3 мин.) | - Из каких значимых частей состоят слова? - Какие орфограммы могут быть В корнях слов? Как их найти? - Как проверить слово с орфограммой в корне? - Чем сходны между собой три правила правописания гласных и согласных в корнях слов? Чем они отличаются? | Отвечают на итоговые вопросы урока. | Коммуникативные: участвуют в диалоге. |
#1044;омашнее задание (1 мин.) | Упр. 93 (с. 58) - Спасибо, дети, за урок. Было приятно и интересно с вами работать. Урок закончен. | Записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.
Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...
Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением". 2 класс. Программа "Школа 2100"
Технологическая карта урока русского языка составлена на основе ФГОС....
Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ (задание №8 «Проверяемые безударные, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова»).
Данный материал содержит 12 тренировочных тестовых заданий по теме " Безударные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные". Тесты составлены в формате ЕГЭ по русскому языку....
«Развитие умения писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце существительных",
Урок поможет ученикам ознакомиться с новой (грамматической) ролью Ь в русском языке, усвоить новую орфограмму.Знакомство с новой ролью Ь построено в форме путешествия в сказочную страну, ...
Методы и приёмы обучения правописанию безударных гласных в корне слова в начальной школе.
Орфограммы безударные гласные - самые частые орфограммы русского языка....
Технологическая карта урока по русскому языку с презентацией по теме "Правописание гласных и согласных в корне слова"
quot;Правописание гласных и согласных в корне слова" 4 класс...
Технологическая карта урока русского языка на тему : "Повторение правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова»
Размещаю технологическую карту к уроку русского языка в 3 классе,2 четверти на тему: "повторение правописания парных согласных в корне и на конце слова "по УМК "Школа России"...