«Развитие умения писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце существительных",
план-конспект урока на тему
Урок поможет ученикам ознакомиться с новой (грамматической) ролью Ь в русском языке, усвоить новую орфограмму.
Знакомство с новой ролью Ь построено в форме путешествия в сказочную страну, Такая форма подачи нового материала
всегда привлекает особый интерес учеников, помогает лучше разобраться в нём ,создаёт на уроке атмосферу
непринуждённости и комфорта для учеников 1-4 классов. Система заданий включает в себя загадки, работу в парах,
в группах, по карточкам, разноуровневые, творческие задания. Разнообразная форма подачи учебного материала стимулирует интерес учеников к новой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russ_yaz.odt | 121.02 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
открытого урока по русскому языку
в 4 В классе
«Развитие умения писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце существительных", графически обозначать выбор написания.»
учитель: Акрамова Татьяна Викторовна
дата проведения: 12.01.2017 г.
место проведения: МБУ«Школа № 13»
Тема урока | Развитие умения писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце существительных", графически обозначать выбор написания. |
Тип урока | урок открытия новых знаний, урок - исследование |
Цель | создание условий для формирования новых орфографических умений, навыка исследовательского поведения (познавательной активности учащихся). |
Задачи |
|
Основные понятия | Имя существительное, род , число, шипящие звуки |
Формы работы | Работа в группах, в парах, индивидуальная работа |
Ресурсы | Ученик «Русский язык» 4 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. ,Пронина О.В.
Интерактивная доска. Презентация к уроку. Карточки для работы в парах. |
СОТ | ПДО (технология проблемно-диалогического обучения), ТОУУ (технология оценивания учебных успехов), здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные (КСО), ТРКМ (технология развития критического мышления) |
Планируемые результаты:
Предметные:
- Познакомить с новой орфограммой
- Проверить знания учащихся по пройденной теме.
- Совершенствовать навыки каллиграфии.
- Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
- Формировать дружеские отношения в коллективе.
- Воспитывать интерес к предмету.
- Развивать кругозор детей.
Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль, оценка, коррекция.
- Коммуникативные УУД.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
- Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
- преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
-делать выводы о результатах совместной работы;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
-рефлексия.
Межпредметные связи: окружающий мир
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Технологии |
I.Организационный момент. | Побудительная мотивация. - Встряхнулись, потянулись, улыбнулись друг другу и настроились на серьёзную работу. Итог урока во многом зависит от вашей работы. - Сегодня у нас на уроке гость. А кто? Вы узнаете, если правильно выполните задание. | Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую плодотворную работу. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
II. Актуализация | Повторение о ь – разделительном и ь –показателе мягкости согласных. -Отгадайте загадки, отгадки напишите. А) Висит за окошком кулёк ледяной, Он полон капелью и пахнет весной. (сосулька) Б) Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой ярко-красный галстук мой. (снегирь) В) Рассыпала Лукерья серебряные перья, Закрутила, замела, стала улица бела.(метель, вьюга) Г) В голубеньких рубашках Бегут по дну овражка. (ручьи) -Чем похожи эти слова? - Какую роль играет мягкий знак в написанных словах? -Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? - Итак, кто же наш гость на уроке? Слайд 1 Чистописание. ь ььььььь А что вы ещё знаете о мягком знаке? | Мотивация учащихся на изучение темы. Запись слов. (во всех словах пишется мягкий знак) (В словах сосулька, снегирь, метель – ь указывает на мягкость предыдущего согласного, а в словах вьюга, ручьи он разделяет согласный звук от гласного, не давая им сливаться.) ( в корне слова, перед гласными -е, -ё, -ю, -я, -и). (мягкий знак) (звука не обозначает обозначает мягкость предыдущего согласного или отделяет согласные от гласных) | Предметные результаты: | ПДО (проблемный диалог, логически выстроенная цепочка заданий и вопросов, применение мотивированных вопросов) |
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | -А как вы думаете, всё ли мы знаем о мягком знаке?-Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке? | Формулирование цели урока. - Сегодня на уроке мы узнаем, какую ещё роль ( работу) выполняет Ь. | Метапредметные результаты: | ИКТ ТРКМ (ЗИУ: знаю, интересуюсь, умею) |
IV. Постановка и решение учебной задачи. | 1. А помогут нам в этом разобраться следующие слова. Слайд 2 Прочитайте слова: Рожь, меч, ночь, шалаш, сторож,дочь, ёж, чиж, мышь, стриж, молодёжь,грач. -Чем похожи эти слова? Проблема: Почему у одних существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак, а у других – нет? Можете дать ответ? - Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам отправиться в Страну Сущесвительных. Слайд 3
Слайд 4 Слайд 5 - Молодцы, ребята, вы предложили несколько вариантов. - Я предлагаю мальчикам выписать имена существительные мужского рода, а девочкам –женского рода. -Сравните написание существительных. -Когда имена существительные с шипящим на конце пишутся с мягким знаком? -Значит, какова же новая роль (работа) мягкого знака? - Что нужно уметь, чтобы правильно написать имена существительные с шипящими на конце? | Высказывания учащихся. (это имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук) (дети сомневаются). Ответы - предположения детей.) - Это существительные, они оканчиваются на шипящий. (одушевлённые и неодушевлённые, мужского рода и женского рода, с мягким знаком на конце и без мягкого знака) Высказывания учащихся. (если они женского рода) (он указывает, что это существительные женского рода) (уметь определять род имён существительных) | Предметные результаты: | |
V. Открытие детьми нового знания. (Работа в группах) |
-Объединитесь в группы. Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод, записав схематично. Алгоритм исследования:
Слайд 6 Слова на карточках: Вещь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, мелочь. - Какова же работа ь знака в этих словах? Совершенно верно: в именах существительных, заканчивающихся щищим звуком, Ь играет грамматическую роль, он указывает на род имени существительного). - Как это показать схемой? 2.Составление правила по заданию в учебнике стр.4, упражнение 173. - Нам необходимо составить совместный план действий – алгоритм. - Сформулируйте правило о правописании мягкого знака после шипящих на конце существительных. Слайд 7 | Работа в группах. Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски. Высказывания учащихся. Обсуждение. В ходе обсуждения “шаг за шагом” на экране появляется совместно выработанный алгоритм. Идет озвучивание алгоритма детьми. Формулируют правило. (Он указывает на род имени существительного). Ребята наблюдают, делают умозаключения | Метапредметные результаты: | Обучение в сотрудничестве (групповая работа) |
VI.Физминутка. | Мы задание выполняли И немножечко устали. А теперь пришла пора Отдохнуть нам всем, друзья. - Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского – топайте ногами. Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь. - Как напишите имена существительные женского рода с шипящими на конце? | Самоконтроль | Метапредметные результаты: | Здоровье-сберегающие технологии |
VII.Применение знаний в знакомой и незнакомой ситуации.. | Упражнение в правописании имён существительных с шипящими на конце. 1.Работа с учебником.Стр. 5, упр.174 -Назовите существительные с шипящими на конце. -В первом предложении найдите главные члены предложения.Определите части речи. 2. Работа по карточкам в парах. -Замени одним словом и напиши слова с шипящим на конце: Приспособление с помощью которого открывается замок (ключ) Часть суток от вечера до утра (ночь) Маленький ребёнок (малыш) Человек с высшим образованием, который лечит больных (врач) Каменное сооружение для отопления помещений (печь) Суп со свёклой и другими овощами (борщ) Растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь) - Прочитайте существительные с мягким знаком на конце.Почему написали мягкий знак? - Что нужно уметь, чтобы грамотно писать существительные с шипящими на конце? - С одним из существительных составьте предложение и напишите его. - Чьё предложение вам понравилось?
К каждому имени существительному из левого столбика подбери близкие по значению существительные из правого столбика. У существительных с шипящим на конце определи род. Трепет экипаж… подростки товарищ… Сила клич… Команда дрож… Призыв мощ… Друг молодёж… | Работа в тетрадях. Записывают предложения с комментированием по цепочке. Указывают форму числа, род существительных. Самоанализ Самопроверка. Высказывания учащихся. (уметь определять род имён существительных) Работа в тетрадях. Запись и чтение предложений. Работа в тетрадях. Взаимопроверка | Метапредметные результаты: | |
VIII. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков. | Выявление уровня усвоения новых знаний. (самостоятельная работа) Для контроля усвоения темы урока я предлагаю вам выполнить задания разной степени трудности. Три уровня 1,2,3. 1уровень Напиши имена существительные в единственном числе, укажи род. Чертежи, вещи, дочери, трубачи, гаражи, моржи, мелочи, богачи, коржи. 2 уровень Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце. Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий … 3 уровень Напиши мини- сочинение на тему «На реке», используя слова: Петрович, пейзаж, луч, тишь, камыш, лещ, помощь. - Выберите задание. Прочитайте его внимательно, определите задачу и приступайте к её решению. О результатах работы вы узнаете на следующем уроке русского языка. | Работа в тетрадях. Самоанализ | Метапредметные результаты: Метапредметные результаты: | |
IX. Итог урока. Рефлексия. | - Давайте вернёмся к проблеме урока: почему у одних имён существительных, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак, а у других нет? - О какой новой функции(работе) мягкого знака вы узнали сегодня на уроке? - Что нужно уметь, чтобы правильно писать существительные с шипящими на конце? - Кому было легко? - Кто испытывал затруднения? В чём? Где пригодятся знания, которые вы сегодня получили на уроке? - Кого можно отметить за работу на уроке? - Оцените свою работу по шкале успеха. | Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок. (Мягкий знак на конце существительных после шипящих указывает, что они женского рода) (уметь определять род имён существительных) Самооценка. Взаимооценка. | Личностные результаты: | |
X. Домашнее задание | Дома вы будете выполнять упражнение 5 на стр.12 учебника. | Учащиеся читают задание про себя. |
Заместитель директора по УВР МБУ «Школа № 13» _________________/ И.Г. Зеленцова/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Meine Freunde" для развития умений монологического высказывания на тему: "Мои друзья"
Презентация "Meine Freunde"поможет вам активизировать работу над лексическим и грамматическим материалом для развития умений монологического высказывания на тему: "Мои друзья"...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Цель: ознакомление с орфограммой обучающихся VIII вида.Задачи: 1. Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце, повторить знания об имени существительном.2. Развивать умение уча...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Существительные с шипящим на конце"
Материал к уроку русского языка по теме "Существительные с шипящим на конце"...
БУКВЫ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Изучение нового материала в 5 классе по русскому языкуЦели урока (образовательные): находить (видеть) в словах орфограмму о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, пис...
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.
Тема: Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Цель - формирование умения писать грамотно безударные личные окончания глаголов.Задачи: формировать универсальные уч...
Конспект урока русского языка по теме _Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих
Урок по русскому языку по теме: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих» (3 класс УМК «Школа России)Цель урока: познакомить с правописанием мягкого знака в имена...
Буквы Е/О после шипящих и Ц в окончаниях имён прилагательных (5 класс)
Рабочий лист из 5 заданий по теме "Буквы Е/О после шипящих и Ц в окончаниях имён прилагательных"...