«Развитие умения писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце существительных",
план-конспект урока на тему

Акрамова Татьяна Викторовна

Урок поможет ученикам ознакомиться с новой (грамматической) ролью Ь в русском языке, усвоить  новую орфограмму.

Знакомство с новой ролью Ь  построено в форме путешествия в сказочную страну,  Такая форма подачи нового материала

всегда привлекает особый интерес учеников, помогает лучше разобраться  в нём ,создаёт на уроке атмосферу

непринуждённости и комфорта для учеников 1-4 классов. Система заданий включает в себя загадки, работу в парах,  

в группах, по карточкам, разноуровневые, творческие задания. Разнообразная форма подачи учебного материала стимулирует интерес учеников к новой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ_yaz.odt121.02 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

открытого урока по русскому языку

в  4  В классе

«Развитие умения писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце существительных", графически обозначать выбор написания.»

учитель: Акрамова Татьяна Викторовна

дата проведения: 12.01.2017 г.

место проведения: МБУ«Школа № 13» 

Тема урока

Развитие умения писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце существительных", графически обозначать выбор написания.

Тип урока

урок  открытия новых знаний,  урок - исследование

Цель

создание условий для формирования новых орфографических умений, навыка исследовательского поведения (познавательной активности учащихся).

Задачи

  • Образовательная: вывести алгоритм правописания имен существительных с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся, научить применять на практике правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих; формировать орфографические навыки, информационные навыки; учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника.
  • Развивающая: развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, память, речь учащихся, интерес к предмету, умение анализировать свою деятельность, сравнивать, сопоставлять.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к окружающему миру, культуру общения, аккуратность, усердие, взаимовыручку.
  • Оздоровительная: создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

Основные понятия

Имя существительное, род , число, шипящие звуки

Формы работы

Работа в группах,  в парах, индивидуальная работа

Ресурсы

 Ученик «Русский язык» 4 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. ,Пронина О.В.

   

Интерактивная доска.

Презентация к уроку.

Карточки для работы в парах.

СОТ

ПДО (технология проблемно-диалогического обучения), ТОУУ (технология оценивания учебных успехов),  здоровьесберегающие технологии,  личностно-ориентированные (КСО), ТРКМ (технология развития критического мышления)

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Познакомить с новой орфограммой
  • Проверить знания учащихся по пройденной теме.
  • Совершенствовать навыки каллиграфии.
  • Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
  • Формировать дружеские отношения в коллективе.
  • Воспитывать интерес к  предмету.
  • Развивать кругозор детей.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

-  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- целеполагание;

- прогнозирование;

               - контроль, оценка, коррекция.

  • Коммуникативные УУД.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

  • Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;

- преобразовывать информацию из текстовой  формы в схематическую;

-делать выводы о результатах совместной работы;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

-рефлексия.

Межпредметные связи: окружающий мир

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Технологии

I.Организационный момент.

Побудительная мотивация.

- Встряхнулись, потянулись, улыбнулись друг другу и настроились на серьёзную работу. Итог урока во многом зависит от вашей работы.

- Сегодня у нас на уроке гость. А кто? Вы узнаете, если правильно выполните задание.

Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую плодотворную  работу.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация

Повторение о ь – разделительном и ь –показателе мягкости согласных.

-Отгадайте загадки, отгадки напишите.

А) Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капелью и пахнет весной. (сосулька)

Б) Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой ярко-красный галстук мой. (снегирь)

В) Рассыпала Лукерья серебряные перья,

Закрутила, замела, стала улица бела.(метель, вьюга)

Г) В голубеньких рубашках     Бегут по дну овражка. (ручьи)

-Чем похожи эти слова?

- Какую роль играет мягкий знак в написанных словах?

-Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

- Итак, кто же наш гость на уроке?

Слайд 1

Чистописание.

ь ььььььь

А что вы ещё знаете о мягком знаке?

Мотивация учащихся на изучение темы.

Запись слов.

(во всех словах пишется мягкий знак)

(В словах сосулька, снегирь, метель – ь указывает на мягкость предыдущего согласного, а в словах вьюга, ручьи он разделяет согласный звук от гласного, не давая им сливаться.)

( в корне слова, перед гласными  -е, -ё, -ю, -я, -и).

   (мягкий знак)

(звука не обозначает

обозначает мягкость предыдущего согласного или отделяет согласные от гласных)

Предметные результаты:
понимают задание, как его надо выполнить.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: 

сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга;
умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия

ПДО (проблемный диалог, логически выстроенная цепочка заданий и вопросов, применение мотивированных вопросов)

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

-А как вы думаете, всё ли мы знаем о мягком знаке?-Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке?

Формулирование цели урока.

-  Сегодня на уроке мы узнаем, какую ещё роль ( работу) выполняет Ь.

Метапредметные результаты:
сформированный способ деятельности.
Личностные результаты:
самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ИКТ

 ТРКМ

 (ЗИУ: знаю, интересуюсь, умею)

IV. Постановка и решение учебной задачи.

1. А помогут  нам в этом разобраться следующие слова.

Слайд 2

Прочитайте слова:

Рожь, меч, ночь, шалаш, сторож,дочьёж, чиж, мышь, стриж, молодёжь,грач.

-Чем похожи эти слова?

Проблема: Почему у одних существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак, а у других – нет?

Можете дать ответ?

- Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам отправиться в Страну Сущесвительных.

Слайд 3


Путешествие в “Страну существительных” (Чтение сказки учителем на фоне музыки “Голоса леса”, сопровождается появлением слов на экране , дети читают слова  хором. )
Сказка. 
– Однажды Мягкий знак отправился в путешествие. Он долго шёл по широкой дороге, потом свернул на узкую тропинку и вскоре оказался  в загадочном лесу. Там он увидел шалаш. У входа стоял сторож
– Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак.
– Мы, существительные с шипящими на конце: ёж, чиж, стриж, грач?
- А ты кто? – спросил сторож.
– Я – Мягкий Знак! Давайте дружить!
– Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже схватился меч.
– Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки! – возмутился и замахал крыльями грач.

Слайд 4
Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Он вышел к полю, на котором росла рожь.Вдруг видит: у дороги сидит серая мышь.
– О чём ты плачешь? – спросила она.
Мягкий знак поведал ей свою печаль.
– Не горюй, я буду с тобой дружить!
– И я, – пропищала из норки мышь.
– И твоя дочь?
Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила ночь.
– Я тоже буду с тобой дружить, – прошептала тихо ночь.
Тут вмешалась мышь.
– Пусть запомнит молодёжь
такую вещь: Мягкий знак - нам верный друг.  

Слайд 5

- Ребята,  вы  догадались, почему одни слова прогоняли Ь, а другие называли его другом?
- Что общего в этих словах?

- На какие группы вы разбили бы данные слова, используя какие-то закономерности, свойственные этим группам?

- Молодцы, ребята, вы предложили несколько вариантов.

- Я предлагаю мальчикам выписать имена существительные мужского рода, а девочкам –женского рода.

-Сравните написание существительных.

-Когда имена существительные с шипящим на конце пишутся с мягким знаком?

-Значит, какова же новая роль (работа) мягкого знака?

- Что нужно уметь, чтобы правильно написать имена существительные с шипящими на конце?

Высказывания учащихся.

(это имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук)

(дети сомневаются).

Ответы - предположения детей.)

- Это существительные, они оканчиваются на шипящий. 

(одушевлённые и неодушевлённые, мужского рода и женского рода, с мягким знаком на конце и без мягкого знака)

Высказывания учащихся.

(если они женского рода)

(он указывает, что это существительные женского рода)

(уметь определять род имён существительных)

Предметные результаты: 
формулировать тему урока, учебную задачу
Личностные:
проявлять любознательность при получении знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные -
самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера
Регулятивные –
регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы

V. Открытие детьми нового знания. (Работа в группах)

  1. Работа в группах.

-Объединитесь в группы. Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод, записав схематично.  

Алгоритм исследования:

  1. Прочитайте слово.
  2. Определите часть речи.
  3. Какие звуки слышатся на конце слова?
  4. Определите грамматические значения слов.
  5. Определите, на какие группы можно распределить слова.
  6. Запишите слова, распределив их в группы.
  7. Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.
  8. Сделайте вывод.

Слайд 6

Слова на карточках:

Вещь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, мелочь.

- Какова же работа ь знака в этих словах?  Совершенно верно: в именах существительных, заканчивающихся щищим звуком, Ь играет грамматическую роль, он указывает на род имени существительного).

 - Как это показать схемой?

2.Составление правила по заданию в учебнике стр.4, упражнение 173.

- Нам необходимо составить  совместный план действий – алгоритм.

- Сформулируйте правило о правописании мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Слайд 7

Работа в группах.

Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски.

Высказывания учащихся.

Обсуждение.

В ходе обсуждения “шаг за шагом” на экране появляется совместно выработанный алгоритм.

Идет озвучивание алгоритма детьми.

Формулируют правило.

(Он указывает на род имени существительного). Ребята наблюдают, делают умозаключения

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании «ь» после шипящих;
уметь формулировать правило по написанию «ь».
Предметные результаты:
выстраивают модель алгоритма
по написанию имен существительных женского рода с шипящим на конце; формулируют правило

Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

VI.Физминутка.

Мы задание выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем,  друзья.

- Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского – топайте ногами.

Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь.

- Как напишите имена существительные женского рода с шипящими на конце?

Самоконтроль

Метапредметные результаты:
Регулятивные

Здоровье-сберегающие технологии

VII.Применение знаний в знакомой и незнакомой ситуации..

Упражнение в правописании имён существительных с шипящими на конце.

1.Работа с учебником.Стр. 5, упр.174

-Назовите существительные с шипящими на конце.

-В первом предложении найдите главные члены предложения.Определите части речи.

2. Работа по карточкам в парах.

-Замени одним словом и напиши слова с шипящим на конце:

Приспособление с помощью которого открывается замок (ключ)

Часть суток от вечера до утра (ночь)

Маленький ребёнок (малыш)

Человек с высшим образованием, который лечит больных (врач)

Каменное сооружение для отопления помещений (печь)

Суп со свёклой и другими овощами (борщ)

Растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь)

- Прочитайте существительные с мягким знаком на конце.Почему написали мягкий знак?

- Что нужно уметь, чтобы грамотно писать существительные с шипящими на конце?

 - С одним из существительных составьте предложение и напишите его. - Чьё предложение вам понравилось?

  1. Групповая работа

К каждому имени существительному из левого столбика подбери близкие по значению существительные из правого столбика. У существительных с шипящим на конце определи род.

Трепет                   экипаж…

подростки              товарищ…

Сила                      клич…

Команда                дрож…

Призыв                 мощ…

Друг                      молодёж…

Работа в тетрадях.

Записывают предложения с комментированием по цепочке. Указывают форму числа, род существительных.

Самоанализ

Самопроверка.

Высказывания учащихся.

(уметь определять род имён существительных)

Работа в тетрадях.

Запись и чтение предложений.

Работа в тетрадях.

Взаимопроверка

Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Работа с информацией:
работа с материалом учебника
искать и выделять необходимую информацию

VIII. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков. 

Выявление уровня усвоения новых знаний. (самостоятельная работа)

Для контроля усвоения темы урока я предлагаю вам выполнить задания разной степени трудности. Три уровня 1,2,3.

1уровень

Напиши имена существительные в единственном числе, укажи род.

Чертежи, вещи, дочери, трубачи, гаражи, моржи, мелочи, богачи, коржи.

2 уровень

Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий …

3 уровень

Напиши мини- сочинение на тему «На реке», используя слова:

Петрович, пейзаж, луч, тишь, камыш, лещ, помощь.

- Выберите задание. Прочитайте его внимательно, определите задачу и приступайте к её решению. О результатах работы вы узнаете на следующем уроке русского языка.

Работа в тетрадях.

Самоанализ

Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Личностные результаты:
осознают смысл изучения правописания «ь» в словах, понимают значимость правильного написания «ь» в словах.

Метапредметные результаты:
сформированный способ деятельности.
Личностные результаты:
самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

IX. Итог урока. Рефлексия.

- Давайте вернёмся к проблеме урока: почему у одних имён существительных, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак, а у других нет?

- О какой новой функции(работе) мягкого знака вы узнали сегодня на уроке?

 - Что нужно уметь, чтобы правильно писать существительные с шипящими на конце?

- Кому было легко? - Кто испытывал затруднения? В чём? Где пригодятся знания, которые вы сегодня получили на уроке?

- Кого можно отметить за работу на уроке?
- А как вы работали на уроке?

- Оцените свою работу по шкале успеха.

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок.

(Мягкий знак на конце существительных после шипящих указывает, что они женского рода)

(уметь определять род имён существительных)

Самооценка.

Взаимооценка.

Личностные результаты:
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать результат выполнения работы своих одноклассников.

X.  Домашнее задание

Дома вы будете выполнять упражнение 5 на стр.12 учебника.

Учащиеся читают задание про себя.
Задают вопросы по выполнению задания.


Заместитель директора по УВР МБУ «Школа № 13»         _________________/ И.Г. Зеленцова/                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Meine Freunde" для развития умений монологического высказывания на тему: "Мои друзья"

Презентация "Meine Freunde"поможет вам активизировать работу над лексическим и грамматическим материалом для развития умений монологического высказывания на тему: "Мои друзья"...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Цель: ознакомление с орфограммой обучающихся VIII вида.Задачи: 1. Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце, повторить знания об имени существительном.2. Развивать умение уча...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Существительные с шипящим на конце"

Материал к уроку русского языка по теме "Существительные с шипящим на конце"...

БУКВЫ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Изучение нового материала в 5 классе по русскому языкуЦели урока (образовательные): находить (видеть) в словах орфограмму­ о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, пис...

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

Тема: Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Цель -   формирование умения писать грамотно безударные личные окончания глаголов.Задачи: формировать универсальные уч...

Конспект урока русского языка по теме _Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих

Урок по русскому языку по теме: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих» (3 класс УМК «Школа России)Цель урока: познакомить с правописанием мягкого знака в имена...

Буквы Е/О после шипящих и Ц в окончаниях имён прилагательных (5 класс)

Рабочий лист из 5 заданий по теме "Буквы Е/О после шипящих и Ц в окончаниях имён прилагательных"...