ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
статья

Перфилова Луиза Рамизовна

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Перфилова Л.Р.

Уровень финансовой грамотности российского населения в настоящее время достаточно низкий и его повышение является актуальной потребностью для всех участников рынка. Финансовое образование молодого поколения содействует принятию грамотных решений, сводит к минимуму риски, тем самым, повышая финансовую безопасность молодежи. Низкая финансовая грамотность и недостаточные знания в области личных финансов могут привести к банкротству, к неграмотному пенсионному планированию, уязвимости к финансовому мошенничеству, социальным проблемам, чрезмерным долгам, включая депрессивные состояния и прочие личные проблемы, связанные с этим. Повышение финансовой грамотности молодого поколения является сферой ответственности государства, семьи и бизнеса, актуальной задачей современного образования.

Значимость и необходимость формирования финансовой грамотности молодежи отражена в исследованиях А.А. Воронова, М.Ш. Дауровой, А.А. Кармаева, О.Е. Кузиной. М.Э. Паатовой, Е.С. Русских, Л.В. Стахович и др. Авторы раскрывают сущность финансовой грамотности как совокупности знаний, умений, навыков и установок в финансовой сфере и личностную социально-психологическую характеристику молодого человека, определяют актуальные задачи организации финансового образования в учебных заведениях, рассматривают методики измерения финансовой грамотности.

Среднее профессиональное образование (СПО) является важной частью российского образования. Многие молодые люди заинтересованы в скорейшей профессиональной и личной самореализации, поэтому приобретают необходимые квалификации и компетенции в стенах средней профессиональной школы. Д.В. Чернилевский отмечает – для современного этапа развития среднего профессионального образования характерен рост востребованности и объема подготовки специалистов среднего звена.

Подготовка конкурентоспособных выпускников системы СПО возможна только в условиях широкого внедрения экономической и финансовой составляющей в программы подготовки специалистов среднего звена, не только экономических специальностей, а формирование финансовой грамотности – через формирование экономических и социальных компетенций.

Финансовая грамотность как ключевое понятие экономики определяется как совокупность знаний, умений и навыков о финансовом рынке, позволяющие человеку, будучи активным субъектом рыночной экономики, давать правильную оценку сложившейся ситуации на финансовом рынке и принимать правильные и разумные решения в целях обеспечения своей прибыльности. В российской практике, понятие финансовой грамотности принято разделять на 3 составляющих:

1) финансовые знания, которые представляют собой общее понимание финансовых вопросов, финансовых инструментов. Знания требуют получения соответствующих навыков для практического применения;

2) навыки и компетенции. Навыки позволяют применять накопленные знания в различных ситуациях;

3) финансовая ответственность (установки) предполагает осознание влияния финансовых решений на более широкий спектр проблем. Финансовая ответственность позволяет индивиду осознавать свои права и обязанности, формирует установки на планирование, анализ, оценки и мониторинг своих финансовых решений. В нашем исследовании под финансовой грамотностью студента понимается совокупность установок, а так же знаний, умений и навыков в сфере финансов и его социально-психологических характеристик, определяющих готовность и способность студента  продуктивно выполнять разные социально-экономические роли: инвестора, налогоплательщика, заемщика, домохозяина и т.д. Финансовая грамотность характеризует уровень финансовых взаимоотношений студента с социумом и является составной частью его социальной компетентности.

Финансовая грамотность базируется на системе личностных социально-психологических особенностей и нравственно-этических установок, таких как ответственность, уверенность в себе в условиях неопределенности, креативность, коммуникабельность, бережливость, нацеленность на успех, толерантность, адаптивность.

Сформированность компетенций в финансовой сфере определяет эффективность финансового взаимодействия обучающегося с обществом в различных финансово-экономических ситуациях, сформированность личностных характеристик – степень комфортности такого взаимодействия, социальные роли выполняют функцию посредничества между ним и обществом, объединяя индивидуальные проявления и социальные нормы.

Успех финансового образования, зависит от степени использования в процессе обучения новых образовательных технологий, ориентированных на получение практико-ориентированных знаний и формирование соответствующих компетенций. Инновации, которые могут быть востребованы в финансовом образовании студентов колледжа, по аналогии с экономическим образованием старшеклассников, подразделяются на технологические инновации (новые образовательные технологии), методические инновации (модифицированные и авторские разработки педагогов и образовательных аутсорсеров); педагогические инновации – новые методы и приемы преподавания и обучения; организационных инноваций – новые организационные структуры и институциональные формы.

Практико-ориентированный подход должен стать основой для организации финансового образования студентов в сочетании с использованием аутсорсинговых образовательных технологий, социальным партнерством, волонтерской практикой.

Важность и необходимость финансового образования сегодня очевидна. Разрабатываются различные образовательные программы, ориентированные на разные возрастные категории, группы людей. Происходит процесс отбора образовательных практик, которые помогут в повысить уровень финансовой грамотности. Кроме того, ученые установили наличие зависимостей между уровнем финансовой грамотности и уровнем владения чтением и математикой. Следовательно, повышение финансовой грамотности способствует повышению общего уровня грамотности индивида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования

Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...

Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования

"Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования"В основных государственных документах (Федеральный закон «О внесении изменени...

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...

Презентация РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В современном мире финансовая грамотность становиться необходимым условием общей культуры современного молодого человека.Существование данной проблемы уже признали и государственные власти России, - П...

Презентация РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

В современном мире финансовая грамотность становиться необходимым условием общей культуры современного молодого человека.Существование данной проблемы уже признали и государственные власти России, - П...

Статья РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В современном мире финансовая грамотность становиться необходимым условием общей культуры современного молодого человека.Существование данной проблемы уже признали и государственные власти России, - П...

Доклад Формирование конкурентно-способной личности в системе среднего профессионального образования

Доклад Формирование конкурентно-способной личности в системе среднего профессионального образования...