Научно - исследовательская работа на тему: "Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей", студентки 1 курса Деревянкиной П.
материал
Научно-исследовательская работа включает в себя рассмотрение трактовок понятия «Педагогическая технология», структуру педагогической технологии, основные качества современных педагогических технологий, подробно рассмотрены современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей.
Целевая аудитория: студенты и преподаватели ГАПОУ НСО «Болотнинский педагогический колледж», а также педагоги дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevyankina_p_-_104_gruppa.docx | 47.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Новосибирской области
ГАПОУ Новосибирской области «Болотнинский педагогический колледж»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Выполнила:
студентка 104 группы
Деревянкина Полина Всеволодовна
Научный руководитель:
Воробьева Марина Николаевна
Болотное, 2024
АННОТАЦИЯ
Научно-исследовательская работа включает в себя рассмотрение трактовок понятия «Педагогическая технология», структуру педагогической технологии, основные качества современных педагогических технологий, подробно рассмотрены современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей.
Целевая аудитория: студенты и преподаватели ГАПОУ НСО «Болотнинский педагогический колледж», а также педагоги дополнительного образования.
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………...…….2
ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………………….….4
- Трактовки понятия «Педагогическая технология»………………………..…..…6
- Структура педагогической технологии…………………………………………...7
- Основные качества современных педагогических технологий………………....8
- Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей……………………………………………………………………10
- Виды педагогических технологий, применяемые в практике дополнительного образования детей…………………………………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………19
ВВЕДЕНИЕ
Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной практике обучения и воспитания детей: обновление содержания образования; внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности [1].
Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образование в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их [15].
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время педагог дополнительного образования обязан уметь работать с современными средствами обучения. Это необходимо для того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. Поэтому технологии, которые педагогу необходимо использовать в своей деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности ребенка, соответствующей запросам общества, а также способствовать обеспечению достойного уровня и постоянного совершенствования качества образования.
Объект исследования: педагогические технологии.
Предмет исследования: педагогические технологии, разработанные и применяемые в современной педагогической науке.
Цель исследования: изучение современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий.
- Рассмотреть виды современных технологий обучения детей и их практическое применение в системе дополнительного образования.
- Изучить использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей.
Для решения поставленных задач был использован метод исследования - анализ.
- ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
Слово «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве [2].
Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят о том, что это качественно новая ступень в развитии педагогики.
Педагогическая технология – это сложная система, состоящая из методик, приёмов, которые объединяют концептуально связанные между собой образовательные цели, различные формы, средства, приёмы организации учебного и воспитательного процессов.
- СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Структура педагогической технологии содержит три основных взаимосвязанных компонента:
- Научный: технология является научно разработанным решением определенной проблемы, основанном на достижениях педагогической теории и передовой практики.
- Формализовано-описательный (дескриптивный): технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов.
- Процессуально-деятельностный: технология предстает как сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, и в качестве реального процесса обучения и воспитания. Она может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой (проектом, концепцией), либо описанием алгоритма (программы) действий, либо реально осуществляющимся в практике процессом [15].
- ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Для описания таких сложных объектов, как педагогические технологии следует выделить их основные общие качества.
Системность – особое качество множества организованных компонентов, выражающееся в наличии интегральных свойств и качеств. Новые интегральные качества технологии как системы проявляются в новых образовательных результатах, отношениях, качествах, субъектов деятельности и т.д.
Комплексность – координация и взаимодействие различных педагогических, психологических, организационно-управленческих и других элементов.
Целостность – наличие общих интегративных качеств при сохранении специфических свойств составляющих элементов.
Научность – включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и другие качества, представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Концептуальность – система взглядов на педагогический процесс, идей, принципов, на основе которых организуется деятельность.
Структурированность – наличие определенной внутренней организации системы (цели, содержания), системообразующих связей элементов (концепция, методы), устойчивых взаимодействий (алгоритм), обеспечивающих устойчивость и надежность системы.
Преемственность – решает определенную часть общей задачи, координируется по содержанию, времени и другим параметрам.
Вариативность и гибкость – основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности элементов алгоритма, в зависимости от условий осуществления технологии.
Инструментальность – обеспеченность комплексом учебно-методических, дидактических средств и инструментов, сопровождающих основные операции образовательного процесса (учебники, оборудование и т.п.).
Эффективность – отношение результата к количеству израсходованных ресурсов. Современные технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам [2].
- СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В дополнительном образовании, педагогические технологии имеют особое значение и место по ряду причин:
- Выбор способа решения дидактической задачи в дополнительном образовании предоставляется самому педагогу, но опыт показывает, что такая задача посильна далеко не каждому. Происходит это по ряду причин, связанных с уровнем профессиональной компетенции, так как, зачастую, работают высоко квалифицированные специалисты по профилю, но не имеющие педагогического образования и опыта работы с детьми; следовательно, полезнее вооружить их готовой технологией.
- В условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не "чему учить?", а "как учить?" т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации деятельности детей, которые обеспечат им комфортные условия развития.
- Учреждения дополнительного образования особые учреждения, которые должны стать не просто местом получения знаний и умений в системе дополнительного образования детей, а пространством разнообразных форм общения.
Следовательно, объектом технологии дополнительного образования являются способы организации различных видов деятельности учащихся и организационные формы образовательного процесса.
Учреждения дополнительного образования детей, в отличие от массовой школы, имеют все возможности для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам. К тому же, содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на уровень умственного развития ребенка и корректироваться в зависимости от его конкретных возможностей, способностей и запросов. В результате для большинства учащихся создаются оптимальные условия для занятий: они реализуют свои способности, осваивают дополнительные общеразвивающие программы и никто не "выпадает" из процесса обучения [15].
Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования, позволяющие внедрять современные педагогические технологии:
- Учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время.
- Обучение организуется на добровольных началах всех сторон (учащиеся, родители, педагоги).
- Психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер.
- Детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий.
- Допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).
5 ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Технология личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизма познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Ведущие идеи личностно-ориентированного обучения:
- Цели личностно-ориентированного обучения: развитие познавательных способностей ребенка, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка.
- Обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс.
- Учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально значимых образцов усвоения, заданных в обучении.
- Субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая.
- Усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально-значимые ценности [3].
Технология индивидуализации обучения
Технология индивидуализированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».
Основные цели индивидуализированного обучения:
- Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).
- Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.
- Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
- Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
- Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества [4].
Технология коллективной творческой деятельности
Технология коллективно-творческой деятельности (КТД) — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.
Цель - раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества [5].
Технология «ТРИЗ» (Теория Решения Изобретательских Задач)
ТРИЗ или теория решения изобретательских задач — это методика, предложенная советским изобретателем, новатором и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Несмотря на то, что истоки этой методики лежат в середине прошлого века, она не потеряла свою актуальность и сегодня.
Основное преимущество ТРИЗ — способность развивать у человека творческое мышление и заставить его отбросить свою инерцию мышления. ТРИЗ помогает выработать у учеников умение подойти к решению задач нестандартно, взглянуть на проблему с новой стороны.
Цель технологии – формирование мышления учащихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности [6].
Технология исследовательского (проблемного) обучения
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.
Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:
- Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.
- Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие [7].
Технология программированного обучения
Технология программированного обучения – это технология самостоятельного и индивидуального обучения по разработанной заранее дополнительной общеобразовательной программе с использованием специальных средств (обучающих машин, вычислительных машин). Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода [8]. Роль педагога состоит в отслеживании состояния учащегося и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а также регулировании программных действий, если это необходимо для улучшения процесса.
Игровые технологии
Игровые технологии - одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Цели образования игровых технологий обширны:
- Дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков.
- Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.
- Развивающие: развитие качеств и структур личности.
- Социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды [9].
Технология проектного обучения
Проектное обучение – это определенная организация антирутинного учебного процесса, которая направленная на решение учащимися жизненных, учебных и профессиональных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая нужна для редактирования и обоснования поэтапной, эффективной, образовательной деятельности, представление результата.
Главная цель проектной технологии – это развитие и воспитание креативной, самостоятельной личности, заложение основы подготовки учащихся к трудовой деятельности в непривычных условиях, где наиболее значимым в обучении, является их стремление находить творческие подходы к решению задач, стремление использовать полученное навыки с выгодой не только для себя, но и для других [10].
Новые информационные технологии обучения
Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютеры, аудио, кино, видео).
Цели информационных технологий:
1.Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
2.Подготовка личности «информационного общества».
3.Предоставление учащемуся возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.
4.Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать
оптимальные решения.
В учреждениях дополнительного образования, куда учащиеся приходят, руководствуясь собственным интересом к той или иной предметной области, любые инновации, любые методики и новшества, любые образовательные эксперименты находят благодатную почву. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН [11].
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающая образовательная технология - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) [1\2].
Целью применения здоровьесберегающих технологий на занятиях в дополнительном образовании является содействие формирования у воспитанников сознательного отношения к своему здоровью – самой большой ценности, данной человеку.
Помочь в достижении цели может решение следующих задач:
- Снижение влияния факторов риска на здоровье учащихся в образовательной организации дополнительного образования.
- Обучение детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни, навыках гигиены и профилактике заболеваний [13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подробнее изучив и проанализировав существующие современные педагогические технологии, можно понять, что разнообразные личностно-ориентированные технологии стали отличительной особенностью дополнительного образования.
Исходя из исследований, можно утверждать, что современные педагогические технологии являются мощным средством социализации личности учащихся. Они способствуют развитию творческих способностей и личностных новообразований детей.
Именно это помогает совершенствовать и обеспечивать достойный уровень качества дополнительного образования, а также соответствует запросам общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/65
- Казакова Н. А. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://davaiknam.ru/text/sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-v-dopolnitelenom-obrazo - (дата обращения 04.03.2024)
- Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tsdik.buryatschool.ru/site/pub?id=22 - (дата обращения 29.04.2024)
- Технология индивидуализации обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vtitbid.ru/edu/downloads/metod/techno.pdf - (дата обращения 29.04.2024)
- Технология коллективной творческой деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-kolliektivnoi-tvorchieskoi-dieiatie.html - (дата обращения 29.04.2024)
- ТРИЗ: что это за технология, методика, принципы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nadpo.ru/academy/blog/triz-chto-eto-za-tekhnologiya-metodika-principy/ - (дата обращения 10.03.2024)
- Педагогические технологии в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.koiro.edu.ru/centers/tsentr-nepreryvnogo-obrazovaniya/metodicheskaya-kopilka/materialy-dlya-rukovoditeley-oragnizatsiy-dopolnitelnogo-obrazovaniya/normativnye dokumenty/ped.tehnologii_v_DOD.pdf - (дата обращения 10.03.2024)
- Крившенко, Л. П. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева. – 2004
- Игровые технологии в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/igrovye-tehnologii-v-dopolnitelnom-obraz.399438388/ - (дата обращения 09.03.2024)
- Савинков А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании / А. Савинков // Школьный психолог. – 2007. – №23. – С. 6-10
- Новые информационные технологии обучения в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://s-ba.ru/conf-posts-2022-04/tpost/for72ephp1-novie-informatsionnie-tehnologii-obuchen - (дата обращения 20.04.2024)
- Использование здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://s-ba.ru/conf-posts-2022-10/tpost/9387azmmm1-ispolzovanie-zdorovesberegayuschih-tehno - (дата обращения 10.04.2024)
- Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в дополнительном образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/seminary/dopolnitelnoe-obrazovanie-detej/ispolzovanie-zdorovesberegajuschih-tehnologij- - (дата обращения 29.04.2024)
- Обзор современных педагогических технологий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zavuch.by/obzor.html - (дата обращения 11.04.2024)
- Бродецкая Е.В. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/01/14/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii-v - (дата обращения 09.03.2024)
- Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы исследовательской работы на тему" Современные и традиционные английские имена"
Основное содержание исследовательской работы. Лингвотсрановедение...
Исследовательская работа на тему «Современные виды химической завивки волос»
Исследовательская работа на тему «Современные виды химической завивки волос» Выполнила: Протасова Ольга, студентка 2 курсаРуководитель: Иванова Т.Н., преподаватель по профессии «Парикмахер»...
Статья на тему: Современные психолого-педагогические технологии в непрерывном образовании
В данной статье рассматриваются наиболее часто встречающие инновационные психолого - педагогические технологии, которые педагог может применять при планировании образовательной деятельности....
Инновационные педагогические технологии в системе Дополнительного образования детей
Инновационные технологии в дополнительном образовании дают возможность учащимся понять тенденции эволюции производительных сил и производственных отношений, это связано непосредственно с будущей...
Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отнош...
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
В данном разделе размещены работы исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей...
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей - это последовательная взаимосвязанная система действий педагога направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последоват...