Родительское собрание на тему "Поощрения и наказания"
материал
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье, каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Поощрение и наказание" | 28.54 КБ |
презентация | 57 КБ |
приложение 1 | 32 КБ |
Приложение 2 | 36 КБ |
Приложение 3 | 36 КБ |
Приложение 4 | 21 КБ |
Приложение 5 | 19.5 КБ |
Приложение 6 | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание "Значимость поощрения и наказания в воспитании детей"
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье, каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.
Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.
Поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.
Цель собрания: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.
Задачи: Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.
Материалы:
- Листы бумаги А4 разного цвета (всего 4 цвета).
- Карточки тех же цветов (для каждого участника).
- Плакаты с высказываниями.
- Карточки с практическими заданиями.
- Карточки с описанием проблемных ситуаций.
Подготовительная работа к собранию:
Анкетирование детей.
Организация пространства:
В классе стоят 4 стола и стулья вокруг них, при входе в зал каждый участник получает карточку какого-либо цвета, заходит в зал и садится за стол, на котором лежат того же цвета листы А4. (Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками)
Ход собрания
Играет музыка, родители входят в класс и рассаживаются
Класс оформлен плакатами с мудрыми высказываниями, согласно теме собрания
1. Вступительная часть
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье, каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.
Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?
2. Практическое задание
Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания по группам. Первой группе необходимо составить перечень приемлемых методов поощрения. Второй группе необходимо составить перечень неприемлемых методов поощрения. Третьей группе необходимо составить перечень приемлемых методов наказания. Четвёртой группе необходимо составить перечень неприемлемых методов наказания (Приложение 1).
Участники представляют свои результаты работы в группах. Проводится дискуссия.
3. Анализ анкетирования детей
Предварительно, перед нашей встречей, дети ответили на вопросы анкеты (Приложение 2).
Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?
Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.
4. Информационная часть
Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.
А теперь я хочу предложить вам, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением, ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.
Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:
Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье…
Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.
Материальные поощрения.
Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: дополнительные карманные деньги, одежда, и т. д., то, что вы обычно покупаете ли разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать для них, можно с успехом использовать в качестве последствий. Для этого надо добиваться, чтобы они заслужили в виде поощрения, а не получали разрешение или какую-то вещь просто так.
Социальные поощрения.
Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, смехе, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывание по спине или в других формах доброжелательного отношения. Например: поощрить, вешает на место одежду, вовремя возвращается домой. Социальное поощрение должно сопровождаться материальным вознаграждение или поощрением, связанным с внешкольными занятиями. Оно очень важно для детей, а значит, укрепляет ваше положительное взаимодействие с детьми
О чём нужно помнить при поощрениях
Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако, чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.
- Поощрение должно быть строго индивидуальным.
- Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
- Заслуженное поощрение необходимо выдать.
- Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.
- Возможно, награды придётся менять.
- Поощрение должно быть достижимым.
Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию и теперь мы поговорим о наказаниях.
Наказания можно определить так: это лишение ребёнка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая потеря. Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий.
Потеря привилегии.
Это очень эффективная форма наказания. Данная система предполагает, что ребёнок штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок. Любой тип занятия, привилегия или вещь, представляющая для ребёнка ценность, может быть использована для наложения штрафа.
Например: дочери полагается в десять быть дома, насколько ты опоздаешь сегодня, на столько раньше десяти должна будешь вернуться завтра.
Это эффективная мера наказания, однако, важно учитывать несколько моментов:
- Надо чётко определить поведение, подлежащее штрафу, и обозначить цену возможной провинности.
- В случае проступка, необходимо последовательно применять систему штрафов и потерю привилегии.
- Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей ребёнок может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.
- Остерегайтесь нереальных или слишком суровых наказаний (например, оплата за отметки.
Запрет на приятные для ребёнка занятия.
Часто называется наказанием тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у ребёнка должно быть какое-то приятное ему занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием.
Например, наказание тайм-аутом. Дочь затевает спор в магазине из-за стиля одежды. Ей можно сказать: “Я буду делать тебе предупреждение каждый раз, когда ты будешь дерзить; после третьего предупреждения ты отправишься домой, а покупки будут отложены на неделю”.
Для тайм-аута подойдёт любое привлекательное занятие для ребёнка.
Чтобы использовать этот приём с успехом, надо учитывать ряд условий:
1) Вы должны ясно обозначить, за какую провинность последует наказание.
2) Провинность должна определяться очень чётко. Например: “Я больше не хочу терпеть ваши скандалы, под скандалами я понимаю, что вы дразните, друг друга и обзываете”. Теперь ребёнок знает, какое именно поведение карается тайм-аутом.
3) Далее делается предупреждение: “Я делаю тебе первое предупреждение. После третьего предупреждения случится то-то и то-то”. Кроме того, ребёнок должен знать, на какой период ему будет запрещено то или иное занятие, и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.
Например: “Если ты будешь помогать по дому три дня без споров, мы поедим за покупками в субботу”. Процедуру тайм-аута надо проводить последовательно, с невозмутимым видом без эмоций, и применять меру, которая была заранее объявлена.
Лишение поощрения.
Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой.
Вербальные наказания.
Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей.
Физическое наказание.
Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”. Однако, можно достичь цели, используя множество разных методов наказания, избегая физических (Приложение 3).
О чём нужно помнить, прибегая к наказаниям
Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы.
- Используйте наказание в сочетании с поощрениями.
- Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято.
- Индивидуализируйте наказания.
- Наказывайте поведение, а не самого ребёнка.
- Сохраняйте холоднокровие.
- Не злоупотребляйте наказаниями.
- Старайтесь наказывать сразу.
5. Рассмотрение проблемных ситуаций
Сейчас я предлагаю попробовать решить несколько жизненных ситуаций в подгруппах (Приложение 4).
Сколько людей, столько и различных мнений. Давайте будем уважительно относиться к каждому решению проблемы.
Участникам в группах предлагаются карточки с описанием проблемных ситуаций.Участники обсуждают ситуацию внутри группы, затем предлагают решение для общего обсуждения.
6. Итог собрания
А в заключении я хотела бы обратить ваше внимание на высказывания великих педагогов и психологов, которые вы видите на плакатах. Выберите то высказывание, которое вам ближе (Приложение 5)
(Участники по желанию высказывают и аргументируют своё мнение)
Уважаемые родители, поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.
Желаю вам успехов в нелёгком труде родителя!
Любите своих детей! Удачи вам и счастья!
7. Памятки-рекомендации (Приложение 6)
“Как поощрять ребенка в семье”.
“Общие правила, что нельзя делать и, напротив, о чём нужно помнить и делать, если возникло желание наказать ребёнка”.
Литература
- Н.И.Дереклеева “Родительские собрания 1-4 классы”.
- И. М. Марковская “Тренинг взаимодействия родителей с детьми”.
- Л. И. Саляхова “Родительские собрания 1-11 классы”.
- К. Кузьма “Как понимать своего ребёнка”.
- Д. Фонтенел “Проблемы переходного возраста”.
- Т. Л. Шишова “Как правильно наказывать ребёнка”.
- Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1, 2/ Под ред. Н.А. Алексеевой.
- Школьный психолог № 25 2000 год.
- Школьный психолог № 21 2008 год.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика не достигают цели, когда они переходят меру справедливости. А.Шопенгауэр (ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (1788 - 1860), немецкий философ).
Помните! Быть родителями – значит все время учиться ими быть: развивать интуицию; самообучаться по мере того, как растут дети; помогать себе и им стать ближе друг к другу.
Принуждение и поощрение как методы воспитания не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, хотя родители ими охотно пользуются.
Народная мудрость Верная указка не кулак, а ласка Понуканье – не воспитание
Итоги анкетирования учащихся 4-9 классов Не наказывают 42% опрошенных 3% - не наказывают и не хвалят наказывают 57% опрошенных
Ситуация 1 В семье родился маленький ребенок, после чего поведение старшего сына резко изменилось. Все чаще и чаще он начал проявлять агрессивность по отношению к родителям. Младший брат тоже стал предметом его агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть старшего сына с малышом, он ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были возмущены. Последовало наказание за провинность.
Ситуация 2 В семье было принято в конце недели отчитывались о результатах своей учебы. Если, по мнению родителей, результаты были хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, то они должны были выполнять трудовую повинность по дому, по хозяйству. Работу в доме можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
Противоречия между детьми и родителями « Родители не понимают нас. Не слушают наши мнения. Ругают и наказывают. Вся беда в том. Что родители знали нас, когда мы были маленькими!»
Отзывы родителей « Я не могу слушать, что говорит мой сын, все, что он говорит, приводит меня в ужас, вызывает во мне ярость и сопротивление. Я кричу на него, я не могу сдержаться». « Я ругаю его каждый день, наказываю. Сама не знаю, что делать, как поступить?» «Я его растила – растила, а он мне говорит: жить не умеете, неправильно живете. Я так жить не буду».
Отзывы детей « Что бы я ни сделал, дома на меня только кричат». «Да, что я им буду рассказывать, они все равно меня не поймут, мораль читать будут». «От взрослых хорошего не жди».
Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка. Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение. Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям
Психологи советуют Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей. Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки. Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится. Поощрениями и наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.
Данные анкет 67% дома хвалят 8% редко 25% дома никогда не хвалят
Ситуация Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили дорогую красочно-иллюстрированную детскую энциклопедию, которая нужна по программе и альбом для фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь приличное купите! Вот подруге родители роликовые коньки купили!»
Правила общения Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в неприятие его. Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы, возможно, думаете, но не говорите. Признайте ребенка здесь и сейчас, на основе настоящих событий. Сохраняйте дружелюбный тон!
Народная мудрость Ласковое слово и буйную голову смирит. Один добрый пример лучше ста слов На и что и клад, коли в семье лад
Китайская притча ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». И в конце листа: «100 раз ЛЮБОВЬ, 100 раз ПРОЩЕНИЕ, 100 раз ТЕРПЕНИЕ».
Революция в обучении Дети учатся тому, что они видят вокруг себя. Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать. Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать. Если ребенок живет в обстановке страха, он учится бояться. Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.
Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть. Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать. Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым. Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе. Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить. Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя. Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости. Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость. Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Приемлемые поощрения для детей (1 группа) – красный цвет
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неприемлемые поощрения для детей (2 группа) – жёлтый цвет
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приемлемые наказания для детей (3 группа) – синий цвет
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неприемлемые наказания для детей (4 группа) – зелёный цвет
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Анкета для детей
«Поощрение и наказание»
1.Меня наказывают, если…
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Меня хвалят, если…
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Родители наказывают меня… (подчеркни как)
а) кричат на меня
б) называют обидными словами
в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере
г) запрещают гулять
д) ставят в угол, наказывают ремнём
е)свой вариант_______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Родители поощряют меня….(подчеркни как)
а) хвалят меня
б) дарят подарки
в) покупают вещи
г) что-то разрешают
д) дают деньги
е) свой вариант_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Результаты анкетирования детей по теме: «Поощрение и наказание»
Всего обследовано: 41человек
1.Меня наказывают, если…
Учёба, плохие оценки – 53%
Прогулки – 17%
Плохое поведение – 53%
Не помогаю – 24%
2.Меня хвалят, если…
Учёба, хорошие оценки – 83%
Хорошее поведение – 39%
3.Родители наказывают меня…
а) кричат на меня – 49%
б) называют обидными словами – 5%
в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере – 54%
г) запрещают гулять – 41%
д) ставят в угол, наказывают ремнём – 37%
е) свой вариант – 17%
(не разговаривают со мной, запрещают приглашать друзей, запрещают выходить из комнаты)
4. Родители поощряют меня…
а) хвалят меня – 51%
б) дарят подарки – 32%
в) покупают вещи – 29%
г) что-то разрешают – 49%
д) дают деньги – 39%
е) свой вариант – 34%
(поездка к бабушке, в лагерь, компьютерные игры, поход в лес, гладят меня, поездка в развлекательный центр)
Предварительный просмотр:
Приложение 3
О физических наказаниях в семье
Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в семейном воспитании говорит о низкой культуре родителей, не умеющих справиться с собственным раздражением и плохим настроением, с неудачами в семье или на работе, убежденных в собственной непогрешимости и вседозволенности. Замечено, что чаще всего подвергаются телесным наказаниям дети в семьях, где пьянствуют один или оба родителя.
К сожалению, некоторые считают, что физические наказания не только допустимы, но даже необходимы для воспитания ребенка. «Меня родители пороли, и ничего, хорошим человеком вырос», - расхожее рассуждение таких отцов и матерей. Другие соглашаются, что бить нехорошо, но недоумевают: как же иначе можно заставить детей слушаться?
Иногда молодые родители полагают, что пока ребенок мал и не понимает объяснений взрослых, его можно в назидание шлепнуть, если он не слушается или капризничает. На первый взгляд, от шлепков не велика беда: ребенку не больно, но зато он сразу прекращает баловаться. Тем не менее, не следует идти этим путем, с малолетства, приучая ребенка не прислушиваться к словам, а подчиняться только силе взрослого.
Иногда родители жалуются, что на их детей никакие иные меры, кроме ремня, не действуют. Раскаяние ребенка, слезы и обещания исправиться создают у взрослых иллюзию действенности принятых мер, в то время как это реакция на боль, обиду и унижение. Телесные наказания не способствуют искреннему осознанию ребенком своей вины, парализуют волю, притупляют нравственные чувства. Добиваясь подчинения, часто не осознанного, а вызванного страхом перед новыми наказаниями, родители не устраняют причины поступков, а лишь временно нейтрализуют их, подавляют самостоятельность, препятствуют
становлению самосознания, формируют заниженную самооценку. Все это способствует новым проступкам детей и, следовательно, новым наказаниям. Физическое наказание вызывает естественное сопротивление детей. В ответ, защищаясь, они либо обманывают, утаивают либо грубят (особенно в подростковом возрасте).
Несмотря на ершистость и дерзость, подростка очень легко надломить, сделать замкнутым и недоверчивым. При частых физических наказаниях ребенок отчаивается, теряет веру в себя, в справедливость взрослых, самолюбие у него уязвлено, появляются ощущение собственной ущербности* несостоятельности и, в то же время, стремление утвердиться любым способом, в том числе и с помощью вызывающего поведения. Физические наказания калечат душу ребенка, навсегда оставляют в ней горестный след, травмируют психику, уродуют сознание, становятся причиной многих детских заболеваний.
Нередки случаи, когда, боясь побоев, ребенок уходит из дому, привыкает к бродяжничеству. Одним из отдаленных последствий физических наказаний могут быть нарушения эмоциональных контактов детей с родителями не только в детском, но и в зрелом возрасте, холодные отношения без духовной близости, что больно ранит обе стороны.
Школьники, подвергающиеся физическим наказаниям в семье, обычно учатся ниже своих возможностей, труднее справляются с проблемами отношений в классе, особенно конфликтны. Учителя замечают: как только удается убедить родителей отказаться от угроз и ремня в воспитании, наладить в доме нормальную обстановку, научиться правильно требовать и контролировать, дети начинают лучше учиться, резко сокращается число замечаний, а следовательно, и поводов для наказаний.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Проблемные ситуации для групп
1 группа (красный цвет)
В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.
В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: «Я не собираюсь с ним сидеть!» Родители были очень возмущены и расстроены, последовало строгое наказание за непослушание.
2 группа (жёлтый цвет)
В этой семье в конце дня дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
3 группа (синий цвет)
Родители долго думали, что подарить сыну к новому году. Купили фотоальбом и две книги. Получив подарок, мальчик был очень обижен: «Я думала, что вы мне что-нибудь хорошее купите! Вот другу родители компьютер купили!»
4 группа (зелёный цвет)
Родители постоянно ставили сына за все проступки в угол и физически наказывали. А однажды, находясь еще только в третьем классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, убегу от вас куда-нибудь, только бы не жить с вами». С вами больше жить не хочу».
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Нехорошо заставлять ребёнка
целовать руку, которая только что
его высекла.
И. Кант
Помни, рано или поздно твой сын
последует твоему примеру,
а не твоим советам.
Народная мудрость
Ребёнок нуждается в вашей любви
больше всего именно тогда,
когда он меньше всего её заслуживает.
Э. Бомбек
Предварительный просмотр:
Приложение 6
Как поощрять ребенка в семье
- Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
- Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
- Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
- Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
- Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.
- Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.
- Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
- Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
- Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
- Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
- Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
- Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами
- Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
- Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Общие правила, что нельзя делать и , напротив, о чём нужно помнить и делать, если возникло желание наказать ребёнка
- Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше.
- Нельзя делать наказание чрезмерным. Оно — сигнал о важности правила, а не «акт возмездия». Поэтому классические «стояния в углу» или «сидения в дедушкином кресле» вполне подходят.
- Нельзя наказанием унижать ребенка. Это значит, что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.
- Совершенно недопустимы физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они ничего не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.
- Важно помнить, что смысл наказания — сообщить серьезность и непререкаемость установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не пропуская.
- Нужно объяснить ребенку (по возможности кратко) смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут.
- Наказание нужно назначать в относительно спокойном доброжелательном тоне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для 6 классов "Поощрение и наказание"
Задачи:1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания в семье.2.Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье....
Родительское собрание "Сила родительского примера"
Берегите своих детей,Их за шалости не ругайте.Зло своих неудачных днейНикогда на них не срывайте.Не сердитесь на них всерьез,Даже если они провинились,Ничего нет дороже слез,Что с ресничек родны...
Конспект родительского собрания на тему: «Поощрение и наказание в процессе воспитания детей»
Конспект родительского собрания на тему: «Поощрение и наказание в процессе воспитания детей». Подготовлено студенткой 4 курса - конкурсанткой чемпионата WorldSkills Дорджиевой Иминой под р...
Конспект родительского собрания. Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики».
Тема: «Развитие мелкой моторики»Цель:Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи:• показать важность работы по...
Конспект родительского собрания. Итоговое родительское собрание в группе раннего возраста на тему: «Чему мы научились за год».
Дата проведения :(конец апреля.)Цель: подведение итогов образовательной деятельности.Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совм...
родительское собрание на тему поощрение и наказание
Родительское собрание на тему поощрение и наказание...
Методическая разработка родительского собрания «Родительский дом – начало начал»
В данной методической разработке рассматриваются вопросы подготовки, организации и проведения родительского собрания с коллективом родителей учащихся 5-9 классов.Проводится собрание в кабинете, оформл...