Методическая разработка родительского собрания «Родительский дом – начало начал»
методическая разработка
В данной методической разработке рассматриваются вопросы подготовки, организации и проведения родительского собрания с коллективом родителей учащихся 5-9 классов.
Проводится собрание в кабинете, оформленном высказываниями о роли семьи в деле воспитания детей и подростков, что уже само по себе вводит в круг вопросов, которые будут рассматриваться на собрании.
Разработка представляет собой материалы к проведению родительского собрания, проводимому в форме мини-конкурсов, анкет, позволяющих непосредственно вовлечь родителей в процесс обсуждения и анализа проблем воспитания, обучения, развития и познания собственного ребенка, совершить совместное с педагогом погружение в проблемное поле решаемой задачи.
В первой части разработки определены цели и формы проведения родительского собрания, описывается подготовительный этап, необходимое оформление и оборудование.
Вторая часть является практической деятельностью и представлена в форме конкурсов для семей: «Папа, мама, я — дружная семья» (самопрезентация семей), «Как мы знаем друг друга?» (от каждой семьи участвуют ребенок и взрослый), «Семейные забавы» (проводится в три этапа), представление фирменного блюда от каждой семьи.
Завершается родительское собрание заключительным словом классного руководителя, в котором обозначены рекомендации и практические советы родителям, выдаются памятки-пожелания.
Заключительным этапом собрания является обратная связь, т.е. обмен мнениями родителей об актуальности проблем, вынесенных на родительское обсуждение, принятие конкретных решений о тесной взаимосвязи и взаимной деятельности коллектива педагогов, классного руководителя с коллективом родителей достижения общих воспитательных целей и задач. Таким образом, учитывая несомненную актуальность и практическую направленность данной разработки, она может быть использована в воспитательной работе классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_demkovich.docx | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ГУСЕВА ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВИЧА
Методическая разработка
родительского собрания «Родительский дом – начало начал»
Разработала:
Демкович Я. С.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 15 им. Гусева В. В.
г. Хадыженск, 2024г.
Содержание
Список использованной литературы 8
Приложение 1 к методической разработке родительского собрания «Родительский дом – начало начал» 9
Аннотация
В данной методической разработке рассматриваются вопросы подготовки, организации и проведения родительского собрания с коллективом родителей учащихся 5-9 классов.
Проводится собрание в кабинете, оформленном высказываниями о роли семьи в деле воспитания детей и подростков, что уже само по себе вводит в круг вопросов, которые будут рассматриваться на собрании.
Разработка представляет собой материалы к проведению родительского собрания, проводимому в форме мини-конкурсов, анкет, позволяющих непосредственно вовлечь родителей в процесс обсуждения и анализа проблем воспитания, обучения, развития и познания собственного ребенка, совершить совместное с педагогом погружение в проблемное поле решаемой задачи.
В первой части разработки определены цели и формы проведения родительского собрания, описывается подготовительный этап, необходимое оформление и оборудование.
Вторая часть является практической деятельностью и представлена в форме конкурсов для семей: «Папа, мама, я — дружная семья» (самопрезентация семей), «Как мы знаем друг друга?» (от каждой семьи участвуют ребенок и взрослый), «Семейные забавы» (проводится в три этапа), представление фирменного блюда от каждой семьи.
Завершается родительское собрание заключительным словом классного руководителя, в котором обозначены рекомендации и практические советы родителям, выдаются памятки-пожелания.
Заключительным этапом собрания является обратная связь, т.е. обмен мнениями родителей об актуальности проблем, вынесенных на родительское обсуждение, принятие конкретных решений о тесной взаимосвязи и взаимной деятельности коллектива педагогов, классного руководителя с коллективом родителей достижения общих воспитательных целей и задач. Таким образом, учитывая несомненную актуальность и практическую направленность данной разработки, она может быть использована в воспитательной работе классных руководителей.
Введение
Среди разнообразных форм воспитательной работы классного руководителя родительские собрания занимают особое место.
Родительское собрание — это универсальная форма работы, позволяющая классному руководителю решать ряд задач: организация коллектива родителей, их психолого-педагогическое просвещение, управление процессом воспитания, оказание помощи родителям в воспитании детей. В современной педагогической практике существуют разные виды родительских собраний, среди которых можно выделить:
— организационные, на которых разрабатываются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет класса, распределяются поручения среди родителей;
— тематические, посвященные обсуждению актуальных вопросов воспитания и развития учащихся;
— итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления в жизни классного коллектива.
Результативность родительского собрания зависит от многих факторов, в том числе от актуальности темы собрания для родителей, от того, насколько оно продумано и подготовлено классным руководителем и родительским комитетом, от умения учителя создать атмосферу взаимопонимания, доверия, сотрудничества, коллективного поиска путей решения нелегких проблем воспитания подростков. Немаловажным условием успешности родительского собрания является использование разнообразных форм общения учителя и родителей: мастерские семейного опыта, «круглые столы», тренинги, психолого-педагогические практикумы, семейные гостиные, вечера семейного досуга и т. д.
В данной разработке я бы хотела показать один из вариантов проведения родительского собрания в форме семейного вечера (тематическое собрание). Надеюсь, что данная разработка поможет моим коллегам в организации родительских собраний.
Основная часть
Родительский дом – начало начал (родительское собрание).
Цель: развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордость за свою семью, сплочение классного коллектива. Форма: семейный вечер.
Участники: учащиеся, родители класса, классный руководитель.
Подготовительный этап:
1. Необходимо подготовить приглашения родителям.
2. Учащиеся вместе с родителями получают домашнее задание: подготовить рассказ о своей родословной и нарисовать генеалогическое древо своей семьи.
3. Родители и дети готовят выставку творческих работ, фотографий «Мир семейных увлечений», «Загляните в семейный альбом».
4. Родители готовят фирменное семейное блюдо.
5. Составляется программа детской самодеятельности (песни, танцы, сценки из школьной жизни).
6. Из числа родителей и учащихся класса формируется «Семейный совет», выполняющий функции жюри.
7. Определяются семьи — участницы конкурсной программы.
8. Родительский комитет готовит призы участникам вечера.
Оборудование, оформление: классная комната (актовый зал) оформляется празднично. Используются подготовленные творческие работы учащихся и родителей готовится реквизит конкурсов. Важную роль в проведении семейного вечера играет музыкальный фон — песни о семье, родительском доме.
Ход вечера
Семьи занимают места за столом. Вступительное слово классного руководителя:
Дорогие ребята, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на семейном празднике «Родительский дом — начало начал».
Классный руководитель представляет семьи — участницы вечера и семейный совет (жюри).
Классный руководитель: Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, — это дефицит общения. Им не хватает родительского внимания, ласки, заботы. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь. Наш задушевный разговор может восполнить этот пробел.
Конкурс «Папа, мама, я — дружная семья» (самопрезентация семей)
Семьи — участницы конкурса в течение 5— 7 минут в творческой, увлекательной форме должны рассказать о себе, семейных увлечениях, традициях и т. д.
Классный руководитель: Согласитесь, как важно, когда в семье царит доверие, взаимопонимание между взрослыми и детьми.
Следующий конкурс поможет взрослым и детям лучше узнать друг друга.
Конкурс «Как мы знаем друг друга?» (от каждой семьи участвуют ребенок и взрослый)
Детям и родителям раздаются листы-бумаги. Им одновременно необходимо ответить на вопросы:
1. Любимый цвет вашего ребенка?
2. Любимый цвет мамы?
3. Любимые песни родителей?
4. Как зовут друзей вашего сына (дочери)?
5. Любимый школьный предмет сына (дочери)?
6. Любимый праздник родителей?
7. Какие книги прочитал сын (дочь) за последний месяц?
Классный руководитель: Все вы, ребята, любите и уважаете своих пап и мам, но ведь они не только в семье любимы и уважаемы. У них есть работа, коллектив, в котором они трудятся. И сегодня ваши папы и мамы расскажут о своих профессиях. Может, это поможет вам в выборе своей будущей профессии (рассказы родителей о своих профессиях).
Конкурс «Семейные забавы» (проводится в три этапа)
В I этапе от каждой семьи участвуют дети. Необходимо с закрытыми глазами разобрать и собрать матрешку
II этап (участвуют дети и родители). Семьям необходимо подобрать русские аналоги следующих пословиц:
«Все хорошо в свое время» (английская пословица). — «Делу время — потехе час» (русская пословица).
«Пика не кладется в мешок» (польская пословица).— «Шило в мешке не утаишь» (русская пословица).
«Большая рыба живет в больших водах» (испанская пословица). — «Большому кораблю — большое плаванье» (русская пословица).
«Бойся тихой реки, а не шумной» (греческая пословица). — «В тихом омуте черти водятся» (русская пословица).
«Молчаливый рот — золотой рот» (немецкая пословица). — «Слово — серебро, молчание — золото» (русская пословица).
III этап (участвуют взрослые и дети). Музыкальная «Кольцовка» из песен о доме, семье, любви.
Семейный совет (жюри) подводит итоги каждого этапа и объявляет общий итог конкурса.
Классный руководитель: В старину говорили: «Красна изба пирогами». В каждой семье есть свое фирменное блюдо, и я приглашаю всех участников вечера отведать фирменные блюда каждой семьи.
В заключение вечера Семейный совет подводит итоги, награждает участников вечера призами. Желательно, чтобы все участники семьи получили грамоты, например: «Самой веселой семье», «Самой творческой семье», «Самой находчивой семье» и т. д.
Классный руководитель: Заканчивая сегодняшний вечер, хочется сказать большое спасибо всем родителям и детям, а также выразить надежду, что семейный вечер помог нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству. Будет уместно, если каждая семья получит памятки-пожелания для детей и родителей (приложение 1).
Заключение
Я считаю, что данная форма проведения родительских собраний очень эффективна, особенно при знакомстве класса с новым классным руководителем. Родительское собрание в форме семейного вечера помогает родителям, детям и учителю создать между собой благоприятный микроклимат для более результативной работы; родители и дети осознают значимость семьи в жизни человека, воспитывается любовь и уважение к членам семьи. Также родители получают возможность познакомиться с мнением своих детей о семье и счастье, уточнить, совпадает ли их мнение с мнением их детей.
Таким образом, опытом диалогического эмоционально-насыщенного общения обогащаются детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности, где педагог выступает как бы «мостиком-проводником» между родителем и ребёнком.
Список использованной литературы
1. Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9-х классах / М. А. Алоева, В. Е. Бейсова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 352 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2003.
3. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти – Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002
4. Сгибнева Е. П. Родительские собрания в средней школе: практ. Рекомендации / Е. П. Сгибнева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с. – (Методика).
5. Новикова Г.В. Принципы и правила взаимодействия педагога с семьей ученика / Г.В. Новикова //Справочник педагога-психолога – М.: МЦФЭР Ресурсы образования, 2011. - №1
Приложение 1 к методической разработке родительского собрания «Родительский дом – начало начал»
Народная мудрость о семье
• Лучше матери друга не сыщешь (русская).
• Сердце матери лучше солнца греет (марийская).
• Ради ребенка мать и в огонь бросится (белорусская).
• У дитя заболит пальчик, а у матери — сердце (украинская).
• Материнская забота и на дне моря спасет (русская).
• Отец сына на худо не учит (русская).
• Родители детям плохо не скажут (мордовская).
• Человек в беде спешит к родителям, птица — к гнезду (калмыцкая).
• Что есть в сыне лучшего — от родителей (армянская).
• Кто слушает родителей — не обеднеет (абхазская).
• Наши родители — не гонители (русская).
• Обидишь отца и мать — счастья найдешь (белорусская).
• Береги отца и мать — других не сыщешь (русская).
• Слушай наставления отца-матери — не заблудишься (белорусская).
Памятка для детей
- Любите, цените и берегите своих родителей, — их вам никто не заменит.
- Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям — это принесет им радость.
- Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
- И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».
Памятка для родителей
1. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.
2. Как можно больше времени проводите вместе со всей семьей, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
3. Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка — это только сблизит вас.
4. Старайтесь, чтобы друзья вашего ребенка обязательно бывали в вашем доме, — вы должны их хорошо знать.
5. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребенок ничего не будет от вас скрывать.
6. Не заставляйте ребенка доверять свои тайны. «Мы все должны знать о тебе» — этим вы ничего не добьетесь.
7. Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
8. Будьте примером для ребенка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.
9. Помните, что ребенок — это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.
10. Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для проведения родительского собрания классными руководителями, социальными педагогами, психологами.
Родители – не только многочисленная, но и самая заинтересованная в информации группа слушателей. Однако далеко не каждый родитель способен отнести лично к себе, а точнее к своему ребёнку, всю степень ...
Методическая разработка " Забытая война " ( к 100-летию начала мировой войны )
Россия - страна с единой, неразрывной, тысячилетней историей, операясь на которую мы обретаем внутреннею силу и смысл национального развития....
Конспект родительского собрания. Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики».
Тема: «Развитие мелкой моторики»Цель:Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи:• показать важность работы по...
Семейный праздник "Родительский дом – начало начал…"
Работа с родителями....
Родительское собрание "Начало учебного года-начало нового этапа в жизни детского сада,родителей и его воспитпнников"
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить...
Методическая разработка учебного занятия Тема : " Сложное маневрирование : Начало движения на подъеме. Постановка на габаритную стоянку."
Одной из будущих профессиональных компетенций водителя являются действия по обеспечению безопасности дорожного движения. В условиях интенсивности современного дорожного движения водителю жизненно необ...