РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА социально-педагогического направления «Умелые руки»
рабочая программа
Программа "Умелые руки" направлена на развитие творческих способностей ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_umelye_ruki.docx | 38.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития Московской области
Государственное казенное учреждение Социального обслуживания Московской области Семейный центр помощи семье и детям «Преображение»
Рассмотрено на педагогическом совете протокол № ___ от ____________________ Рассмотрено на методическом объединении Протокол № ___ от ___________________ | "Утверждаю " Директор ГКУ СО МО " Преображение" ________А.А. Рычкова Приказ № _____ от _________________ |
РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА социально-педагогического направления «Умелые руки»
( контингент 10-18 лет)
Срок реализации 1 год
Авторы –составители:
Зайцев В.Н
Егорьевск
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Основная часть
- Цель и задачи.
- Формы занятий.
- Методы обучения.
- Ожидаемые результаты освоения программы к концу срока обучения.
- Учебно-тематический план.
Ш. Заключение.
Литература
Пояснительная записка.
В концепции модернизации дополнительного образования детей обозначена важность создания условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании.
Исходя из практической деятельности, образовательная программа "Умелые руки" составлена в соответствии с интересами и потребностями воспитанников.
Учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает ребёнку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует его самообразование, способствует профессиональному самоопределению и влияет на личностную реализацию. Направленность программы. "Умелые руки" является по содержанию художественно - эстетической; по функциональному предназначению - прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации – 47часов. Программа является основой для дальнейшего знакомства детей среднего школьного возраста с элементами дизайна, декоративно - прикладного искусства.
Новизна программы Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с детьми - программа дополнена элементами свободного творчества. Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые дети получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются на кружковых занятиях, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир ребёнка, позволяет с пользой провести свободное время.
Образовательная программа "Умелые руки" разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в следующем:
- принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- формы и методы обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
- методы контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов и т. д.);
- средства обучения (дидактический, наглядный, раздаточный материал; инструменты, приспособления, оборудование).
Цель и задачи: развитие творческих способностей и индивидуальных дарований детей средствами декоративно - прикладного искусства, формирование у них нравственно- личностных качеств, эстетического воспитания, высокой коммуникативной культуры, дальнейшей профориентации; формирование у детей устойчивого интереса к художественно - творческой деятельности; обучение умению моделировать и конструировать изделия из древесины; воспитание аккуратности, усидчивости в работе, стремления доводить начатое дело до конца, умения работать в коллективе; развитие фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления, художественного вкуса, и эмоционально.
- Программа "Умелые руки" имеет ряд отличительных особенностей от уже существующих в этой области программ:
- Образовательный процесс организуется как гибкая система, адаптированная к различным ситуациям личностного развития ребёнка;
- Программа является сквозной, т. е. большинство тем просматривается на протяжении 47 часов обучения;
- Организация обучения построена таким образом, что каждый кружковец вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает задачи проблемного характера;
- Программа ориентирована на применение широкого комплекса приёмов и методов работы с древесиной;
- Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели;
- Разнообразие творческих заданий поддерживает у учащихся высокий уровень интереса к кружковым занятиям и значительно расширяет диапазон теоретических познаний и практических навыков;
- Указанный в программе план занятий по часам обучения не предполагает прохождения тем в строгой последовательности;
- Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, по образовательному маршруту, уровень самостоятельности. Тематика занятий строится с учётом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений, используется система проектов, это способствует развитию компетентной личности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, - от 4 до18 лет. Дети данного возраста способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания.
Программа рассчитана на 99 часов обучения. Занятия проводятся по одному часу, продолжительность занятий - 40 мин., перерыв 10 мин.
Программой «Умелые руки»предусматривается
ознакомление детей с материалами, инструментами, приемами работы с ними, обработкой материала, соблюдением ТБ. Ребенок овладевает различными приемами и способами обработки древесины: точением, резанием, склеиванием; учится работать с шаблонами, чертежами, используя при этом измерительные инструменты; приобретает навыки, способствующие развитию мелкой моторики, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. На этом этапе ребенок учится работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку. Дети изготавливают простейшие изделия из древесины, все операции выполняются совместно с инструкторм по труду.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии, - индивидуальная, фронтальная и групповая, в зависимости от задач и материала, из которого создается поделка;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - деловая игра, тренинг, способствующие развитию трудовых навыков и интеллекта, викторина, игра, мастерская, лаборатория, практикум, выставка с просмотром и обсуждением детских работ, открытое занятие с родителями. Максимально используется наглядность, опорные схемы, технологические карты, учебные элементы;
- по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Методы обучения. Для того, чтобы подвести детей 8 - 14 лет к освоению навыков работы с различными материалами (древесина, фанера и др.) и изготовлению предметов быта разной степени сложности, используются следующие методы обучения:
- По видам деятельности: объяснительно-иллюстративный метод- применяется устное или печатное слово, а также наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, направлен на получение новых знаний; репродуктивный метод применяется на практической части занятия - учитель показывает, ученик старается повторить, направлен на развитие практических навыков; при выполнении творческих проектов применяются методы: проблемного изложения и частично - поисковый - часть посильной информации предлагается уч-ся для самостоятельного поиска и изучения, а поставленные задачи для самостоятельного решения, направлены на развитие творческого воображения, конструкторских способностей, умения самостоятельно мыслить и действовать.
- По источникам информации: словесный - объяснение, инструкция, беседа, лекция; демонстрационный - применяются картинки, рисунки, иллюстрации, фотографии с описанием выполнения работы; практический - основан на практической деятельности уч-ся, формирует практические умения и навыки.
Для занятий в кружке применяются методы, учитывающие характер своеобразия и восприятия искусства, удовлетворяющие современным требованиям педагогики сотрудничества. Реализация программы требует от учащихся накопления определённых теоретических знаний, практических умений и навыков выполнения творческих заданий. Кружковцы должны уметь выполнять сложные задания по эскизам, с применением приёмов техник указанных в программе и достичь такой степени совершенства, когда выполненное изделие приобретает оригинальные, самобытные черты, и его по праву можно считать авторским.
Ожидаемые результаты освоения программы к концу обучения:
Воспитанники должны знать: виды материалов, обозначенные в программе их свойства, название, назначение и способы обработки; приемы правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями; последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, оформление; способы соединения деталей: клеем, шурупами, гвоздями, подвижным соединением; способы контроля по шаблону; словарь терминов; все изученные способы обработки древесины.
Воспитанники должны уметь: организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы; изготавливать изделия по образцу, рисунку, технологическими картам; работать самостоятельно инструментами и материалами, указанными в программе; использовать различные материалы в изготовлении одной поделки; применять разные способы соединения деталей; обрабатывать древесину всеми изученными способами и под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку; работать индивидуально и группами.
Воспитанники могут знать: способы изготовления изделий из материалов, не указанных в программе; приемы работы с инструментами приспособлениями, не изучаемыми на данном этапе.
Воспитанники могут уметь: самостоятельно выпиливать простейшие детали без шаблона; использовать в оформлении изделий материалы, не указанные в программе; пользоваться инструментами и приспособлениями, не изучаемыми подробно на данном этапе.
Воспитанники могут уметь: самостоятельно зарисовывать схему изделия, используя готовый образец; придумывать художественные образы, комбинируя готовые элементы.
Программа предусматривает различные формы и методы контроля учебной и трудовой деятельности: для текущего контроля используются проверочные задания, анкеты, тесты, для проверки результатов по изучению всего программного обучения - творческие проекты, рефераты, участие в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и фестивалях.
Общие критерии оценки уровней освоения программы: владение умениями и навыками по программе, активность воспитанников, творческий рост и личные достижения воспитанников.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Часы | месяц | ||||
Теория | практи-ка | Всего | ||||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||||
Основные свойства древесины. Основные древесные породы. Пиление. Изготовление кормушки для птиц. 1.2 Природные формы и пороки древесины. Обработка древесины шлифовкой. 1.3 Производство пиломатериалов. Строгание древесины. Сверление древесины. Изготовление разделочной доски 1.4 Сушка и хранение древесных материалов. Разметка древесины инструментами перед обработкой. Изготовление подставки для карандашей. 1.5 Соединение деталей из древесины на шурупах. Соединение деталей из древесины на гвоздях. Склеивание деталей из древесины. Изготовление скворечника. | 1 1 1 1 1 | 7 7
7 3 7 | 8 8 8 4 8 | Январь,февраль Апрель Май май июнь | ||
1.6 Художественная и декоративная обработка древесины. Лакировка и методы нанесения лака на дерево. Покраска древесины и деревянных конструкций. Основы выжигания по дереву. 1.7 Выпиливание лобзиком из фанеры. | 1 | 6 6 5 4 | 1 6 6 5 4 | Июль Август, Сентябрь
Октябрь Ноябрь Декабрь | ||
ИИтого | 8 | 66 | 74 | |||
Всего | 99 |
Вводное занятие. Экскурсия по мастерской, ознакомление с планом работы , организацией занятий, правилами по ТБ, правами и обязанностями воспитанников..
Раздел I. Основные сведения о древесине.
1.1 Строение древесины. Микростроение древесины. Ткани древесины. Макростроение древесины.
1.2 Основные свойства древесины. Физические свойства. Внешний вид. Текстура. Блеск и запах. Плотность. Гидроскопичность. Механические и технологические свойства древесины: твёрдость, износостойкость, прочность, раскалываемость, упругость, пластичность.
1.3 Основные древесные породы. Древесные породы северной и средней полосы России. Хвойные породы. Лиственные породы. Иноземные породы.
1.4. Природные формы и пороки древесины. Природные формы древесины. Пороки древесины: нарост, свилеватость, грибковые поражения, гниль, червоточины.
1.5. Производство пиломатериалов. Заготовка леса. Структура лесной промышленности. Деревообрабатывающая промышленность. Виды обработки древесины: механическая, химическая, термическая.
1.6. Сушка и хранение древесных материалов. Виды сушки древесины: естественная, искусственная.
1.7. Рабочее место столяра. Устройство верстака. Приспособления для фиксации заготовок на верстачной доске. Способы закрепления заготовок на верстаке. Графическая грамота. Правила безопасной работы с инструментами. Необходимые инструменты: столярный верстак, деревянный клин, гребёнка, зажимы, струбцины.
1.8. Основы резания. Геометрия инструмента: угол заострения, задний угол, передний угол, угол резания. Движение и виды резания: продольное, поперечное, торцовое.
1.9. Разметочные работы. Основные понятия. Инструменты для разметки и пользование ими: линейка, угольник, рулетка, карандаш, ерунка, малка, рейсмус. Практическая работа.
2.0. Пиление. Общие принципы пиления. Типы зубьев пил. Инструменты и приспособления для ручного пиления древесины. Приспособления для распила заготовок.
2.1. Строгание. Инструменты для ручного строгания: рубанок, фуганок, шерхебель, штифтик, зензубель, горбач, цинубель. Подготовка к работе и наладка ручного строгального инструмента. Приёмы ручного строгания и приспособления, облегчающие работу.
2.2. Сверление. Инструменты для сверления. Виды свёрл. Сверление древесины ручным инструментом. Механизированное сверление. Работа на сверлильном станке. Приспособления и оборудование. Практическая работа.
2.3. Точение. Устройство и принцип работы СТД-120. Типы резцов (стамесок) для ручного точения древесины. Фиксация заготовок в станке. Основные приспособления. Приёмы работы на станке.
2.4. Применение склеивания. Элементы игры(Сома) и некоторые задачи. Приспособления для склеивания. Практическая работа.
2.4.1. Клеи. Склеивание. Виды клеев: природные, синтетические. Инструменты и приспособления для склеивания: прессы, струбцины. Практическая работа
2.4.2. Использование склеенных заготовок . Практическая работа.
Раздел IV. Инструменты.
2.5. Разметочный и измерительный инструмент.Общие сведения .Разметочный и измерительный инструмент(угольники, рейсмус, малка, линейка, кондуктор, гребёнка.)..
2.6. Инструмент для строгания плоскостей.
Общие сведения. Рубанки(шерхебель, одинарный рубанок, двойной рубанок , полуфуганок , фуганок.)
2.7. Столярные зажимы и струбцины. Общие сведения. Струбцины(с клиновым зажимом, со скользящим упором).
Раздел V. Соединение деталей.
2.8. Основные типы соединений. Сплачивание. Сращивание. Соединение под углом.
2.9. Соединение на гвоздях и шурупах. Соединение на гвоздях. Основные размеры гвоздей. Приспособление для забивания мелких гвоздей. Соединение на шурупах. Размещение шурупа на поверхности изделия. Практическая работа.
3.0. Соединение для формирования рамок. Виды соединений: сквозные , полупотёмочные, круглые, серединные. Практическая работа
.3.1. Выжигание. Выжигание орнаментальных композиций при помощи нагретых металлических стержней.
Таким образом,при подборе методов работы с детьми следует отдавать предпочтение методам и приемам не просто обучающим, но стимулирующим и развивающим самостоятельность учащихся, стремление их к поиску оптимальных решений, возникающих перед ними проблем. Учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей, и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка
. Список литературы, использованной при разработке (составлении) программы и рекомендованной к использованию для педагога:
Программа составлена на основе:
- Примерной программы по предмету Технология (вариант для мальчиков) основного общего (среднего) образования для 5х – 9х классов, авторы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синицина Н.В., СимоненкоВ.Д.
- Примерной программы по предмету Технология (вариант для мальчиков) основного общего (среднего) образования для 5х – 11х классов, авторы: Хотунцев Ю.Л., СимоненкоВ.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа социально-педагогической направленности "Ведущие за собой"
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Ведущие за собой" направлена на обучение подростков основам организаторской деятельнсти....
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Программа социально - педагогической направленности "Наш сад"
Данная программа имеет эколого - биологическую направленность, расчитана на организацию детей начального, среднего и старшего школьного возраста....
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности Консультирование на "телефоне доверия"
Цель "Консультирования на "телефоне доверия" дополнить существующую в России систему защиты детей от жестокого обращения и стать действенным каналом оказания помощи де...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Магнит добра" (волонтеры)
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию об...
Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико
Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...
РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА социально-педагогического направления «Образовательная робототехника»
Актуальность программы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика ипрограммирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития...