Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Магнит добра" (волонтеры)
рабочая программа
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном опыте.
В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, но в основном, это дело совести каждого человека. Кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ для молодежи. В результате своей деятельности у подростка появляется гордость, самоуважение, удовлетворение от работы. Ему важно знать, что он кому-то нужен, что его деятельность оказывает реальную помощь.
Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.
В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети-сироты. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию приходите к нам в группу «Феникс» – социально-педагогической направленности и являющуюся волонтерским движением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 610.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
628 260 ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХМАО-ЮГРА, г. ЮГОРСК ,УЛ. МЕНДЕЛЕЕВА,30 ТЕЛ.(34675) 2-65-62
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально - педагогической направленности
"Магнит добра" (волонтеры)
возраст учащихся 12-17 лет,
рассчитана на 5 месяцев (80 часов)
Автор-составитель:
Надежда Владимировна Перова,
педагог-организатор
Югорск, 2018 г.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Магнит добра" (волонтеры).
Статус программы: общеобразовательная программа волонтерского движения.
Направленность: социально-педагогическая.
Цель программы: формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Контингент учащихся: зачисляются дети в ДЮЦ «Прометей» без конкурса.
Программа рассчитана на детей 12-17 лет
Продолжительность реализации программы: 5 месяцев
Режим занятий: 1 группа: 4 часа в неделю – 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах.
Программа творческого объединения «Феникс» состоит из 1 Модуля «Шефская и концертная деятельность».
Данная программа ориентирована на социально активного молодого человека в возрасте от 12 до 17 лет, готового часть своего времени и сил отдавать бескорыстной помощи окружающим. Набор детей в группу осуществляется независимо от их способностей и умений. На занятиях подростки помимо социального служения, приобретут навыки сценического мастерства и опыт концертной деятельности.
Волонтерское движение «Феникс» способствует приобщению к активной социальной, досуговой, познавательной и другим видам деятельности.
Содержание
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
2.1. Календарный учебный план.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации.
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
Список литературы.
Терминологический словарь
1. Комплекс основных характеристик программы
I.1. Пояснительная записка
Актуальность
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном опыте.
В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, но в основном, это дело совести каждого человека. Кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ для молодежи. В результате своей деятельности у подростка появляется гордость, самоуважение, удовлетворение от работы. Ему важно знать, что он кому-то нужен, что его деятельность оказывает реальную помощь.
Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.
В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети-сироты. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию приходите к нам в группу «Феникс» – социально-педагогической направленности и являющуюся волонтерским движением.
Новизна
В модульной программе по волонтёрству систематизированы средства и методы активной деятельности. Волонтёры помимо добровольческой деятельности проявляют себя в качестве организаторов и ведущих мероприятий для разных возрастных групп людей, тем самым создать людям хорошее настроение, позитивный душевный настрой и оптимистическое отношение к жизни.
Настоящее положение дел в обществе, кризис духовности, поразивший все его слои, остро ставит вопрос о сохранении и развитии традиционных гуманитарных ценностей России, воспитании детей и подростков всесторонне развитыми, понимающими и принимающими глубинные нравственные устои нашей страны, ее блестящее культурное наследие.
Что такое «волонтёрство» сегодня?
Волонтёрство – это добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и пожилыми, а также лицами и социальными группами, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях.
Мотивы подростков, приобщающихся к волонтёрству, различны. Одними движет стремление быть членами команды, другие встречаться с людьми, получить опыт, который может пригодиться в дальнейшей жизни. Но чаще всего волонтерами движет стремление чувствовать себя нужным, полезным людям, заслужить уважение и поддержку окружающих.
В настоящее время волонтерская деятельность – один из наиболее распространенных видов общественной активности населения. Являясь одним из элементов работы в социальной среде, волонтёрство может быть организованным. Волонтеры – это добровольцы, осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.
Организация системной добровольческой (волонтёрской) деятельности молодежи поможет решить проблему дефицита кадров в сфере реализации социальной политики, усилить кадровый потенциал. В то же время волонтёрское движение усиливает экономическую эффективность социальной политики, повышает качество жизни молодежи, способствует развитию инициативы и ответственности, повышению уровня толерантности.
Активное участие в волонтерской деятельности способствует формированию у молодых людей следующих компетенций:
– учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
– информационная компетенция – это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;
– коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.
Программа рассчитана на подростков 12 до 17 лет и составлена в соответствии с нормами, установленными следующей законодательной базой:
– Конституцией Российской Федерации;
– Конвенцией о правах ребенка;
– Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 – 1 «Об образовании»;
– Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 – 1 «О защите прав потребителей»;
– Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
– Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»;
– Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»;
– Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844);
– Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06.2013);
– Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 16.10.2006 № 104 – оз «О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
– Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО-Югре «Открытое образование: конструктор будущего» (утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №229 от 06.03.2014);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09 ноября 2018 г. № 196;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки РФ (письмо от 18.11.2015 № 09 – 3242);
– Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844);
– Лицензией на право ведения образовательной деятельности в ДЮЦ «Прометей» от 21.04.2016г № 2624;
– Уставом учреждения муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Прометей», принятым общим собранием трудового коллектива протокол №8 от 29.05.2015 г., утвержденным администрацией города Югорска 19.11.2015г. за №3365.
Теоретико-методологической основой разработки программы являются основы педагогической практики таких авторов как:
- А.В. Хуторский (основы компетентностного и личностно-оринтированного подхода в обучении; создание индивидуальной образовательной траектории учащихся);
- В.А. Сластенин (формирование социальной активности младшего школьника);
- И.П. Подласый, П.И. Пидкасистый, Ю.А. Конаржевский (общепедагогические технологии подготовки к занятию, рекомендации по анализу занятий);
- В. И. Андреев (взаимодействие воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека).
А также на рекомендациях на популярных авторов, разработчиков театральной педагогики:
- Ю.В. Колчеев и Н.М. Колчеева (театрализованные игры в школе);
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова (театральные занятия и игры в детском саду);
- С.А. Шмаков (от игры к самовоспитанию)
Программа составлена с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Формы обучения по программе – очная.
Формы организации образовательного процесса - индивидуальные, групповые, фронтальные. Виды занятий: лекции, беседы, викторины, конкурсы, тестирование, тематические и практические занятия, самостоятельная работа, просветительская и информационная, трудовая деятельность, экскурсии, выставки, игры, соревнования.
Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, составляет 80 часов. Количество учащихся 10 человек.
Режим занятий
Занятия проводятся в течение по календарному плану, учащиеся изучают тематические модули 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа).
Отличительные особенности программы
Комплектование школы волонтерского движения осуществляется на добровольной основе и обеспечивается серией презентационных мероприятий, PR-кампанией, рассылкой информационных писем в образовательные учреждения, общественные организации и объединения.
Подготовка волонтеров осуществляется на базовом и продвинутом уровнях.
Базовый уровень включает подготовку волонтеров для реализации социальных инициатив. Подростки знакомятся с историей добровольчества, изучают технологию организации и проведения коллективного творческого дела, учатся работать в командах и реализовывать свои первые инициативы. В разнообразной деятельности формируется субъектная социальная инициативность учащихся.
Продвинутый уровень включает в себя подготовку волонтеров по общим социальным вопросам: история добровольческого движения в России и за рубежом; особенность добровольческого движения на современном этапе. Также учащиеся получают более глубокие знания по технологии командной работы, методики подготовки и проведения социальных акций, реализации социальных проектов, создание информационной продукции: пресс-релизов волонтерских мероприятий, газетных статей.
Программа носит модульный характер, что позволяет ежегодно корректировать программный материал, в зависимости от того, какая целевая аудитория учащихся поступает в школу волонтерского мастерства.
Особенностью Программы является её вариативность. Педагог вправе
– выбирать или менять предложенное Программой содержание, исходя из поставленной цели обучения и задач;
– сам решать, какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках каждого года обучения;
– сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимся для выполнения в течение учебного года социальных проектов.
1.2. Цели и задачи программы:
Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи
- формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской (добровольческой) работой;
- установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения и развития волонтерского движения;
- вовлекать подростков в социальную практику (оказывать добровольную, бескорыстную помощь, тем, кто в ней нуждается);
- предоставлять возможность подросткам проявить себя, реализовать свой потенциал, через посещение предприятий города;
- формировать опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
1.3. Содержание программы
Программа состоит из одного модуля, который предполагает организацию определенного вида деятельности учащихся.
Модуль «Шефская и концертная деятельность» предполагает:
– организация рейдов по уборке территории ДЮЦ «Прометей» и территориях социальных партнёров;
– участие в общественно-полезной деятельности;
– оказание помощи пенсионерам, одиноким пожилым людям, детям и сверстникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
– организация просветительских и социокультурных мероприятий для детей-инвалидов, сирот, пожилых людей, инвалидов, ветеранов, многодетных семей, малообеспеченных слоёв населения;
– проведение профориентационных проб на предприятия города;
– организация досуговых мероприятий по заказу администрации города, ДЮЦ «Прометей» и социальных партнёров.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Рождественский сувенир. Работа с детьми начальной школы в творческой мастерской | 2 | – | 2 | Мастер-класс |
2 | Подготовка к празднику «Крещенские забавы» | 2 | 0,5 | 1,5 | Конкурсы и зимние игры |
3 | Акция «Волонтеры могут всё» | 2 | 0,5 | 1,5 | Улицы города |
4 | Историческая викторина, посвященная дню снятия блокады Ленинграда | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, презентация |
5 | Операция «Горка» и «Снежные фигуры» | 2 | – | 2 | Трудовая деятельность. |
6 | 25 января – День студентов. Татьянин День. Проведение праздника «День студентов» | 2 | 0,5 | 1,5 | Творческая работа |
7 | Составление сценария и подготовка к проведению интерактивной игре. | 2 | 1,5 | 0,5 | Творческая работа |
8 | Интерактивная игра для детей-инвалидов «Полезные и вредные привычки». | 2 | 0,5 | 1,5 | Интерактивная игра |
9 | Проектная деятельность | 2 | 1,5 | 0,5 | Проектная работа |
10 | Проектная деятельность | 2 | 1 | 1 | |
11 | Подготовка к празднику «День Святого Валентина – всех влюблённых» | 2 | 1 | 1 | Развлекательная программа |
12 | День памяти воинов Афганской войны | 2 | 1 | 1 | Посещение митинга |
13 | «Добры молодцы» – программа к празднику «День Защитников Отечества» | 2 | 0,5 | 1,5 | Развлекательная программа |
14 | Проведение заседания детско-родительского клуба «Духовные родники» | 2 | – | 2 | Творческая работа |
15 | Интерактивная правовая игра к Всемирному дню ребенка «Учусь быть гражданином». | 2 | 1 | 1 | Беседа, тест, опрос |
16 | Участие в праздничном концерте «Для милых мам». | 2 | 1 | 1 | Концерт |
17 | Подготовка и проведения праздника «Масленица» | 2 | 1 | 1 | Конкурсы и зимние игры |
18 | Поездка с аэропорт города Советский в рамках профориентационной работы | 2 | – | 2 | Экскурсия, беседа, диалог |
19 | Подготовка и проведение Акции «Дом без одиночества» (Помощь ветеранам труда). | 2 | – | 2 | Концерт. Труд деятельность. |
20 | Посещение администрации города или КСК «Норд» (25 марта – День работников культуры России) | 2 | 0,5 | 1,5 | Экскурсия, беседа, диалог |
21 | Посещение городского отделения ОВД (27 марта – День внутренних войск МВД России) | 2 | 0,5 | 1,5 | Экскурсия, беседа, диалог |
22 | Подготовка и проведение фестиваля смеха посвященного празднику «День смеха» | 2 | – | 2 | Речевой марафон |
23 | Операция «Скворечник» | 2 | – | 2 | Трудовая деятельность. |
24 | Подготовка и проведение конкурса рисунков и презентаций, фильмов «ЗОЖ моими лазами». | 2 | – | 2 | Выставка рисунков |
25 | Мероприятие, посвященное Дню Авиации и Космонавтики – постановка «Контакт» | 2 | – | 2 | Творческая работа |
26 | Организация акции «Доброты много не бывает» – помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию | 2 | – | 2 | Трудовая деятельность. |
27 | «Мы так живем» – создание страницы и освещение деятельности волонтерского отряда на сайте ДЮЦ «Прометей» | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
28 | Операция «Ручеёк» (Помощь пожилым людям) | 2 | – | 2 | Трудовая деятельность. |
29 | Посещение пожарной части города Югорска. (30 апреля – День пожарной охраны) | 2 | 0,5 | 1,5 | Экскурсия, беседа, диалог |
30 | Подготовка к празднику «Мира и труда» | 2 | – | 2 | Творческая работа |
31 | Акция «Георгиевская ленточка» и «Вахта Памяти». | 2 | – | 2 | Творческая работа |
32 | Подготовка к празднику – 9 Мая. Акция «Бессмертный полк» | 2 | – | 2 | Творческая работа |
33 | Посещение городской больницы. (12 мая – День медицинской сестры) | 2 | 0,5 | 1,5 | Экскурсия, беседа, диалог |
34 | Посещение газеты «Югорский вестник», приуроченное ко Дню Советской печати (5 мая) и Дню Радио (7 мая) | 2 | 0,5 | 1,5 | Экскурсия, беседа, диалог |
35 | 18 мая – Международный день музеев – посещение этнографического музея | 2 | 0,5 | 1,5 | Экскурсия, беседа, диалог |
36 | Подготовка к празднику «День славянской письменности и культуры» | 2 | – | 2 | Беседа, опрос |
37 | 26 мая – День предпринимателя – посещение предприятия «Хлебный мир» | 2 | 0,5 | 1,5 | Экскурсия, беседа, диалог |
38 | 27 мая – Всероссийский день библиотек – посещение городской библиотеки | 2 | – | 2 | Экскурсия, беседа, диалог |
39 | Подготовка к празднику «Последнего звонка», проведение праздника. | 2 | 0,5 | 1,5 | Концерт |
40 | Подготовка к празднику «Международный день защиты детей» | 2 | 0,5 | 1,5 | Концерт |
ИТОГО | 80 | 17,5 | 62,5 |
Ожидаемые результаты освоения модуля
«Шефская и концертная деятельность»
У учащихся будут сформированы:
ценностные ориентации:
– иметь высокие нравственные, морально-психологические качества, составляющие основу патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;
личностные результаты:
– ценностно-смысловые установки учащихся отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
– сформированность основ российской, гражданской идентичности;
предметные результаты:
– обеспечение взаимодействия с городскими, районными волонтёрскими организациями с целью обмена опытом и последующего внедрения инновационных форм и методов работы;
– увеличение учащихся, желающих активно участвовать в волонтерской деятельности;
– проектная деятельность – выступления на фестивалях, конкурсах, научно-практических конференциях и т.д.
метапредметные результаты:
– освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
1.4 Планируемые результаты освоения программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок и мотивов на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, формирования гражданской жизненной позиции у учащихся. Также формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
В результате освоения программы учащиеся будут знать:
- историю волонтерского движения в России и в мире;
- права и обязанности волонтеров,
- основные направления деятельности волонтерских отрядов,
- основные формы работы волонтеров,
Учащиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- проводить антинаркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
- издавать агитационную печатную и видео продукцию;
- формировать собственное портфолио;
- принимать общечеловеческие ценности.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Модуль «Шефская и концертная деятельность»
№ п/п | Месяц Число | Тема занятия | Форма, тип занятия | Кол-во часов | Место проведения | Формы контроля | |
1 | Январь | 9-13 | Рождественский сувенир. Работа с детьми начальной школы в творческой мастерской | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Мастер-класс |
9-13 | Подготовка к празднику «Крещенские забавы» | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Конкурсы и зимние игры | |||
2 | Январь | 14-20 | Акция «Волонтеры могут всё» | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Улицы города |
14-20 | Историческая викторина, посвященная дню снятия блокады Ленинграда | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Беседа, презентация | |||
3 | Январь | 21-27 | Операция «Горка» и «Снежные фигуры» | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Трудовая деятельность. |
21-27 | 25 января – День студентов. Татьянин День. Проведение праздника «День студентов» | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Творческая работа | |||
4 | Январь- Февраль | 28-3 | Составление сценария и подготовка к проведению интерактивной игре. | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Творческая работа |
28-3 | Интерактивная игра для детей-инвалидов «Полезные и вредные привычки». | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Интерактивная игра | |||
5 | Февраль | 4-10 | Проектная деятельность | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Проектная работа |
4-10 | Проектная деятельность | 2 | |||||
6 | Февраль | 11-17 | Подготовка к празднику «День Святого Валентина – всех влюблённых» | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Развлекательная программа |
11-17 | Митинг, посвященный Дню памяти воинов Афганской войны | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Посещение митинга | |||
7 | Февраль | 18-24 | «Добры молодцы» – программа к празднику «День Защитников Отечества» | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Развлекательная программа |
18-24 | Проведение заседания детско-родительского клуба «Духовные родники» | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Творческая работа | |||
8 | Февраль -Март | 25-3 | Интерактивная правовая игра к Всемирному дню ребенка «Учусь быть гражданином». | Групповая, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Беседа, тест, опрос |
9 | Февраль -Март | 25-3 | Участие в праздничном концерте «Для милых мам». | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Концерт |
4-10 | Подготовка и проведения праздника «Масленица» | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Конкурсы и зимние игры | |||
10 | Март | 4-10 | Поездка с аэропорт города Советский в рамках профориентационной работы | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Экскурсия, беседа, диалог |
11-17 | Подготовка и проведение Акции «Дом без одиночества» (Помощь ветеранам). | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Концерт. Труд деятельность. | |||
11 | Март | 11-17 | Посещение администрации города или КСК «Норд» (25 марта – День работников культуры России) | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Экскурсия, беседа, диалог |
18-24 | Посещение городского отделения ОВД (27 марта – День внутренних войск МВД России) | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Экскурсия, беседа, диалог | |||
12 | Март | 18-24 | Операция «Скворечник» | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | Парк в 5 микрорайоне | Творческая работа |
25-31 | Подготовка и проведение фестиваля смеха посвященного празднику «День смеха» | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Речевой марафон | |||
13 | Март -Апрель | 25-31 | Подготовка и проведение конкурса рисунков и презентаций, фильмов «ЗОЖ моими лазами». | Групповая, индивидуальная, новый материал. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Выставка рисунков |
1-7 | Мероприятие, посвященное Дню Авиации и Космонавтики – постановка «Контакт» | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Творческая работа | |||
14 | Апрель | 1-7 | Организация акции «Доброты много не бывает» – помощь людям, попавшим в трудную жизн. ситуацию | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Трудовая деятельность. |
8-14 | «Мы так живем» – создание страницы и освещение деятельности волонтерского отряда на сайте ДЮЦ «Прометей» | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Творческая работа | |||
15 | Апрель | 8-14 | Операция «Ручеёк» (Помощь пожилым людям) | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Трудовая деятельность. |
15-21 | Посещение пожарной части города Югорска. (30 апреля – День пожарной охраны) | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Экскурсия, беседа, диалог | |||
16 | Апрель | 15-21 | Подготовка к празднику «Мира и труда» | Групповая, индивидуальная | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Творческая работа |
22-28 | Акция «Георгиевская ленточка» и «Вахта Памяти». | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Творческая работа | |||
17 | Апрель -Май | 29-5 | Подготовка к празднику – 9 Мая. Акция «Бессмертный полк» | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Творческая работа |
18 | Май | 6-12 | Посещение городской больницы. (12 мая – День медицинской сестры) | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Экскурсия, беседа, диалог |
6-12 | Посещение газеты «Югорский вестник», приуроченное ко Дню Советской печати (5 мая) и Дню Радио (7 мая) | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Экскурсия, беседа, диалог | |||
19 | Май | 13-19 | Подготовка к празднику «День славянской письменности и культуры» | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Экскурсия, беседа, диалог |
13-19 | 18 мая – Международный день музеев – посещение этнографического музея | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Экскурсия, беседа, диалог | |||
20 | Май | 20-26 | 26 мая – День предпринимателя – посещение предприятия «Хлебный мир» | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Экскурсия, беседа, диалог |
20-26 | 27 мая – Всероссийский день библиотек – посещение городской библиотеки | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Экскурсия, беседа, диалог | |||
21 | Май | 27-31 | Подготовка к празднику «Последнего звонка», проведение праздника. | Групповая, индивидуальная, комбинированное. | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Концерт |
27-31 | Подготовка к празднику «Международный день защиты детей» | 2 | ДЮЦ «Прометей» | Концерт | |||
ИТОГО | 80 ч |
2.2 Условия реализации
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Поскольку программа рассчитана на широкий диапазон предполагается и обширная материально-техническая база. Для эффективной деятельности по реализации программы необходимы:
Инструменты и материалы:
- музыкальные инструменты (фортепьяно, баян или гармонь, балалайка, шумовые и ударные инструменты и т.д.);
- аппаратура: проигрыватель, магнитофон, проектор с набором слайдов, фотоаппарат, аудиокассеты, микрофоны;
- театральные костюмы и костюмы для конферанса.
Методическое обеспечение программы:
- методическая литература;
- дидактические и развивающие игры;
- сборников стихов и авторских песен;
- DYD, аудио диски и кассеты;
- разработка внеклассных мероприятий, открытых занятий;
- творческие тесты.
Финансовое обеспечение программы
Финансирование программы дополнительного образования осуществляется за счет средств заложенных в смете учреждения.
Обеспечение безопасности жизни и здоровья учащихся
Общие правила техники безопасности:
- В творческое объединение (ТО) допускаются учащиеся ознакомившиеся и выполняющие требования техники безопасности;
- Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать руководителю ТО и не приступать к занятиям до устранения их нарушений.
- До и после занятий необходимо проветривать помещение.
- Бережно относиться к имуществу Центра.
- В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора.
Техника безопасности во время работы:
- Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места, входов-выходов посторонними предметами, которые в данное время не используются в работе, играх.
- Без разрешения педагога не включать теле и видеоаппаратуру.
- Использовать электророзетки только по назначению.
- О неисправности аппаратуры сообщать педагогу.
- Запрещается самостоятельно устранять неполадки.
Требования безопасности при аварийных ситуациях:
- При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети, покинуть помещение.
Основную долю программы составляет практическая работа, которая проводится на каждом занятии.
На базовом уровне обучения предполагает организации образовательного и воспитательного процесса в виде активной деятельности, которые стимулируют самостоятельную активность подростков их творческую свободу, сохраняя при этом руководящую роль педагога.
Продвинутый уровень – формирование навыков коллективной и самостоятельной творческой работы с залом, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.
Кадровое обеспечение: образование – высшее педагогическое.
Высшая квалификационная категория. Образование педагога соответствует профилю программы.
2.3 Формы аттестации (контроля)
Методы контроля и самоанализа
К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его личностных качеств.
На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие виды контроля знаний:
- Беседа в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания.
- Деловые игры – данный вид контроля позволяет повысить интерес воспитанников и обеспечить дух соревнования.
- Кроссворды на заданную тему.
- Тестирование (выявление уровня знаний по заданным темам).
- Конкурс (в качестве жюри могут выступать сами дети или их родители).
- Участие в городских, окружных конкурсах, представляет собой форму контроля, направленную на повышение уровня мотивации, активизацию познавательной, творческой активности учащихся, развитие и реализацию индивидуальных способностей каждого воспитанника.
Формой итогового контроля каждого этапа обучения является мероприятия, концерты фестивали в которых принимают участие учащиеся «Школы волонтеров».
Перечисленные методы и формы работы позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе данной технологии планируются, разрабатываются и проводятся конкретные занятия.
Аудиторные занятия проводятся в учебном кабинете. Внеаудиторные занятия – в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города.
С 27 по 31 мая 2019 года будет проходить промежуточная аттестация учащихся; с 23 по 31 декабря 2019 года - итоговая аттестация.
2.4 Оценочные материалы
В соответствии с целями и задачами модульной программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований. Диагностическая работа позволяет в целом анализировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонента программы. Для характеристики показателей успешности работы каждого обучающегося в группе выводится общий уровень путем суммирования бальной оценки. На основе диагностики проводится мониторинг.
Целью мониторинга является обеспечение эффективного информационного отражения состояния образования, воспитания, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза её обеспечения и развития. Критерии, по которым анализируется результат деятельности можно отследить с помощью таблицы.
Мониторинг уровня обучения и личностного развития учащихся
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | кол-во баллов | Методы диагностики |
I.Теоретическая подготовка воспитанника: Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) 1.2 Владение специальной терминологией | Соответствия теоретических знаний ребенка программным требованиям Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); Максимальный уровень (ребенок усвоил практичес-ки весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период); Минимальный уровень (ребенок, как правило избегает употреблять специальные термины); Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). | 1 2 3 1 2 3 | Наблюдение тестирование контрольный опрос |
I I. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением 2.3. Творческие навыки | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении практических заданий | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более1/2); Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.) Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей); Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) | 1 2 3 1 2 3 1 2 3 | Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание |
III. Обще учебные умения и навыки ребенка: 3.1. Учебно- интеллектуальные умения: | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога и родителей); Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1 2 3 | Анализ |
Мониторинг воспитанности учащихся по программе «Школа волонтерства»
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | кол-во баллов | Методы диагностики |
1.Профессиональная воспитанность
| Завершение работы, использование необходимых дополнений Аккуратность выполнений практической работы, терпение и работоспособ-ность Объективность при высказывании критических замечаний в адрес чужой работы Стремление исправить указанные ошибки, умение прислушиваться к советам педагога | Минимальный уровень (в редких случаях доводит выполнение работы до конца); Средний уровень (полностью завершает каждую работу, не использует необходимые дополнения); Максимальный уровень (полностью завершает каждую работу, использует необходимые дополнения) Минимальный уровень (ребенок проявляет низкий уровень работоспособности работы небрежные); Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работ, проявляет терпение и работоспособность); Максимальный уровень (ребенок аккуратен в выполнении практической работы, терпелив и работоспособен). Минимальный уровень (ребенок не объективен при оценивании работы сверстников); Средний уровень (ребенок старается быть объективным при оценивании работы сверстников, подчеркивает положительные моменты); Максимальный уровень (при высказывании критических замечаний в адрес работы сверстников проявляет объективность, подчеркивает положительные моменты) Минимальный уровень (не прислушивается к советам педагога, в редких случаях исправляет ошибки); Средний уровень (стремится исправить указанные ошибки прислушивается к советам педагога); Высокий уровень (всегда исправляет ошибки, прислушивается к советам педагога). | 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 | Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение |
| Аккуратность выполнения части коллективной работы Участие в выполнении коллективных работ, умение входить в контакт с другими детьми, конфликтность Стремление к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, желание показывать другим результаты своей работы Выполняет правила поведения на занятиях
| Минимальный уровень (не аккуратен при выполнении работы); Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работы); Максимальный уровень (ребенок всегда аккуратен при выполнении коллективной работы) Минимальный уровень (не принимает участие в кол-лективных работах, с трудом находит контакт с другими детьми, конфликтен); Средний уровень (принимает участие в коллективных работах, находит контакт с другими детьми, не конфликтен) Максимальный уровень (принимает активное участие в коллективных работах, всегда находит контакт с другими детьми, не конфликтен) Минимальный уровень (не стремится к получению новых знаний, умений, навыков); Средний уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, не желает показывать свои работы) Высокий уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, проявляет желание показывать другим результаты своей работы) Минимальный уровень (нарушает правила поведения на занятиях); Средний уровень (старается соблюдать правила поведения на занятиях). Максимальный уровень (соблюдает правила поведения на занятиях. | 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 | Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение |
Диагностика результатов обучения и личностного развития учащихся
Раздел программы
Фамилия Имя | Сольный и парный конферанс на концертах города | Работа с текстом. Освоение техники речи | Пластическая выразительность | Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся | Сотрудничество с социальными центрами и службами | Пропаганда волонтерского движения в образовательных учреждениях | Участие в фестивалях и конкурсах | Проектная деятельность | Работа с информационно-издательским центром | Итого | |
1 | |||||||||||
Сводная данных по группе | Средний балл |
Мониторинг уровня развития ключевых компетенций обучающегося
По определению О.Е. Лебедева, компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. В качестве критериев диагностики в программе применена классификация образовательных компетенций по А.В. Хуторскому.
Учебные компетенции. Это совокупность компетенций ребенка в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, представляют совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, актерского мастерства и сценического конферанса. Формируются знания и умения организации, анализа, рефлексии и самооценки собственной учебно-познавательной деятельности.
В процессе развития учебно-познавательных компетенций обучающие смогут овладеть:
– навыками сценического конферанса;
– навыками актёрского мастерства;
– навыками самостоятельной работе с литературой.
Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – нормы общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека.
Развивая общекультурные компетенции у учащихся формируется:
– интерес к самообразованию и самосовершенствованию;
– умение анализировать работу над произведениями разного жанра;
– артистические, эмоциональные качества у учащихся;
– интереса к пониманию сценического художественного действа.
Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Формирование коммуникативных компетенций учащихся направлено на развитие:
– гражданской позиции и патриотизма;
– морально-волевых качеств личности;
– опыта творческой деятельности в процессе реализации сценической постановки;
– межличностных отношений в процессе коллективной работы.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Таким образом, компетентностный подход характеризует деятельностный компонент образования, и позволяет связать теоретические знания с их использованием в практической деятельности. Ключевые образовательные компетенции конкретизируются посредством задач для каждого этапа обучения.
- Методические материалы
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
1. Метод получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация.
2. Метод выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности: упражнения, практическая работа.
3. Метод закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.
4. Метод организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоение элементарных норм ведения разговора; временная работа в группах; создание ситуаций совместных переживаний; ведение дискуссий.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.
1. Метод эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив.
2. Метод развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала; стимулирование занимательным содержанием; создание ситуаций творческого поиска.
3. Метод формирования ответственности и обязательности: разъяснение учащимся личностной значимости учения; предъявление учебных требований; оперативный контроль.
4. Метод развития творческих способностей и личных качеств учащихся: творческое задание; постановка проблемы и создание проблемной ситуации; перевод игровой деятельности на творческий уровень.
Алгоритм учебного занятия
В зависимости от педагогических целей этапы занятия могут быть изменены.
I этап | организационный | Организация начала занятия. Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. |
II этап | проверочный | Проверка домашнего задания (если было) выявление пробелов и их коррекция. Проверка усвоения знаний предыдущего занятия. |
III этап | подготовительный | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). |
IV этап | основной | Усвоение новых знаний и способов действий. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действуй. Обобщение и систематизация знаний |
V этап | контрольный | Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). |
VI этап | итоговый | Подведение итогов: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели. |
VII этап | рефлексивный | Мобилизация детей на самооценку |
VIII этап | информационный | Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. |
Список используемой литературы педагогом
- Абросимова Е.А., Бурцева Н.Ф., Семионкина И.Л., Толмасова А.К. Как создать общественное объединение. – М., Россия, 1995г.
- Барадачев И. Волонтерское движение [Электронный ресурс] // http://www.rusal.ru/volonters.aspx
- Б.Н. Бирюсов музыкальные игры для детей. – М., 2000
- Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник/ Сост. С.В. Тетерский/ Под редакцией Л.Е. Никитиной. – М., «ACADEMIA», 2000 – 160с.
- Всемирная декларация добровольчества [Электронный ресурс]: ‒ URL: http://volonte.ru/2008/12/19/ (дата обращения 16.01.2013).
- А. Елистратова Речевая культура актера. – М., 1957
- Кузьменко И.В., Баркунова О.В. Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия // Вестник Томского гос. пед. университета TSPU Bulletin, 2012. – № 8. – С. 88-91.
- Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и выступлений «Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. – М., Логос, 2002
- Э.И. Медведь Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М., 2002.
- Молодежные добровольческие инициативы [Электронный ресурс] // http://www.kpmp.ru/programmy_molodezhnoj_politiki/molodezhnye_ob_edineniya/molodezhnye_dobrovolcheskie_iniciativy
- Решетников О.В. Корпоративное добровольчество: Научно-методическое пособие. – М.: ООО «Изд-во «Проспект», 2010. – С. 20.
- Общероссийские ежегодные добровольческие социальные действия [Электронный ресурс] // http://www.fondsozidanie.ru/news/? action=show&id=86
- Русский фольклор. / В. Аникин. – М., 1986
- Русские народные песни: Сб. /Сост. Ю. Зацарный. – М., 1979
- Русская частушка. /Сост. А. Кулагина. – М., 1988
- Е. Сарычева Сценическая речь. – М., 1955
Журналы:
- Классный руководитель – 2002г № 8,9; 2004г № 2,5,8; 2005г № 3,5,6;
- Музыкальное творчество за 2005 и 2006г.
- Музыкальный калейдоскоп за 2005 и 2006г.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
1. 500 новых детских частушек. / Сост. И.Д. Агеева. – М., 2001
2. А.В. Давыдова Сценарий выпускных вечеров, капустников, КВНов. – М., «ВАКО» 2006
3. День знаний – театрализованная игра. Минск: ИОО «Красико-Принт» 2003
4. С.И. Пушкина Мы играем и поем. – М., 2001
5. С. Фатеев Детские музыкальные праздники. – М., «Лабиринт-Пресс» 2001.
Терминологический словарь
АВТОРИТЕТ – (нем. Autorilat – влияние) уровень уважения человека другими людьми и группой к которой он принадлежит. Авторитет проявляется в способности лидера побуждать других людей к исполнению возложенных на них обязанностей.
АЛЬТРУИЗМ – (лат. аlter – другой) нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага.
ВОЛОНТЕР – (франц. volontaire, от лат. voluntarius), 1. Лицо, добровольно поступившее на военную службу. В некоторых государствах система волонтёрства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий (например, в Великобритании до 1-й мировой войны 1914-18). В 18 – 1-й половине 19 вв. в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во 2-й половине 19 в. в большинстве государств система волонтёрства потеряла своё значение; осталась как способ комплектования армии в Великобритании (с 1961) и как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время, в некоторых государствах. 2. Тот, кто добровольно принимает участие в каком-либо деле.
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – один из видов благотворительной деятельности и осуществляется на основании Закона РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" № 135-ФЗ от 7 июля 1995 г.
ВОЛОНТЁРСКИЙ ЛАГЕРЬ – это коллектив людей, добровольно объединившихся на короткий период для проведения той или иной общественно полезной деятельности. Этот коллектив действует по принципам самоорганизации и личной ответственности каждого участника. Иерархия, разделение обязанностей и функций здесь минимальны. Их необходимость вызвана, прежде всего, тем, чтобы деятельность лагеря была более эффективной, а жизнь участников – максимально комфортной, располагающей к взаимопониманию, глубокому общению, приобретению новых знаний и друзей, созданию неконфликтной среды.
ДОБРОВОЛЕЦ – тот, кто добровольно берет на себя какую-либо работу, какие-либо обязанности. Гражданин, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в т.ч. в интересах благотворительной организации.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ (от лат. competens – соответствующий) – знания, опыт, образование в определенной области деятельности. Совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
КОМПЕТЕНЦИЯ (от лат. сompetere – соответствовать, подходить) – это личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т.п. качествам сотрудников компании.
МОЛОДЕЖЬ – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально-психологических свойств. Современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ – стремление человека к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом.
МОТИВЫ – в психологии, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В современной психологии термин «Мотивы» применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта.
ПИОНЕР – член массовой детской коммунистической организации (пионерская организация), объединявшей в своих рядах школьников от 9 до 14 лет в Советском Союзе и некоторых других странах
СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ (историч.) – лицо среднего медицинского персонала в дореволюционной России, получившее подготовку в общинах сестер милосердия или на курсах общества Красного Креста; предшественница медицинской сестры.
СОЛИДАРНОСТЬ (от лат. solidus – прочный) – активное сочувствие каким-нибудь мнениям или действиям, общность интересов, одинаковый образ действий или убеждений.
ТЕХНОЛОГИЯ – любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы – для получения желаемых продукций или услуг.
ТИМУРОВЦЫ (ТИМУРОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ) – понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым людям и тому подобное. После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Позже тимуровцы стали, частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА – термин, используемый для обозначения группы людей, объединенных общими признаками, или определенная ради какой-либо цели или задачи. Под общими признаками могут пониматься любые требуемые характеристики.
ЭМПАТИЯ – способность к сопереживанию, способность поставить себя на место другого человека. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.). Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Краеведение и музейное дело»
Программа дополнительного образования для объединения "Краеведение и музейное дело" рассчитана на 2 года реализации с нагрузкой 9 часов в неделю. Включает в себя разделы по музееведению и кр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Поваренок» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-культурной направленности «Поваренок»
Образовательная программа «Поваренок» направлена на формирование культуры здоровья и охраны жизнедеятельности. По функциональному назначению- учебно-познавательная, по форме реализации- кр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности « Друзья природы»
Принято Советом педагогов...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности « Волшебница вода»
2млДень недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областейОрганизация развивающей среды для с...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Говорюша"
Данная программа представляет серию коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что...
Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Говорюша»
Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности«Говорюша»...
Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико
Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...