« Роль воспитателя в жизни студентов общежития»
статья

Николаенко Татьяна Александровна

Роль воспитателя в адаптации проживания студентов общежития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya_v_zhizni_studentov_obshchezhitiya.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

« Роль воспитателя в жизни студентов общежития»

     Главной целью воспитательной работы в общежитии является мобилизация студенческого коллектива общежития для активной работы по созданию комфортной среды проживания, развития навыков самоуправления и самовоспитания. Ведь общежитие – не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей и противоречий процесса адаптации молодежи к новым социально-бытовым условиям.

      Ведущим принципом воспитательной работы в общежитии является создание комфортных условий для проживания студентов, ведь пребывание в общежитии – особый период в их жизни и значительно отличается от жизни в семье, где они находятся в центре внимания. Резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Приехавшие из отдаленных поселков,  маленьких городов в чужой город подростки оказываются в новой социальной роли, стремятся как можно скорее освоить специфику городской жизни. Большой город создает у ребят иллюзию взрослости. В условиях столь значительных жизненных перемен у молодых людей важно не только продолжить проводившуюся с ними ранее школой работу по нравственному воспитанию, но и обеспечить дальнейшее развитие моральных качеств.

        Необходимо учитывать то, что отрыв подростков от семьи часто вызывает у них сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, капризностью, угрюмостью. Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную жизнедеятельность. Происходит естественное уменьшение влияния семьи, близких родственников на их нравственное развитие. Из опыта работы почти у 30% проживающих в общежитии ослаблены связи с родителями. Очень важно не упустить таких подростков, необходимо уделить им особенное внимание. Общение со взрослым высоко ценится среди обучающихся, особенно первых курсов

Среди проживающих в общежитии есть особые категории студентов:

  • выпускники детских домов;
  • студенты из опекаемых или из многодетных семей;
  • дети-инвалиды.

  Данным категориям, проживающих в общежитии уделяем особое внимание: проводим с ними индивидуальную работу, направленную на коррекцию их поведения, повышения уровня их общей культуры и адаптации к новым условиям проживания и обучения. Необходимо создание условий для удовлетворения их познавательных, эстетических и других потребностей, обеспечивающих формирование и развитие личности. Исходя из своих наблюдений за данной категорией студентов, трудности в адаптации состоят в том, что большинство из них нерационально распределяют свое время. Они не могут самостоятельно настроить свой режим дня.

      В начале учебного года при массовом заселении студентов в общежитие комнаты комплектуются без учета личностных качеств человека, без учета их темперамента и характера. В связи с этим воспитателям очень часто приходится разрешать конфликты между проживающими в одной комнате. Чаще всего возникают затруднения при необходимости совместного распределения обязанностей с соседями по блоку,  по комнате, иногда просто два подростка не могут найти общий язык друг с другом, в результате чего иногда  возникают конфликты на этой почве. Надо жить в одной комнате с людьми, о существовании которых ты никогда и не подозревал, налаживать с ними контакт, выстраивать отношения. Здесь приходится подходить к каждому индивидуально, выслушивать точку зрения каждого, примирять,  устранять конфликты, предупреждать возникновение новых конфликтов. Однако в процессе взаимодействия с проживающими выявляем их интересы, потребности, склонности, психологические особенности, что в дальнейшем позволяет все это учитывать при улучшении качества проживания студентов.

  Воспитателю надо уметь установить дружеский контакт с проживающими в общежитии. Для этого началом служит добрая улыбка, добрый взгляд или совместные действия, и если установился контакт, то уже легче становится понимать настроение воспитанников, мотивы их поведения. Очень важно уметь находить правильный подход к каждому проживающему в общежитии, учитывать его темперамент, уравновешенность нервной системы, его способности, интересы, потребности, предложить сферу применения сил, помочь поверить в себя, в свои творческие способности, научить жить более интересно. Эта работа должна проводиться с учётом психолого-возрастных особенностей молодежи. Для этого проводим опрос студентов при помощи анкеты «Анкета студента», выявляем интересы и увлечения проживающих общежития с целью дальнейшего их привлечения в проводимых в общежитии мероприятиях.

    Очень важно суметь помочь студентам организовать их свободное время, приобщить к занятиям спортом, привлечь в клубы, кружки. При этом цель организации досуга обучающихся заключается не в том, чтобы их отвлечь от пустого времяпровождения, а занять, развлечь и, главное, вызвать ответную мысль, побудить к творческому поиску, разбудить стремление повысить культурный уровень, расширить круг интересов, приобрести навыки самостоятельной организации свободного времени.

    Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно- оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.

    Студенты, уехавшие далеко от родительской опеки, начинают «наслаждаться» свободой, что приводит к их отсутствию в ночное время суток в общежитии, а это не допускается правилами внутреннего распорядка. Для предотвращения уходов несовершеннолетних студентов из общежития на ночь осуществляем постоянный контроль. Во-первых: ежедневно проверяем наличие всех проживающих. Во-вторых: ведем ежедневный контроль отсутствующих в общежитии при помощи журнала, в котором проживающие указывает место нахождения вне стен общежития. При отсутствии студента на месте, ставим в известность родителей, проводим совместные действия по выяснению местонахождения подростка.

      Особо остро данная проблема возникает в начале учебного года, когда вновь прибывшие студенты проходят период адаптации. Однако постоянный контроль, индивидуальные беседы и доброжелательные отношения между проживающими и сотрудниками успешно позволяют решить данную проблему.

    Для осуществления воспитательной работы в общежитии использую наиболее эффективные формы работы индивидуального и группового характера: беседы, собрания, тематические и развлекательные вечера, викторины, лекции, диспуты, устные журналы, соревнования, конкурсы, экскурсии. Для удобства проживающих в общежитии  на третьем  и четвертом этажах имеются комнаты отдыха, оснащенные телевизором и диванами для вечерних киносеансов. Фильмы помогают подбирать сами студенты.

    В общежитии проводим работу по поддержанию необходимого санитарного состояния, выполнению распорядка дня, привитию навыков самообслуживания. С целью контроля соблюдения санитарно-гигиенических норм еженедельно совместно с жилищно-бытовым сектором проверяем санитарное состояние комнат, ведем экран чистоты. Ежегодно проводим конкурс «Самая лучшая комната». Победителя конкурса выбираем по результатам проверок санитарного состояния. При возникновении спорных вопросов учитываем уют в комнате. Ежегодно проводим конкурсы «Лучшая староста» и «Лучший дежурный». На заключительном общем собрании, в конце мая, победители в данных номинациях и студенты, активно принимающие участие в организации и проведении мероприятий, награждаются сладкими призами.

     В начале учебного года необходимо выявить лидеров среди студентов, проживающих в общежитии. Из их числа на общем собрании студентов выбираем Студенческий совет общежития, который координирует деятельность старост этажей. Старосты контролируют порядок в блоках, вывешивают графики дежурства по блоку. Студенческий совет состоит из председателя, заместителя председателя, из культурно-массового сектора, художественно-оформительского, спортивного, санитарного. Студсовет организует работу по самообслуживанию, привлекает проживающих к выполнению общественно-полезных работ в общежитии и на прилагающей территории (2 раза в год проводим субботники на придомовой территории), организует проведение культурно-массовой работы.

    Каждый четверг проходят заседания студенческого совета общежития. На заседаниях обсуждаем план мероприятий на ближайшую неделю, назначаем ответственных лиц из числа студентов, на заседания приглашаем студентов, нарушающих Правила проживания в общежитии, проводим с ними беседы, объясняем законы, которые они нарушили, призываем к ответственности.         Вся воспитательная работа в общежитии направлена на формирование личности высокой нравственной культуры, профессионально и социально компетентной, с активной жизненной позицией, имеющей навыки в управлении, умеющей принимать решения и нести за них ответственность.

          Воспитание студентов, проживающих в общежитии – сложный и многогранный процесс, требующий от его организаторов тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией, студенческим советом. Наша общая задача – искать и находить новые формы работы по организации досуга молодёжи, развивающие её духовно и интеллектуально, помогающие ей определить своё место в жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в становлении личности подростка, проживающего в общежитии

О значении воспитетельной работы в студенческом общежитии...

Роль воспитателя в формировании самостоятельности и ответственности студентов с ОВЗ.

Проблема специального образования становится все более актуальной в работе всех образовательных учреждений.  Связано это с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дете...

Роль воспитателя в процессе становления личности подростка, проживающего в общежитии

Особую роль в процессе становления личности студентов, проживающих  в общежитии, играет воспитатель. Логика деятельности воспитателя в общежитии заключается в переходе от опеки на первом курсе к ...

Результаты анонимного опроса «Роль социальных сетей в жизни студентов и определение их принадлежности к "группам смерти"

На сегодняшний день особую актуальность приобретает вопрос интернет-зависимостиот социальных сетей и суицидального поведения среди подростков. Эти два явления нецелесообразно рассматривать отдельно, п...

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у студента - важнейшая социальная...