Роль воспитателя в формировании самостоятельности и ответственности студентов с ОВЗ.
статья на тему

Голованев Сергей Федорович

Проблема специального образования становится все более актуальной в работе всех образовательных учреждений.  Связано это с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей- инвалидов неуклонно растет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_vospitatelya_so_studentami_s_ovz.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в формировании самостоятельности и ответственности студентов с ОВЗ.

                                                   Голованев Сергей Федорович,

                                                                    Воспитатель СПб  ГБПОУ  ЛСИТ

     Проблема специального образования становится все более актуальной в работе всех образовательных учреждений.  Связано это с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей- инвалидов неуклонно растет.

  Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в системе профессионального образования – это молодые люди, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

  Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов лечения и оздоровления , воспитания и обучения коррекции нарушений развития, социальной адаптации.

  Своевременная профессиональная ориентация играет важную роль в социализации человека и особенно важна для социализации людей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

  Профессиональное  самоопределение – это самоопределение человека в профессиональной деятельности с учетом его интересов, способностей, личностных качеств.  Это выбор конкретной профессии, связанной с выбором образа жизни.  Работа играет важную роль в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и оказывает большое влияние на их состояние и самочувствие.  Удачно выбранная профессия повышает самооценку, статус, снимает физический и психический дискомфорт, нивелируя проблемы, связанные со здоровьем.  Адекватность выбора и уровень освоения профессией всесторонне влияют на самочувствие и качество жизни молодого человека.  Поэтому подростку с ОВЗ особенно важно сделать правильный выбор профессии.

  Главная цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у учащегося  с ОВЗ внутреннюю готовность самостоятельного  и осознанно планировать,  корректировать и реализовывать свое развитие. Для подростков с ОВЗ профессиональное самоопределение – это длительный процесс развития отношения к своей будущей профессии. Обучающиеся с ОВЗ не всегда адекватно оценивают себя, у них зачастую отсутствует саморегуляция и самоконтроль, на низком уровне  стремление к обучению и самообразованию,  поэтому профориентационная работа с данной категорией подростков строится с учетом индивидуальных особенностей. Для того, чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них положительную мотивацию, активное отношение к себе, своим возможностям. Целью индивидуальной работы является оказание помощи в подборе видов и направлений профессиональной деятельности, максимально соответствующих физическому и психическому развитию здоровья в целом подростков с ОВЗ.

    Исходя из этого ставятся следующие задачи:

- развивать общетрудовые качества и навыки,

- формировать установку на труд и позитивное отношение к труду, мотивационную готовность к труду и выполнение профессиональных функций, определенных видов деятельности.

  Существенными показателями, раскрывающими сущность процесса  профессионального самоопределения, являются мотивы профессионального  выбора, профессионально-ценностные ориентации, наличие индивидуального жизненного плана учащегося.

  Пребывание и обучение на первом курсе в лицее является для ребят своеобразным испытательным сроком.  На сегодняшний день у части учащихся в лицее слабая мотивация к обучении, так как они имеют недопонимание при выборе профессии и жизненного пути.

   Тестирование первокурсников показывает такие проблемы как:

- несформированность профессиональной мотивации,

- незрелая личностная готовность,

- несформированность  индивидуального стиля учебной деятельности.

  Все это, в свою очередь, провоцирует кризисы в формировании и развитии их личности на данном этапе.

  Работа по профессиональному самоопределению – одна из основных и наиболее сложных аспектов деятельности педагогического коллектива лицея.

  Чтобы сделать этот процесс эффективным, нужна четкая сложенная система работы всех участников педагогического процесса, включая воспитателя. Только все это обеспечит осознанное формирование желания у учащегося получить профессию.

  Работа воспитателя в основном осуществляется в общежитии, где проживают учащиеся. Общежитие для учащегося  - это своего рода целый мир, в котором нужно уметь жить, где на первом месте коммуникабельность и уважение.  Общежитие рассматривается как педагогическая структура, поскольку в нем живут молодые люди, характер, привычки, стиль поведения которых еще окончательно не сложился.

  Процесс формирования личности продолжается под воздействием общения молодежи. Повышение уровня общения молодежи и культуры ее досуга – это две стороны единого педагогического процесса в общежитии. Особую роль в процессе становления личности учащихся,  проживающих в общежитии, играет воспитатель. Деятельность его заключается в переходе от опеки на первом курсе к организации студенческого самоуправления, проявлению ответственности за себя и свои поступки, формированию общих и профессиональных компетенций  на последних этапах обучения.

       Роль воспитателя заключается прежде всего в следующем:

- специфика организации воспитательного процесса в общежитии,

-к каждому учащемуся с ОВЗ необходимо найти свой индивидуальный подход, помочь решить возникающие проблемы, помочь преодолеть трудности , как во время учебного процесса, так и  в свободное время.

- помочь адаптироваться учащимся первого курса к новой социальной среде,

- необходимо учитывать уровень познавательной мотивации учащихся, различия в уровне навыков самообслуживания.

- учить ребят самостоятельности в общежитии.

  Однако из ведущих направлений в подготовке подростков к самостоятельной жизни является трудовое обучение и воспитание. Ведь только в процессе труда мы можем воспитать такие качества, которые помогут подростку в будущем вести самостоятельную жизнь. Проблема формирования у  подростка самостоятельности была и остается в современной педагогике одной из самых актуальных. А потому, одним важнейших качеств, которые необходимо формировать и развивать у подростка, является самостоятельность.

  Самостоятельность – это способность решать учебные и жизненные проблемы без помощи извне. Самостоятельность формируется по мере взросления подростка и представляет собой волевое качество личности, которое характеризуется ответственным отношением к собственной деятельности, умением планировать эту деятельность, ставить перед собой задачи и искать пути их разрешения без посторонней помощи,  опираясь при этом на имеющиеся в собственном опыте знания, умения и навыки.

  Главной задачей воспитательной работы с учащимися с ОВЗ является реализация индивидуальных и творческих интересов личности, активизация самостоятельности учащихся данной категории в учебно-воспитательном процессе, формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству.

  Задачей воспитателя является подготовить подростка к самостоятельной жизни путем освоения им бытовых навыков и умений. Так же необходимо помочь подростку проявить свои индивидуальные способности, найти правильную дорогу в жизни. Целенаправленно обучить бытовым навыкам, обучить самостоятельному поведению, знакомить с планированием бюджета, формировать правильное представление о роли всех членов семьи и т.д. Особо, это касается детей-сирот, которые выходят в большую жизнь, не могут принять новые жизненные условия. Успех воспитателя зависит от определения основных направлений адаптации первокурсников к новой социальной среде.

  Основными направлениями работы в адаптационный период являются:

- проведение работы по ознакомлению учащихся с правилами внутреннего распорядка,

- составление социально-психологического портрета учащегося,

- изучение структуры межличностных отношений,

- оказание практической помощи в период адаптации в общежитии,

- формирование самостоятельности,

- оказание помощи в выполнении домашних заданий,

- учить ребят больше уделять внимания внешнему виду, следить за одеждой,

- учить самообслуживанию, наводить уборку в комнатах проживания, делать влажную уборку, убирать после приема пищи и т д.

  С помощью этого вида труда, воспитываем опрятность, чистоплотность, аккуратность, привычку себя обслуживать.

 ТРУД и ТВОРЧЕСТВО – главные воспитатели.

Особая роль принадлежит здесь творческой деятельности, которая выступает в качестве основы в познавательной деятельности, создания межличностных отношений, позволяющих  снять проблемы в социальной среде общежития.

  Развитие творческого потенциала учащегося связано не только с решением проблем адаптации, но и с помощью ему в становлении личности. Ведущую роль в этом играет творческий потенциал воспитателя как значимого взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль практики в формировании общих и профессиональных компетенций у студентов (на примере специальности 49.02.01 Физическая культура)

В связи с переходом на новые образовательные стандарты в подготовке специалистов среднего звена возрастает роль практики. Практикоориентированный подход к обучению привёл к увеличению количества часов...

РОЛЬ ПЕДАГОГА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В настоящее время в науке существует несколько подходов к раскрытию сущности понятия «самостоятельная работа». Данное понятие многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило е...

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у студента - важнейшая социальная...

Роль чтения в формировании общих компетенций студентов медицинского колледжа

В статье обсуждаются вопросы кризиса чтения во многих семьях, что снижает уровень образованности. Что необходимо предпринять, чтобы повысить читательскую активность студентов медколледжа. Приводятся о...

« Роль воспитателя в жизни студентов общежития»

Роль воспитателя в адаптации проживания студентов общежития....

Статья "О работе певца-народника над голосом, воспитание народной манеры пения, роль педагога в формировании исполнительского мастерства студента "

Народной манерой в быту, как известно, овладевают в подростковом возрасте и с окончанием мутации поют по-народному совершенно свободно и уверенно, стройно, интонационно чисто и иногда даже с виртуозны...