Результаты анонимного опроса «Роль социальных сетей в жизни студентов и определение их принадлежности к "группам смерти"
статья
На сегодняшний день особую актуальность приобретает вопрос интернет-зависимостиот социальных сетей и суицидального поведения среди подростков. Эти два явления нецелесообразно рассматривать отдельно, поскольку в социальных сетях действуют более 1000 групп, пропагандирующих суицид, жертвами которых уже стали достаточное количество подростков.
Один из способов решения обозначенной проблемы – это создание системы профилактики суицидального поведения в образовательном учреждении как комплекса организационно– психолого-педагогических мер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezultaty_sotsiologicheskogo_issledovaniya_zavisimosti_studentov_obninskogo_tehnikuma.docx | 119.04 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЗУЛЬТАТЫ АНОНИМНОГО ОПРОСА
«РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ОБНИНСКОГО ТЕХНИКУМА ИАТЭ НИЯУ МИФИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К «ГРУППАМ СМЕРТИ»
Татьянченко Наталья Петровна,
кандидат психологических наук, доцент
педагог-психолог техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ
Актуальность. На сегодняшний день особую актуальность приобретает вопрос интернет-зависимости от социальных сетей и суицидального поведения среди подростков. Эти два явления нецелесообразно рассматривать отдельно, поскольку в социальных сетях действуют более 1000 групп, пропагандирующих суицид, жертвами которых уже стали достаточное количество подростков.
Один из способов решения обозначенной проблемы – это создание системы профилактики суицидального поведения в образовательном учреждении как комплекса организационно – психолого-педагогических мер.
Цель исследования - определить роль социальных сетей в жизни студентов Обнинского техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ и их принадлежность к «группам смерти» для разработки дальнейших профилактических мероприятий.
Задача - посредством анонимного анкетирования дать оценку интернет-зависимости от социальных сетей студентов Обнинского техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ и выявить лиц, состоящих в «группах смерти».
Методы и методики: анонимное анкетирование (см. Приложение 1).
Ход исследования: 14 декабря 2017 года педагогом-психологом совместно с классными руководителями первокурсников было проведено анонимной опрос, в котором приняли участие 32 девушки (58%) и 96 юношей (42%), в возрасте от 15 до 18 лет. Общая численность анкетируемых – 128 человек. Анкета состояла из 17 вопросов, ответы на которые должны были прояснить роль социальных сетей в жизни студентов и их принадлежность к «группам смерти».
Итак, на первый вопрос: «Являетесь ли Вы пользователем социальных сетей?», все респонденты ответили положительно. В числе предпочтительных социальных сетей оказались: Вконтакте (98%), Instagram (53%) и Facebook (29%) (см. Рис. 1).
Рис. 2. Процентное распределение зарегистрированных пользователей различных социальных сетей
Среди опрашиваемых 93% - зарегистрированы под своим именем, 7% - под чужими. Следует отметить, что регистрация под вымышленным именем дает некоторую свободу и безнаказанность, позволяя подросткам полностью уйти в виртуальный мир. И действительно, 77% респондентов, зарегистрированных под чужим именем, ответили, что часто испытывают в социальных сетях ощущение вседозволенности, в 54% случаев - чувство собственной власти (см. Рис. 2).
Рис. 2. Процентное распределение респондентов, переживающих в социальных сетях ощущение вседозволенности и чувство собственной власти
На вопрос: «Сколько часов в день Вы проводите в социальных сетях?», ответы распределились следующим образом: от 1 до 4 часов в день в социальных сетях проводят 38,4% опрошенных, от 6 до 12 часов – 17,8%, больше 12 часов – 6,2% анкетируемых, в 37,6% случаев студенты техникума не выходят из социальных сетей (см. Рис. 3).
Рис. 3. Количество часов в день, которые студенты проводят в социальных сетях
Анализируя цели использования социальных сетей, мы определили, что в 88% случаев – это общение, 68% респондентов используют социальные сети для получения информации (домашнее задание, расписание и пр.), 66,4% опрошенных слушают музыку (см. Рис. 4).
Рис. 4. Цели использования социальных сетей
Интернет-зависимость от социальных сетей – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.
Согласно полученным данным, 20,3% студентов техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ считают себя зависимыми от социальных сетей, в 61,7% случаев студентов не признают наличие зависимости, 14% респондентов ответили «Не знаю» (см. Рис. 5).
Рис. 5. Процентное распределение респондентов, страдающих зависимостью от социальных сетей
Следует отметить, что зависимость от социальных сетей препятствуют социализации и проявляется в таких негативных симптомах, как: навязчивое желание проверить почту; сокращение времени на прием пищи и еда перед монитором; потеря ощущения времени on-line; более частое общение on-line, чем при личной встрече; вход в Интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги или подавленности; появление усталости, раздражительности, снижение настроения при прекращении пребывания в сети и непреодолимое желание вернуться за компьютер; пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.
На следующем этапе нашего исследования мы определили личное отношение студентов техникума к «группам смерти» в социальных сетях и выявили лиц, состоящих в них. Так, среди опрошенных 6% - состоят в «группах смерти», 90% - ответили, что не состоят, 4% - не ответили на вопрос о принадлежности к подобного рода группам (см. Рис. 6).
Рис. 6. Отношение студентов техникума к «группам смерти»
В заключение обследования мы определили, по мнению студентов, положительные и отрицательные стороны использования социальных сетей.
Так, среди плюсов – это общение на расстоянии (51,5%), обмен информацией (22%), новые знакомства (18,7%), знакомство с последними новостями (5,5). Среди минусов респонденты назвали следующие: отнимает много времени (23,4%), формирует зависимость (11,7%), сомнительные группы (13,2%) (см. Рис. 7, 8).
Рис. 7. Положительные стороны использования социальных сетей
Рис. 8. Отрицательные стороны использования социальных сетей
Таким образом, в ходе анкетирования нами установлено:
- главной причиной использования социальных сетей среди студентов техникума является общение с друзьями;
- при общении в сети подростки переживают гамму негативных эмоций и чувств (зависть, чувство собственной власти, ощущение вседозволенности, нервозность), что может негативно сказаться на их психическом здоровье;
- 24,2% студентов техникума заходят в социальные сети во время занятий, отвлекаясь от процесса получения знаний;
- в 10% случаев у студентов вызывают интерес «группы смерти». Кроем того, в ходе анкетирования удалось определить процент лиц, состоящих в «группах смерти» (6%);
- многие респонденты в состоянии объективно оценить положительные и негативные влияния социальных сетей, т.е. обладают критическим мышлением.
Поскольку самим студентам с проблемами, порождаемыми социальными сетями, не справиться, администрация техникума на основании полученных статистических данных может скорректировать программу воспитательных мероприятий, посвященных профилактике интернет-зависимости от социальных сетей и суицидального поведения подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние социальных сетей на успеваемость студентов колледжа
Социальные сети, возникнув как особенное, ранее не известное явление, несколько лет назад, стремительно набрали популярность и изменили не только ландшафт Интернета, но и мировоззрение людей, работающ...
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АНКЕТНОГО ОПРОСА ПО ПРОБЛЕМЕ «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» студентов Брюховецкого аграрного колледжа Краснодарского края
Исследование нравственно-патриотического воспитания в настоящее время приобретает огромное значение. Эта проблема исходит из самой общественно-политической системы. Неверие людей в благополучие...
. Роль социальных сетей в создании положительной учебной мотивации при изучении физики
Данный проект показывает, что социальные сети – действительно удобный инструмент, дополняющий стандартные средства обучения и при этом являющийся серьезным фактором позитивной мотивации. Во...
Моя жизнь - социальная сеть?
Классный час проводился в 10 классе в рамках методической недели в ГОКУ АО "Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания". Направление данного классного часа: социальное....
Социальные сети в жизни современного человека
Данная работа представляет собой исследовательский проект по изучению особенностей использования Интернета и социальных сетей современными людьми. Тема влияния социальных сетей является весьма актуаль...
Статья по теме "Роль социальных сетей в жизни человека"
В статье расказано о том, как социальные сети влияют на современное общество плюсы и минусы....
Роль студенческого самоуправления в жизни студентов
Современное усовершенствование образования придает огромную важность воспитательной работы образовательных организаций....