Совершенствование и развитие связной речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в игровых ситуациях на материале лексической темы"Дикие и домашние животные"
план-конспект урока

Цель:
Закреплять представления детей  о многообразии животного мира нашей планеты.
Корригировать, развивать и активизировать связную речь обучающихся с УО..

Задачи:
1. Отрабатывать навык образовывать уменьшительно - ласкательную форму существительных.
2. Совершенствовать умения обучающихся составлять рассказы цепной структуры по картинно-графическим планам о  животных (названия взрослых животных, внешний вид, особенности, среда обитания, питание,).
3. Учить образовывать сложные слова типа «длинноногий».
4. Продолжать  работу  по обогащению и активизации словаря обучающихся  по теме « Дикие и домашние  животные и их детеныши».
5. Развитие творческой активности обучающихся, общей и мелкой моторики, координации речи с движением;  зрительного внимания,  восприятия, памяти, мышления.
6. Активизировать  мыслительную деятельность, психические  процессы.
7. Воспитывать  уважение и заботливое  отношение  к природе, диким и домашним животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_rechi_po_zhiv-nym.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Технологическая карта урока
                              с применением здоровьесберегающих технологий.


Тема урока
: Совершенствование и развитие связной речи  у обучающихся   с  интеллектуальной недостаточностью  в игровых ситуациях  на материале лексической темы"Дикие и домашние животные".
Урок: Речь и альтернативная коммуникация.
Тип урока: Актуализация знаний у обучающихся.

Цель:
Закреплять представления детей  о многообразии животного мира нашей планеты.
Корригировать, развивать и активизировать связную речь обучающихся с УО..

Задачи:
1. Отрабатывать навык образовывать уменьшительно - ласкательную форму существительных.
2. Совершенствовать умения обучающихся составлять рассказы цепной структуры по картинно-графическим планам о  животных (названия взрослых животных, внешний вид, особенности, среда обитания, питание,).
3. Учить образовывать сложные слова типа «длинноногий».
4. Продолжать  работу  по обогащению и активизации словаря обучающихся  по теме « Дикие и домашние  животные и их детеныши».
5. Развитие творческой активности обучающихся, общей и мелкой моторики, координации речи с движением;  зрительного внимания,  восприятия, памяти, мышления.
6. Активизировать  мыслительную деятельность, психические  процессы.
7.
Воспитывать  уважение и заботливое  отношение  к природе, диким и домашним животным.

Интеграция образовательных отраслей:
1
 Социально - коммуникативная.
2 Речевая.
3 Познавательная.
4 Художественно - эстетическая.
5 Физическая.

Прогнозируемые результаты:
Личностные
1.
освоение доступной социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
2. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
3. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Предметные
1. узнавать изученные объекты живой природы;
2. сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
3. использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
4. контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
5. проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
Коммуникативные
1. слушать и понимать речь других;
2. вступать в контакт (учитель - обучающийся, обучающийся - обучающийся);
3. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия;
4. обращаться за помощью и принимать помощь;
5. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Оборудование:
 Магнитофон, аудио запись звуков животных, медальки  с изображениями диких  и домашних животных, картинно-графический план о животных (электронный вид), разрезные картинки детёнышей  диких  и домашних животных, мяч, картина "Лес", "Ферма".

Ход урока: 
Учитель подходит к обучающемуся, который не активно задействован свободной игрой в группе и предлагает поиграть в игру :
"Мяч передавай и животное называй."
Постепенно включает всех обучающихся в игру и подводит к теме урока:
Много  животных назвали , но всех не перечислили.  Животных на Земле очень много.  Подойдите  к своему столу и посмотрите, кто каким животным будет. Одевайте медальки - силуэты  и определитесь, кто из животных будет жить в лесу, а кто у фермера на скотном дворе.
 

Игра  на словообразование:  «Заметь особенность животного».
На полянке лесной  собрались зверюшки. И вижу я , что у волка зубы острые.  Значит волк какой - ? Острозубый.
У меня длинный хвост, — говорит белка.
Лось – длинные ноги
Еж – короткий хвост, короткие лапы
Заяц – длинные уши
Белка – пушистый хвост
Лось – крутые рога.

О диких  животных поговорили, заметили интересную у каждого особенность.  А какой особенностью обладают все наши домашние животные? Это мы узнаем, если вы мне поможете разыграть сказку " Разговор диких и домашних животных".

Разыгрывается  сказка - разговор диких и домашних животных.
Педагог:" Повстречал  как - то раз медведь  домашних животных и задумался. Похожи мы друг на друга, но одних из нас называют дикие, а других домашними. От чего это?" "
И решил медведь спросить у домашних  животных, кто им строит жилище".
" Медведь -  сам строит жилище - берлогу себе, а кто жилище строит домашним животным?  И подошёл медведь  неуклюже к домашним животным спрашивать."
Ребёнок - медведь:  " Скажите, кто вам строит жилище?"
Дети - домашние животные : "Жилище нам строит человек, хозяин".
Педагог: "Вернулся   переваливаясь медведь к своим друзьям, а домашние животные  стали подумывать , что они ленивые  и лодыри."
" И у ёжика сразу возник вопрос, если домашние животные не строят себе жилище, значит они его сами убирают? И засеменил он к домашним животным, чтобы задать им этот вопрос".
" На этот вопрос домашние животные дали знакомый ответ".
" А тут ещё и
белочка - ребёнок  к домашним животным  на нижнюю ветку дерева спустилась  и поинтересовалась, кто им еду готовит, корм запасает".
Дети -домашние животные : " Мы  корм себе  не  заготавливаем, еду нам готовит человек".
Далее свои вопросы задавала:
Ребёнок - лисичка : "Как лечатся домашние животные".
Ребёнок - заяц : " Как защищаются от врагов".
Учитель:"Совсем задумались, огорчились, приуныли домашние животные".
" Но вдруг умная собачка побежала к диким  животным  и спросила их о том, как они помогают человеку?"
Ребёнок - собака : " Как вы помогаете человеку?"
Учитель:"Дикие животные были удивлены такому вопросу.  Ведь дикие животные человеку никак..."
Дети - дикие животные : "Не помогаем"
Педагог: " А собачка прибежала обратно к своим друзьям и пролаяла, что домашние животные вовсе не лодыри  и ленивцы, а  очень даже помощники."
Ребёнок - собачка : " Я, дом сторожу"
И далее домашние животные называют по очереди, какую пользу человеку  кто из них приносит.

Учитель: Мы с вами разыграли сказку. Молодцы. Сказка получилась живой, поучительной и познавательной.  
Кто же  из вас сумел подметить  особенность всех домашних  животных. Какая это особенность - ( помощники людям).  
Наверное мои ребята  - зверята устали.    Поиграем. Сможете ли вы показать мне повадки и особенности животного, что я вам задам.

Физкультминутка- " Море волнуется раз...." 
Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!»
В этот момент игроки должны замереть в  позе, которая характерна для заданного животного. Водящий поворачивается, обходит всех играющих, "включая их" и просматривает получившиеся фигуры в движении, характеризующие повадки данного животного.
Когда ведущий посмотрел  все фигуры, он  выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.

Педагог: Отлично играли. А кто из ребят заметил, кого из домашних животных нет на скотном дворе у фермера.  (Ослика)
Я буду осликом. Ослик поздно к нам пришёл и не успел поучаствовать в сказке. Играем с осликом?


Гимнастика для глаз - "Ослик".
(Обучающиеся совершают движения глазами в соответствии с текстом)
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу - свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва,
(Выполняются круговые движения глазами.)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю лег.
(Закрывают глаза.)

Самостоятельная организация своей деятельности обучающимся - разрезная картинка и рассказ по плану.
Учитель: Все  животные  разные, нет одинаковых, и каждый по своему хорош.  Живут  животные дружно да своими делами занимаются.
И я вам предлагаю пройти к своему рабочему месту и  собрать разрезную картинку  детёныша животного и рассказать о малыше по плану. (Самостоятельная организация своей деятельностиобучающимся).
(Картинно - графический план о животных в электронном виде).
План:
Как меня родители называют ласково?
Как зовут моих родителей?
Что особенного в моём внешнем виде?
Что особенного в моих повадках?
Где мы живём?
На кого мои родители охотятся или  чем мы питаемся?
Заслушивается  несколько рассказов  обучающихся.

Игра на подбор прилагательных:" Похвали себя"

Кто себя похвалит лучше всех , тот получит вкусную морковку. Морковку все звери едят.
Ваша задача назвать три и более слов - характеристик повадок  малышей.  (За верный ответ ребёнку на парту кладётся фишка).
Даю вам несколько минут  подумать какой я или какая я?
Обучающиеся подбирают слова - определения.

Суммирование и оформление полученных знаний обучающимися на занятие.
Учитель: Мы с вами много играли.
Кем были?
Могут ли дикие звери содержаться в домашних условиях? Почему?
Какой  полезной  особенностью для человека обладают все домашние животные?
Зачем человек приручил животных и назвал их домашними?
Если у нас есть домашнее животное, но по какой - то причине мы не можем содержать его дальше, можно ли его выгнать на улицу? Почему?
Что необходимо регулярно, и  даже ежедневно делать для домашнего животного?
Какие слова можно подобрать  для всех животных, рассказывая об  их силе, храбрости, выносливости, ловкости, хитрости и других качествах повадок?
А теперь посчитаем, кто себя отлично похвалил - морковку получил?
(Фишки подсчитываются и
всем  обучающимся раздаётся угощение).

Рефлексия деятельности.
Учитель.
Сегодня все хорошо работали на уроке. Скажите себе: " Я - Молодец! Я думал и старался!"
У Вас на партах лежат смайлики, покажите мне с каким настроением вы уходите с урока.
(Обучающиеся выбирают и показываю смайлик, соответствующее иго настроению)
Спасибо. Я знаю, что радость, доброта и улыбка всегда во всем помогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР: Игрушка как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

По итогам проделанной опытно - экспериментальной работы по речевому развитию детей 5 г. жизни студентка четвёртого курса Григорьева В. Н.  делает вывод о том ...

Курсовая работа "Развитие связной речи дошкольников"

                                                    ВВЕДЕН...

дикие и домашние животные

Развивает зрительную память и внимание,активизирует словарь,учит детей узнавать животных по описанию,развивает мышление и речь...

Занятие с детьми старшей группы по развитию речи «Сравнение диких и домашних животных»

Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Учить устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты ж...

Дипломная работа студента по теме "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством сказкотерапии". Научный руководитель: Матата Л.В.

Дипломная работа "Развитие связой речи у детей среднего дошкольного возраста посредством сказкотерапии" опытно -экспериментального характера по специальности 44.02.01 раскрывает методологиче...