Методическая разработка «Педагогические технологии»
материал
Материал может быть использован на уроках спецдисциплин направления "Парикмахерское искусство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_pedtehnologii.docx | 395.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ГПОАУ Ярославской области
Ростовский колледж отраслевых технологий
Методическая разработка
«Педагогические технологии»
Разработал: Саранцев Ю. В., преподаватель
г. Ростов Ярославский
2020
СОДЕРЖАНИЕ
2.2. Игровые технологии в системе дополнительного образования детей 9
2.2.2 Проблемы и пути решения 10
2.3. Технология развития критического мышления учащихся в системе 12
дополнительного образования 12
2.4. Проектная деятельность как ведущий вид деятельности педагога 17
2.5. Технология проблемного обучения в системе дополнительного образования 20
2.6. Применение кейс-технологии в образовательном учреждении 27
2.7. Технология выполнения портфолио как средство оценки учебных 31
достижений учащихся и профессиональной компетенции педагога 31
2.8. Исследовательская деятельность учащихся 35
2.9. Разработка технологической карты занятия 41
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
I. ГЛОССАРИЙ
Исследовательская технология – самостоятельная исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения; моделирование или повторение процесса реального научного поиска и научного открытия. [6, с. 23].
Метод case-study – (от англ. case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей. [1, с. 35]
Педагогическая система – это множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, обучения и образования. [2, с. 49]
Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Понятие «метод обучения» трактуется по-разному. Одни понимают его как «способ передачи обучаемым познаний», другие как «все способы, приемы и действия учителя», третьи как «совокупность координированных приемов преподавания» и т. д. [9, с.17]
Педагогическая технология – совокупность методов, приемов обучения, гарантированно приводящих к заданному результату [8, с. 5]
Познавательные игры (дидактические) – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. [5, с. 503]
Портфолио-технология – (от лат. «рort» – хранилище и «folium» – лист)
1. Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области.
2. Антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.
3. Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.
4. Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету за данный период обучения.
5. Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемый учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых [6, с. 67]
Проблемное обучение – обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки [9, с. 24]
Проектная учебная деятельность – сторона, компонент проектного обучения, связанный с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материально продукта, обладающего объективной или субъективной новизной [6, с. 7]
Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. [5, с. 519]
II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
2.1. Теоретические основы проектирования современных образовательных технологий в системе образования
Рисунок 1. Структура педагогической технологии
Рисунок 2. Классификация педагогических технологий
Таблица 1
Преимущества технологий в учебном процессе | Недостатки технологий в учебном процессе |
Преимущества технологий состоят не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения. | Большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся К слабым сторонам машинных технологий можно отнести то, что они вызывают дефицит общения, ограничивают возможность формулирования своих мыслей и развитие творческого мышления, ограничивают условия развития социальных свойств и качеств обучающихся. |
Таблица 2
Аргументация
Аргументы против | Нужно ли в современных условиях образования применять педагогические технологии? Как? | Аргументы за |
|
|
Таблица 3
Показатели, критерии эффективности педагогической технологии | Содержательная характеристика | Формы, методы фиксации, диагностики |
Технологическая культура педагога |
|
|
Наличие собственного опыта |
|
|
Творческая доработка и преобразование СПТ |
|
|
Создание ситуации успеха у учащихся в процессе использования СПТ |
|
|
Взаимосвязь компонентов технологии |
|
|
Технология как фактор саморазвития участников образовательного процесса |
|
|
Позитивные изменения в состоянии учащихся |
|
|
2.2. Игровые технологии в системе дополнительного образования детей
Рисунок 3. Классификация игровых технологий
Рисунок 4. Цели игровых технологий
2.2.2 Проблемы и пути решения
Таблица 4
Проблемы в разработке игровых технологий | Примеры выявления проблем | Способы решения | Оптимальный способ решения |
Сложности с выбором стратегии, которая удовлетворяла не только потребности учащегося, но и педагога | опасность возникновения «игровой аддикции» (зависимости от игры) | внедряя игры в образование, необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры | необходимо выяснить, каков механизм, какую потребность ребенок реализует в игре и попытаться найти аналог этой деятельности в других сферах жизни |
Составление игры таким образом, чтобы можно было учитывать индивидуальные потребности учеников | ученики не хотят работать традиционным способом, т.к. при коллективной работе можно «спрятаться» за спину товарища | вариант игры должен быть таким, чтобы общий результат складывается из вклада каждого участника | вклад в игру, этап участники выбирают сами |
Не для каждой темы занятия можно подобрать игру | часто педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос – новый материал – закрепление – домашнее задание». | запрет на «обязательность» внедрения игр; | проработка требований к игре (наличия легенды, мотивов, структуры отношений и т.д.). увлечение самого педагога игровыми формами; |
Таблица 5
SWOT-АНАЛИЗ
Сильные стороны | Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс. Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин. Меняется мотивация обучения . Сокращение времени накопления опыта . |
Слабые стороны | Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала |
Угрозы | Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, чем ее проведение. Существует большая опасность использования педагогами псевдоигровых форм. Ученики могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание. Опасность возникновения «игровой аддикции» (зависимости от игры). |
Возможности | Ученик может во время игры:
|
Таблица 6
Сравнительная таблица игр в системе дополнительного образования
(для младших школьников)
Виды игр Признак сравнения | «Веришь – не веришь» | «Вот иду я и вижу...» | «Медаль Улыбка» | «Волшебные палочки» |
Познавательная активность | + | + | + | + |
Формирование трудовых навыков | - | - | + | + |
Расширение кругозора | + | + | + | + |
Воспитание коллективизма | - | + | - | - |
Воспитание коммуникативности | + | + | - | + |
Воспитание самостоятельности | + | + | + | + |
Развитие внимания | + | + | + | + |
Развитие мышления | + | + | + | + |
Развитие творческих способностей | - | + | + | + |
2.3. Технология развития критического мышления учащихся в системе
дополнительного образования
Рисунок 5. Стадии развития критического мышления
Рисунок 6. Приемы развития критического мышления
2.3.1. «Бортовой журнал»
Таблица 7
Двухчастный «бортовой журнал»
Фиксация идей: что произвело впечатление? | Комментарий: Почему именно на эту идею обратили внимание? Какие вопросы возникли при анализе этих идей |
Обращает на себя внимание большое количество разнообразных приемов развития РКМЧП на всех стадиях. | На мой взгляд, все этапы технологии РКМЧП нерационально применять на одном занятии. Целесообразно стадию вызова применить в начале изучения темы. Стадию осмысления содержания – в продолжении изучения темы. Подготовку к стадии рефлексии можно использовать в качестве домашнего задания, чтобы в дальнейшем использовать при актуализации знаний на уроке. В качестве домашних заданий можно применять приемы составления концептуальных таблиц, кластеры, получая таким образом, своеобразные опорные конспекты. Групповую рефлексию применять на последнем уроке темы. |
Применение какого-либо приема на уроке подразумевает применение одновременное применение этого, выбранного преподавателем, приема всеми учениками | Ученики класса/группы имеют разные способности и склонности, выбирают для себя наиболее эффективные способы работы с материалом. При такой форме организации урока будет отсутствовать индивидуальный подход к учащимся, нет ситуации выбора. Выбор навязан преподавателем. |
Категорически не приемлю пометки карандашом в учебниках, тем более, если они из библиотеки (при использовании приема «Инсерт»). Использование раздаточного материала делает его «одноразовым», что экономически не выгодно. | |
При анализе теоретического материала пришел к выводу, что различные приемы развития критического мышления хорошо сочетаются друг с другом. |
Таблица 8
Аргументация
Аргументы против | Нужно ли применять технологию развития критического мышления в образовательном учреждении высшего образования? | Аргументы за |
При выдвижении гипотезы мы не всегда знаем, верна ли она и поэтому ставим условия: «гипотеза верна, если…». Студент включает критическое мышление на этапе доказательства гипотезы или ее опровержения (это и есть собственно процесс решения проблемы). Оно возникает на этапе подведения итогов, оценки процесса и результата учебной деятельности, т.е. на этапе диагностики процесса выполнения задания, решения задачи, оценки результатов деятельности или поведения, подтверждения выводов, поиске наиболее рационального способа решения проблемы, задачи. Уже на самом первом этапе проблемного обучения – этапе анализа проблемной ситуации и формулировки проблемы важны критика, самокритика, и самооценка. |
| Студенты, обладающие навыками критического мышления, находят собственное решение проблемы и подкрепляют это решение разумными, обоснованными доводами. Они также осознают, что возможны иные решения той же проблемы, и стараются доказать, что выбранное ими решение логичнее и рациональнее других. Реализация критического мышления, его формирование в определенной степени возможны на всех этапах обучения, везде, где существует альтернатива – при анализе проблемной ситуации (анализ требует критического отношения), различными могут быть и формулировки проблемы, т.е. может быть выбор. Выпускники ВУЗов в собственном личностном развитии показывают значительный уровень удовлетворенности (развиты в большей мере инициатива и активность, более самостоятельны в принятии решений, развиваются позитивные черты характера, учитываются индивидуальные особенности) В зависимости от условий неопределенности (дефицит времени, информации и т.д.), когда поиск нормативных правил и алгоритмических предписаний реализовать невозможно, осуществляется эвристический поиск альтернативного решения профессионально-значимых задач. Развитие критического мышления является начальным этапом развития творческого мышления |
Аргументы против | Выступает ли развитие критического мышления образовательным результатом учреждения высшего образования? | Аргументы за |
Критическое мышление – одно из важнейших качеств личности, некомпенсируемое сочетанием других качеств и являющееся необходимым условием ее эффективного социального и специфически профессионального развития и функционирования. | Критическое мышление – и условие, и результат фундаментального образования. Критическое мышление «предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей». (Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус / / Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. № 6. 2003) | Высшее образование развивает генеральные человеческие способности, востребованные в любой сфере деятельности: память, внимание, быстроту интеллектуальной реакции, нестандартность и оперативность решений, адаптивность, креативность и др. Фундаментальное образование в пространстве высшего профессионального образования транслирует базовые ценности общечеловеческой культуры и отдельных культурно-исторических типов. |
Граф-схема
Схема 1. Граф-схема критического мышления
2.4. Проектная деятельность как ведущий вид деятельности педагога
Рисунок 7. Иерархия уровней педагогического проектирования
Рисунок 8. Компоненты педагогической системы
Рисунок 9. Схематичное описание некоторых проблем с характеристикой
противоречий
Отсутствие точных прогнозов потребностей рынка труда в молодых специалистах и неэффективная способность системы профессионального образования учитывать внешний заказ на подготовку определенного уровня работников | Замкнутость системы образования и отсутствие полноценной оценки качества учебных программ и образовательных учреждений извне | |||||||||
Несоответствие учебных программ требованиям современной ситуации | Низкая эффективность профориентационной работы | Слабая взаимосвязь между уровнями образования | ||||||||
Массовый спрос на высшее образование | Рост количества коммерческих ВУЗов | Слабое законодательство в сфере образования | Коррупция | |||||||
Отток квалифицированных педагогических кадров в другие отрасли | Отсутствие ресурсов, необходимых для повышения качества подготовки, которое требует использования в образовательном процессе дорогостоящих технологий, совершенствования материально-технической базы, повышения профессионального уровня преподавательских кадров | Недостаточность проектно-исследовательской работы студентов и неэффективности производственных практик | Излишняя академичность системы образования |
Рисунок 10. Основные проблемы в сфере высшего образования
2.5. Технология проблемного обучения в системе дополнительного образования
Рисунок 11. Разновидности учебных проблем
Рисунок 12. Этапы конструирования проблемной ситуации
Рисунок 13. Структура проблемного обучения
Таблица 9
Признаки проблемного обучения | Возможности проблемного обучения | Функции проблемного обучения |
Специфическая интеллектуальная деятельность учащихся | Стимулирование внутренней мотивации обучения | Усвоение системы знаний и способов теоретической и практической деятельности |
Применение эффективных способов развития мышления, мировоззрения | Повышение познавательного интереса | Развитие творческих способностей, познавательной самостоятельности |
Взаимосвязь проблемных ситуаций и задач с жизненными условиями | Формирование самостоятельности | Развитие личности ученика, его мышления, мировоззрения |
Применение разнообразных видов самостоятельной работы учащихся | Развитие творческих способностей | Изучение учеником творческих способов освоения материала |
Индивидуализация проблемных ситуаций (наличие личностного контекста) | Создание условий для самоопределения в рамках образовательной программы | Освоение учеником творческих способов применения знаний |
Динамичность, выраженная в диалектической взаимосвязи решаемых проблемных ситуаций и возможность порождения новых проблемных ситуаций | Развитие коммуникативных умений | Овладение методами, способами исследовательской деятельности, решения практических задач |
Сочетание репродуктивного и творческого освоения учебного материала | Формирование исследовательских умений |
Таблица 10
Аргументация
Необходимость применять | Проблемное обучение в образовании детей | Возможные проблемы |
| Часть учебного материала надо давать объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами, особенно когда:
|
|
Таблица 11
Этапы проблемного обучения | Уровни проблемности | Деятельность учителя | Действия ученика |
| Репродуктивная деятельность ученика (ознакомительный уровень) | Учитель сам формулирует проблему и сам ее решает | Ученики обсуждают решение вместе с учителем |
Уровень, обеспечивающий применение прежних знаний в новой ситуации (репродуктивный уровень) | Учитель формулирует проблемы | Ученики решают проблему под контролем учителя | |
Репродуктивно-поисковый уровень | Учитель создает проблемную ситуацию | Ученики самостоятельно решают проблему | |
Творческий (исследовательский) уровень (самый высокий) | Наблюдение и регулирование деятельности учеников | Ученики сами формулируют проблемную ситуацию и определяют способы ее решения |
Таблица 12
Примеры учебных проблемных ситуаций при изучении программ дополнительного образования детей | Ход решения | Образовательный результат | |
учитель | ученики | ||
Как нарисовать прозрачный стакан | «Может ли нарисованный стакан с водой передать настроение? Попытайтесь объяснить свой ответ» | - Не может, потому что он не пейзаж. - Он неинтересный. - Он ничего не выражает: ни радости, ни грусти. Он просто предмет. | |
Значит, пейзаж может передавать настроение, а предмет не может? | - Наверно может, если он красивый. - Если он нужный и красивый, например, цветы или ваза. Приводят другие примеры. | ||
Выходит, по-вашему, ваза красивая, а стакан не красивый. А теперь представьте себя на месте художника. Как бы он «увидел» этот стакан? Какие его качества бы постарался изобразить? | По памяти пытаются словесно воспроизвести основные качества стакана. - Он круглый (цилиндрический), стеклянный, прозрачный. | ||
Открывает постановку (натюрморт: драпировка, стакан с водой). До этого момента постановка была закрыта. - Внимательно рассмотрите нашу натурную постановку. Какие качества этого натюрморта постарался бы передать художник, чтобы передать его красоту? | Учащиеся словесно пытаются выделить те качества, которые бы «понравились» художнику: - Натюрморт очень красивый. - Красиво смотрится ткань сквозь стекло стакана. Ткань лежит красивыми складками. - Красиво сочетаются ткань и блики на стакане и т.д. | ||
Вы убедились в том, что и стакан может быть красивым предметом, если посмотреть на него «глазами художника». Важно не только «увидеть» красивые качества предмета, но и суметь передать это в изображении. Давайте попробуем это сделать. Возьмите бумагу (половина альбомного листа), выберите любые материалы и рисуйте. | Учащиеся выполняют задание самостоятельно. | Результаты их деятельности неудачные: стакан прозрачным не получился, т.к. его изображение они раскрашивают безотносительно к фону, отдельно. Рисунки контурные. Некоторые учащиеся могут бросить начатую работу. Взять новый лист бумаги. В большинстве рисунков допущены грубые ошибки в построении, не соблюдена точка зрения. Учащиеся в растерянности (проблемная ситуация). | |
Я вижу, что большинство из вас недовольны своим рисунком. Почему? | - Не получается нарисовать стакан прозрачным. - Трудно рисовать красками стекло. | ||
Попытайтесь сформулировать, что самое трудное для вас в этом задании. | - Как изобразить прозрачное стекло стакана. - Изображение стекла и ткани. Их разницу. | ||
Художники называют это материальностью предметов, то есть, из какого материала сделан предмет, какую он имеет фактуру поверхности. В нашей постановке, как вы сами определили, это стекло и ткань. Попробуйте дать такие определения этим предметам, чтобы, даже не видя их, можно определить их название и характер. | - Стакан стеклянный, прозрачный, гладкий; в него можно наливать воду. - Цилиндрический, глянцевитый. - «Холодный» по сравнению с тканью. - Ткань мягкая, тонкая, лежит складками. - «Теплая» по сравнению со стаканом и т.д. | ||
Чтобы передать в рисунке материальность предметов, необходимо знать определенные приемы, способы. Художники их хорошо знают и применяют в своей работе. Это и будет главной задачей нашей темы урока. Вы ее сами определили. Чтобы ее решить, давайте опять представим себя художниками. Какие задачи поставил бы перед собой художник? Попробуйте представить план работы художника над данной постановкой (план действий). С чего бы он начал изображение? Составьте мысленно его план действий и докажите каждый его пункт. Тем более что опыт изображения с натуры у вас есть. Вспомните его. | - Художник сначала нарисует натюрморт карандашом, а потом его раскрасит. - Чтобы нарисовать натюрморт, нужно вначале вспомнить построение формы предметов. - Нужно вначале правильно расположить стакан на бумаге. - Нужно нарисовать овалы стакана: дно и верхний овал. | ||
Вместе с учителем учащиеся определяют последовательность задач выполнения натюрморта: 1. Компоновка изображения. 2. Передача конструкции, пропорций, пространственного расположения предметов. 3. Передача материальности предметов. | |||
Вывешивает на доске таблицу с записью этих задач. | |||
Выделите из этого плана те задачи, которые помогут вам передать «характер» нашего натюрморта: легкость, прозрачность, хрупкость и т. д. А сейчас приступаем к выполнению первого и второго пункта этого плана. Работайте карандашом легко, без нажима. Третий, самый трудный для вас пункт будем решать вместе. | Выполняют в карандаше построение натюрморта (новая половинка альбомного листа). После выполнения эскиза, учитель и учащиеся анализируют свои рисунки. | ||
Соседи по парте, поменяйтесь своими рисунками, проверьте правильность выполнения первых двух задач. Найдите ошибки и попробуйте их объяснить. | Обсуждают рисунки. | ||
Какая следующая задача стоит в нашем плане? | Передача материальности предметов. (Приемы и способы передачи материальности: стекло и ткань). | ||
Это новая для вас задача. Вы ее выделили сами из общего плана действий. Будем решать ее. Посмотрите два произведения, в которых эта задача выполнена великолепно, но по-разному (демонстрируются натюрморты И.Хруцкого и М.Врубеля; вначале полностью, а затем фрагменты-слайды, в которых передается изображение стакана). - Давайте вместе полюбуемся этими произведениями. А вы попытайтесь образно передать свое впечатление от этих натюрмортов. Может быть, заметите какие-то особенности, интересные живописные приемы, передающие красоту предмета. | Предлагают примерный план действий: - Сначала нужно написать фон, затем стакан, потом обозначить тени. - Вначале нужно «раскрасить» стакан, а потом ткань. - Нужно как-то писать все сразу: и драпировку и стакан. | ||
Я покажу некоторые технические приемы, которыми пользуются художники для передачи прозрачности стекла, воды. Вы внимательно смотрите и выбираете самые приемлемые для себя и своей работы. | |||
Демонстрирует готовые таблицы с изображением различных приемов. Затем наглядно показывает процесс работы, комментирует ход работы. | |||
Сейчас приступайте к выполнению задания. Попробуйте применить те приемы, которыми пользуются художники для передачи материальности предметов | Заканчивают работу над постановкой. | ||
Сравните ваши работы с первыми рисунками. Попробуйте самостоятельно оценить их, исходя из поставленных задач. Дома подумайте над вопросом, который я вам задавала в начале урока, может ли предмет передавать состояние, настроение, может ли предмет «говорить»? Обоснуйте ваши ответы. Анализ и оценку ваших практических работ будем делать на следующем уроке. | |||
2.6. Применение кейс-технологии в образовательном учреждении
Рисунок 14. Классификация кейсов
Рисунок 15. Этапы создания кейсов
Таблица 13
Применение кейс-технологий
Возможности кейс-технологии в образовании | Проблемы (недостатки) кейс-технологии в образовании | Условия применения кейс-технологии в образовании |
Обеспечение конструктивного взаимодействия теории и практики | Несоответствие временных рамок для поиска решений проблемы кейса и в реальной ситуации | Кейс должен соответствовать целям обучения |
Содействует развитию интеллектуальных способностей студентов, их креативности, самостоятельности в принятии решений, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности | Неизбежное «количественное» упрощение модели по сравнению с исходным объектом. При анализе используется только самая важная для обрабатываемой проблемы информация | Кейс должен быть максимально приближен к реальности |
Развивает умения и навыки социальной коммуникации в профессиональной сфере | Необходимость обеспечения преподавателей учебно-методической литературой по новым технологиям обучения | Задание должно быть подобрано так, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения |
Позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации, оценки альтернативных решений | Трудности перестройки мотивов, ценностей и установок преподавателя, вхождения его в принципиально новый стиль деятельности, отличающийся творческой свободой, большей самостоятельностью учащихся | Кейсы должны различаться по уровню обобщенности, по количеству представленной в них информации, по сложности ситуации |
Формирование у будущих специалистов необходимых профессиональных компетенций | Трудности в управлении работы группами | Материал кейса не должен быть устаревшим |
Стимулирование развития позитивной мотивации, интереса к профессии | Традиционная пятибалльная система оценивания результатов плохо приспособлена к работе с кейсами | Обеспечение индивидуального подхода к каждому ученику |
Возможность использования на всех этапах обучения | Сложность в обработке результатов из-за множественных вариантов решения конкретной ситуации | Предоставление максимальной свободы в обучении |
Обеспечение учеников достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются ситуации | ||
Обеспечение доступности преподавателя для ученика | ||
Использование разнообразных форм организации учебного процесса | ||
Наличие базовых знаний у ученика | ||
Наличие у ученика базовых знаний по методам и процедурам анализа процессов и явлений | ||
Наличие у ученика опыта участия в дискуссии и работы в малых группах | ||
Предварительная самостоятельная подготовка ученика к анализу и обсуждению ситуации |
Таблица 14
Кейс-технологии в высшем образовании
Виды кейсов в высшем образовании | Требования к кейсам | Личные комментарии |
Обучающие анализу и оценке |
|
|
Обучающие решению проблем и принятию решений | ||
Иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом |
Таблица 15
Показатели и критерии успешности применения технологии
Показатели | Критерии |
81-100 (Отлично) |
|
66-80 (Хорошо) |
|
46-65 (Удовлетворительно) |
|
0–45 (Неудовлетворительно) |
|
2.7. Технология выполнения портфолио как средство оценки учебных
достижений учащихся и профессиональной компетенции педагога
Рисунок 16. Типовые портфолио и их формы
Рисунок 17. Функции портфолио
Таблица 16
Двухчастный «бортовой журнал»
Фиксация идей: что произвело впечатление? | Комментарий: Почему именно на эту идею обратили внимание? Какие вопросы возникли при анализе этих идей? |
Большое количество классификаций портфолио | В зависимости от типа портфолио различаются его основные цели |
Субъективность оценки портфолио со стороны экспертов | При оценке портфолио должны быть разработаны четкие критерии по его структуре и оцениванию |
«Портфолио является подборкой лучших работ и результатов, целью которой является демонстрация образовательных достижений студента в одной или более областях деятельности» | Портфолио является более демонстрацией освоения общих компетенций, чем демонстрацией профессиональных компетенций. По одной работе, пусть и отлично оформленной, нельзя судить о достижении образовательного результата или успешной деятельности ученика и педагога. Если и применять технологию портфолио, то она должна быть частью образовательной системы работы не только педагога, но и всего образовательного учреждения. Категорически нельзя делать обязательным использование этой технологии, т.к. создаваемые при этом портфолио становятся не результатом осознанной, творческой работы, а лишь инструментом оказания воздействия на студента/ученика и педагога при оценивании его работы (хорошо/плохо, успешно/неуспешно...). Пока в учебном заведении всех уровней существует балльная оценка результатов, применение портфолио должно быть добровольным. |
Таблица 17
Аргументация
Аргументы против | Нужно ли применять портфолио для оценки достижений учащихся? | Аргументы за |
|
| |
Аргументы против | Эффективно ли портфолио для оценки профессиональной деятельности педагога? | Аргументы за |
|
|
Граф-схема
Схема 2. Граф-схема технологии «портфолио»
2.8. Исследовательская деятельность учащихся
Рисунок 18. Проектная деятельность обучающихся и их этапы
Рисунок 19. Методы исследования
Таблица 18
Аргументация
Аргументы против | Нужно ли организовывать исследовательскую деятельность учащихся в образовательном учреждении? | Аргументы за |
|
| |
Аргументы против | Отражает ли исследовательская деятельность учащихся качество образования? | Аргументы за |
|
|
Таблица 19
Предмет (дисциплина) | Вид учебного исследования | Объект исследования | Методы, формы работы |
Литература | теоретический | Художественное произведение |
|
Химия | эмпирический | Химическая реакция |
|
Физика | смешанный | Физические свойства |
|
Таблица 20
Виды учебных исследований | Достоинства | Недостатки | Возможности |
Теоретические (исторические, методологические) |
|
|
|
Эмпирические (экспериментальные, опытно-практические) |
|
|
|
смешанные (теоретические и эмпирические одновременно) |
Таблица 21
Экспериментальный вид учебного исследования | ||
Этапы учебного исследования | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Поисковый | ||
|
|
|
| ||
| ||
| ||
Конструкторский | ||
|
|
|
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Технологический | ||
|
|
|
| ||
| ||
| ||
Заключительный | ||
|
|
|
| ||
|
2.9. Разработка технологической карты занятия
Рисунок 20. Этапы конструирования урока
Рисунок 21. Типология уроков в дидактической системе
деятельностного метода «Школа 2000...»
Таблица 22
Аргументация
Аргументы против | Нужно ли применять технологические карты уроков (занятий) в учреждении образования? | Аргументы за |
| Позволяет:
|
Таблица 23
Предмет (дисциплина) | Вид учебного исследования | Объект исследования | Методы, формы работы |
Литература | теоретический | Художественное произведение |
|
Химия | эмпирический | Химическая реакция |
|
Физика | смешанный | Физические свойства |
|
Таблица 24
Тема урока (занятия): | ||
Способ формулировки целей | Формулировка целей урока (занятия) | Способ диагностики |
Через изучаемое содержание | Изучить тему «Окраска волос головы»; изучить химический состав красителей и т.д. |
|
Через деятельность преподавателя | Познакомить обучающихся с технологией выполнения окрашивания волос; научить смешивать компоненты красителей и т.д. |
|
Через деятельность обучающихся | Обучающиеся должны исследовать взаимодействие красителя и окислителя; ...должны составить бизнес-план парикмахерской и т.д. |
|
Через внутренние процессы развития обучающегося | Способствовать развитию познавательного интереса, формированию умения самостоятельно анализировать и т.д. |
|
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Блинов А. О., Благирева Е. Н., Рудакова О. С. Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие. – Москва: Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2014, 145 с.
- Васильева Е. А. Педагогические технологии: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург, типография СПГУТД, 2016, 93 с.
- Кларин М.В. Технологии обучения. Идеалы и реальность. – Рига, 1999.- С. 20.
- Куликова С.В. Взаимодействие традиций и инноваций как методологический ориентир исследования инновационных процессов в образовании / С.В. Куликова // Педагогическое образование и наука: науч.-метод. журн. / МАНПО. - М., 2005. – № 1. - C. 47-51.
- Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х кН. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 536 с.: ил.
- Предпрофильная подготовка: проектная деятельность учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. В. Байбородовой, Л. Н. Серебренникова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. 126 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998.
- Юдин В. В. Педагогическая технология: учебное пособие. – Часть 1. – Ярославль: ЯГПУ, 1997
- Словарь психолого-педагогических понятий : справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / авт.-сост. Т. Г. Каленникова, А. Р. Борисевич. – Минск: БГТУ, 2007. – 68 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока технологии штукатурных работ по профессии »Штукатур»
Помощь преподавателю спецдисциплин коррекционных групп...
Методическая разработка урока технологии на тему «Реставрация декоративного фрагмента золочением»
Методическая разработка урока на тему "Реставрация декоративного фрагмента - золочением"...
Методическая разработка «Использование технологии проблемною обучения на примере изучении дисциплины «Физика» в системе СПО с целью формирования студента как активного субъекта познания»
Цель работы состоит в том, чтобы изучить и систематизировать материал по использованию технологии проблемного обучения, исследовать методологические средства данной технологии для достижения педагогич...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-МЕТОД НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ ПО ПМ.03 ПРОИЗВОДСТВО КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ, КОПЧЕНЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПОЛУФАБРИКАТОВ»
Цель данной методической разработки: показать активизацию познавательной деятельности студентов через использование интерактивной технологии обучения «кейс-метод» на пра...
Методическая разработка проекта "Технология формирования лидерских качеств студентов в группе № 130"
Методическая разработка проекта "Технология формирования лидерских качеств студентов в группе № 130"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогический дневник куратора учебной группы отражает деятельность куратора, способствует накоплению информации об обучающихся среднего профессионального образования, удобен в оформлении....
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ"
В методическом пособии представлены описания современных педагогических технологий, используемых в образовательном процессе. Пособие предназначено для преподавателей СПО....