«Позитивная» и «негативная» психодиагностика: как по-разному можно проводить и интерпретировать результаты психологического тестирования
статья

Шевелева Дария Евгеньевна

В работе раскрываются понятия «позитивна» и «негативная» психологическая диагностика. Доказывается, что базирование на той или иной диагностике определяет подход к ребенку учителей и психолога. Переходя к обучению «особых» детей, видно, что «позитивная» диагностика и индивидуальный подход дают большие возможности выстроить учебный процесс эффективно и грамотно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozitivnaya_i_negativnaya_psihodiagnostika.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Позитивная» и «негативная» психодиагностика: как по-разному можно проводить и интерпретировать результаты психологического тестирования

Современная процедура психологического обследования детей претерпевает серьезные изменения, которые относятся к способам осмысления всех ее целей. Развитие психодиагностики, кроме пополнения ее методов, происходит за счет нового понимания сущности человека и его разнообразных качеств, слагающихся в целостную личность. Для традиционной диагностики главным вопросом выступало соответствие показателей ребенка (прежде всего по интеллектуальному развитию) возрастным нормативам или их отклонение от «среднестатистических» представлений. В настоящее время процедура приобретает более широкое содержание и ориентирована на выявление и описание разнообразных качеств и способностей детей.

Это руководство имеет чрезвычайно важное значение в отношении детей с нарушениями развития, которые при тестировании заведомо показывают более низкие, по сравнению со здоровыми детьми, результаты. Способ тестирования, направленный на выявление исключительно нарушенных, «отстающих» функций, получил название «негативная диагностика»; исследование, сосредоточенное на различных, в том числе на сохранных, хорошо развитых, функциях – «позитивная диагностика». В позитивном способе диагностики доминирует оптимистический взгляд на ребенка, который независимо от физических или психических ограничений имеет возможности для социализации и самореализации.

Как пишут немецкие ученые В. Брэш и М. Вольфер, негативная диагностика базируется на жестких представлениях общества (и науки) о желаемом облике человека. Таким образом, всякое несоответствие и отставание относятся к «проблемам» и отрицательным характеристикам самого человека, неспособного к полноценным, наравне со здоровыми людьми, действиям. Позитивную диагностику образуют гуманистические ценности о самоценности каждого человека, независимо от психофизических особенностей и сохранных или нарушений функций, признании за каждым ребенком способности к развитию и саморазвитию.

Как теоретическое основание, которое направляет современную диагностику прежде всего в России, можно принять положения Л. С. Выготского – советского психолога первой трети XX века. В книге «Основы дефектологии» Л. С. Выготский писал: «Ошибочно видеть в ненормальности только болезнь… Мы останавливаемся на золотниках болезни и не замечаем пудов здоровья. Мы подмечаем крупицы дефектов и не замечаем колоссальных, богатых жизнью областей, которыми обладают дети, страдающие ненормальностями».

Наравне с констатацией окончательного результата (по интеллектуальным и иным показателям) расширенная процедура психодиагностики должна включать сведения о процессуальных моментах – заинтересованность ребенка, его мотивация к выполнению заданий, эмоциональные реакции на сложности и проблемные ситуации. Важным диагностическим показателем является устойчивость внимания и способность ребенка целенаправленно, «по заданию» выполнять различные действия. Уже к 5-6 годам дети должны уметь руководствоваться инструкцией (которую дает психолог или педагог), организовывать собственное произвольное поведение и принимать определенные правила. Следовательно, в этом возрасте и далее в психологическом профиле ребенка должна присутствовать саморегуляция; при ее отсутствии или слабом развитии нарушаются все виды деятельности. Дополнительно несформированное произвольное внимание может «маскировать» сохранный интеллект, так как для педагога создается картина умственной отсталости ребенка и его неспособности к работе в классе.

Не в области психологии, а в области педагогики Н. А. Менчинской выделены показатели и критерии, которые образуют школьные способности, основу для обучения и позволяют (в случае неуспеваемости) выявить причины и с опорой на «сильные» стороны провести коррекцию. Было установлено, что детей с пониженной обучаемостью отличают когнитивные, эмоционально-волевые, мотивационно-потребностные нарушения. С целью выравнивания какого-либо нарушения и исходя из широких представлений о психике Н. А. Менчинская рекомендует обращаться к сохранным звеньям учебной деятельности и с опорой на эти компоненты проводить коррекцию. То есть в данном случае «позитивный» подход заключается во внимании к «сильным», сформированным качествам учебной деятельности, за счет которых могут быть выравнены «отстающие».

В кругу принципов «позитивной» диагностики можно выделить правила, которые относятся к детям со значительным интеллектуальным отставанием. В данном случае «позитивность» выражается в определении когнитивного потенциала ребенка (а не только фиксируются низкие результаты) – тем самым возможна объективная и полная оценка его «сильных» и «слабых» сторон, возможностей и проблем развития.

Научным принципом, определяющим диагностику и прогноз для «интеллектуально ограниченных» детей, является положение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития (ЗБР). ЗБР указывает на действия, которые ребенок может выполнять с помощью или под руководством взрослого. (В отличии от зоны актуального развития – действиях и задачах, которые доступны для самостоятельного выполнения, без чьей-либо помощи.) В случае широкой ЗБР, т.е. ребенок хорошо откликается и пользуется посторонней помощью, прогноз психологического развития благоприятный. Действия, сначала выполняемые с помощью, далее переходят в зону актуального развития, становятся личным «багажом» ребенка и, тем самым, усложняют психику и все его поведение. При незначительной или отсутствии ЗБР (участие взрослого ничем не помогает ребенку) прогноз менее оптимистический: психика невосприимчива к внешним стимулам, нарушены механизмы восприятия и переработки новой информации.

В настоящее время происходит большее сближение психологии и педагогики, все более направленной на создание технологий индивидуализации обучения. Психодиагностика предоставляет системе образования (общей и специальной) сведения, в соответствии с которыми дифференцируется обучение, создаются различные типы классов и школ (общие, специальные, для способных и одаренных детей, для детей со сниженной обучаемостью) и каждый ребенок получает возможность обучаться в соответствии со своим индивидуальным образовательным маршрутом.

При движении к новым педагогическим идеям и индивидуализации обучения психодиагностика отказывается от упрощенного взгляда на ребенка и на процесс его психического развития: все показатели принимаются в комплексном виде как сочетание «сильных» и «слабых» сторон. Именно такой подход позволяет максимально учитывать все психологические качества и задействовать их в дальнейшем развитии. Тем самым, даже при отдельных нарушенных функциях, не произойдет концентрация на отставании и гипертрофированной коррекционной работе; дети получат возможность развиваться и проходить обучение с опорой на все свои способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 03. ПК 3.1 Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

Уважаемые посетители, на данном разделе сайта вы можете ознакомиться с протоколом педагогического наблюдения и его результатами....

«Смартфоны в наших руках: негативные и позитивные последствия использования»

laquo;Смартфоны в наших руках: негативные и позитивные  последствия использования»...

Анализ социально-психологического тестирования и анализ еë результатов в "Хатангской средней школе N1" . Педагог-психолог: Михайлов М. А.

Социально-психологическое тестирование в школе и еë подробный анализ пелагогом-психологом. ...