«Смартфоны в наших руках: негативные и позитивные последствия использования»
проект
«Смартфоны в наших руках: негативные и позитивные последствия
использования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_vivat_nauka_ep.docx | 50.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
Исследовательская работа
«Смартфоны в наших руках: негативные и позитивные последствия
использования»
Автор:
Спиридонов Данила Андреевич,
студент 2 курса
Научный руководитель:
Халилова Сабина Закир кызы,
педагог-психолог
Энгельс
2021 год
Объектом исследования являемся мы, молодые люди, в руках которых смартфон стал обычным предметом жизни. Многие из нас понимают, что попали под негативное влияние гаджетов и чрезмерно используютих.
Предмет исследования: гаджет-зависимости среди молодежи.
Методы исследования: анкетирование, опрос, изучение литературных источников.
В своей работе мы делаем акцент на пользовании подростками смартфонами, так как они стали неотъемлемой частью жизни нынешнего молодого поколения.
Актуальность данной работы в том, что в наше время проблема зависимости от гаждетов является одной из острых и с этой проблемой надо бороться. Хотя, как нам кажется, борьба эта не только трудная, но, порой, бесполезная, так как зависимость приходит очень быстро.
Отсюда, целью данной работы является раскрытие не только негативного, но и позитивного влияния гаджетов на подростков. Кроме этого, нам интересны способы решения этой проблемы.
Задачи:
1. Изучение теоретических материалов
2. Анализ негативного влияния гаджетов на подростков
3. Проведение анкетирования среди обучающихся на гаджет-зависимость.
На сегодняшний день невозможно представить наш современный мир без использования гаджетов, мобильных устройств и планшетов. В сети Интернет много угроз, особенно для несовершеннолетних.
Я часто задаюсь вопросом: «На сколько безопасно для нас, подростков, пользование современными гаджетами?»Действительно, с одной стороны, казалось бы, у подростков есть возможность «шагать в ногу со временем», но с другой стороны нельзя недооценивать физический и психологический вред наносимый организму.
Гаджеты для подростков - это самый эффективный «раздражитель»: на экране ярко, динамично, звуки разные, цвет меняется. И все это от пары нажатий одним пальцем. Все легко и весело. Гаджет может держать внимание подростка очень долгое время: игры в компьютере затягивают порой на сутки . Они интересны, захватывающи, не схожи с реальным миром, очень часто противостоят ему.«Нужно осознать, что зависимость подростка от гаджетов - это не их проблема, это проблема взрослых: родителей и педагогов. Ведь, человек современного мира общается так, как ему просто и доступно, что в руки ему дала современная информационная среда. И если нет положительной коммуникации с родителями и педагогами, то подросток заменит ее на «общение» со смартфоном, компьютером, планшетом, то есть с виртуальным миром».
В настоящее время большая часть детей проводятогромное количество времени за просмотром фильмов, игр и всевозможных «челенджей» через гаджеты, и родители порой не видят, что зависимость отсовременных гаджетов может нести за собой более масштабную проблему.Перечислю некоторые из них:
1. Подросток достаточно тяжело переносит длительные ожидания чего-либо: очередь в магазине, дальнюю дорогу, стояние в пробках, а, самое главное, «неинтересные уроки». Книги далеко не всегда оказываются под рукой, да и,к сожалению, не популярны сейчас у большинства молодежи. А вот с гаджетами ребята не расстаются. Эти электронные "помощники" всегда кстати. Смартфон или планшет с играми или интересными приложениями помогают "Раскрасить" подростковый мир виртуальными образами.
2. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат мыслить логически. Так же существуют познавательные ресурсы, которые позволяют подростку получить новые знания об окружающем мире. Подвох в том, что качественных развивающих ресурсов и платформ не так уж много. Большинство из них, особенно, иностранных, только заявляют о развивающем характере.
Важно учитывать отрицательные аспекты, влияющие на здоровье и физиологическое развитие молодого организма, которые имеют место быть:
1. Нанесение вреда физическому здоровью (это и ухудшение зрения, и нарушение осанки, и патологии кистей рук, вследствие уменьшения двигательной активности появление избыточного веса и других заболеваний). Подростки перестали гулять во дворах, заводить новые знакомства.
2. У чрезмерно увлекающихся использованием гаджетов, особенно перед сном, ухудшается качество сна, что ведет к перевозбуждению нервной системы.
3. Также страдает коммуникативная сфера: подростки, чаще общаются с электронным другом, заменяя ими живое общение с родителями и сверстниками, что влечет за собой неуспешность в личной жизни в будущем.
Под влиянием технических приспособлений меняется мышление и восприятие подростка. Мозг насыщается зрительными и слуховыми впечатлениями, но испытывает дефицит в тактильных, обонятельных и осязательных ощущениях. У подростков снижается уровень воображения. Такие увлечения не имеют ничего общего с личностным развитием, ведь не стимулируют такие психические процессы как: фантазия, воображение, творческое мышление. Кроме того, вытеснение из жизни подростка реального взаимодейсвия с окружающим миром может привести к развитию замкнутости, необщительности и неготовности подростка к жизни в социуме.
4. В подростковом возрасте гаджеты несут в себе опасность появления интер-
нет зависимости. Интернет зависимостьэто расстройство психического характера, при котором человек очень навязчиво желает войти в глобальную сеть, социальные сети и неспособен выйти из нее вовремя.
Чтобы предупредить зависимость от гаджетов родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1) Установить временные рамки.
2) Вовлекать в разнообразные кружки, секции по интересам.
3) Приобщать подростков к помощи в домашних делах.
4) Необходимо ежедневно общаться в семье, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.
5).Контролировать круг общения. Интересоваться с кем общается подросток.
6).Родителям необходимо быть в курсе где находится их ребенок и с кем проводит время.
7).Учить своих детей правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
8).Необходимо научить их способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
9).Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.
10).Обсуждайте отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
Представляю итоги диагностики влияния гаджетов на студентов нашего техникума. В этой связи наш педагог-психолог проверила уровень тревожности и уровень развития психических процессов (внимание, память, мышление). Оговорюсь, что диагностика проводилась среди ребят, которые замечены в особом пристрастии к гаджетам.В данной таблице представлены средние показатели высокого уровня тревожности и низкого уровня развития психических процессов
№ п/п | Диагностируемые показатели | Уровень показателей в % от общего количества обучающихся |
1. | Уровень тревожности | 19% |
2. | Память | 51% |
3. | Внимание | 43% |
4. | Мышление | 37% |
5. | Речь | 68% |
Представляю график мониторингового исследования уровня тревожности и уровня развития психических процессов у любителей гаджетов в сравнении 1 и 2 курсов:
После проведенной работы психолога, социального педагога, наших кураторов данные показатели изменились в лучшую сторону.
А теперь, представляю некоторые наработки из опыта нашей деятельности по данной проблеме.Во-первых, педагоги провели с нами психопрофилактику, которая заключается в просветительской работе, агитации и пропаганде здорового образа жизни и, в частности, отрицательного влияния гаджетов на психическое и физическое здоровье молодого организма.
№ п/п | Название и содержаниемероприятия |
1. | Лекторий на тему: «Интернет-зависимость: мифы и реальность!». |
2. | Мастер-класс: «Как противостоять воздействию Интернета на личность». Цель: получение теоретических основ по данной проблеме, формирование умений противостоять негативному воздействию Интернета на личность посредствам рекомендаций, упражнений и заданий |
3. | Лекторий «Влияние чрезмерного использования Интернета на человека» (медицинский, социально-психологический аспекты) Привлечение специалистов (медицинских работников, психологов), с целью рассмотрения, проблемы Интернет-зависимости, причин, последствий, методов профилактики и коррекции |
4. | Релаксационные занятия: «Дельфинотерапия», «Музыкальная терапия». Упражнения направлены на формирование навыков саморегуляции, самоконтроля, снятие эмоционального напряжения, профилактику синдрома «эмоционального выгорания» |
5. | Тематический классный час «Компьютер: за и против». |
6. | Тематический классный час «Правила защиты от негативного влияния компьютера». |
7. | Кинолекторий «Посмотри на мир вокруг». |
8. | Круглый стол: «Компьютерная зависимость подростков». Цель: Уменьшение психологической зависимости подростков от компьютера и компьютерных игр. |
Во-вторых, с ребятами, имеющими высокие показатели уровня тревожности проведены коррекционно-развивающие занятия…..
Направление работы | Упражнения, задания |
Приемы саморегуляции | «Успокаивающее дыхание» «Зевок», «Очистительное дыхание», «Мои ресурсы» |
Релаксация | «Я снежная баба», «Мы свечки на торте» |
Визуализация | «Разговор с собой», «Плывем в облаках» «Мой лес» |
Арт-терапия | «Чистый лист», «Мой дом», «Рисуем чувства» |
Упражнения на снятие внутренних зажимов, умение общаться | «Напряжение-расслабление», «Огонь-лед», «Принятие себя», |
Работа с метафорой | «Комок проблем», «Метафора про гусеницу» «Маска» |
Упражнения на снятие тревожности и беспокойства | «А кроме того», «Зеркало» «Я по городу шагаю» |
В-третьих, по приглашению специалистов психотерапевтов, с ребятами были проведены тренинги по управлению своим поведением: их учили заменять желание поиграть в телефоне на спортивные занятия, занятия в кружках и на факультативах.
Игра «Цветок»
Перед началом занятия рисую цветок без лепестков на листе ватмана.Участники должны придумать себе псевдоним (никнейм), которым они пользуются в сети Интернет и написать его на бейдже. Затем каждый участник выходит к плакату и называя свой никнейм записывает свои ожидания от занятия на стикер и приклеивает к цветку, то естьстикер становится лепестком цветка. Для обеспечения эффективности работы группы предлагается принять свод правил:
- Правило конфиденциальности, то есть информация касающаяся участниковне разглашается за пределами группы. Оно необходимо для обеспечения безопасности (защищенности) участников тренинга.
- Правило активности участников группы означает, что только активная работа каждого обучающегося обеспечивает эффективность занятий.
- Правило «стоп» – означает, что это члены группы имеют право отказываться от участия в каких-то упражнениях; отказываться от ответа на тот или иной вопрос. Оно, как и первое, вводится для обеспечения психологической защиты участников тренинга.
- Правило «здесь и сейчас» означает, что действие происходит в настоящем времени и, что все возникающие вопросы и проблемы должны решаться в группе в момент их возникновения или осознания.
- Правило проявления эмпатии к членам группыозначает позитивное отношение ко всем участникам, принятие мнений, взглядов, поведения других; этику общения (не перебивать, не оскорблять, не воспитывать, говорить от себя и по существу); открытость.
- Правило равенства предполагает равенство всех членов группы; общение наТЫ и по имени.
- Правило «без гаджетов», то есть выключаем и убираем смартфоны из поля зрения.
Изучение влияния гаджетов на обучающихся
Нами была составлена анкета по изучению зависимости подростков от гаджетов. В анкетном опросе приняли участие 45 подростков.
По результатам анкетирования самым популярным гаджетом среди подростков является смартфон (79%), на втором месте ноутбук (8%), на третьем – планшет (3%).
Какие гаджеты вы используете чаще всего?
Смартфон | Ноутбук или ПК | Планшет |
79% | 8% | 3% |
Сколько часов в день вы проводите с гаджетами?
Весь день | 4 - 5 часов | 2-3 часа |
71% | 24% | 5% |
На вопрос: «Сколько часов в день вы используете гаджеты?» основная часть опрошенных (69%) ответили: «весь день», то есть не выпуская из рук.; 24%опрошенных – 4-5 часов; и всего лишь 5% опрошенных - 2-3 часа в день.
На вопрос: «Для каких целей вы используете гаджеты?» 65% опрошенных подростков ответили «для развлечений» (просмотр видеороликов, социальные сети), 95% используют для общения в социальных сетях, 51% используют для выполнения домашних заданий (рефератов, докладов).
Для какой цели вы используете гаджеты?
Развлечение | Общение, переписка с друзьями | Учеба |
85% | 95% | 51% |
На вопрос: «Можете ли Вы быстро включиться в учебный процесс после использования гаджета?», - 84% опрошенных ответили отрицательно, и 6% -ответили положительно.
На вопрос: «Можете ли Вы делать домашнюю работу, не обращая внимания на только что пришедшее сообщение?» - большинство опрошенных ответили отрицательно (90%), и 10% дали утвердительный ответ.
Исходя из ответов обучающихся, все опрошенные используют гаджеты. Наиболее часто пользуются смартфоном с целью развлечений, общения в социальных сетях, поиска информации, учёбы. В связи с этим мы провели анкетирование показывающее есть ли у обучающихся зависимость от гаджетов. Ниже приведены результаты опроса.
Уровень зависимости
Нет зависимости | Средний уровень зависимости | Высокий уровень зависимости |
64% | 32% | 4% |
Проанализировав итоги диагностики мы можем сделать вывод, что у 32% опрошенных подростков выявлена подверженность гаджет зависимости и они частично это сами понимают и осознают. Но при этом подростки не понимают и не осознают что это проблема.Те обучающиеся, которые показали высокий уровень зависимости от гаджетов нуждаются как в психологической помощи, так и в медицинской.
Рекомендации по решению проблемы гаджет-зависимости
Не смотря на то, что гаджеты плотно вошли в нашу жизнь и наличие гаджет-зависимости присутствует с ней необходимо бороться.
Мы составили некоторые рекомендации по борьбе с гаджет зависимостью для подростков.
- Необходимо пользоваться гаджетами ( смартфоном) по необходимости
- На занятиях убирать телефоны и отключать звук( наличие звука при ожидании сообщения вызывает стресс)
- Пойти на прогулку оставив смартфон дома предварительно предупредив родителей о том, где вы будите находиться. Во время прогулки попробовать проанализировать, понять свои чувства.
- Удалить со смартфона все приложения.
- Отказаться от социальных сетей в вечернее время, ведь они заменяют живое общение. Больше общаться с близкими членами семьи, ходить в гости к друзьям.
- Перестать выкладывать в социальные сети (Инстаграм, ВК) фотографии и видеоролики о своей жизни, не стоит делать ее достоянием общественности.
Список использованной литературы
- Андреев А.С. Болезнь зависимого поведения и сфера высоких технологий Ростов-на-Дону, 2002 г.
- Буклеты: В сетях у паути; Муха во всемирной паутине/состав. Библиотека им. С. Маршака. – 2012
- Бурова В.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости — М., 2002 г.
- Некрасова З., Некрасова Н. Как оттащить ребенка от компьютера? И что с ним потом делать? – М. «София», 2007
- Журнал «Геоленок»//№ 7-8 – 2012
- Жукова, «Современные гаджеты и их влияние на детей», М.: 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие ""Мое здоровье – в наших руках""
Цель: формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек у подростковУчастники: учащиеся 1-4 курсов, ТУ группПодготовка:·...
Здоровье подрастающего поколения в наших руках!
Необходимо разработать программу о приобщении подростка к здоровому образу жизни, т.е определить требования общества о том, что подросток должен ценить, беречь и укреплять свое здоровье....
«Будущее России в наших руках!»
Данную разработку можно использовать, как для классного часа, так и для внеклассного мероприятия...
Открытое мероприятие "Здоровье нации в наших руках"
Открытое мероприятие "Здоровье нации в наших руках...
Квест на день иммунитета "Наше здоровье в наших руках"
Квест на день иммунитета "Наше здоровье в наших руках" 7-9 классы...
Наше счастье в наших руках.
Классный час...
Классный час на тему: «Наше здоровье в наших руках»
Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к своему здоровью.Задачи: рефлексия собственного отношения к здоровью, выявление проблем;– расширить представление учащихся о ...