Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников.
статья
Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativnoe_myshlenie.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников.
Выполнила Бледных Е.С.
Креативное мышление как важнейший компонент
функциональной грамотности
Основным направлением формирования функциональной грамотности является креативное мышление.
Креативное мышление – это возможность принимать решение в обход любым алгоритмам
Креативность- – один из видов мышления, характеризующийся созданием нового продукта в ходе познавательной деятельности, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.
Качества креативного мышления :
-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени)
-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей)
-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи)
-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)
Факторы, влияющие на креативность:
-внутренние (личностные)
-уверенность в своих силах
-знание предмета, любознательность
-доминирование эмоций радости и даже определенная доля агрессивности
склонность к риску
-отсутствие боязни показаться странным и необычным
-отсутствие конформизма (делать как все и не отличаться от других)в действиях и мыслях
-развитое чувство юмора
-наличие богатого по содержанию подсознания
- любовь к фантазированию и построению планов на будущее
-нацеленность на достижение результата
Как может проявляться креативность?
Большая креативность.
Творческий прорыв, открытие , шедевр,глубокое знание предмета,одаренность, выдающиеся способности и талант.
Малая креативность
Проявляется в ежедневных делах, например, оформление подарка, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной проблемы.
Как научить креативному мышлению?
Читать, разговаривать и придумывать
Креативное мышление связано с умением создавать новые идеи на основе существующей информации. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или окончание любого текста.
Такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей.
Сочини рассказ по ключевым словам.
Сочините историю, используя слова: «вулкан», «магма», «огонь», «ужас».
Как научить креативному мышлению?
Решать головоломки и ребусы
Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.
Подбирать ассоциации
Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, вулкан, гейзер. затем — семантически далекие: допустим, горы, атмосфера.
Использовать задачи ТРИЗ
ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.
Что дает креативное мышление школьнику?
Приобретение разнообразных навыков.
Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.
Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».
«Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» — эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход.
Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.
Быть востребованным в современном мире.
В чем проявляются особенности проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности»?
Основная цель проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» - повышение качества и конкурентоспособности российского образования. Главной задачей является разработка на основе системно-деятельностного подхода системы заданий для учащихся 5-9 классов. Эта система заданий будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях. Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Зачем оценивать креативное мышление? В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что многократно повышает как значимость этого направления исследования, так и имеющийся к нему интерес. Чем мотивируется такое решение? Прежде всего необходимо отметить, что способность к творческому мышлению, озарения и открытия — это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Сегодня как никогда раньше как общественное развитие, так и развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и новых технологий [P21, 2011; WEF, 2016; Фрумин и др., 2018]. Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Привычка размышлять и мыслить креативно, соотносимая с вовлеченностью в продуктивную деятельность, привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности. Креативное мышление проявляется не просто в случайном выплеске новых идей, оно может приносить и реальную весомую отдачу. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на возникающие вызовы. Важно также и то, что способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирован. Включая направление «Оценка креативного мышления», соотносимое с подходами, использующимися в PISA-2021, в качестве составной части общероссийского мониторинга функциональной грамотности, мы исходим из того, что это направление позволит внести позитивные изменения в практику обучения и образовательную политику, что в перспективе будет способствовать решению стратегических задач социально-экономического развития страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт "Развитие креативного мышления школьников на уроке английского языка в условиях реализации ФГОС ООО"
В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразов...
Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности .
Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности...
Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности
Креативное мышление как важнейший компонентфункциональной грамотности...
Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников. Косатова М.В.
Формирование функциональной грамотности обучающихся как механизм повышения качества образования и конкурентоспособности системы образованияматериалы заочной республиканской научно – практической...
Доклад "Функциональная грамотность школьника".
Доклад "Функциональная грамотность школьника"....
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
В связи с введением термина "функциональная грамотность" в обновленных ФГОС у педагогов возникла необходимость в понимании данного термина и, самое важное, в коррекции форм и методов работы ...
Формирование креативного мышления младших школьников путем организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира
Исследовательская деятельность как метод формирования креативного мышления у младших школьников Роль игровых методик в формировании креативного мышления у младших школьников Применение технологий ...