Доклад "Функциональная грамотность школьника".
материал

Кузнецова Галина Геннадьевна, педагог-организатор  МБОУ СОШ  2  города Томари Сахалинской области

Доклад "Функциональная грамотность школьника".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Функциональная грамотность школьника».

                               

В настоящее время одной из основных задач современного образования является формирование функциональной грамотности. Сейчас проблема грамотности школьников стала достаточно актуальной. Многие нормативные документы гласят, что необходимо повышать уровень нашего образования за счет подъема уровня грамотности школьников, а особенно функциональной грамотности.

Важная задача современной школы – формировать и воспитать функционально грамотных людей.

        Давайте ответим на вопрос: Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – это  когда человек способен легко  вступать в отношения с внешней средой, быстро развиваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность – это  способность использовать все приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Функционально грамотная личность – это человек, который ориентируется  в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Функционально грамотная личность  - это человек самостоятельный, познающий новое, обладающий определёнными качествами.

Сегодня как никогда востребованы люди, которые умеют адаптироваться в меняющихся различных жизненных ситуациях. Функциональная   грамотность   складывается   из   компьютерной, информационной, коммуникативной, экономической, гражданской, общественно-политической, бытовой и общей грамотности человека.

Необходимо строить каждый урок и мероприятие так, чтобы у всех учеников вызвать интерес, сформировать учебную активность и желание творить и узнавать, открывать какие-то знания, формулировать и проверять предположения — задача современного учителя.

Активное обучение предполагает использование системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе учебной деятельности.

Активное обучение предполагает групповую  активность учащихся, и направленность действий Характерные признаки функционального обучения:

 – активность (социальная, познавательная);

 – инициатива (направленность действий);

 – практический опыт (применение на практике);

 – обратная связь;

 – решение проблем;

 – овладение навыками работы в команде(группе).

Активность учащихся заключается в  изменении образа действий учащихся по взаимодействию, например, в деловой игре (ученики могут менять рабочее место, создавать  презентацию у доски, работать в группах, говорить, писать, слушать, делать рисунки).

  • Социальная активность учащихся проявляется в том, что они сами являются инициаторами взаимодействия друг с другом, используют разные приемы и технику обмена данными (задают вопросы и отвечают на них, обмениваются мнениями, репликами, комментариями).
  • Познавательная активность учащихся проявляется также в необходимости самостоятельно формулировать проблему, определять способы ее решения, предлагать рекомендации, и, конечно же, после всего, принимать решения. Результатом такого урока или мероприятия является рост интереса учеников, заинтересованность их, изменение атмосферы в классе. Каждый из методов имеет свои преимущества, цели, ограничения.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты подчёркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Внимание к этому вопросу в новых образовательных стандартах объясняют невысокие показатели российских школьников в международных исследованиях, например, PISA и TIMS. При этом Президент поставил задачу, чтобы Россия вошла в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования (подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204). Эту же цель указало Правительство и в государственной программе «Развитие образования» на 2018–2025 годы (постановление от 26.12.2017 № 1642).

Компоненты функциональная грамотности 

№ п/п

компоненты функциональной грамотности

характеристика компонентов функциональной грамотности

1.

Читательская грамотность

способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, а также заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2.

Естественно – научная грамотность

способность занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками: научно объяснять явления, понимать особенности естественно – научного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3.

Математическая грамотность

способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных практических контекстах.

4.

Финансовая грамотность

способность рационально распоряжаться деньгами, принимать разумные финансовые решения, которые позволяют достичь любого финансового благополучия.

5.

Креативное мышление

способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое.

6.

Глобальные компетенции

способность успешно применять знания, умения, взгляды, отношения, ценности при взаимодействии с различными людьми, при участии в решении глобальных проблем.

 

Развивая все компоненты финансовой грамотности на уроках и мероприятиях, мы закладываем в ученика фундамент для успешности в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»

Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...

Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности .

Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности...

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников. Косатова М.В.

Формирование функциональной грамотности обучающихся как механизм повышения качества образования и конкурентоспособности системы образованияматериалы заочной республиканской научно – практической...

Математическая грамотность как составляющая функциональной грамотности.

Математическая  грамотность является одной из составляющей функциональной грамотности.Данная работа наполнена примерами,источниками,ссылками для успешного использования её на семинаре для математ...

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников.

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников....

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В связи с введением термина "функциональная грамотность" в обновленных ФГОС у педагогов возникла необходимость в понимании данного термина и, самое важное, в коррекции форм и методов работы ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ: «ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Формировать у детей младшего  школьного возраста  элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека....