Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности .
статья
Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36
города Ставрополя»
ДОКЛАД
Тема самообразования:
« Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности ».
работа по самообразованию
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Яришовой Татьяны Михайловны
Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить.
В. М. Лозинский
Актуальность проблемы
В настоящее время в сфере образования общепризнанна равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности обучающихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21-м веке.
Современная педагогика перестраивает свою теорию, четко ориентируя ее на успешную и конкурентоспособную личность: личность ученика, ориентируя всю систему образования на ее развитие. Эти изменения вызваны изменениями в обществе. Сегодня развитие общества зависит от людей, обладающих критическим мышлением, творческим воображением, незаурядными лидерскими качествами, демократической культурой и способных взять на себя ответственность в решении задач экономического, политологического и культурологического порядка.
В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Современной школе нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».
А. Дистервег
Цели и задачи
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы, обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла
Задачи:
- Изучение учебно-методической литературы, опыта педагогов школы, района, области, страны по теме самообразования.
- Внедрение новых подходов в преподавании и обучении для формирования функциональной грамотности обучающихся.
- Ведение мониторинга развития функциональной грамотности и качества ЗУН школьников.
- Обобщение опыта педагогической работы по теме самообразования.
Ожидаемые результаты
- Повышение успеваемости и уровня обученности обучающихся, мотивации к изучению предмета (средний балл по предмету не ниже 3,7, отсутствие неуспевающих).
- Открытые уроки перед учителями школы, района.
- Мастер-классы, коучинги перед учителями школы, района.
- Доклады и выступления на различных уровнях, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.
- Разработка дидактических материалов.
- Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
- Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.
- Обобщение опыта по исследуемой теме.
- Защита педагогических проектов, запланированных в рамках реализации темы по самообразованию.
Источники самообразования
- СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).
- Интернет-ресурсы.
- Медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.
Формы самообразования
- Индивидуальная – через индивидуальный план, формирование банка профессиональных достижений.
- Групповая – через участие в деятельности педагогического и методического советов школы, школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла, районного методического объединения учителей-словесников.
Перечень вопросов по самообразованию
- Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, обновление образовательных стандартов.
- Создание в классах творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
- Распространение педагогического опыта.
- Самоанализ и оценка своей педагогической деятельности.
- Изучение педагогического опыта других преподавателей.
- Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса во всех классах.
- Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией через мастер-классы, коучинги.
- Работа над методической проблемой «Использование новых подходов в преподавании и обучении для развития функциональной грамотности школьников».
- Работа над педагогическими проектами.
Основные направления | Действия и мероприятия | Форма результатов |
Профессиональное | 1. Изучить программы и учебники по русскому языку и литературе для обучающихся всех классов, уяснить их особенности и требования. 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. | Конспекты Памятки Рекомендации
|
Психолого-педагогическое | 1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Повышать роль и значимость психологического сопровождения образовательного процесса 3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. | |
Методическое | 1. Совершенствовать знания о современном содержании образования 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3. Принимать активное участие в деятельности педагогического и методического советов школы. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области, страны через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района. 10. Выступать с обобщением опыта на различных уровнях. | Программы и учебно-тематические планы. Учебные рабочие программы. Тестирующие программы. Методико-дидактические материалы. Конспекты уроков, в том числе и посещенных. Мастер-классы
|
Информационно-технологические технологии | 1. Изучать новые подходы в преподавании и обучении и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии. 3.Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять. | Комплекты методико-дидактических электронных материалов
|
Охрана здоровья | 1.Использовать разнообразные виды здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности 2. Учитывать особенности возрастного развития школьников и разрабатывать образовательную стратегию, соответствующую особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. обучающихся данной возрастной группы. |
План работы
Мероприятие | Сроки реализации | |
1 | Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах | В течение года |
2 | Прохождение курсов профессиональной переподготовки | 2019 год |
3 | Аттестация на первую квалификационную категорию (подтверждение) | 2020 год |
4 | Изучение применения новых образовательных технологий, подходов в работе ведущих учителей школы, района, области, страны в области обучения и воспитания. | В течение года |
1 | Использование возможностей Интернет на уроке. | Постоянно |
2 | Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий | |
3 | Широкое использование на уроках русского языка и литературы электронных учебников | Постоянно |
4 | Приобретение новых электронных учебников | Постоянно |
5 | Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении русскому языку и литературе в формате | Постоянно |
6 | Проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе внедрения инновационных образовательных технологий:
| Постоянно |
1 | Выступления на педагогическом совете с сообщениями из опыта работы. | Согласно графику |
2 | Выступления на педагогическом совете об успеваемости, посещаемости занятий и дисциплине обучающихся. | Согласно графику |
3 | Выступления на заседаниях МО учителей гуманитарного цикла | По плану работы МО |
4 | Открытые уроки и внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе в рамках предметных недель | Ежегодно по графику |
5 | Размещение собственных материалов на страницах Интернет-сайтов. | Постоянно |
6 | Систематическое пополнение папки результатами работы над темой самообразования | Постоянно |
7 | Пополнение папки «Портфолио учителя русского языка и литературы Яришовой Т.М..» результатами работы | Постоянно |
1 | Создание условий для участия одаренных обучающихся во всех творческих конкурсах, очных и дистанционных олимпиадах по предметам на различных уровнях. | В течение года |
2 | Ведение мониторинга саморазвития и качества ЗУН школьников | В течение года |
3 | Анкетирование обучающихся и их родителей с целью выявления КПД использования новых образовательных технологий. | В течение года |
Эффективность работы учителя по теме самообразования будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
- качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий, подходов в преподавании и обучении (уровень мастерства педагогических кадров);
- уровень обучаемости и обученности школьников;
- степень удовлетворенности обучающихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
- качество учебно-методического и технологического обеспечения;
- качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога;
- качественное и количественное участие в методических мероприятиях различного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу об использовании новых технологий в обучении иностранным языкам. Дистанционное обучение.
В статье освещены основные преимущества дистанционного обучения иностранным языкам. Достоинства электронных учебников и использование современных средств обучения, а также поднят вопрос о широких возм...
Новые технологии в психологии.Флэштренинг для развития навыков конструктивного общения и саморегуляции воспитанников интернатных учреждений с использованием анимационной песочницы.
Иннавационные технологии в психологии .Использование песочной арт- терапии, песочной анимационной песочницы как один из методов для развития навыков конструктивного общения и саморегулции ...
Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников. Косатова М.В.
Формирование функциональной грамотности обучающихся как механизм повышения качества образования и конкурентоспособности системы образованияматериалы заочной республиканской научно – практической...
Доклад "Функциональная грамотность школьника".
Доклад "Функциональная грамотность школьника"....
Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников.
Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников....
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
В связи с введением термина "функциональная грамотность" в обновленных ФГОС у педагогов возникла необходимость в понимании данного термина и, самое важное, в коррекции форм и методов работы ...
Личностно - ориентированный подход в обучении школьников в начальной школе.
Компоненты личностно-ориентированного подхода, субъективного опыта, направления , пути и средства его реализации в начальной школе....