Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников. Косатова М.В.
статья

Косатова Марина Владимировна

Формирование функциональной грамотности обучающихся как механизм повышения качества образования и конкурентоспособности системы образования

материалы заочной республиканской научно – практической конференции (26.03.2022г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Адыгея

«Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»

материалы заочной республиканской научно – практической конференции (26.03.2022г.)

Майкоп, 2022

Креативное мышление

Косатова М.В. Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников

        Косатова Марина Владимировна,

учитель технологии

МБОУ «Лицей №34»

МО «Город Майкоп»

Формирование функциональной грамотности у школьников — одна из основных задач ФГОС. Одним из компонентов функциональной грамотности является креативное мышление, умение учащихся работать над любым проектом включая воображение. Вырабатывать новые идеи, добывать необходимую информацию, креативно подходить к воспроизведению идей в практические разработки. Находить индивидуальные, нестандартные пути решения поставленных задач для максимального эффективного выражения. Для того чтобы школьника научить креативно мыслить не обязательно отводить внеурочное время. Достаточно внести необходимые задания в материалы учебных дисциплин. Задания для повышения качества креативного мышления можно разделить на несколько видов: 1. Визуальное самовыражение. Ответ учащегося на поставленную задачу путем иллюстрации, плаката. 2. Письменное и вербальное самовыражение. Ответ на вопрос производится путем высказывания собственного мнения. Написание текстов высказывания. 3. Решение естественнонаучных проблем. Ответом на эти задачи является постановка экспериментов , изобретение предметов прикладной и практической ценности. 4. Задания по решению социальных проблем. Решением этих задач выступают проекты по социальной эмпатии, социальному поведению, проекты, направленные на решения различных социальных межличностных отношений. В своей работе, на уроках технологии, я использую все виды выше перечисленных заданий для развития креативного мышления. Например: 1. При прохождении тем по безопасной работы в кабинете кулинарии и кабинете кройки и шитья я использую задания связанные с визуальным выражением — нарисовать плакат техники безопасной работы. 2. Во время изучения тем по растениеводству я предлагаю выступить с лозунгами о защите природы, используя задания письменного и вербального самовыражения. 3. Задания по решению естественнонаучных проблем я предлагаю ученикам подумать и воспроизвести изобретения для организации рабочего места при выполнении швейных работ. Смастерить игольницу, подставку для ниток и шпулек. 139 4. Нередко использую в своей работе социальные задания для развития креативного мышления. Например, как решить проблему, если у одноклассницы нет на уроке необходимых материалов для работы. Оценкой данных заданий не является оценка художественных талантов, грамотности. В данном случае важно оценивать ответ именно по соответствию заданию, его оригинальность, целостность и целесообразность. Также креативность подхода к решению поставленной задачи. Оценивать возможность школьника сочувствовать и переживать. Как же качественно производить оценку выполненных заданий? При оценке заданий на креативное мышление необходимо учесть следующие показатели: 1. Способность мыслить креативно может быть внутренним фактором личности (любознательность, уверенность, мотивация). Так же, креативное мышление, может быть внешним фактором (ситуативным)- состояние тревоги, желание быстро справиться с поставленной задачей, неуверенность в своих силах. 2. Показатель индивидуальности или коллективной работы. ВЫВОД: на результат работы при задачах креативного мышления влияет множество факторов. В чем же заключается необходимость развития у школьников функциональной грамотности? Развернутый ответ на этот вопрос дал в своих работах великий английский философ, родоначальник английского материализма Фрэнсис Бэкон: «Должно стремится к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других низменных целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни...» (7). С данным изречением я полностью согласна. Все что мы делаем, производим, пишем должно иметь ценность и практическое применение. Возникает следующий вопрос. Зачем учить школьника мыслить креативно? Затем, чтобы уметь мыслить и действовать не стандартно, расширять границы. Понятие «креативное мышление» хорошо описал Джой Пол Гилфорд, американский психолог, профессор. «Под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Основой развития креативности является дивергентное мышление… … дивергентное мышление — это тип мышления, идущего в различных направлениях...». (3, С. 444-454) 140

Литература:

1. Богоявленская Д.Б., Соколова И.А. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) Психологическая наука и образование. - 2007. - №3. - С. 97- 107.

2. Богоявленская Д.Б., Соколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении. Психологическая наука и образование. -2017. - №3. - С. 97 – 107.

3. Гилфор Д.П. Creativity (5 выпуск) Журнал American Psucholoyist. - 1950. - С. 444-454.

4. Джадкинс Р. Искусство креативного мышления. - 2015

5. Любарт Т., Муширу К., Торджман С. И др. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009. - С. 206.

6. Официальный канал ГБУ ДПО ЧИПКРО CMIPKRO95.

7. http://www.youtube.com/channel/ucujstR8NrXGOWcbtTwjRjrg.

8. https://www.finversia.ru/publication. – Финансовая информация.

9. http://fincult.info/ - Финансовая культура, Банк России.

10. www.fincubator.ru.

Публикация на сайте АРИПК

Формирование_функ._грамотности22_Нафиса.pdf (aripk.ru) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт "Развитие креативного мышления школьников на уроке английского языка в условиях реализации ФГОС ООО"

В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразов...

Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности .

Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности...

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности

Креативное мышление  как важнейший компонентфункциональной грамотности...

Доклад "Функциональная грамотность школьника".

Доклад "Функциональная грамотность школьника"....

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников.

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников....

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В связи с введением термина "функциональная грамотность" в обновленных ФГОС у педагогов возникла необходимость в понимании данного термина и, самое важное, в коррекции форм и методов работы ...

Формирование креативного мышления младших школьников путем организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

Исследовательская деятельность как метод формирования креативного мышления у младших школьников Роль игровых методик в формировании креативного мышления у младших школьников Применение технологий ...