ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
рабочая программа
ПРОГРАММА
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prog_po_prof_rabote.docx | 42.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ПОСЕЛКА ИСКРА
БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»
356822 п. Искра, ул. Школьная, 1а
Тел/факс: 8(86559)61162
E-mаil: school-13-26rus@yаndex.ru
«Согласовано» Руководитель МО _______/______________/ протокол № 1 от « 30 » августа 2022 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________ /Резванова О.Н./. « 31 » августа 2022 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 13 п.Искра ________/_Антонова С.И._/ Приказ № 92 ОД От « 1 » сентября 2022г. |
ПРОГРАММА
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
2022-2023
Содержание программы:
1. Пояснительная записка.
2. Нормативное обеспечение программы.
3. Цели и задачи реализации программы.
4. Аспекты и этапы реализации программы.
5. Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.
6. Основные формы работы.
7. Направления работы.
8.Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе.
9. Оценка эффективности профориентационной работы.
10. Сроки реализации программы.
11. План мероприятий профориентационной работы в школе.
12. Заключительная часть.
13. Список литературы.
14. Приложения.
- Пояснительная записка.
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Программа определяет основные пути развития формирования у подростков профессионального самоопределения.
Актуальность проблемы. Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников образовательных учреждений общего образования.
Одна из таких проблем – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работников, с другой.
Спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.
Таким образом, формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личностно-профессиональном становлении молодежи возрастает.
2.Нормативное обеспечение программы.
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
3.Цели и задачи профориентационной работы.
Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
- научить постановке дальних и ближних профессиональных целей, помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей, осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
- помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий;
- формировать у учащихся и выпускников школы мотивационной основы для получения начального и среднего профессионального образования и выбора ими рабочих профессий;
- повышать информированность учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров.
4.Аспекты и этапы реализации программы профориентационной работы.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, так как только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.
Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1 - 4 классы:
-формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
-развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5 - 7 классы:
-развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
-представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы:
-уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
-групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
-формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
5.Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).
С этой целью в школьные планы работы необходимо включать вопросы профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация.
Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя «Технологии».
Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся .
6.Основные формы работы
№ п/п | Форма работы | Краткое описание |
1 | Профпросвещение | Начальная профессиональная подготовка школьников осуществляется через уроки труда, организацию кружков и т.д. |
2 | Профинформация | Система мер по ознакомлению учащихся: -с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда -с характером работы по основным профессиям и специальностям. |
3 | Профконсультация | Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии. |
Самыми распространенными мероприятиями профориентационной работы являются уроки профориентации.
7. Направления работы.
Организационно-методическая деятельность:
-методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с учащимися:
-комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
-консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
-анкетирование;
-организация и проведение экскурсий;
Работа с родителями
-проведение родительских собраний, (общешкольных, классных, совместно с учащимися);
-лектории для родителей;
-индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
-помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
-избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
8. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе.
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
-составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
-организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
-помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
-организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
-оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
-проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
-организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учитель-предметник:
-способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;
-обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
-адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь:
-регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
-изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;
-организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
-регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).
Социальный педагог:
-способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки;
-оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
-осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Школьный психолог:
-изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;
-осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
-проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
-проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
-осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
-создает базу данных по профдиагностике.
Медицинский работник:
-используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
-проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
-оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
-оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
9.Оценка эффективности профориентационной работы
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;
-достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах;
-потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;
-уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии;
-степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет
10.Сроки реализации Программы: 2018 - 2020 годы.
11. План мероприятий профориентационной работы ОУ.
№ п/п | Содержание деятельности. | Сроки. | Ответственные. |
1.Организационная работа в школе. | |||
Оформление уголка по профориентации (например, «Твоя профессиональная карьера», «В мире профессий», «Слагаемые выбора профессии»). Регулярное обновление. | В течение года | Заместитель директора по ВР, руководитель курса по профильному выбору, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог. | |
Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. Составление планов воспитательной работы. | Август | Заместитель директора по ВР, классные руководители, психолог | |
Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. | В течение года | Заместитель директора по ВР, библиотекарь, психолог, Комитет по образованию | |
Проведение классных часов | В течение года | Классные руководители. | |
Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образованиями, предприятиями, Центром занятости. | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители. | |
Организация посещения учащимися 9 классов выставок-ярмарок, а также учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей | В течение учебного года. | Заместитель директора по ВР. | |
Организация работы трудовой бригады. | май | Заместитель директора по ВР. | |
2. Работа с педагогическими кадрами. | |||
1. | Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп. | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
2. | Рассмотрение вопросов профориентационной работы на педсоветах школы. | В течение года | Заместитель директора по ВР, психолог |
3. | Организация для педагогов профконсультации по изучению личности школьника. | В течение года | Психолог |
4. | Организация методической помощи классным руководителям в разработке классных часов, подготовке внеклассных мероприятий. | В течение года | Заместитель директора по ВР, психолог, социальный педагог. |
3.Работа с родителями. | |||
Организация для родителей лектория по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении школьника». | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители | |
Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий учащимися. | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители, психолог, социальный педагог | |
Проведение родительских собраний (общешкольных, классных) с освещением вопросов профориентации школьников. | В течение года. | Заместитель директора по ВР, классные руководители, психолог | |
Родительские собрания в 9 и 11 классах по подготовке к ГИА и ЕГЭ, | декабрь | Администрация школы, классные руководители | |
Подготовка рекомендаций родителям по проблемам профориентации. | В течение года | Классные руководители, психолог | |
4.Работа с учащимися. | |||
1. | Проведение экскурсий на предприятия. | В течение года | Классные руководители |
2. | Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профессиональной направленности. | В течение года | Психолог, классные руководители, социальный педагог. |
3. | Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по профориентации. | Октябрь | Психолог, классные руководители, социальный педагог. |
4. | Проведение консультаций учащихся (индивидуальных и групповых). | В течение года | Психолог, социальный педагог. |
5. | Организация предметных недель, декад, олимпиад. | В течение года | Учителя-предметники |
6. | Проведение классных часов с освещением вопросов профориентации. | В течение года | Классные руководители |
7. | Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. | В течение года | Классные руководители |
8. | Создание портфолио учащегося. | В течение года | классные руководители |
9. | Организация работы кружков на базе школьных мастерских. Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. | В течение года | Учителя технологии и учителя начальных классов |
10. | Привлечение учащихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования. | В течение года | Классные руководители, руководители ДО. |
11. | Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение. | В течение года | Библиотекарь |
12. | Проведение игры «жизнедеятельности»: «День самоуправления в школе». | Ежегодно в октябре | Завуч по ВР, вожатые. |
13. | Проведение конкурса рисунков в начальной школе: «Моя будущая профессия». | Ежегодно, по плану воспитательной работы. | Социальный педагог, классные руководители, учитель ИЗО. |
14. | Создание «Дневников самоопределения по профориентации». | Ежегодно, в течение учебного года. | Классные руководители, социальный педагог. |
15. | Курс для учащихся 9-х классов: «Человек в мире труда». | Ежегодно, в течение учебного года. | Социальный педагог. |
16. | Работа педагогического класса. | Ежегодно, в течение учебного года | Администраци |
12.Заключительная часть.
Современный этап развития общества характеризуется высоким динамизмом, качественными сдвигами во всех областях жизни. Социальный прогресс, возрастание роли науки и техники, рост культуры требует усиления творческой активности личности, организованности, дисциплины, повышения требовательности к себе и своей деятельности. Ориентация в окружающем мире, способность применить свои способности с учетом своих интересов и нужд общества является главным фактором успешности человека, его самореализации и успешности жизни.
Все это возможно, если помочь ребенку определить для себя ценностные ориентиры, научить выделять цели и способы их достижений, развивать внутренний контроль, саморегулирование деятельности и поведения.
Именно стремление к самореализации является мотивом успешного человека. Человек получает большое моральное удовлетворение от своего движения вперед и развития.
Педагоги, работающие с подрастающими поколениями, должны осуществлять функцию личностной ориентации: ответить учащимся на наиболее острые, сложные вопросы нашей общественной жизни, помочь обучающимся продемонстрировать в социуме свои способности, знания, умения и навыки.
С этой целью и разработана программа по профориентации, предоставляющая подросткам возможность не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения.
Итогом программы должны стать следующие результаты:
- положительное отношение к труду;
- умение разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- умение анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
- оказание психологической помощи учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
- обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- активация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
В ходе обучения учащиеся овладевают умениями, разнообразными способами деятельности, приобретают опыт:
- – планирования и осуществления разнообразной практической деятельности: выполнение рефератов, рисунков, номеров самодеятельности, посещение рабочих мест и др.;
- – решения разнообразных задач, требующих поиска пути и способов решения;
- – осуществления различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, информационных;
- – эстетического оценивания явлений окружающего мира, произведений и предметов искусства, выполненных мастерами своего дела и высказывания суждений о них;
- – поиска, систематизации и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая справочную литературу, современные информационные технологии.
Результатом программы должно стать культивирование права обучающегося на построение и реализацию своей жизни, а также профессиональной карьеры.
13. Список литературы:
1. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
2.Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
3.Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. – Мн., Современное слово, 2006.
4.Прошицкая. Е.Н. Выбирайте профессию: учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прошицкая. – М.: Просвещение, 1991.
5. Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся / О.А. Хаткевич. – Мн.: ИООО «Красико-Принт», 2004.
6.Организация профориентации в общеобразовательной школе. Профессиональное просвещение в 9-11 классах., г.Барнаул, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ реализации программы профориентационной работы
Анализ реализации программы профориентационной работы МБОУ "Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов" за 2012-2015 г.г....
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ профильного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» на период с 2017 по 2021 годы. «Призвание - Медицина»
Программа развития профильного образованиямуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11»на период с 2017 по 2021 годы «Призвание -...
Статья "СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ"
Статья о воспитательной работе в специальной общеобразовательной школе по формированию профориентационных навыков у обучающихся....
Примерная программа по общеобразовательной учебной дисциплине "Химия" для образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования Луганской Народной Республики
Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную програм...
Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины "ОП.04 Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве" для образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования Луганской Народной Республики
Примерная программа учебной дисциплины (далее – примерная программа) являются частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС СПО по специальности 19.02...
Программа профориентационной работы ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» на 2021 – 2022 учебный год
В данной программе разработана целостная система профориентационной работы с обучающимися всех ступеней профессиональной подготовки, определена концепция её развития и основные направления деятельност...
Рабочая программа практического курса занятий по компетенции «Управление железнодорожным транспортом». Приложение 3 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Профориентационная смена «Город мастеров»
Рабочая программа по компетенции «Управление железнодорожнымтранспортом» (далее – программа) является учебно-познавательной; по формеорганизации – групповой; по времени реализа...