Программа профориентационной работы ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» на 2021 – 2022 учебный год
проект

В данной программе разработана целостная система профориентационной работы с обучающимися всех ступеней профессиональной подготовки, определена концепция её развития и основные направления деятельности техникума по формированию профессиональной культуры специалиста, оказанию психологической поддержки молодёжи в целях обеспечения экономической стабильности региона и потребностей личности в самореализации в условиях кластерного подхода в развитии образования.

 В настоящее время перед системой профессионального образования стоит задача подготовки квалифицированных и мобильных «кадров под ключ» по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда.

Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной подготовке приводят к дефициту квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей. В свою очередь рынок труда предъявляет жесткие требования к молодежи, претендующей на вакантные рабочие места: наличие опыта работы по специальности, узкая специализация, дополнительные навыки, совмещение профессий.

Препятствует трудоустройству и отсутствие знаний, навыков поиска работы, общения с работодателями, недостаточная информированность о состоянии рынка труда и спросе на конкретные специальности.

В этой связи профориентация должна играть существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обусловливая более высокую занятость выпускников, обеспечивая экономику необходимыми кадровыми ресурсами. Возрастает важность и значимость организации системной профориентационной работы, обеспечение межведомственного взаимодействия и рационального использования ресурсов образовательно-производственных кластеров при решении задач профессионального самоопределения и становления молодежи.

Показателями успешной работы системы профессиональной ориентации техникума станут количество успешных профессиональных карьер, быстрый вход молодых людей на рынок труда, развитая система дополнительного образования и в целом удовлетворенность молодежи своей профессиональной жизнью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proforientatsii.docx206.61 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Павловский техникум профессиональных технологий»

СОГЛАСОВАНО                                                     УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР                             Директор ГБПОУ КК ПТПТ

________________ А.Н. Ивлев                               ___________ Е.Г. Сидоренко

«___» _______________ 2021 г.                               «___» ____________ 2021 г.

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

ГБПОУ КК ПТПТ

протокол № 1 от 30 августа 2021 г.

Разработчик: Ивлева Елена Валерьевна-преподаватель ГБПОУ КК ПТПТ

Программа профориентационной работы

ГБПОУ КК

«Павловский техникум профессиональных технологий»

на 2021 – 2022 учебный год

ст. Новолеушковская

В данной программе разработана целостная система профориентационной работы с обучающимися всех ступеней профессиональной подготовки, определена концепция её развития и основные направления деятельности техникума по формированию профессиональной культуры специалиста, оказанию психологической поддержки молодёжи в целях обеспечения экономической стабильности региона и потребностей личности в самореализации в условиях кластерного подхода в развитии образования.

Введение.

 В настоящее время перед системой профессионального образования стоит задача подготовки квалифицированных и мобильных «кадров под ключ» по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда.

Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной подготовке приводят к дефициту квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей. В свою очередь рынок труда предъявляет жесткие требования к молодежи, претендующей на вакантные рабочие места: наличие опыта работы по специальности, узкая специализация, дополнительные навыки, совмещение профессий.

Препятствует трудоустройству и отсутствие знаний, навыков поиска работы, общения с работодателями, недостаточная информированность о состоянии рынка труда и спросе на конкретные специальности.

В этой связи профориентация должна играть существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обусловливая более высокую занятость выпускников, обеспечивая экономику необходимыми кадровыми ресурсами. Возрастает важность и значимость организации системной профориентационной работы, обеспечение межведомственного взаимодействия и рационального использования ресурсов образовательно-производственных кластеров при решении задач профессионального самоопределения и становления молодежи.

Показателями успешной работы системы профессиональной ориентации техникума станут количество успешных профессиональных карьер, быстрый вход молодых людей на рынок труда, развитая система дополнительного образования и в целом удовлетворенность молодежи своей профессиональной жизнью.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа профориентационной работы ГБПО У КК «Павловский техникум профессиональных технологий» на период 2022-2025 гг.

Нормативно- правовое обеспечение
программы

Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 31.12.12г. № 273-ФЗ;

Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 г.; Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.: № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»,

№ 597 «О мероприятиях по реализации социальной государственной политики», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Распоряжение Правительства РФ 15 мая 2013 № 792-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» (в части поддержки региональных программ модернизации профессионального образования, начатой в 2011 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011- 2015 гг.);

Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2015 № 366-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»;

Совместный приказ Минтруда РФ и Минобрнауки РФ от 27 июля 2013 № 90/985 «О межведомственном координационном совете по профессиональной ориентации молодежи»; Приказ Минтруда РФ от 23 августа 2013 № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования»; Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2010 года (одобрена Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18 июля 2013 № ПК-5вн);

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Локальный уровень

Устав ГБПОУ КК ПТПТ

Положение о профориентационной работе в профессиональных образовательных организациях.  Положение об организации профессиональных проб для обучающихся общеобразовательных организаций.

Цель программы

Создание условий для координации потребностей предприятий региона в кадрах определенного уровня профессиональной подготовки и возможностью каждого обучающегося и взрослого населения освоить определенный уровень профессии в рамках единой кластерной среды образовательного комплекса.

Задачи программы

Обеспечить скоординированность действий техникума и работодателей по профориентации для повышения качества подготовки специалистов с профессиональным образованием различного уровня в рамках единой кластерной среды.

 Провести мониторинг потребности работодателей в рабочих кадрах и специалистах с целью создания условий для развития приоритетных отраслей экономики региона.

Провести мониторинг потребности выпускников общеобразовательных школ в получении профессионального образования в разрезе профессий, специальностей и ступеней обучения.

 Знакомить молодежь с рынком труда и требованиями работодателей.

 Организовать работу с общеобразовательными организациями районов с целью профильного обучения школьников.

Оказывать информационную поддержку молодёжи по вопросам профессионального выбора.

Внедрять эффективные методы и средства профконсультирования и психологической поддержки при выборе будущей профессии, основанные на современных технологиях.

Основные направления Программы

Маркетинговые исследования рынков труда и образовательных услуг, сбор и анализ социально-экономической информации.

Осуществление постоянного взаимодействия с работодателем, с целью выявления требований заказчика к качеству подготовки специалистов. Профориентационная работа в рамках допрофессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ и к осмысленному профессиональному самоопределению и осознанию своего профессионального будущего.

Формирование профессиональной культуры, развитие профессионально-личностного потенциала, организация личностно-ориентированного социально-психологического сопровождения формирования специалистов.

Обучение технологии трудоустройства, обеспечение профессиональной мобильности через реализацию программ дополнительного профессионального образования.

Сроки, этапы реализации Программы

I этап: сентябрь 2021 – январь 2022 гг.

– разработка нормативно-правового, организационно-методического и материально-технического обеспечения программы профориентационной работы. II этап: февраль 2022 – июнь 2022 гг. реализация основных направлений программы профориентационной работы.
III этап: сентябрь 2021–май 2022 гг. –реализация мероприятий, направленных на распространение и внедрение результатов, полученных на предыдущих этапах

Ожидаемые результаты реализации Программы

Заключение договоров и разработка совместных планов с предприятиями, общеобразовательными школами, Центрами занятости населения района.

 Создание базы потребности в рабочих кадрах и специалистах на предприятиях региона. Развитие предпрофессиональной, допрофессиональной подготовки на основе реализации программ профессиональных проб.

Повышение качества профориентационной работы за счёт внедрения эффективных методов и средств профконсультирования и психологической поддержки и педагогических технологий.

Обеспечение профессиональной мобильности и создание системы обучения через реализацию программ среднего профессионального образования.

Целью системы профориентации ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» является создание условий для координации потребностей предприятий района в кадрах определенного уровня профессиональной подготовки и возможностью каждого обучающегося освоить определенный уровень профессии в рамках единой кластерной среды образовательного комплекса.

Реализация многоуровневой подготовки специалистов на основе интеграции образовательного учреждения и предприятий-работодателей в рамках кластерной среды обеспечит:

-повышение качества профессионального образования,

-сокращение сроков подготовки, закрепление выпускников на предприятиях, -создание гибкой системы повышения квалификации специалистов для предприятий с учетом текущих и прогнозных требований производства.

В соответствии с этим нами определены следующие задачи профориентационной работы:

Обеспечить скоординированность действий техникума и работодателей по профориентации для повышения качества подготовки специалистов с профессиональным образованием различного уровня в рамках единой кластерной среды.

Провести мониторинг потребности работодателей в рабочих кадрах и специалистах с целью создания условий для развития приоритетных отраслей экономики региона.

Провести мониторинг потребности выпускников общеобразовательных школ в получении профессионального образования в разрезе профессий, специальностей и ступеней обучения.

Знакомить молодежь с рынком труда и требованиями работодателей.

Организовать работу с общеобразовательными организациями города и области с целью профильного обучения обучающихся.

 Оказывать информационную поддержку молодёжи по вопросам профессионального выбора.

Внедрять эффективные методы и средства профконсультирования и психологической поддержки молодежи при выборе будущей профессии, основанные на современных технологиях.

В основу целостной модели профориентационной работы техникума положены следующие принципы: гуманистической направленности, кластерного подхода, регионализации, субъектности, непрерывности, доступности.

Принцип гуманистической направленности включает ориентацию на развитие личности, признание права человека на свободный выбор определенной сферы профессиональной деятельности, создание благоприятных условий для самоопределения, саморазвития, самореализации.

Принцип кластерного подхода обеспечивает единство требований по уровню подготовки специалистов, к содержанию и организации процесса обучения и воспитания в масштабах интеграции обеспечивает единство и взаимосвязь различных подсистем, компонентов, объединение усилий субъектов системы профориентации, направленных на формирование профессионального самоопределения, личностное и профессиональное развитие личности в рамках единой кластерной среды.

Принцип регионализации позволяет учитывать интересы конкретных работодателей, особенности и потребности рынка труда и образовательных услуг, миграционные процессы, социально-профессиональные и образовательные запросы населения.

Принцип субъектности способствует учету личностных особенностей при формировании деятельностной позиции субъекта профессионального самоопределения и становления, активности в определении себя, своего места в жизни и будущей профессии, самореализации.

Принцип непрерывности предусматривает поэтапность формирования профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся.

Принцип доступности к профессиональной и иной информации предполагает создание единого информационного пространства для получения профориентационных услуг независимо от места проживания, учебы и т.д.

СТРУКТУРА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ТЕХНИКУМА

Профориентационная работа в ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» в условиях непрерывного образования строится с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся и рассматривается как часть непрерывной профессиональной подготовки обучающихся.

Профориентационная деятельность предусматривает организацию профориентации на основе системы профессиональной подготовки это среднее профессиональное образование (базовый уровень) – курсы профессиональной переподготовки и курсы повышения квалификации) и эффективное трудоустройство.

СТРУКТУРА НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Допрофессиональная подсистема профориентации направлена на развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, формирование профессионального самоопределения учащихся.

Все ступени профессиональной подсистемы профориентации решают задачи формирования профессиональной культуры, личностного и профессионального развития профессиональной устойчивости обучающегося; обучения действиям по саморазвитию, формированию профессиональных качеств в избранном виде труда.

Система трудоустройства выпускников содействует в трудоустройстве молодого специалиста с учетом потребностей в отраслях промышленности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1.Маркетинговые исследования рынков труда и образовательных услуг, сбор и анализ социально-экономической информации. Осуществление постоянного взаимодействия с работодателем, с целью выявления требований заказчика к качеству подготовки специалистов.

2. Профориентационная работа в рамках допрофессиональной подготовки с целью подготовки учащихся общеобразовательных школ к осмысленному профессиональному самоопределению и осознанию своего профессионального будущего.

3. Формирование профессиональной культуры, развитие профессионально-личностного потенциала, организация личностно-ориентированного социально-психологического сопровождения формирования специалистов.

4. Обучение технологии трудоустройства, обеспечение профессиональной мобильности через реализацию программ дополнительного профессионального образования.

Таким образом, система профориентации техникума призвана увязать потребности предприятий региона и районов в кадрах определенного уровня профессиональной подготовки и возможностью каждого обучающегося освоить определенный уровень профессии в рамках единого образовательного комплекса.

СОДЕРЖАНИЕ ПОДСИСТЕМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Подсистема допрофессиональной подготовки школьников

Включает в себя реализацию мероприятий по информированию обучающихся и выпускников общеобразовательных школ, их родителей или законных представителей о рынке труда, профессиональное консультирование по проблеме профессионального выбора, экспресс-тестирование индивидуально-психологических особенностей и возможностей, оказание помощи в профессиональном самоопределении:

-ярмарки вакансий;

-организация профориетационных акций для школьников районов;

-дни открытых дверей;

-открытые уроки по специальностям;

-мастер – классы и профессиональные пробы для школьников;

-привлечение к профориентационной работе лиц, достигших значительных успехов в трудовой деятельности, которые обучались в ГБПОУ КК ПТПТ;

-проектная и рекламная деятельность;

-организация встреч школьников с успешными работниками производства;

-привлечение школьников к работе в мастерских и лабораториях техникума;

-расширение пространства по заключению договоров с образовательными учреждениями районов;

-организация профориетационных промоакций с привлечением к данной деятельности активных обучающихся техникума (волонтеров– профориентаторов).

Подсистема профессиональной подготовки на всех ступенях обучения. Сопровождение профессионального развития обучающихся.

Реализация данного направления предполагает проведение мероприятий по информированию обучающихся и выпускников техникума о вакансиях на рынке труда, по повышению привлекательности профессий и специальностей, по содействию в профессиональном самоопределении выпускников, таких как:

проведение маркетинговых исследований (социологические опросы – компьютерные и бланковые);

подготовка и проведение семинаров-практикумов и конференций среди обучающихся для повышения мотивации к выбранной профессии и развития творческих способностей;

 организация временной занятости обучающихся (работа студенческих отрядов);

содействие занятости и трудоустройству выпускников (работа со студентами выпускных курсов по обучению практическим навыкам самопрезентации, проведение конкурсов профессионального мастерства, встречи работодателей с родителями обучающихся и выпускников);

сотрудничество с работодателями, службами и агентствами занятости,

работа с базами данных;

внедрение программы «Развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей»;

развитие службы содействия трудоустройству выпускников;

 взаимодействие с Центром занятости;

участие в ярмарке вакансий рабочих мест для выпускников;

обеспечение информацией выпускников о вакантных рабочих местах.

Педагогическое сопровождение профессионального развития обучающихся всех ступеней профессиональной подготовки предусматривает:

 профдиагностику,

профконсультирование,

психолого-педагогическую поддержку данного процесса, профориентированные мероприятия, помощь в построении индивидуальной образовательной траектории.

Важно предоставить обучающимся право самостоятельного построения траектории профессионального развития, исходя из образовательных запросов и личностных предпочтений. В процессе обучения необходимо расширять спектр мероприятий по формированию мотивации учебной деятельности обучающихся, создания среды благоприятной для личностного и профессионального роста обучающихся. Способствовать активизации адаптационных механизмов личности путем использования тренингов профессиональной успешности, наставничества, консультирования, встреч со специалистами и др.

Совершенствование содержания профориентационной деятельности на всех ступенях профессиональной подготовки:

-введение «портфолио» обучающихся как средства личностного и профессионального развития;

-применения активных форм и методов профориентационной работы: тренингов, деловых игр и др.;

-развитие практики привлечения к образовательному процессу ведущих специалистов и работодателей;

-разработка и реализация программ делового сотрудничества с работодателями и кадровыми службами,

-создание базы данных по успешным выпускникам прошлых лет.

В качестве показателей результативности эффективности профориентационной работы с обучающимися на этапе профессиональной подготовки могут считаться: достаточная информация о профессиональной деятельности. Показателем достаточности информации в данном случае является низкий процент отсева обучающихся первого года обучения и высокий процент выпускников, трудоустроившихся по профилю полученной профессии или специальности. уверенность обучающегося в социальной значимости выбранной сферы труда, т. е. сформированное отношение к своей профессии как к жизненной ценности. степень профессионального самосознания студента, т.е. от того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально значимые качества, во многом будет зависеть успешность его профессиональной самореализации. востребованность выпускника на рынке труда и его успешная адаптация в профессии.

Подсистема профориентации выпускников техникума.

Работа по вопросам занятости и трудоустройству.

Профориентационная работа с выпускниками техникума должна быть направлена на создание оптимальной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, ориентированной на предоставление выпускникам многообразия программ дополнительного профессионального образования с учетом индивидуальных образовательных запросов, потребностей регионального рынка труда;

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы с выпускниками техникума

подтверждение обоснованности выбора профессии. Показателем сформированности обоснованного профессионального выбора может быть активность по получению дополнительной информации о своей профессии, занятие исследовательской и проектной деятельностью, самостоятельное определение дальнейшего профессионального маршрута; умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества, сформированность которых является дополнительным критерием обоснованности выбора профессии.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 I этап: сентябрь 2021 – январь 2022гг. – разработка нормативно-правового, организационно-методического и материально-технического обеспечения программы профориентационной работы.

 II этап: октябрь 2021 – июнь 2022 гг. реализация основных направлений программы профориентационной работы.

 III этап: январь 2022–июнь 2022 гг. –реализация мероприятий, направленных на распространение и внедрение результатов, полученных на предыдущих этапах.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Для реализации Программы профориентационной работы использует материальнотехнические, финансово-экономические, нормативно-правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические и информационные ресурсы.

 Материально-техническое обеспечение: Расширение сетевой подготовки (в т.ч. с использованием Интернет-ресурсов, апробирование дистанционных образовательных технологий); Оснащение кабинета профориентации; Финансово-экономическое обеспечение: Привлечение внебюджетных средств через предоставление обучающимся дополнительных образовательных услуг; Организация профтестирования обучающихся; Нормативно-правовое обеспечение: Положение о профориентационной работе ГБПОУ КК ПТПТ; Положение об организации профессиональных проб для обучающихся общеобразовательных организаций;

Организационно-управленческое обеспечение: Внедрение в практику профориентационной деятельности современных управленческих технологий в образовательной сфере; Осуществление мониторинга качества профориентационной подготовки обучающихся.

Кадровое обеспечение: Мотивация преподавателей, сотрудников техникума по осуществлению педагогического сопровождения профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся; Прохождение курсов повышения квалификации инженерно-педагогического состава по педагогическому сопровождению личностного и профессионального развития обучающихся; Назначение представителей техникума в качестве кураторов профориентационной работы.

 Научно-методическое обеспечение: Разработка программ психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся всех ступеней профессиональной подготовки; Разработка технологии проведения профдиагностики с учащимися посредством использования сети Интернета; Подготовка программ тестирования/анкетирования для различных возрастных категорий учащихся и студентов; Разработка учебных программ. Информационное обеспечение: Создание единого информационного образовательного пространства для субъектов профориентации; Приобретение программного обеспечения для проведения профориентационной работы (профдиагностики, профконсультирования, профподбора); Создание электронной библиотеки профориентационной литературы для обеспечения свободного доступа обучающихся к информационным ресурсам.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Ожидаемые результаты

Предполагаемые показатели

качественные

количественные

1.

Выполнение плана набора студентов

Осознанный выбор профессии

100%

2.

Создание системы непрерывной профессиональной подготовки

Увеличение числа договоров с образовательными организациями

3.

Расширение взаимодействие с центром занятости населения

Повышение уровня квалификации

10

4.

Укрепление социальных связей с социальными партнерами и работодателями

Увеличение мест прохождения производственной практики студентов

50

5.

Привлечение внебюджетных средств

Модернизация материально-технической базы

100 тыс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка на 2021-2022 учебный год

Разработанная программа работы кружка по Лекарствоведению предназначена для планирования кружковой работы со студентами медицинских техникумов по специальности 33.02.01 Фармация...

План воспитательной работы группы № 40 по профессии «Повар, кондитер» на 2021-2022 учебный год

ПЛАНвоспитательной работы группы  № 40по профессии «Повар, кондитер»на 2021-2022 учебный год...

Рабочие программы по информатике и информационным технологиям в СПО на 2021-2022 учебный год

Рабочие программы по профессии "Мастер общестроительных работ", "Повар, кондитер" и специальности "Механизация сельского хозяйства". Дисциплины: Информатика, ЕН.02 Информ...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2 семестр 2021/2022 учебного года для 4 курса группы ИСП.18А по МДК.02.01. Технология разработки программного обеспечения

Календарно-тематический план по дисциплине МДК.02.01. Технология разработки программного обеспечения, разработанный в рамках учебной программы по специальности 09.02.07 Информационные системы и п...

Отчет о профориентационной работе за 2021 - 2022 учебный год

Работа проведенная по профориентации...

План учебно-воспитательной работы на 2021-2022 учебный год

План учебно-воспитательной работы преподавателя Барбашовой Татьяны Владимировны на 2021-2022 учебный год...