От чего зависит авторитет педагога дополнительного образования
методическая разработка

Гузовская Алла Николаевна

Авторитет педагога — это его профессиональная и личностная позиция, это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на обучающего, опирающаяся на высокие личностные и профессиональные качества. Авторитет связан с ценностной ориентацией и особенностями деятельности группы и определяет степень внушаемого действия данного человека.

Авторитет  педагога - неповторимая его индивидуальность, оказывающая интенсивное педагогическое, психологическое и эмоциональное воздействие на обучаемых. (С.Д. Якушева.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtoritet_pedagoga.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО Мальчевский ДДиЮ

Выступление к педсовету:

Подготовила: Гузовская А.Н.,

методист Мальчевского ДДиЮ.

2022

Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе обучающихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.

Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально – этической и психолого – педагогической подготовки педагога. Его уровень определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к профессиональной деятельности и т.д.

Авторитет педагога –  это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения  детей к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены.

Авторитет педагога — это его профессиональная и личностная позиция, это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на обучающего, опирающаяся на высокие личностные и профессиональные качества. Авторитет связан с ценностной ориентацией и особенностями деятельности группы и определяет степень внушаемого действия данного человека.

Авторитет  педагога - неповторимая его индивидуальность, оказывающая интенсивное педагогическое, психологическое и эмоциональное воздействие на обучаемых. (С.Д. Якушева.)

Проблемой авторитета педагога (учителя, воспитателя) занимались многие видные ученые психологи и педагоги.

Впервые в педагогической науке авторитет педагога - воспитателя на  истинный и ложный был разделен А.С. Макаренко.

Истинный - один, ложный - множество разновидностей.

Мнимый авторитет педагога:

  • авторитет подавления, основанный на чувстве страха;
  •  авторитет расстояния, основанный на отчуждении педагога от детей, на строгом соблюдении максимально большой дистанции между ними;
  •  авторитет чванства, основанный на подчеркивании своих достоинств и значимости своей личности;
  •  авторитет педантизма, построенный на буквальном исполнении его требований;
  •  авторитет любви, построенный на постоянной апелляции к чувству любви, заигрывании с детьми;
  •  авторитет доброты («самый неумный вид авторитета»), основанный на снисходительности, нетребовательности;
  •  авторитет панибратства, основанный на неумении соблюдать меру между деловыми и личными отношениями, на неумении соблюдать нужную дистанцию;
  •  авторитет подкупа («самый страшный вид авторитета»), основанный на стремлении педагога добиться своих целей необоснованными поощрениями, обещаниями.

Некоторые педагоги придерживаются следующих положений:

  • “Один я все знаю, вы все неучи”.
  • Обучающиеся по успеваемости делятся на сильных, средних и слабых.
  • “Главное добиться высоких результатов в поведении и успеваемости” и др.

Каким можно представить  педагога, обладающего ложным авторитетом?

  • такое отношение  детей к  педагогу,   которое побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными;
  • стремление  педагога добиваться послушания от ученика.

Добиваясь послушания, как ближайшей цели и затрачивая на это много сил и времени, педагоги - воспитатели уже не имеют возможности добиваться других целей, конечных, главных. Во многих случаях они не могут добиться послушания, и с каждым годом ребенок становиться все более не послушным. Дети, проявляя послушание, очень часто развивают такие качества личности, которые противоположны конечным целям обучения и воспитания.

Истинный авторитет педагога основывается на гражданской деятельности, гражданском чувстве, на знании жизни ребенка, уважении и ответственности за его воспитание. Истинный авторитет зависит в первую очередь от отношения к обучающимся, знания своего предмета, культуры и общей эрудиции педагога.

В чем же заключается мастерство педагога, обладающего истинным авторитетом:

  • борьба не с ребенком, а за ребенка,
  • владение всеми стилями и умение применять их, в зависимости от специфики детского коллектива, конкретной ситуации и в соответствии с поставленной педагогической задачей,
  • умение добиваться успеха,
  • осуществление личностно-ориентированного подхода,
  • владение результативными педагогическими технологиями.

        Как результат – воспитание зрелой личности. Личности, которая знает, зачем она живет, как она относится к людям и истории человечества и поступает согласно этому. Важно не только завоевать. Но и удержать этот истинный авторитет. Завоевать его можно различными способами, но удержать – только опираясь на свое педагогическое мастерство, творчество, своими личными усилиями.

Успех же педагогической деятельности, как и других видов труда, зависит не от второстепенных качеств личности, а от основных, ведущих, которые предают определенную окраску, стиль действиям и поступкам педагога. 

Каковы же слагаемые авторитета педагога, учителя? Их несколько, притом трудно по степени значимости подразделить их на «главные и «неглавные». В разных ситуациях они могут меняться местами. И если обратиться к профессиональным функциям и качествам педагога, то надо начинать с общих - личностных.

Условно можно выделить два главных компонента педагогического авторитета. Это личностный и профессиональный компоненты, включающие в себя следующие качества педагога:

Во-первых, это любовь к детям и педагогической профессии.

Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.

Следует различать любовь педагога к своей профессии и любовь к детям. Отношение человека к своей профессии, любовь к ней зависит от общественно-исторических условий. Зависит это от потребностей общества в специалистах тех или других профессий и от склонностей и способностей человека.

Любовь к детям является важным условием формирования педагогического авторитета. Некоторые педагоги ставят перед собой вопрос: “Почему мне так дорога педагогическая профессия?” – и отвечают: “ Прежде всего, мне близки и дороги растущие, молодые люди, способные верить и критиковать, любить и ненавидеть, уважать и презирать, сохранять благородную память о лучших своих воспитателях”. “Всякий моральный здоровый человек любит детей. А любить детей по-настоящему – значит любить их в горе, и в радости, и даже тогда, когда их развитие в чем-нибудь отклоняется от нормы… Любить – значит уважать человека, понимать его, заботиться о нем, оберегать его и находить во всем этом величайшее удовольствие. Жить среди детей, работать с ними, воспитывать и учить их – что может дать больше счастья? Важно только, чтобы в каждом ребенке видеть не шалуна Ваньку, а человека, маленького, но настоящего…”

Любить детей – это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно.

Заслуженный учитель И.О. Тихомиров говорит, что в педагогической профессии самым сложным является умение найти путь к детскому сердцу. “Без этого нельзя ни учить, ни воспитывать. Учитель, педагог,  равнодушно относящийся к воспитанникам, - нелепость… Не кричите на своих воспитанников, не оскорбляйте их. Щадите детское самолюбие. Ранить его легко, но как глубоки, бывают следы этих ран и как тяжелы последствия!”

Каждому взрослому отлично известно, как удивительно тонко улавливают отношение к себе дети. Насколько болезненно переживают малейшее проявление не доверия к их словам, как обостренно их чувство собственного достоинства. И ничего, кроме обиды, раздражения, замкнутости, даже прямой враждебности, не вправе ожидать тот педагог, которому сознание своего превосходства не позволяет разглядеть в каждом своем юном подопечном, прежде всего личность. О каком личностном авторитете такого педагога можно говорить! Да и сам он вряд ли будет стремиться завоевать авторитет и любовь ребят, если для него никакой ценности не представляет их мнение о нем – ведь они ему не интересны. Но если бы дело было только в безразличных формалистах, это полбеды. Проблема, конечно же, не только в этом.

Порой и опытному, квалифицированному педагогу нелегко признать себя неправым перед лицом своих же собственных учеников, заставить себя выступать в роли отчитывающегося перед ними, как перед равными. Трудно всегда и во всем самому полностью соответствовать тем требованиям, которые мы предъявляем детям. Мешают и возрастная дистанция, и боязнь потерять свой авторитет, а порой и снобизм, представление о самой роли педагога как о твердой гарантии от любых ошибок. Но если педагогу удалось переступить эти препятствия, преодолеть себя, педагогический успех не заставит долго ждать.

Уважение и доверие к ребёнку – важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета педагога. Для того чтобы прийти к этому выводу, не нужно тратить особых усилий на скрупулезный анализ педагогических систем таких педагогов. Этот принцип составляет основу всей их педагогической деятельности и в то же время лежит, что называется, на самой поверхности. Может быть, именно поэтому на нем порой и не задерживается взгляд многочисленных педагогов – последователей.

Взаимное уважение – обязательное условие отношений авторитетности не только в системе “педагог – ученик”. И в ребячьей среде личностный авторитет сверстника также строится именно на этой основе. Фундаментом подлинного дружеского отношения является взаимная значимость людей. Особенно ярко проявляется эта закономерность, когда дело касается взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе.

Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения педагога (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т.п).

Внешность педагога и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание педагогом авторитета. Лучшие педагоги на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это только укрепляет их авторитет.

Обучающиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих педагогов.  Обучающиеся особенно требовательны к таким качествам своих педагогов, как скромность и аккуратность в костюме. Не причёсанные волосы у педагога снижают его авторитет. В том случае, когда педагог не следит за собой, нарушается в классе дисциплина, с приходом его в класс слышатся нелестные отзывы, перешептывания, смех. У плохого педагога, не пользующего у них авторитетом, они подмечают все мелочи.

Завоевать у обучающихся авторитет может только правдивый, трудолюбивый, преданный своему делу педагог. Педагогическая практика показывает, что дети небезразлично относятся к жизни педагога. Если он допускает в быту аморальные поступки, это становится известным воспитанникам, и тогда даже при всех положительных качествах авторитет его как педагога рушится. Единственный выход – перейти в другое образовательное учреждение, изменить своё поведение и вновь, шаг за шагом, завоёвывать авторитет. Отзывы обучающихся о скомпрометировавших себя в быту педагогах бывают, сдержанны и кратки.

Немаловажное значение для педагога имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность педагога на занятии являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение  по классу во время объяснения темы не нравится детям. Это рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал.

Одним из положительных качеств хороших педагогов является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что дети, особенно младших классов, подражают речи педагогов, становится понятным, почему их работа  над своей речью приобретает такое большое значение.

Лучшие педагоги на занятии немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса  тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что педагогом – мастером он сделается только тогда, когда научится говорить “иди сюда” с пятнадцатью – двадцатью оттенками.

Педагогический оптимизм – необходимое качество хорошего педагога. Чуткое, отзывчивое отношение к детям сочетается у такого педагога с требовательностью, которая не принимает характера придирчивости, а педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.

Педагог должен быть настойчивым и до конца требовательным. Насорил – убери, оскорбил – извинись, не выучил – останься и выучи, не уговаривать, а категорически требовать.

Нельзя не остановиться на вопросе о “ любимых” и “ нелюбимых” воспитанниках. Существует точка зрения, что наличие  “любимчиков” в объединении снижает его авторитет, якобы к любимому ребёнку педагог относится снисходительно, не предъявляет строгих требований. Педагогу нельзя отказать в праве иметь любимых.  “А раз любишь – ничего не прощай, требуй больше”. Недаром Макаренко А.С. писал, что уважение к личности воспитанника и требовательность к нему являются одними из основных принципов в работе педагога и воспитателя. Все дело должно состоять в том, чтобы педагог в самом плохом обучающемся, мог найти положительные черты и, опираясь на них, сумел полюбить его и перевоспитать. А это возможно только тогда, когда педагог будет хорошо знать своих воспитанников, знать положительные и отрицательные черты характера каждого, в отношении с ними проявлять чуткость, отзывчивость, требовательность и справедливость.

Педагог - мастер своего дела обладает наблюдательностью ученого и в понимании душевных переживаний своих воспитанников – знаниями психолога. Профессионально – психологические качества у педагога воспитываются путем систематической работы над собой и заимствования лучшего опыта у других, так как черты характера хорошего  воспитателя формируются в педагогическом коллективе.

Авторитетный педагог обладает эрудицией в широком диапазоне: это глубокое владение наукой своего предмета, хорошее знание многих других или ориентировка в них. Это и осведомленность (иногда увлечение) в разных областях искусств. Это относится к владению языками, знанию техники, спорта, политики, многих бытовых вопросов и т.д. Про такого педагога говорят: эрудит (от лат. eruditio — ученость, просвещенность; «ходячая энциклопедия»). Эрудиция достигается постоянным самообразованием. Педагогическое мастерство включает высокое искусство обучения и воспитания, которое педагог постоянно оттачивает, шлифует, неустанно совершенствует, критически осмысливает свой опыт и осваивает лучший опыт коллег.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что авторитет педагога-воспитателя необходим в учебно-воспитательном процессе. Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.

Таким образом, самовоспитание, направлено на формирование качеств, не имея которых невозможно завоевать высокий авторитет - первоочередная задача педагога. Для этого необходимо выявить качества, которые мешают завоевать авторитет, сформировать у себя твердую установку на процесс самовоспитания и проявить волевые усилия, направленные на достижения поставленной цели. Данная задача посильна любому педагогу. Необходимо только нацелить себя на серьезную, нелегкую работу, на преодоление лени. “Преодолеть лень можно самовнушением, самовоспитанием. Для этого есть единственный, вернейший способ - это заставить себя сделать то дело, которое нужно сделать. Другого способа нет”, - писал А.С Макаренко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация «Изучение с детьми особенностей явлений природы» (для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов)

Непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей ведётся в МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет. Одним из направлений изуче...

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности. Теории психического развития

Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельно...

Пособия и рекомендации для педагогов дополнительного образования

Материалы подготовлены для  занятий в системе дополнительного образования...

Методическая разработка открытого занятия "А мы ходим-походим колядовщички" руководителя коллектива "Народная песня", педагога дополнительного образования Кисловой И.А.

Документ представляет собой разработку педагогом открытого занятия для своего коллектива "Народная песня", состоящего из детей начальных и средних классов общеобразовательной школы. Направленность кол...

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования для обучающихся по специальности 42.02.03 Педагогика дополнительного образования

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образованияТема 3.1.  Теоретические осн...

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования.

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования....