Методическая разработка открытого занятия "А мы ходим-походим колядовщички" руководителя коллектива "Народная песня", педагога дополнительного образования Кисловой И.А.
методическая разработка по теме

Кислова Ирина Алексеевна

Документ представляет собой разработку педагогом открытого занятия для своего коллектива "Народная песня", состоящего из детей начальных и средних классов общеобразовательной школы. Направленность коллектива - песенное народное творчество.

Тема открытого занятия - познакомить детей коллектива, а также зрителей с традициями празднования Святок на Руси.

Открытое занятие проводится в форме праздника - Святок. В представленной методической разработке приведены цели и задачи открытого занятия, план проведения, основные моменты по подготовке детей к нему, сценарий праздника, по которому разыгрывается праздничное действие. 

К методической разработке прилагается презентация "Рождество Христово".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Петродворцового района

198510, СПб, Петродворец, Санкт-Петербургский пр., д. 4-а, тел./факс (812) 450-61-30

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

«А мы ходим-походим колядовщички»

Педагог дополнительного образования

I категории

Кислова Ирина Алексеевна

Петродворец

2014 год

Пояснительная записка

Тема занятия:

«А мы ходим-походим колядовщички» (Святки)

Цель занятия:

Познакомить с традициями празднования Святок.

Задачи:

  1. Образовательная:

- закрепить знания о традиционных обычаях и обрядах святочного периода.

2. Развивающие:

- развивать навыки вокально-хорового исполнения;

- развивать творческие способности у детей: артистичность, сценическую выразительность, умение импровизировать.

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к национальной культуре, к её культурному наследию;

- способствовать формированию чувства коллективизма, умения взаимодействовать в группе;

- приобщать родителей к участию в образовательном процессе при подготовке к мероприятию.

Материалы и оборудование, используемые на занятии:

  1. Декоративное изображение русской печи и оформление «красного угла».
  2. Атрибуты русского быта (посуда, рушники, половики, самовар, лавки, стол).
  3. Стилизованные костюмы (мужской и женский русский костюм, костюм мужика, козы, костюм хозяйки).

Музыкальное сопровождение:

- концертмейстер (баянист).

На занятии используется современная образовательная технология - ИКТ.

Подготовка к занятию:

  1. Проработка с детьми материала беседы на тему празднования Святок на Руси.
  2. Разучивание обрядовых песен и народных игр, которые будут исполняться на открытом занятии.
  3. Закрепление материала.
  4. Создание презентации «Рождество».
  5. Участие родителей в подготовке помещения к проведению праздника и праздничного стола.

План открытого занятия:

  1. Беседа на тему празднования Святок на Руси.
  2. Исполнение обрядовых песен и народных игр святочного периода:

- рождественские колядки с обыгрыванием;

- ряженые;

- народная игра «Шёл козёл дорогою» с обыгрыванием;

- загадки на бытовые темы;

- подведение итогов праздника, исполнение авторской песни Иванова В.С. «Как на нашем празднике».

  1. Традиционное чаепитие. Обмен впечатлениями о празднике.

Педагог: Сегодня у нас открытое занятие на тему «А мы ходим-походим колядовщички».

А что такое колядки?

Дети: Колядки – это обрядовые песни, которые исполняются на Святки.

Педагог: Правильно.

Святки – от слова «святой», святые дни – самый весёлый зимний народный праздник, начинающийся c Рождества Христова и кончающийся Крещением (с 7 января по 19 января по новому стилю).

Дети, а что это за праздник – Рождество Христово?

Дети отвечают.

Педагог (рассказ сопровождается презентацией): Молодцы!

Рождество - это великий христианский праздник.

Более 2000 лет назад в этот день родился Мальчик, которому дали имя Иисус. И мы ежегодно празднуем его день появления на свет. Почему? Потому что тогда на земле родился не просто человек, а родился тот, кого очень ждали, Сын Божий, Спаситель. А спасти он должен был, как пророчествовали святые люди, человечество от грехов.

Рождество – это особое время для христиан. Кончается старый год, забываются на время проблемы, спадает напряжение, отступает зло. Люди становятся добрее друг к другу, вспоминают о бедных и одиноких, делают подарки. Наши души отдыхают в атмосфере всеобщей доброжелательности.

Наступает Рождество, и приходят Святки. Праздновали Святки и стар и млад, но тон праздника задавала молодёжь. Они собирались группами и ходили по домам с Колядками.

Колядовщики – исполнители колядок – славили Христа, Новый год, будущий урожай. Они поздравляли друг друга, желали всем родным, знакомым и соседям здоровья, счастья и всего наилучшего.

Святки длились две недели. В этот немалый срок вмещалось всё: и проводы старого года, и встреча нового. Ведь осенние заботы отошли, хлеб уже обмолочен – так почему бы и не повеселиться? А как веселились?

Для Святок характерна смесь языческих и христианских обычаев.

Так к языческим обрядам относится пение колядок, игры – например, игра с «нечистью» (имела магический смысл – прогоняя «нечисть» из дома, считали, что расчищают дорогу Новому году), наряды (использовались в сценах с Ряжеными), гадания, которые устраивались под вечер.

К предметам христианской эстетики относились: звезда (о какой звезде идёт речь?) и вертеп (что это такое?).

Дети отвечают.

Педагог: Да, это звезда Вифлеемская. Когда родился Спаситель мира, на небе зажглась новая звезда. Она и привела к Младенцу пастухов и волхвов.

Вертеп – это слово означает «пещера». Ведь Иисус Христос родился  в пещере. От том, как это было и где произошло, и рассказывали «вертепщики», показывая эту историю в кукольном спектакле. Сценой для такого представления служил ящик с красочными декорациями.

А сейчас попробуем на практике воспроизвести картину празднования Святок! В этом нам поможет материал, который мы с вами разучивали – это и колядки, и сцены с ряжеными, и загадки, игры и пляски, весёлые песни.

Педагог (обращаясь к детям): А кем вы будете в спектакле?

Дети: Озорными и весёлыми колядовщичками!

Педагог: Ну, а я буду хозяйкой вот этого дома (показывает на декорации) – уютного, тёплого, гостеприимного…

У меня в избе чисто, печь натоплена, стоит нарядно украшенная рождественская ёлка, испеклись пироги, закипел самовар. Я приглашаю вас к себе в гости! Придёте?

Дети: Да!

Педагог: Тогда я жду вас!

Сценарий праздника

«А мы ходим-походим колядовщички» (Святки)

Идёт группа колядовщичков и поют колядку Петербургской губернии: «Вот, пришло – прикатило всё Христово Рождество!».

Колядовщики останавливаются у дома. Услышав пение детей, выходит хозяйка.

Хозяйка (педагог): Здравствуйте, милые колядовщики!

Дети: Здравствуйте, Ирина Алексеевна!

Хозяйка: Колядовать пришли?

Дети: Да!

Хозяйка: А вы умеете колядовать-то?

Дети: Умеем.

Хозяйка:  А что такое колядовать?

Дети (кто поочерёдно, кто хором): Песни петь. Игры заводить. Ряжеными ходить. На ложках играть. Плясать. И т.д. (оглушают своими выкриками хозяйку).

Хозяйка: Ну, ладно, поколядуйте!

Дети поют колядку «Приходила Коляда». Хозяйка, не желая отпускать детей, заводит с ними разговор.

Хозяйка: А вы умеете, я слышала, ряжеными ходить. Где у вас ряженые?

Мальчик: Я!

Выскакивает вперёд и достаёт из мешка меховую шапку, надевает её, создавая образ Мужичка.

Мальчик: Пойду козу выбирать.

Среди детей выбирает козу (наряженную «под козу» девочку) и выводит в центр.

Он водит козу и поёт, а все ему подпевают.

Мы не сами идём,

                                                            Мы козу ведём.

                                                            Где коза ходит,

                                                            Там жито родит.

                                                            Мы не сами идём,

                                                            Мы козу ведём.

                                                            Где коза – ногой,

                                                            Там жито – копной.

                                                             Мы не сами идём,

                                                             Мы козу ведём.

                                                             Где коза – рогом,

                                                             Там жито – стогом.

Мальчик (останавливает козочку и говорит): Ну, вот, козочка, пришли в гости! Козочка, поздоровайся с хозяйкой! (И сам показывает, как надо кланяться).

Хозяйку изображает кто-то из детей (грубую, надменную и заносчивую). Козочка блеет, кланяется.

Мужик (мальчик): Козочка, поцелуй ручку Хозяюшке!

Козочка подходит к Хозяйке и бодает её. Хозяйка возмущается и топает ногой. Козочка от таких действий пугается и падает на пол. Хозяйка, волнуясь, ходит вокруг козы. И спрашивает у Мужичка:

Хозяйка: Что с твоей козочкой случилось? Не сдохла ли?

Мужик: Нет, моя коза хитра.

Хозяйка: Что же ей надо, чтобы она встала?

Козочка, открыв глаза, тихим голоском отвечает:

Козочка: Решето овса, наверх – колбаса три куска сала, чтоб я встала!

Мужик раскрывает свой мешок и воображаемо собирает у детей то, что просит коза. При этом говорит:

Мужик: Решето овса, наверх – колбаса, три куска сала, чтоб коза встала!

Коза радостная вскакивает. Её окружают колядовщики и начинают играть. Они поют (1-й куплет):

Шёл козёл дорогою,

                                                          Дорогою широкою,

                                                          Нашёл козу безрогую,

                                                          Безрогую козу.

                                                          Давай, коза, попрыгаем,

                                                          Попрыгаем, попрыгаем,

                                                          И ножками подрыгаем,

                                                          Подрыгаем коза.

Коза выбирает себе пару, и под слова «Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем! И ножками подрыгаем, подрыгаем, коза!» пара танцует в кругу. Затем остаётся тот, кого выбрали, и игра повторяется.

Пританцовывая, самая смелая и забавная девочка, изображает скомороха со словами:

Девочка:                        Русские потешки, скоморошьи пересмешки!

                                         А вот, послушайте загадки,

                                         Не горьки, не кислы, не сладки.

                                         Кто их сейчас все отгадает,

                                         Тот весь год забот не узнает.

Заинтриговав детей, девочка продолжает:

Девочка: Маленький Данилка застрял в дырке? Что это такое? /Пуговица/

Дети отгадывают загадки.

Девочка: А вот вам и вторая. Самая смешная!

С ушами, а не слышит. /Шапка/

Ну, ладно – вот загадка третья. Ни за что её не отгадаете. В брюхе – баня, в носу – дырка, одна ручка, и то – на спине. /Чайник/

Вот ещё одна загадка: у кого за носом пятка? /Валенки/

Всех загадок не отгадать, а пора нам и поиграть.

Начинается плясовая игра Вологодской области «Растяпа».

«Растяпа» (плясовая игра). Дети становятся по парам по типу «третий лишний». В игре должен быть один лишний. Зазвучал плясовой наигрыш. Сначала пойдут плясать те, кто оказался впереди и лишний.

Стоящие вторыми называются «домики». Они могут поднять руки в виде крыши. Вдруг наигрыш обрывается – тогда пляшущие должны занять себе домик. Кто останется без домика, тот будет «Растяпой».

Его ругают.

В первый раз так: «Раз, два, три! Растяпа ты!».

Во второй раз: «Раз, два, три, четыре, пять! Растяпа ты опять!»

В третий раз: «Раз, два, три, четыре пять, шесть, семь! Растяпа ты совсем!».

И в четвёртый раз: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь! Растяпу бросим!».

«Домики» и пляшущие всё время меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков четыре раза не останется растяпой. Дети приглашают и Хозяйку (педагога) поиграть.

Хозяйка, утомившись от продолжительной игры, в награду за радость и веселье, которые принесли дети, приглашает детей за стол. Но колядовщики пока отказываются. Они не спели свои любимые песни.

Звучит «Как на нашем празднике», где дети поют, играют на ложках и пляшут.

Педагог: Теперь вы поняли, как здорово и интересно веселились на Святки!

Сейчас вы знаете много колядок, умеете ходить ряжеными, заводить игры. Я предлагаю вам на зимние каникулы, особенно, кто поедет к бабушке в деревню, и где сохранились традиции празднования Святок, присоединиться к этому действию.

Ну, а я – хозяйка, которую повеселили сейчас вы, по традиции русского гостеприимства и по обряду колядования, приглашаю вас к столу.

Уставшие, но весёлые, дети садятся за стол пить чай с вкусными, горячими пирогами.

Информационные источники

  1. Лебедева М.Т., Ватракова И.С., Николаев О.Р., Сидоров Е.П. Возрождая традиции России. Часть II // СПб: Северо-западное отделение Российской академии образования, 1994.
  2. Панкеев И.А. Русские праздники и игры. – М.: Яуза, 1999.
  3. Баранова О.Г., Зимина Т.А., Мадлевская Е.Л., Островский А.Б., Соснина Н.Н. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. // СПб: Искусство – СПб, 2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности. Теории психического развития

Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельно...

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования для обучающихся по специальности 42.02.03 Педагогика дополнительного образования

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образованияТема 3.1.  Теоретические осн...

Методическая разработка занятия по программе «Изобразительное искусство». Тема: «Знакомство с пластилинографией» (для педагогов дополнительного образования)

Методическая разработка занятия по программе «Изобразительное искусство» для детей 7-14 лет «Знакомство с Пластилинографией»План-конспект занятия Цель: общее знакомст...

Учебно-методический комплекс для педагогов дополнительного образования «Разработка оценочных материалов для объединений «Судовое моделирование»

Учебно-методический комплекс для педагогов дополнительного образования «Разработка оценочных материалов для объединений «Судовое моделирование» – это система нормативной и учеб...

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования по теме: «Применение современной образовательной информационно-коммуникационной технологии: «Веб-квест»

Интернет сегодня – это безграничные возможности выбора информации, а, соответственно, и определенная опасность. Может быть, поэтому педагоги так осторожно осваивают возможности Всемирной паутины...

Методическая разработка семинара-практикума на тему: «Моделирование учебно-воспитательной работы педагога дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»

Методическая разработка семинара-практикума на тему:«Моделирование учебно-воспитательной работы педагога дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса&raqu...