«Реализация гражданско-патриотического воспитания на уроках по ПМ.02 «Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации»
статья
Коновалова С.В. Преподаватель Российского колледжа традиционной культуры (Санкт-Петербург).
Гражданско-патриотическое воспитание не может осуществляться от случая к случаю. Оно должно быть вплетено в ткань учебного процесса. В этом плане уроки архивного дела могут быть благодатной почвой для того чтобы вызвать гордость великими свершениями России, своей принадлежностью к языку, культуре, гражданству.
Архивоведение – комплексная научная дисциплина, которая, в первую очередь, опирается на историю. Исторические примеры, запечатленные на бумаге, кинофотоплёнках, звуковых носителях, могут проиллюстрировать любые разделы архивного дела – от комплектования архивов до использования архивных документов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Реализация гражданско-патриотического воспитания на уроках по ПМ.02 «Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации»
Коновалова Светлана Владимировна, преподаватель СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры» (Санкт-Петербург)
Патриотизм можно понимать, как особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, своему гражданству, языку, традициям, гордость достижениями своей Родины.
В этом ключе архивоведение является благодатной основой для воспитательной работы, т.к. большинство тем может быть раскрыто на примерах, вызывающих патриотический подъем. Это объясняется тем, что архивное дело является комплексной научной дисциплиной. Во многом оно опирается на историю.
Архивы начинаются с комплектования: исторического, современного – планового, а в исключительных случаях – инициативного. Естественная концентрация письменных источников привела к образованию больших документальных комплексов, представленных в государственных архивах. Собрание РГАДА говорит о том, что история России неотделима от мировой истории. Недаром первые летописцы и историографы ели её от сотворения мира.
Когда студенты приступают к изучению архивного дела, они даже не предполагают, насколько велики эти собрания. Всегда большое впечатление производит экскурсия в Российский государственный исторический архив, хранящий документы периода Российской империи. В 2006 году сотрудники архива осуществили уникальный переезд из исторического здания Сената и Синода в Невский район. Сейчас это крупнейший архив Европы. По своей ценности хранимые здесь документы сопоставимы с коллекцией Эрмитажа.
Текущее комплектование архивов обычно происходит по графику, как итог работы с организациями-источниками комплектования. Но «в минуты роковые» сотрудники архивов и музеев активно занимаются инициативным комплектованием. Это попытка аккумулировать и сохранить документальный след исторических событий. В тревожные дни Крымской весны в краеведческом музее Феодосии стихийно возникла масштабная фотовыставка на основе личных фотографий. Это был порыв жителей, которые остро почувствовали историзм происходящего. Сотрудники выделили под нее один из самых больших залов и несколько огромных стендов. Теперь это уже архивные фото-документы, но они продолжают производить большое эмоциональное воздействие.
Нельзя оставить в стороне архивную россику – это документы российского происхождения, которые в какой-то момент по разным причинам оказались за рубежом. Покинув дом, вынужденные переселенцы не переставали любить Родину. В эмиграции сберегли культуру и язык.
2019 год ознаменовался сенсацией для профессиональных исследователей истории. В Россию был возвращен архив Александра Колчака. Потомки адмирала выставили на парижском аукционе его личный архив, разбитый на 391 лот. Они категорически отказались продавать архив целиком. Возникла опасность того, что изъятие из фонда отдельных документов, исключение их из научного оборота в случае попадания в частные коллекции может исказить целостную картину, и даже привести к очередной фальсификации истории.
Расходы – 3 млн евро – взяли на себя российские меценаты. Торги были отчаянными – некоторые документы ушли за цену, до 30 раз превышающую стартовую. Это и понятно. Среди документов, например, была Омская декларация правительства Колчака – его планы по возрождению России. Но настоящие российские патриоты стойко выдержали напряженный аукцион. Почти все документы вернулись в Россию и были переданы в «Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына». Это бюджетное государственное учреждение, подведомственное Департаменту культуры г. Москвы – культурный и научно-исследовательский центр. К 100-летию расстрела А.В.Колчака там была организована масштабная выставка на основе этих уникальных архивных документов.
Когда мы говорим об использовании архивных документов, студенты не сразу привыкают к мысли, насколько широко они используются в СМИ, документальном и художественном кино. Некоторое время уходит на то, чтобы осознать, что архивные документы бывают не только на бумажных носителях. Это еще и кино-фото-фоно документы.
Документальный фильм «Ледяные облака» полностью построен на архивных документах Российского государственного архива экономики. В центре повествования – спасение экспедиции Умберто Нобеле, которая в 1928 г. достигла Северного полюса на дирижабле «Италия», но на обратном пути потерпела крушение.
Маломощный сигнал поймал русский радиолюбитель. По просьбе итальянского правительства в поисково-спасательную экспедицию включился ледокол «Красин» – в те годы самый мощный ледокол в мире. На борт погрузили самолёт, все спасательные мероприятия сопровождал кинооператор.
И здесь для студентов эта история приобретает предметные очертания – «Красин», оказывается, пережив и войну, и 90-е, пришвартован к набережной Лейтенанта Шмидта, и его можно посетить с экскурсией.
После этого урока, обычно, интерес вызывает большая карта России. Здесь уместно объяснить, что в названиях проливов и островов – имена наших покорителей Севера, которые освоили для России северный морской путь – этот гигантский транзитный коридор, материковый шельф Ледовитого океана с его неисчерпаемыми природными богатствами.
Конечно, при изложении любого материала, приходится учитывать особенности восприятия современных подростков – кроме ярких примеров им необходим видеоряд.
Таким образом, программа профессионального модуля обеспечивает возможность взаимосвязи учебного и воспитательного процессов, в первую очередь, в направлении гражданско-патриотического воспитания.
Список использованных источников:
- Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына: официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://www.domrz.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения ПМ.02 Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации основной профессиональной образовательной программы по специальности 46.02.01 ДОУиА
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения ПМ.02 Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации основной профессиональной образ...
Аннотация рабочей программы производственной практики (по профилю специальности) по ПМ. 02 Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации Для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Аннотация рабочей программы ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) По ПМ. 02 Организация архивной и справочно-информационной работы по докумен...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПМ 02. Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации для обучающихся по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Методические рекомендации по выполнению практических работ по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, Государственное профессиональное образовательное учр...
ПМ. 02 «Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации»
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации профе...
Методические рекомендации для выполнения самостоятельных работ по МДК.02.02 «Государственные, муниципальные архивы и архивы организаций» ПМ.02 «Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации» по специальности 46.02.01.
Коновалова С.В. Преподаватель Российского колледжа традиционной культуры (Санкт-Петербург). В методических рек...
Методические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ 02. "Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации"
Цель внеаудиторной самостоятельной работы - формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности....