Доклад "Логопедическая работа в условия дома ребенка"
статья
Многие не знают и не понимают чем занимается учитель - дефектолог в условиях дома ребенка. Данный материал подготовлен для логопедов работающих в детских садах, школах и не имеющих опыта работы в домах ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 381.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
«САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»
Доклад: «Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка».
Составил: учитель-дефектолог
Кочетова Анна Александровна
г. Южно – Сахалинск 2022
Дом ребенка рассчитан на 60 мест с круглосуточным пребыванием детей. Целью деятельности Дома ребенка является воспитание и охрана здоровья детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно:
- с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики;
- с органическим поражением центральной нервной системы, в том числе детскими церебральными параличами, без нарушения психики;
- с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата и другими дефектами физического развития без нарушения психики;
- с нарушениями слуха, речи и зрения;
- детей-инвалидов, оказание и организация им различных видов медицинской помощи в соответствии с полученной лицензией, оказание иных видов деятельности, непосредственно направленных на достижение целей, ради которых Учреждение создано.
Дети домов ребёнка – это особый контингент, у которого все личностные развития формируется с задержкой и зачастую имеют осложнённый характер становления той или иной функции. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания, окружающего складывается у ребёнка мышление. Развитие речи у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка.
Дом ребенка имеет лицензию по образовательной деятельности и осуществляет образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности в соответствии с полученной лицензией.
Контингент детей, воспитывающихся в Доме ребенка, отличается определенной спецификой: чаще всего это дети не доношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода, родов, заболевание периода новорожденности, отягощенный генетический фон и прочее;
Дети, поступающие из социально неблагополучных семей,
с не благоприятным социальным анамнезом. Особенности условий жизни в доме ребенка отсутствие близких детям родных людей, некоторая ограниченность получаемых впечатлений, постоянное пребывание в коллективе специфически влияют на поведение, развитие, здоровье детей.
Дети же, растущие в закрытых детских учреждениях, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными проблемами поведения. Общение с ними менее эмоционально насыщено. Доверительность и интимность связей со взрослыми у ребенка практически отсутствует. Количество и качество взаимодействия персонала с детьми даже в режимные моменты (кормление, переодевание) не соответствует потребности ребенка. Общее количество взаимодействия группового персонала с ребенком минимально, ограничивается минутами сухого взаимодействия в режимные моменты
Жизнь детей в Доме ребенка, подчиненная вербальным (словесным) распоряжениям взрослого, его «командам», требует от детей понимания речи. И оно возникает с относительно небольшим запозданием по сравнению с детьми из семей. Это приводит к значительному временному разрыву между моментами появления понимания речи и активного овладения ею, то есть можно высказать соображение о том, что задержки в развитии речи у детей в доме ребенка связаны не только и не столько с дефицитом общения со взрослыми в целом и с недостаточностью эмоциональных контактов в особенности (хотя они несомненно имеют место и играют определенную роль). А связаны, прежде всего, с общей организацией их коммуникативной деятельности. Это отражается на различных аспектах их общения с окружающими людьми. Эмоциональное общение со взрослыми детей дома ребенка носит характер некоторой чрезмерности из-за неудовлетворенности ребенка в данном общении. Его проявления отличаются во всех рассматриваемых нами возрастных этапах. Ласки взрослого, физические и другие непосредственно-эмоциональные контакты с ним становятся целью разнообразных действий у этих детей.
Поэтому приходится с сожалением констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития замедлен. Развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека. Дети позднее начинают ползать, сидеть, ходить, самостоятельно брать в руки ложку, чашку. У них, как правило, имеется недоразвитие как общей, так и мелкой моторики. Для многих характерна сниженная двигательная активность, недостаточная координация движений.
У большинства отмечены «стертые формы госпитализма», что проявляется в сосании пальцев, языка, раскачивания корпуса.
Эмоциональный фон снижен. У всех детей снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления. Те предличностные образования или внутренние структуры, которые возникают на первом году жизни и ложатся в основу формирования личности ребенка, деформированы. У детей хуже возникает привязанность к взрослому, они более недоверчивы, замкнуты, пассивны. У воспитанников второго и третьего года жизни к перечисленным выше особенностям добавляются новые: пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержки в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности и др.
Детям свойственна повышенная возбудимость, нервозность, быстрая утомляемость.
Поведение на занятиях формируется медленно. Длительность занятий и количество детей на них определяется не столько возрастом, сколько состоянием здоровья детей, уровнем их развития, возбудимостью и выносливостью нервной системы.
Замедленно развитие психических процессов - памяти, внимания, воображения, мышления, в результате чего страдает развитие активной речи. Дети дома ребенка реже используют речь в общении со взрослыми, она беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций и лексики. Становление речи растянуто во времени.
По данным Т.В. Гуськова, кандидата педагогических наук, три особенности отличаются общение воспитанников дома ребенка со взрослыми от общения в семье:
– Его характеризует упрощенный эмоциональный фон делового взаимодействия. Взрослые не так заинтересованно подмечают все новое и интересное, что научится делать малыш, растущий в доме ребенка, не так живо радуются и огорчаются действиям, не так стремятся к поддержанию его инициативы. Эмоциональность взрослого в значительной степени определяет тон детской активности, что положительно влияет на ее протекание.
– Общение слабо организует предметную деятельность детей и не взаимодействует с ней. Совместная деятельность детей, растущих в доме ребенка и окружающих, задающая малышу стимулы к подражанию и обучающая его приемам и способам целесообразных действий, ограничена не только по объему, а часто бедна и по содержанию, включая лишь набор довольно примитивных действий.
– Общение ребенка и окружающих содержит обедненное оценочное воздействие. Взрослые достаточно редко оценивают результаты достижений ребенка в предметной сфере. Кроме того, среди оценок преобладают отрицательные, которые к тому же смещены в сферу дисциплинарных моментов жизни ребенка.
Следует помнить, что на данном возрастном этапе (1-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем. Возраст от 1 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.
Основными направлениями коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка являются: нормализация моторики артикуляционного аппарата; стимуляция лепета, общения; вызов положительного эмоционального отношения к занятиям; выработка зрительных и слуховых дифференцировок; формирование понимания речи, пробуждение интереса к звукам окружающего мира и звукам речи; дифференциация неречевых звуков; дифференциация тихих и громких звуков; развитие умения определять направление и источник звука; развитие умения локализовать звук в пространстве; дифференциация звукоподражаний; развитие умения локализовать и узнавать голос; дифференциация неречевых и речевых звуков; развитие умения отличать голоса различной громкости; развитие умения ориентироваться на смысл сказанного; развитие речевой памяти.
Логопедическая работа с детьми раннего возраста осуществляется индивидуально, реже по подгруппам. Подгрупповые или индивидуальные логопедические занятия проводятся ежедневно. Все занятия организуются и проводятся в форме совместной (логопеда и детей) предметной, игровой и других видах детской деятельности. Продолжительность занятий 10 мин.
Главной особенностью коррекционной работы с детьми раннего возраста, воспитанниками Дома ребенка является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предлагает:
– диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив, темпов обучения;
– построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
– занятия интегрированного характера, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия;
– использование игровой мотивации на всех занятиях;
Логопед при работе с детьми создает игровые ситуации для вызывания спонтанной речи, использует различные виды игр и игровых упражнений. Учитывая повышенную утомляемость детей, достаточно часто меняет виды деятельности (речевую, мыслительную, двигательную, конструктивную).
Опыт работы с детьми раннего возраста свидетельствует, что дети лучше усваивают тот речевой материал, который эмоционально затрагивает их, вызывает интерес, не оставляет равнодушным. В связи с этим занятия проводятся в едином игровом сюжете, по одной лексической теме, что способствует развитию речевой активности и эмоциональной сферы детей.
Планирование занятий осуществляется по тематическому принципу. Работа над каждой лексической темой с детьми раннего возраста может до четырех недель, что зависит от уровня развития группы в целом и от сложности изучаемой темы. Логопед и воспитатель в Доме ребенка организуют изучение одной и той же темы, что обеспечивает многократное повторение и закрепление данного речевого материала. Совместная работа над лексической темой в течение нескольких недель способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.
Таким образом, воспитание и обучение детей раннего возраста, воспитанников Дома ребенка, должно быть комплексным, что означает создание оптимальных условий для развития речевой функции, неречевых психических функций, а также общей и мелкой моторики.
Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.
Виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, используемые на коррекционно-развивающих занятиях логопеда
Развитие познавательной деятельности: развитие различных форм общения ребёнка с взрослым; формирование познавательной активности; развитие знаний об окружающем и понимание обращённой речи; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); формирование предметной деятельности.
Стимуляция развития голосовых реакций, звукоподражания и собственной речевой активности.
Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).
Дыхательная гимнастика
Речь ребенка невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребенка раннего возраста отличается от дыхания ребенка дошкольного возраста и тем более – взрослого человека. Дыхание ребенка раннего возраста имеет слабый выдох, выдох неэкономичный может осуществляться через рот и нос одновременно. Для того чтобы ребенок мог владеть своим голосом и речевым аппаратом, он должен овладеть приемами правильного дыхания. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание. Пародоксальная гимнастика Стрельниковой.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, увеличивает их подвижность, объем выполняемых движений, быстроту переключения с одного движения на другое. Улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость), уменьшает спастичность артикуляционных органов.
Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики, пальчиковая гимнастика, массаж, су-джок терапия
Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Игра с пальчиками, массаж, су-джок терапия стимулирует клетки головного мозга. Развитие мелкой моторики благоприятно складывается на развитии речи ребенка, т.к. все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы. Эти игры увлекательны и способствуют развитию речи и творческой деятельности. Популярность занятий обьясняется их оздоравливающим эффектом: улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Упражнения для развития мануально-тактильного восприятия особенно важно при работе с детьми, страдающими ДЦП, синдромом Дауна, нарушением зрения.
Логоритмика
Речедвигательная ритмика - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа "Логические условия. Условие попадания точки в прямоугольную область"
Представлен обобщенный маетриал, демонстрирующий различные варианты нахождения точки относительно прямоугольной области. Приведены логические условия, соответствующие этим состояниям. На базе этого ма...
Практическая работа "Логические условия. Условие попадания точки в область, ограниченную окружностью"
Представлен обобщенный материал по составлению логических условий для различного положения точки относительно окружности. На базе этого материала разработаны два вида индивидуальных заданий - прямая и...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ №116
Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практической конференции с между...
«Организация летней оздоровительной работы в условиях реализации ФГОС ДО"
Презентация областного научно-практического семинара, в котором прииняли участие преподаватели колледжа, практические работники ДОО и студенты колледжа....
Консультация для педагогов «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка»
Консультация для педагогов «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка»...
Тема: «Методика проведения лабораторных работ в условиях дистанционного обучения»
Тема: «Методика проведения лабораторных работ в условиях дистанционного обучения»...
1.4. Удовлетворённость родителей качеством образовательного процесса и условиями пребывания ребенка в образовательной
Аттестационный материал на высшую квалификационную категорию...