ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
статья

Куликова Алла Вячеславовна

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir_kompetents_budushch_spetsial.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ


Модернизация современного профессионального образования
затрагивает всех участников образовательного процесса; приводит образовательное учреждение в состояние постоянного инновационного поиска на основе анализа характера и результатов
собственной деятельности. Одно из условий успешного функционирования учебного заведения в новой образовательной среде
– это проведение исследований как фундаментального, так и
прикладного характера.
Применение компетентностного подхода в подготовке специалистов требуют от педагогов постоянного самосовершенствования, творческой работы, умения и желания, анализировать свой педагогический опыт, сделать образовательный процесс предметом своих исследований, постоянно обновлять арсенал методов и приемов педагогической деятельности.
В рамках парадигмы образования через всю жизнь ключевым
фактором становится самостоятельная работа учащихся их доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.
В основу новых стандартов профессионального образования
положены ряд принципов, которые позволяют сделать образование более свободным, вариативным, гибким, творческим, но вместе с этим требуют от педагогов высокого профессионализма.
Принцип ориентации на результат предполагает, что конечным продуктом образовательного процесса станет набор необходимых компетенций работника. Поэтому целесообразно рассматривать профессиональное самообразование с точки зрения
компетентностного подхода.
Принцип единства задач формирования общих и профессиональных компетенций в полной мере может быть реализован в
процессе формирования компетенции профессионального самообразования.
В педагогике существует следующее определение понятия
самообразование – специально организованная, самодеятельная,
систематическая познавательная деятельность, направленная на
достижение определенных личностно и / или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных
интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации . Это определение
можно взять за основу для формулировки понятие
профессионального самообразования как специально организованной, самодеятельной, систематической познавательной деятельности,
направленной на достижение общественно-значимых образовательных целей: удовлетворения профессиональных запросов и
повышения профессиональной квалификации.
Следовательно,
компетенция профессионального самообразования – это способность организовывать собственную системную образовательную деятельность и направлять ее на достижение удовлетворения профессиональных запросов и повышения
профессиональной квалификации.
Компетенция профессионального самообразования относится к ключевым компетенциям и имеет решающее значение в
подготовке будущих специалистов для любых отраслей инновационной, быстро развивающейся экономики.
Компетенцию профессионального самообразования можно
представить в виде совокупности ряда компонентов:
мотивационно-личностного, отражающего характеристику настроенности на профессиональное самообразование, осознание личностной и общественной значимости непрерывного
образования и своей будущей профессии, наличие таких качеств
личности, как самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, активность, воля;
-
когнитивного, состоящего из актуальных на данный момент
знаний (знаний о различных способах деятельности и видах информации, знания законов общения, знаний о процессе управления собственной деятельностью, ее способах и формах);
-
информационно-коммуникативного – навыки самостоятельной работы с информацией, владение ее различными видами и источниками, информационными технологиями; умения
находить, перерабатывать и использовать информацию для решения стандартных и нестандартных профессиональных задач;
культура ее восприятия и усвоения; способность критического
суждения в отношении информации
- деятельностного – состоящего из умения организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения образовательных и профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-
управленческо-регулятивного, состоящего из умений, обеспечивающих самостоятельное целеполагание, планирование,
организацию, контроль, анализ, рефлексию, самооценку, коррекцию собственной учебной деятельности учащимися, умения
управлять собственным поведением.
Анализ образовательной деятельности в учреждении СПО и
изучение: специальной литературы по формированию компетенции профессионального самообразования позволил выделить
ряд противоречий:
- между потребностью и значимостью в жизни учащегося
компетентности профессионального самообразования в связи с
необходимостью постоянного пополнения знаний, овладения
опытом их приобретения и отсутствием у него умения организовать свою самообразовательную деятельность;
- между необходимостью построения процесса обучения с
ориентацией на формирование компетентности профессионального самообразования студентов и недостаточным уровнем
сформированности у преподавателя необходимых для этого знаний и навыков;
- между требованием современного общества к подготовке
компетентного в области профессионального самообразования
молодого специалиста и отсутствием системности в подготовке
учащегося к самообразовательной деятельности, недостаточной
разработанностью необходимого для этого педагогического обеспечения.
Выявленные противоречия говорят о необходимости создания педагогической системы, включающей в себя ряд педагогических условий и методику формирования компетенции профессионального самообразования у студентов учреждений СПО.
Причем система эта должна быть теоретически обоснована и
проверена опытным путем.
Это серьезная научно-исследовательская работа, в которой
можно наметить ряд этапов.
На
первом этапе осуществление анализа психологопедагогической, методической литературы, диссертационных
работ по проблеме исследования; изучение существующих технологий самообразования, исследование состояние проблемы в
теории и практике среднего профессионального образования;
определение теоретико-методологических основ построения системы формирования компетенций профессионального самообразования студентов УСПО; уточнение цели, объекта, предмета,
задач, методов, содержания исследования; составление плана
опытно-поисковой работы, разработка понятийного аппарата.
На
втором этапе – разработка системы формирования компетенций профессионального самообразования студентов
УСПО, конструирование процесса обучения студента, нацеленного на формирование компетенций профессионального самообразования, разработка учебно-методических материалов, механизмов диагностики уровня сформированности компетенции;
анализ выбранных методик; проведение пробных занятий; проверку и уточнение научно-методических выводов.
На
третьем этапе – обработка, проверка, анализ и систематизация полученных данных, с целью определения эффективности функционирования, предложенной системы формирования
компетенций профессионального самообразования.
На
четвертом этапе – обобщение, систематизация, описание полученных результатов; разработка научно-методических и
практических рекомендаций преподавателям и студентам по
формированию компетенций профессионального самообразования; внедрение результатов исследования в практику работы
образовательного учреждения.
Литература
1. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии
обучения. М., 1996.
3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
4. Гульчевская В. Г. Современные педагогические технологии.
Ростов н/Д, 1999.
5. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. Екатеринбург, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия профессиональной адаптации будущего специалиста

Условия профессиональной адаптации будущего специалиста...

«Производственная практика как ключевой фактор в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста»

Современное российское общество переживает процесс, в ходе которого формируются качественно новые принципы организации производственной деятельности. В этих условиях на ...

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.         На современном этапе развития профес...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Для любой профессиональной деятельности человека характерны инновации и нововведения и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникаю...

«Возможности образовательной среды в отделении подготовки квалифицированных рабочих для социально-профессионального становления будущего специалиста»

laquo;Возможности образовательной среды в отделении подготовки квалифицированных рабочих для социально-профессионального становления будущего специалиста»...

статья "Значимость языковой компетенции в профессиональной подготовке будущего специалиста"

Овладение будущими специалистами языковой компетенцией является особенно важной задачей в области обучения иностранным языкам, поскольку формирует навык общения в иноязычной среде....

Применение метода проектов в преподавании физики для формирования социально мобильной личности будущего специалиста.

Произошедшие изменения в жизни российского общества, обращение отечественной педагогической науки к идее личностноориентированного обучения не могли не привести к некоторому пересмотру общей стратегии...