статья "Значимость языковой компетенции в профессиональной подготовке будущего специалиста"
статья

Иванова Ирина Павловна

Овладение будущими специалистами языковой компетенцией является особенно важной задачей в области обучения иностранным языкам, поскольку формирует навык общения в иноязычной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Значимость языковой компетенции в профессиональной подготовке будущего специалиста.

 Весьма важно для сегодняшнего выпускника колледжа найти свое место в нашем сообществе в качестве профессионала, обладающего необходимыми навыками. Одной из первоочередных задач в этом отношении является необходимость научить студента  общаться и находить общий язык в  чисто практических целях на уровне общения на рабочем месте с иностранными коллегами.

         Знание иностранного языка обусловлено и потребностью для будущего специалиста ориентироваться в общегуманитарной (значимой для любого человека) и узкопрофильной (профессиональной) информации.

Все эти факторы являются тем фундаментом, на котором выстраивается новая концепция языкового обучения. Речь идет, прежде всего, о необходимости формирования у студентов иноязычной коммуникативной компетенции. Образовательная модель обнаруживает две основные составляющие в структуре образовательного стандарта: общепредметное содержание образования и ключевые компетенции. Таким образом, в рамках общепредметного содержания можно обнаружить достаточно сложный комплекс познавательно-деятельностных ориентаций для осуществления целей общего образования.  Отметим, что обучение в соответствии с современными стандартами должно быть ориентировано на максимальную включенность учащегося в общий культурный контекст посредством получаемых им знаний.         

Ключевые компетенции образуют второй структурный элемент нового образовательного стандарта. Поскольку именно компетенции являются тем базовым принципом, на основе которого выстраивается современная концепция образования, необходимо различать понятия «компетенция» и «компетентность».

         Компетенция (лат. competentia) − это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним .

         Компетентность подразумевает овладение тем или иным навыком, то есть компетенцией. Таким образом, компетентность связана с личностным фактором, включает в себя характеристику субъекта, чья деятельность направлена на приобретение новых знаний. Важным, однако, является соотношение этих двух понятий, которое может быть представлено как целевая установка, при которой компетенция как требование к образовательной подготовке есть способ достижения основной цели обучения – компетентности как результата образовательной подготовки ученика.

         С рассмотренными выше понятиями тесно связана еще одна принципиально важная тенденция в образовательной сфере. Речь идет о компетентностном подходе. Этот подход предполагает не бездумную ассимиляцию разрозненных  знаний, а целостный опыт решения жизненных проблем. Что касается компетентностного подхода в обучении иностранным языкам, то его основы, как известно, были заложены еще в 70-е гг. прошлого века.

Четко определить структуру компетенций достаточно сложно, но можно сказать, что образовательные компетенции делятся на общепредметные, предметные и ключевые. Не будучи собственно языковыми, общие компетенции подразумевают способность учиться (ability to learn), экзистенциальную компетентность (existential competence), декларативные знания (declarative knowledge), умения и навыки (skills and know-how). Это является основой любой деятельности, в том числе и коммуникативной. Собственно же коммуникативные компетенции относятся к разряду универсальных компетенций. Они предполагают умение использовать систему языка надлежащим образом в любых возможных условиях.  Обязательным умением является освоение своей роли в рамках будущей профессии.

Несомненно, формирование ИКК должно вестись с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студента, если речь идет о специальном профильном образовании. Тенденцией последних десятилетий стало возрастание роли дисциплины «Иностранный язык», поэтому в составе содержания обучения будущего специалиста ИКК становится одной из фундаментальных составляющих наряду с профессиональной подготовкой. Структурно к основным компонентам иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции относятся: лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, компенсаторная, стратегическая, социальная компетенции. Обретение навыков общения на иностранном языке для узкого специалиста предполагает, прежде всего, осуществление сообщения в рамках нужной темы (монологическая речь), запрашивание информации, обсуждение темы, проектов (диалогическая речь), получение необходимой технической информации из специализированного текста (чтение), ведение переписки с иностранными коллегами (письмо). Учитывая, что речь идет о приобретении данного опыта студентом, целесообразно исходить из следующих условий, облегчающих формирование разговорно-коммуникативного навыка в рамках профессионально ориентированного образования:

− поэтапности формирования иноязычной коммуникативной компетенции;

− интенсификации процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции;

− погружения в иноязычную среду посредством проведения конференций, ролевых и деловых игр, чтения оригинальной и технической литературы .

         Из предлагаемых современных организационных форм и методов работы со студентами н считаем необходимым обратиться к методу проектов, ролевым играм, проблемным дискуссиям. При этом нужно учитывать, что ИКК обеспечивает готовность выпускника колледжа реально использовать полученные знания в условиях профессиональной среды. Если настоящий профессионал своего дела желает получить необходимую информацию, ему необходимо владеть навыками извлечения, понимания и анализа иноязычной информации. Поэтому желательно, чтобы уже в период обучения в колледже у будущего специалиста имелась возможность обретения навыка работы с аутентичным текстом, а также навыка говорения в ситуации, приближенной к естественному общению в рамках будущей профессии. Именно на формирование такого рода умения и ориентированы современные образовательные стандарты. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам позволяет превратить современного студента из пассивного элемента образовательной системы в активного участника образовательного процесса, где он учится формировать свое мировоззрение с помощью традиционных источников информации и новых технологий.

Преподаватель, работающий над формированием коммуникативного навыка в рамках новых, компетентностно-ориентированных моделей, видит свою основную задачу не в том, чтобы просто дать студенту некий объем информации и знаний, но, прежде всего, в том, чтобы научить его активно участвовать в самом процессе приобретения знания. Иными словами, «компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение разрешать проблемы по аналогии, возникающие в различных ситуациях». Задача осуществления в процессе образовательной деятельности профессионально направленного речевого поведения на иностранном языке позволяет использовать иностранный язык как в профессиональной  деятельности, так и для целей самообразования . При этом ИКК может рассматриваться как значимая составляющая профессиональной компетенции будущего специалиста.

         Таким образом, можно сделать следующие вывод, что овладение будущими специалистами языковой компетенцией является особенно важной задачей в области обучения иностранным языкам, поскольку формирует навык общения в иноязычной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.         На современном этапе развития профес...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Для любой профессиональной деятельности человека характерны инновации и нововведения и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникаю...

«Возможности образовательной среды в отделении подготовки квалифицированных рабочих для социально-профессионального становления будущего специалиста»

laquo;Возможности образовательной среды в отделении подготовки квалифицированных рабочих для социально-профессионального становления будущего специалиста»...

«Возможности образовательной среды в отделении подготовки квалифицированных рабочих для социально-профессионального становления будущего специалиста»

laquo;Возможности образовательной среды в отделении подготовки квалифицированных рабочих для социально-профессионального становления будущего специалиста»...

"Иностранный язык в профессиональной деятельности как один из аспектов подготовки будущего специалиста".

В статье рассматриваются вопросы оснащения учебными пособиями дисциплины "Иностранный язык в профессиональной деятельности"....

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯБУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются возможности использования оздоровительных инновационных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов в дошкольном образовании (скипинг, нейроскакалка, гимнаст...