«Производственная практика как ключевой фактор в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста»
методическая разработка на тему
Современное российское общество переживает процесс, в ходе которого формируются качественно новые принципы организации производственной деятельности. В этих условиях на передний план выступают вопросы подготовки будущих специалистов, которые будут занимать определенные должности на этих предприятиях, их профессиональной компетентности, инициативности, гибкости, способности адаптироваться к процессу производства. Решить все эти вопросы можно только на основе функционирования эффективной, учитывающей все тенденции мирового развития, системы образования в комплексе с помощью предприятий в подготовке будущих специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБ ПОУ «ФРОЛОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Н.М. Банникова
«Производственная практика как ключевой фактор в формировании
профессиональной компетентности будущего специалиста»
выступление на педагогическом совете
Фролово 2015
В конце концов от всех приобретенных знаний
в памяти у нас остается только то,
что мы применили на практике
Гете
Современное российское общество переживает процесс, в ходе которого формируются качественно новые принципы организации производственной деятельности. В этих условиях на передний план выступают вопросы подготовки будущих специалистов, которые будут занимать определенные должности на этих предприятиях, их профессиональной компетентности, инициативности, гибкости, способности адаптироваться к процессу производства. Решить все эти вопросы можно только на основе функционирования эффективной, учитывающей все тенденции мирового развития, системы образования в комплексе с помощью предприятий в подготовке будущих специалистов.
В педагогической науке и практике профессионального образования России сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки конкурентноспособного специалиста: модернизация содержания и форм профессиональной подготовки, внедрение инновационных технологий обучения, осуществление интеграции различных уровней образования.
Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизиции, интеллектуализиции и социализации труда будущих специалистов.
«Компетентность» - это обладание специалистом определенными знаниями и умениями, навыками, то есть обладание определенной компетенцией или системой компетенций в определенной области, а также совокупность его личностных качеств и его личностное отношение к предмету деятельности.
Производственная практика выполняет в системе среднего профессионального образования несколько ролевых функций:
- Способ формирования профессиональной подготовки,
- Фактор повышения эффективности освоения студентами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда,
- Инструмент управления процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития студентов,
- Средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.
Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является производственная практика. Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.
Практическое обучение студентов техникума по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик.
Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов техникума является учебная практика, которая направлена на:
- Приобретение первоначального практического опыта,
- Формирование у студентов практических профессиональных умений,
- Освоение общих и профессиональных компетенций по специальности,
Производственная практика включает следующие этапы:
1. Практика по профилю специальности – направлена на:
Углубление студентом первоначального профессионального опыта,
Дальнейшее формирование общих и профессиональных компетенций и реализуется в рамках модулей СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.
Производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки студентов:
- обучающую – актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решение конкретных ситуационных задач, формирование навыков, умений;
- развивающую – развитие познавательной, творческой активности будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативные и психологические способности;
- воспитывающую – формирование социально активной личности будущего специалиста, устойчивого интереса, любви к профессии;
- диагностическую – проверка уровня профессиональной направленности будущих специалистов, степени профессиональной пригодности и подготовленности к профессиональной деятельности.
2. Практика преддипломная направлена на:
Дальнейшее углубление студентом приобретенного профессионального опыта,
Развитие общих и профессиональных компетенций,
Проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности,
Подготовку к выполнению выпускной квалификационной работе (дипломной работы).
В нашего учреждении практическому обучению уделяется большое внимание, т.к. подавляющая часть выпускников (около 80%) после окончания его идут работать в различные подразделения (производство, торговля, услуги, бюджетные предприятия).
В учреждении разработано «Положение об учебной и производственной практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования», «Положение о проведении практических и лабораторных работ».
Учебно-методические объединения готовят рабочие программы учебных и производственных практик по соответствующим специальностям. Социальное партнерство между учебным заведением и учреждениями города является необходимым и обязательным условием повышения качества практического обучения студентов, повышение уровня общей и профессиональной культуры специалиста, воспитание профессионально и личностно значимых качеств, развитие творческого потенциала в профессиональном обучении.
Наше учреждение занимается вопросами трудоустройства выпускников. Работу по трудоустройству планирует, организует и проводит центр содействия трудоустройства выпускников. Главными задачами центра являются: информирование выпускников о вакансиях, мониторинг вакансий для выпускников и их трудоустройства, проведение работы со студентами в целях улучшения их ориентации на рынке труда, взаимодействие с социальными партнерами.
Уже много лет ОАО «Волга-Фест», ОАО КХП Арчединский, МУП «Теплоснабжение», ООО «Итиль» являются основными базами для подготовки специалистов нашей специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет».
Специалисты предприятий привлекаются к разработке учебно-программной документации по производственной практике, принимают участие в аттестации практической подготовки после прохождения студентами всех видов производственных практик, в том числе преддипломной, являются членами государственной аттестационной комиссии. Стало традиционным в конце каждого учебного года проведение конференций по результатам производственной практики с приглашением работодателей и непосредственных руководителей практик. Совместная работа коллектива нашего учреждения обеспечивает наиболее полную защиту социальных прав студентов и быструю адаптацию выпускников к новым социально-экономическим условиям жизни, способствует расширению образовательного пространства учебного заведения, решает вопросы кадрового обеспечения.
Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях. Компетентностный подход предполагает формирование профессиональных компетенций (практический опыт, знание, умение) и овладение способами действий в различных ситуациях жизни и деятельности, что составляет социальную компетентность.
В связи с переходом на ФГОС СПО, которые предусматривают реализацию компетентностного подхода, меняются основные направления всех видов производственных практик и, соответственно, цели работы руководителей практики:
На учебной практике – это формирование готовности к усвоению студентами общих и профессиональных компетенций, приобретение первоначального опыта;
На практике по профилю специальности – развитие общих и профессиональных компетенций при изучении профессиональных модулей;
На преддипломной – дальнейшее развитие общих и профессиональных компетенций, проверка готовности студентов к самостоятельной трудовой деятельности.
Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике, можно представить в виде достаточно простой формулы:
компетенция=знание+опыт.
При этом основным является опыт студентов – опыт, полученный на учебной практике в кабинетах и учебных лабораториях, и новый опыт, приобретённый в других учреждениях, в ходе производственной практики.
Основным заказчиком компетентностного подхода являются прежде всего работодатели.
Каким же хотят видеть выпускника техникума наши работодатели сегодня?
Нами были проанализированы отзывы руководителей производственной практики и стажировки. Результаты показали, что, помимо традиционных требований, связанных с уровнем профессионального образования, были обозначены позиции, непосредственно касающиеся проявлений ключевых компетенций, а именно:
коммуникативной (коммуникабельность, умение общаться с сотрудниками предприятий);
проблемной (нацеленность на результат, умение принимать решения в зависимости от ситуации);
кооперативной (умение работать в команде);
информационной (умение представить результат деятельности).
Документация, заполняемая студентами во время производственной практики:
Производственная характеристика
Дневник практики
Аттестационный лист, отчет и т.д
Предлагаемые варианты творческих работ:
Составление презентационного выступления,
Позитивный итог практики появляется тогда, когда её итоги сопоставляются с персональной деятельностью студентов в качестве специалистов. Общий уровень практической подготовки выпускников выявляется через совокупность реализации профессионально-служебных функций при выполнении различных индивидуальных заданий на различных этапах производственной практики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы активного обучения как способ формирования профессиональных качеств специалиста СПО.
Вопрос подготовки будущего специалиста является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего проф...

"Мотивация на занятиях английского языка в колледже как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста"
Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, так как современный специалист должен обладать профессиональными и общими компетенциями. Иностранные языки становятся одним из главных факторо...
Мотивация на занятиях иностранного языка в ССУЗ как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста
Проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной сегодня. В последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, в первую очередь – к ...

Доклад АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Доклад "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА" описывает пути формирования профессиональной компетентности специалиста, являются ...

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА...

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА
Статья посвещена важной проблеме учебной и производственной практики....

Щукина Л.М. Учебный материал Формирование профессиональной культуры специалиста в области парикмахерского искусства, презентация
Формирование профессиональной культуры специалиста в области парикмахерского искусства...