МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
методическая разработка на тему
Для любой профессиональной деятельности человека характерны инновации и нововведения и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Зинаида Николаевна Дутлова
мастер ΙΙ категории
Муниципального Образовательного Учреждения
«Донецкое профессиональное техническое училище
торговли и ресторанного сервиса»
г. Донецк
Аннотация
Для любой профессиональной деятельности человека характерны инновации и нововведения и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов.
Ключевые слова:
Зна́ние — результат процесса познавательной деятельности. Обычно под знанием подразумевают только тот результат познания, который обладает непреходящей истинностью, может быть логически или фактически обоснован и допускает эмпирическую или практическую проверку. То есть, говоря о знании, мы чаще всего имеем в виду истинное знание;
На́вык — деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности;
Иннова́ция, нововведе́ние — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации;
Образовательные технологии - В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.
Использование инновационных методов в педагогической деятельности имеет целый ряд преимуществ. Изучая эти преимущества, можно выделить основные: они дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [9, с. 120-125].
Особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; развивают творческие способности; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности студентов.
Как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях именно на со современном этапе развития нашего общества. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов [3, с. 240].
В современных условиях глобализации и конвергенции образовательных рынков и становление общего образовательного пространства высокое качество образования прочно ассоциируется с такими понятиями, как: академическая мобильность, признание дипломов, введение кредитных систем, неизменные технологии обучения и управления знаниями.
Подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда является основой целью профессионального образования [1, с. 382].
Общепринятая подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности должны стать основой образования. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.
Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в современном мире обусловила необходимость модернизации образования, переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.
Реализации таких приоритетов образования, как доступность, качество и эффективность способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности - это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Большинство нововведений посвящены разработке технологий.
Мысль о технологизации процесса обучения высказывал ещё Я.А.Коменский почти 400 лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, имело успех.
В педагогической практике за последние десятилетия начали широко применяться различные образовательные технологии. Прежде всего в США, интерес к образовательным технологиям возник в середине XX в., когда появились первые программы аудиовизуального обучения, т.е. обучения с помощью технических средств. Термин «образовательные технологии», появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом.
Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с воспитанниками и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы [8, с.539]. Постепенно педагогическая практика накопила много средств, методов и форм обучения и воспитания, но результаты их применения были не всегда однозначны. Длительное время считалось, что достаточно найти какие-то приёмы или методы - и желаемая цель будет достигнута.
Совершенно очевидно, что оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств, является необходимым, но не достаточным условием. Отбор методов, средств и форм должен совмещаться с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля показателей обучения и воспитания. Технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы и поэтому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результатов деятельности предварительно поставленным целям.
Образовательная технология - системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса.
Характерные черты:
- диагностическая формулировка целей;
- ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей;
- оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;
- воспроизводимость учебно-воспитательного процесса.
С целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности студентов, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности преподаватели Донецкого ПТУ ТРС применяют в работе следующие образовательные технологии: личностно-ориентированные обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, дистанционное обучение.
Основное преимущество применения образовательных технологий - смена функций преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом-координатором (а не выполняет информирующе-контролирующую функцию), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.
Образовательные технологии дают широкие возможности индивидуализации учебной деятельности и дифференциации.
Результат применения образовательных технологий в меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью её компонентов.
Образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса - это подготовка высококвалифицированных специалистов имеющих фундаментальные и прикладные знания; способных успешно осваивать новые, профессиональные и управленческие области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия; обладающих высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства.
Какие бы методы мы не применяли при обучении, важно создать такие психологические условия, в которых студент занимал бы активную позицию и в полной мере мог бы проявить себя как субъект учебной деятельности. Инновационные технологии в профессиональном образовании способствуют повышению качества обучения. Инновации в деятельности системы профессионального образования – это совокупность новых знаний, подходов и технологий для получения результата в виде услуг образования.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Инновационные технологии в профессиональном образовании повышают эффективность обучения и воспитания личности и направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, получивших фундаментальные и прикладные знания.
Основой обеспечения жизнеспособности инновационных технологий в образовательном процессе является улучшение материально – технической базы центра или создание такой, которая могла бы способствовать оптимизации форм и методов обучения, а также внедрения в образовательный процесс инновационных технологий обучения.
Таким образом, в условиях инновационного развития профессионально-технического образования методическая компетентность преподавателей выступает решающим фактором реализации инновационных методических задач и успешного достижения таких целей, как качество обучения и профессиональная подготовка учащихся.
Список использованных источников
- Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997. № 3.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
- Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005.
- Кельберер, Г.Р. Электронное образование как необходимый компонент методической культуры современного педагога / Г.Р. Кельберер // Педагогическое образование и наука : журнал . — 2016 .— №1 .— С. 64-68.
- Кротовская, М.А. Использование информационных ресурсов интернета в работе со студентами / М.А. Кротовская // Педагогические науки : журнал . — 2016 .— №6 .— С. 34-36.
6. Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс, 2002. № 2.
7. Моторина, М.М. Информационно-коммуникационные технологии развития творческого потенциала студентов / М.М. Моторина // Педагогическое образование и наука : журнал . — №6 .— С. 102-106.
8. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / М.В. Буланова-Топоркова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
9. Сорокин Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс, 2005. № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Внедрение инновационных образовательных технологий в процесс обучения»
Связь ИКТ и новых информационных технологий в обучении...
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. На современном этапе развития профес...
Статья "Инновационные технологии как инструмент формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов"
Статья "Инновационные технологии как инструмент формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов"...
Использование инновационных компьютерных технологий в профессиональной подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
hellip;Человечество победит раньше или позже и слепоту иглухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победитих в социальном и педагогическом плане, чем в планемедицинском и биологическом.Л. С. Выготск...
"Иностранный язык в профессиональной деятельности как один из аспектов подготовки будущего специалиста".
В статье рассматриваются вопросы оснащения учебными пособиями дисциплины "Иностранный язык в профессиональной деятельности"....
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматриваются возможности использования оздоровительных инновационных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов в дошкольном образовании (скипинг, нейроскакалка, гимнаст...
статья "Значимость языковой компетенции в профессиональной подготовке будущего специалиста"
Овладение будущими специалистами языковой компетенцией является особенно важной задачей в области обучения иностранным языкам, поскольку формирует навык общения в иноязычной среде....
- Мне нравится (1)