Урок " Решение уравнений"
учебно-методический материал

Знакомство с понятиями "уравнение", "равенство", "корень уравнения", знакомство со свойствами уравнения, новым способом решения уравнений, отработать умение решать уравнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_uravneniy_6_klass_g.v.dorofeev.pptx979.48 КБ
Microsoft Office document icon kartochki.doc71.5 КБ
Файл rabochiy_list.docx14.71 КБ
Файл reshenie_uravneniy.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упростите выражения m-4,6+2,8-m 3n-(8n-5) 10x-5(-y-2x) -(3,2-p)+(-p-0,8)

Слайд 2

Найди ошибку 19-21=-2 -9 × 8=72 -26 ÷ (-13)=2 -4 × (-5)=-20 -14-6=-20

Слайд 3

Реши уравнения X-15=19 24x=72

Слайд 4

Ответы Задание 1: -1,8 - 5n+5 20x+5y -4 Задание 2: 2, 4 Задание 3: х=34 х= -6 или х=6 х=3 х= -5 или х=0 х=12

Слайд 5

Решите задачу Маленьком у Пушкину великий полководец А. В. Суворов, гостивший в доме Ганнибалов (деда Пушкина) предложил задачу: «Летела стая гусей, а на встречу им гусь. Здравствуйте сто гусей! - говорит он им. «Нас не сто-отвечают они ему, вот, если бы нас было бы столько, сколько есть, да ещё раз столько, да полстолько , да четверть, да ты с нами, тогда было бы сто». Сколько гусей было в стае? Мальчик долго размышлял над задачей и, только когда карета с гостем почти скрылась, он крикнул вдогонку, называя ответ. Какой ответ назвал Пушкин?

Слайд 6

На математическом языке На русском языке Х Столько гусей Х Столько гусей 1/2х Полстолька гусей 1/4х Четверть гусей 1 Да ты х+х+1/2х+1/4х+1=100 Составили уравнение Х=36

Слайд 7

Тема урока : Решение уравнений Тема урока:

Слайд 8

На какие две группы можно разделить? 5( x – 3) = 20 x + 8 = – 15 7,5b – 3k 5x = 2x +6 a – 4 + b 4b 6m – 1

Слайд 10

Решите устно уравнения Х+10=35 У-12=30 18-х=12 Х ÷4=15 8х=32 80 ÷у=8

Слайд 11

Решите уравнения 5(х-3)=20 1 способ: 2 способ: 5(х-3)=20 5(х-3)=20 5х-15=20 х-3=20 ÷5 5х=20+15 х-3=4 5х=35 х=4+3 Х=7 х=7 Ответ: 7 Ответ: 7

Слайд 12

Свойства уравнения Корни уравнения не изменяются, если какое – нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак . Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю .

Слайд 13

Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

https://xn--b1agatflbfbtgq5jm.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/02/38-1.jpg



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Решение уравнений

Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.

Решить уравнение, значит найти все его корни или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня.

Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство

Свойства уравнения

Если к обеим частям данного уравнения прибавить (или из обеих частей вычесть) одно и то же число, то получим уравнение, имеющее те же корни, что и данное.

Если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак на противоположный, то получим уравнение, имеющее те же корни, что и данное.

Алгоритм решения уравнений

1) Упростить уравнение (если есть скобки раскрыть)

2) перенести слагаемые с буквой в левую часть уравнения, без буквы - в правую

3) привести подобные слагаемые

4) разделить левую и правую часть уравнения на множитель перед буквой

Используя алгоритм решите уравнения:

Задание № 1.

1)7х=-30+2х

2)16-18х=-25х-12

3) -17х+20=7х-28

4)20-2х=27+х

Задание № 2.

1) -3х+4=7х-21

2) 5х+18=-3(х-14)

3) 12х-17=х+5

4) 9х-19=х-(3х+8)

Задание № 3.

1)2х=18-х

2)7-2х=3х-18

3)2y=-18-y

4)5-2х=11-7(х+2)

5)10х+9=7х

Рефлексия

  1. Я работал (а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.
  2. Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
  3. У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Решение уравнений                          

Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, рабочий лист, карточки.

.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

вводят и определяют понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения»

1-2 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение  

знакомятся со свойствами уравнений; новым способом решения уравнений; отрабатывать умение решать уравнения.

1-2 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение  

Регулятивные

• самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

•извлекают необходимую информацию из прослушанного материала

2 уровень — самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

• структурируют информации в виде записи выводов и определений

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

• эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Личностные

умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

                                                              Ход урока          

Этапы урока

Деятельность

учителя

учащихся

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Учащиеся готовы к началу работы.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Этап актуализация знаний.

Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом. Очень хочется, чтобы каждый из вас сделал для себя хотя бы небольшое, но открытие.

Великий ученый, математик Лейбниц сказал: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймет…». Поэтому и нам с вами для успешной работы нужно повторить некоторые правила и понятия.

 Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета:

1.

Какие правила использовали при выполнении данного упражнения?

Упростите выражение:

1) m-4,6+2,8-m

2)3n-(8n-5)

3)10х-5(-у-2х)

4) -(3,2-р)+(-р-0,8)

Раскрытие скобок, перед которыми стоит знак + и знак -, приведение подобных слагаемых.

Задание «Найди ошибку!»

(Решают устно, затем проверяем.)

Какие правила использовали при выполнении данного упражнения?

1

Упростите выражение:

1)m-4,6+2,8-m

2)3n-(8n-5)

3)10х-5(-у-2х)

4)-(3,2-р)+(-р-0,8)

Раскрытие скобок, перед которыми стоит знак + и знак -, приведение подобных слагаемых.

2 Задание «Найди ошибку!»

(Решают устно, затем проверяем.)

5)19-21=-2

6)-9*8=72

7)-26:(-13)=2

8)-4*(-5)=-20

9)-14-6=-20

Решают устно, затем называют номера с неправильными ответами.

3 Мы с вами уже умеем решать не сложные уравнения, например,

          Х-15=19, 24х=72, 1/2х=6

х2-36=0, х2+5х=0

2. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

-Обратите внимание на записи.

На доске: 5(x-3) =20; a-4+b; x+8=-15; 4b; 7,5s-3k; 5x=2x+6; 6m -1.

- Внимательно их изучите и ответьте на вопросы.

- На какие две группы можно разделить написанное?

- Как можно назвать каждую из групп?

- Интересна ли для нас 1 группа: выражения?

- А вторая? Почему?

– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

- Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего урока.

-  Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?

- Где можно узнать информацию по данной теме?

1.Решают в уме, один из учеников проговаривает ответ

2. Делают записи в тетради.

3.Учащиеся внимательно смотрят на записи, отвечая на вопросы:

  1. На уравнения и выражения
  2. Уравнения, выражения
  3. Нет
  4. Да, потому что уравнения можно решить.

4. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: «Решение уравнений».

5. Формулируют цель: познакомиться с разными видами уравнений; научиться их решать.

6. Формулируют задачи:

  1. вспомнить основные понятия, свойства, которые можно отнести к уравнениям;
  2. изучить материал учебника по этой теме;
  3. внимательно слушать учителя;
  4. делать необходимые записи в тетрадях

7. Называют источники информации: учебник, учитель

Этап изучение нового материала

1.Подготовительный этап.

– А что значит «решить уравнение»?

– Итак, уравнение – это равенство. А в жизни мы

встречаемся с понятием равенство?

Актуализация и постановка проблемы.

– Давайте посмотрим. Весы находятся в равно-

весии. Что произойдет, если с одной чаши весов убрать

груз?

– А что надо сделать, чтобы весы снова оказались в

равновесии?

– Это свойство «весов» нам еще пригодится.

- Давайте вернемся к началу нашего урока. В тетрадях запишем 1 уравнение и решим его. Какие существуют способы решения данного уравнения?  

- Хорошо! Давайте сначала решим уравнение, применив распределительное свойство умножения:

1 способ

5(x-3) = 20

5x-15=20

5x=20+15

5x=35

x=35:5

x=7

- А сейчас по правилу нахождения неизвестных компонентов

2 способ

5(x-3) = 20

- Что неизвестно в уравнении?

- Как найти неизвестный множитель?

x-3=20:5

x-3=4

x=4+3

x=7

-Что мы получили в итоге?

- Что называется корнем уравнения?

-Число 7 является корнем уравнения x-3=4

и уравнения 5(x-3) = 20, так как 7-3=4 и 5(7-3) =20.

- Как из первого уравнения можно получить второе?

Мы с вами убедились, что корнем этих двух уравнений является одно и то же число. Поэтому:

Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю.

2. Снова вернемся к началу урока и теперь рассмотрим второе уравнение: x+8= - 15. Как его можно решить?

Это уравнение решается с использованием зависимостей между компонентами и результатами математических действий. Но изучение отрицательных чисел дает возможность решить эти уравнения иначе.

- Вспомним, чему равна сумма противоположных чисел?

- Как можно получить в левой части уравнения только с x?

- Рассмотрим решение этих уравнений.

x+8= - 15                  

x+8-8= -15-8            

x=-23                        

- Мы видим, что слагаемые без переменной перешли из левой части уравнения в правую с противоположным знаком.

 - А сейчас рассмотрим третье уравнение и решим его:5х=2х+6

- Чем данное уравнение отличается от предыдущего?

- Как его можно решить?

- Нужно получить такое уравнение, чтобы слагаемые с x были только слева. Что для этого необходимо сделать?

5х=2х+6

5x+ (-2x) = 2х+6+ (-2x)

5x+ (-2x) = 6

3x=6

x=6:3

x=2

- Хорошо! Давайте рассмотрим такой вопрос: Вы собираетесь за границу. О чем в первую очередь вы должны подумать, когда пересечете границу?

- Правильно, пересекая границу, вам обязательно надо поменять паспорт.

- Давайте представим, что знак «=» - это граница, а знак числа – это ваш паспорт. Когда мы пересекаем границу, меняем паспорт, то есть, если число переносим из одной части в другую, мы должны поменять знак.

Корни уравнения не изменяются, если какое – нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.

1.  Отвечают на вопросы:

1) Найти все значения

неизвестных, при которых оно обращается в верное равен-

ство или установить, что таких значений нет.

2) Называют возможные варианты, например, при взвешивании

3) Чаша с гирями перевесит.

4) Убрать гири. 

5) Записывают уравнение в тетрадях, предлагают варианты решения.

6) Вспоминают распределительное свойство умножения и решают уравнение в тетрадях, комментируя вместе с учителем ход решения.

7) Отвечают на вопросы: Множитель

8) Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель

9) Корень уравнения x=7

Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство

10) Это уравнение можно получить, разделив обе части данного уравнения на 5 или умножив обе части на 1\5.

11) Записывают в тетрадях вывод.

2. 1) Записывают уравнение в тетрадях, предлагают возможные варианты, решая уравнение  

2) Нулю

3) Прибавить или отнять числа, противоположные числам в левой части.

4) Неизвестное есть и в правой и в левой части уравнения.

5) Предлагают варианты решения уравнения

6) Для этого надо к обеим частям уравнения прибавить (-2 x). Решают уравнение

7) Слушают, отвечают на вопросы.

8) Записывают в тетрадях вывод.

Этап первичное осмысление и закрепление знаний

1. - Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой - известные числа.

Решить №1314 и 1315 с комментированием на месте.

- Решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение с места

Физпауза

Мы славно потрудились и славно отдохнем.

Учитель называет тела. Если называет искусственное тело, дети встают, а если естественное – сидят. Учитель читает: «Радуга, трактор, кукла, зайчик, трава, дождь, воздушный шар, туман, самолёт, самолёт, солнце, звёзды, медведь».

Выполняют упражнение

Этап закрепление изученного материала

Решить уравнение из учебника на доске и в тетрадях, проговаривая правила.

3. Решить уравнение из учебника с комментариями на месте.

Работа с учебником

1) Осмысливают и приступают применять новый способ решения на практике.

2) Делают записи в тетрадь. После выполнения задания сверяют с доской. Один из учеников решает у доски с комментарием.

3) Решают самостоятельно, сверяют с доской, один из учеников решает у доски.

Этап подведение итогов. Домашнее задание.

-Наш урок подходит к концу, с начала запишем домашнее задание, затем подведем итоги.

- На доске: Домашнее задание: стр 19-22, выучить правила; решить №88, 89.

Если у кого то есть желание получить дополнительную оценку, можно у меня взять карточку с дополнительным заданием.

- Ваши вопросы по домашнему заданию.

- А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?

 - Давайте еще раз вспомним определение уравнения, корня уравнения.

- Итог урока каждый из вас подведет сам. На рабочем листе есть предложения, которое выразит ваше отношение к уроку. Выберете для себя то предложение, которое соответствует вашему настроению. Спасибо!

1) Ребята записывают домашнее задание в дневниках.

2) Просматривают домашнее задание, задают вопросы

3) Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правила; определение уравнения, корня уравнения.

4) В конце своей работы каждый ученик пишет телеграмму. По желанию зачитывают на весь класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"

Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по ма...

Методическая разработка занятия по предмету Элементы высшей математики по теме: "Определение обыкновенных дифференциальных уравнений. Общее и частное решение. Уравнения с разделенными переменными".

Определение обыкновенных дифференциальных уравнений. Общее и частное решение. Уравнения с разделенными переменными.Тип занятия: комбинированный, с элементами игры.Формы занятия: индивидуальная, группо...

Открытый урок по теме "Решение уравнений от простейших до сложных"

Конспект урока по теме "Решение логарифмических уравнений от простейших до сложных"....

Презентация к уроку "Решение систем линейных уравнений"

Презентация к уроку по дисциплине ЕН.01 Элементы высшей математики по теме "Решение систем линейных уравнений". Тема расчитана на 4 учебных часа....

Дифференцированная самостоятельная работа. Решение уравнений и задач, с помощью уравнений. 6 класс

Дифференцированная самостоятельная работа. Рассчитана на 15 минут...