Технология проектного обучения
презентация к уроку

Презентация "Технология проектного обучения"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод проблем» . Автором этого метода был американский философ и педагог Джон Дьюи . В дальнейшем метод разрабатывался его учеником Уильямом Хердом Килпатриком

Слайд 3

Джон Дьюи предлагал обучать обучающихся на активной основе, через целесообразную деятельность, учитывая его личный интерес в определенном знании. При этом важным являлось отрицание проблемы , знакомой и значимой для ребенка, при решении которой требовалось приложение полученных знаний. Возникало объективное условие для «движения» обучаемого от теории к практике, соединение академических знаний с практическими. Джон Дьюи определил этот метод как «обучение через делание»

Слайд 4

Метод проектов использовался в России параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 г. работала группа специалистов, которая внедряла проектный метод в практику обучения школьников различным предметам. В 1931 г. метод был исключен из способов работы педагогов. «Возвращение» этого метода в образовательные учреждения наблюдается в настоящее время, ибо новые стандарты общего образования ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся. Разработка метода проектов у нас связана с именами П. П. Блонского, М. В. Крупениной, В. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина.

Слайд 5

1) совокупность документов (расчетов, чертежей для создания какого-либо объекта (сооружения, изделия) 2) предварительный текст какого-либо документа 3) замысел, план Слово «проект» означает (от лат. projectus ; букв. - брошенный вперед): Проектирование - процесс создания проекта - прообраза предполагаемого или возможного объекта

Слайд 6

Сущность метода проектов - это решение какой-либо проблемы (задачи) на основе самостоятельной деятельности обучающихся при использовании соответствующих способов, средств, знаний, включая межпредметные и надпредметные, интеллектуальных и практических умений, а также реализации творческого потенциала для получения конкретного результата

Слайд 7

Основными элементами педагогической технологии являются - проблема, цель, задачи, содержание, методы, ресурсы, результат, оценка. Следовательно, метод проектов можно представлять как педагогическую технологию, ибо его реализация соответствует целевому, содержательному, процессуальному, технологическому и результативно-оценочному аспекту педагогической деятельности В основе реализации метода проектов в обучении предметам лежит технологический подход Технология - целенаправленный, алгоритмический процесс, который обеспечивает получение точного, ожидаемого результата

Слайд 8

- определение проблемы (задачи) - формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы) - подбор методов и средств решения проблемы - проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы - получение и анализ данных - оформление данных в виде текста (схемы, рисунка) - обсуждение и корректировка данных - выражение ожидаемого результата Таким образом, проектная технология требует последовательного поиска решения проблемы (задачи) Последовательность действий такова:

Слайд 9

Ожидаемый результат - краткое описание любого объекта; разработки каких-либо механизмов, макетов, схем, компьютерных программ; характеристика конкретной деятельности по благоустройству окружающей среды, обслуживанию отдельных специальных групп населения, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов и др.

Слайд 10

КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОЕКТЫ?

Слайд 11

1) по количеству учащихся: а) индивидуальные б) групповые (парные, звеньевые, бригадные) 2) по содержанию и привязке к учебным дисциплинам: а) монопредметные б) межпредметные в) надпредметные 3) по продолжительности: а) краткосрочные (мини-проекты: от 1 до 3 уроков - неделя) б) среднесрочные (от 1 до 4 недель) в) долгосрочные (от 4 недель до 1 года) Проекты классифицируют по определенным признакам

Слайд 12

4) по доминирующему виду деятельности: а) информационные предполагают сбор, обработку и анализ информации к какой-либо учебной проблеме; поиск информации, ее обобщение, ранжирование, структурирование и представление в виде реферата, доклада, таблицы, логической схемы, графиков и видеоматериалов б) исследовательские моделирование ситуаций реального научного поиска на основе его логики и структуры; определение проблемы, темы, объекта, цели, задач, гипотезы, методов, этапов, новизны, практической значимости исследования; представление результата в виде отчета исследовательской работы в) творческие создание ситуаций для развития творческих способностей; представление результатов в виде сценария, выпуска газеты, радиопередачи, видеофильма, выставки

Слайд 13

5) по характеру контактов: а) внутригрупповые б) внутритехникумовские в) региональные (в пределах одной страны) г) международные 6) ценностно-ориентированные: а) экологические б) социальные в) культурологические г) экономические д) политические е) технологические ж) смешанные

Слайд 14

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ?

Слайд 15

1) формирование личностно значимых способов учебной работы; 2) овладение способами самообразования; 3) обеспечение перевода обучающегося в режим саморазвития; 4) стимулирование самостоятельной работы обучающихся; 5) приобретение опыта социального взаимодействия; 6) развитие коммуникативных способностей обучающихся; 7) приобретение инициативности. Главные отличительные признаки

Слайд 16

- деятельностный - личностно ориентированный - компетентностный - гуманистический - культурологический - ценностный Технологические подходы

Слайд 17

КАК ФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ ПРОЕКТА?

Слайд 18

1) учитывается содержание учебных программ; 2) учитывается возраст и уровень подготовки обучающихся; 3) учитываются интересы и потребности обучающихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.); 4) учитываются особенности своей личности; 5) учитывается практическая значимость ожидаемых результатов. Тема выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств

Слайд 19

- темы могут заранее формулироваться специалистами различных отраслей науки - темы могут выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своей дисциплине - темы могут предлагаться самими обучающимися Участники формулирования темы Формулировка темы должна быть краткой, понятной, проблемной, смыслосодержащей

Слайд 20

- темы могут формулироваться в рамках одного или нескольких учебных дисциплин, - темы могут отражать социальные, культурологические, экономические, экологические, политические и другие проблемы, - темы могут иметь комплексный характер Виды тем

Слайд 21

КАК ФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ?

Слайд 22

Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта Грамотное формулирование цели - особое умение. Важно иметь в виду, что по отношению к выбранной теме лучше сформулировать одну цель и несколько задач Цель проекта - это обоснованное представление об общих, конечных результатах совместных действий участников проектирования В цели, по существу, формулируется общий замысел исследования. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели

Слайд 23

«Что ты хочешь создать в результате проектирования?» По сути организаторам и участникам проектирования необходимо ответить на вопрос: Такими созданиями могут быть: описание и характеристика объектов и явлений, логическая схема, модель, чертежи, текст любого документа, план создания чего-либо (парка, дендрария), компьютерная программа, макет, карта

Слайд 24

1) выяснить … 2) сформулировать… 3) обосновать… 4) создать… 5) разработать… Цель лучше формулировать, начиная с глаголов: 6) организовать… 7) провести… 8) оказать помощь… 9) апробировать…

Слайд 25

КАК ВЫРАЖАТЬ ЗАДАЧИ?

Слайд 26

Важно знать об основных категориях задач. Лучше их соотносить с основными видами деятельности учащихся, которые реализуются в ходе выполнения проекта Цель развертывается в совокупности задач Задачи - это, как правило, конкретизированные или более частные цели

Слайд 27

Основные категории задач проектирования Задачи: Виды деятельности: познавательные коммуникативные кооперативные преобразовательные самообразования творческие организационные - социальная - политическая экономическая культурная экологическая нормативно-правовая эстетическая ценностно-ориентационная

Слайд 28

КАКОВО СОДЕРЖАНИЕ ОБОЗНАЧЕННЫХ ЗАДАЧ?

Слайд 29

связаны с усвоением умений работать в парах, группе, ориентированных на совместное достижение ожидаемого результата проектирования Содержание задач: Познавательные задачи связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов) Коммуникативные задачи связаны с ознакомлением и усвоением способов речевого взаимодействия между участниками проекта (анализ, аргументация, преобразование информации, ее грамотное выражение, культура речи и отношений между партнерами) Кооперативные задачи

Слайд 30

связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы, определения своей роли при групповой деятельности Содержание задач: Преобразовательные задачи связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира Задачи самообразования связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем Творческие задачи связаны с реализацией потенциала личности учащихся, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели Организационные задачи

Слайд 31

- изучить литературу по теме и выяснить … - определить категории … - ознакомиться с методами … - создать модель (методику) … - провести серию опытов … - апробировать модель (методику) … - разработать рекомендации … - сформулировать … - предложить способы решения … Для выражения задач как и в случае целей лучше использовать глаголы:

Слайд 32

КАК ЛУЧШЕ ОБОСНОВАТЬ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА?

Слайд 33

В условиях обучения актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практического значения ожидаемых результатов Актуальность связывается с доказательством важности выполнения проекта в настоящее время. Убедительным основанием, определяющим ее, является социальный заказ, отражающий острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения

Слайд 34

1. Почему выбрана данная, а не другая тема? 2. Почему тема действительно интересна для практики? 3. Каково новые знание, которое предлагается получить? 4. Каков замысел проекта в целом? 5. Что сделано до Вас, и что предстоит сделать Вам? При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на вопросы

Слайд 35

КАК ФОРМУЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМА?

Слайд 36

В качестве одного из наиболее значимых показателей существования проблемы следует рассматривать наличие объективно проявляющихся противоречий. Логично предположить, что если существует какое-то противоречие, значит имеется и проблема, которая подлежит изучению Проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научном знании По сути, ставя проблему, любой из нас задается вопросом, что надо изучить из того, что раньше не было изучено

Слайд 37

В противоречии одно явление (мысль, высказывания) исключает другое, несовместимое с ним (к примеру, противоречие в сфере образования, политики, культуры, воспитания; в науках - биологии, географии, литературе) Противоречия выражаются до проблемы. При этом используются суждения, начиная со слова «между» Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими друг друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний

Слайд 38

между потребностью современного общества в личности, обладающей высокой нравственной культурой, основанной на осмыслении национальных (русских) традиций, и слабой разработанностью технологий формирования этой культуры с учетом современной социальной действительности Пример противоречия

Слайд 39

Пример проблемы: каковы формы и методы, необходимые и достаточные для формирования нравственной культуры обучающихся на основе использования национальных (русских) традиций? Проблему лучше формулировать в виде вопроса Проблема логически вытекает из установленных противоречий и переводится исследователями в плоскость познания

Слайд 40

КАК ФОРМУЛИРУЕТСЯ ГИПОТЕЗА?

Слайд 41

гипотеза сложный мыслительный прием, включающий процесс выдвижения предположения и его последующего обоснования гипотеза умозаключение, в форме которого происходит выдвижение предположения гипотеза развернутое и неочевидное предположение, в котором максимально подробно изложена модель будущего научного знания В научной литературе имеются несколько определений гипотезы, делающих акценты на различных формах и сторонах ее осуществления

Слайд 42

1. Как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями 2. Как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутренней производящей основой Гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое Научная гипотеза может выступать в двоякой роли

Слайд 43

Пример описательной гипотезы: состояние окружающей среды зависит не сколько от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ, сколько от того, что мы не смогли обеспечить качественную их очистку Гипотезы в первом проявлении называются описательными , во втором - объяснительными

Слайд 44

Пример объяснительной гипотезы

Слайд 45

Этапы работы над проектом Этап Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя 1. Выдвижение идеи проекта Предварительное формулирование темы и основных целей выполнения проекта Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели 2. Составление письменного плана выполнения проекта Определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта, составление плана действия Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи

Слайд 46

3.Выполнение проекта Осуществление действий по сбору необходимой информации Выполняют исследовательскую, информационную, практико-ориентированную работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал Наблюдают за работой и косвенно руководит (корректирует действия) 4.Завершение проекта Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта Анализирует информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект Помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник

Слайд 47

5. Подготовка отчета по проекту Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой Работа над отчетом- читают, считают, анализируют, пишут, составляют литературу, оформляют отчет, готовят выступление Помогает составлять отчет, корректирует окончательный вариант отчета и выступления 6. Представление отчета и его оценка Определение ценности выполненного проекта Отчитываются о результатах своей работы, обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта Слушает, задает вопросы, оценивает усилия учащихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся  в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?     Ли...

Понятие и сущность технологии проектного обучения

Проектная технология - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов....

Применение технологий проектного обучения при подготовке техников - программистов

Современное российское образование решает проблему подготовки в ближайшие пять-семь лет порядка миллиона программистов, которые должны будут выполнить масштабную задачу по развитию и становлению целой...

Методическая разработка "Применение современных образовательных технологий «ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»

В работе представлен материал по способам применение современных образовательных технологий, в частности «ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»на примере Конспекта занятия с использованием ...

Особенности технологии проектного обучения

Среди учебных проектов можно выделить следующие:·                    Исследовательские – те ...

Использование технологии проектного обучения и исследовательской деятельности.

Использование технологии проектного обучения и исследовательской деятельности...

Кейс-технология, проектная технология

: В данной статье речь идет о личном опыте применения различных образовательных технологий на уроках английского языка в соответствии с требованиями  ФГОС СПО. Указывается важность целостного раз...