Понятие и сущность технологии проектного обучения
статья на тему
Проектная технология - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_tehnologiya.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Понятие и сущность технологии проектного обучения»
Проектные технологии относятся к технологиям ХХІ века, предусматривающие умение адаптироваться к стремительным изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Основы теории и практики применения проектного обучения разработаны в трудах П.П. Блонского, Б.В Игнатьева, Н.Н. Иорданского, П.Ф. Каптерева, Н.В. Матящ, П.Р. Полякова, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, В.Н. Шульгина и другие.
Проектная технология - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Технология проектов всегда ориентирована на активную самостоятельную работу обучающихся (индивидуальную, парную и групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. По мнению ученых, переводить весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.
Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают коммуникативные умения; учащиеся работают в различных группах (командах); у них формируются исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения); развивается системное мышление, внимание, воображение и память.
В основе проектного обучения лежат идеи о необходимости: формирования проектного мышления; обеспечения целостности педагогического процесса; создания условий для самостоятельного приобретения знаний; поддержания положительной мотивации к самообразованию обучающихся; формирования умений и навыков ориентироваться в информационно-образовательном пространстве; самостоятельного конструирования своих знаний. Теория проектного обучения является интегративной, так как она синтезирует в себе в той или иной мере все другие теории и концепции обучения.
Технология проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны - использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой - применение интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии и творческих областей.
Исходными теоретическими положениями для проектного обучения являются: в центре внимания - обучающийся, содействие развитию его творческих способностей; педагогический процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития; комплексный подход разработки учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося; глубокое осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Сущность понятия "проектное обучение" связана с такими научными понятиями и категориями, как "проект", "проектная деятельность", "метод творческих проектов", "проектная ситуация", "творчество" и др.
Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) - от идеи до ее воплощения. Проектная деятельность - это деятельность, направленная на выполнение проектов.
В педагогической практике применяются различные виды проектов. Рассмотрим их классификацию.
1. По степени участия обучающегося в проекте: личностные, парные и групповые.
2. Проекты на основе доминирующей деятельности обучающихся: практико-ориентированный (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению чего-либо); исследовательский (исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного изыскания); информационный (сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью презентации широкой аудитории - статья, информация в сети Интернет); творческий (максимально свободный авторский подход в решении проблемы).
3. По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными. Монопроекты реализуются в рамках одной учебной дисциплины или одной области знания. Межпредметные выполняются во внеучебное время под руководством специалистов из разных областей знаний.
4. По продолжительности выполнения проекта различают: мини-проекты - укладываются в одно занятие или даже его часть; краткосрочные - на 4-5 занятий; недельные, требующие на выполнение проекта 30-40 часов. Предполагается сочетание аудиторных и внеаудиторных форм работы.
6. По характеру координации проекта: непосредственный (жесткий и гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
На практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов.
При выполнении проекта указывается: проблема; цели и задачи проекта; учебный материал, который предполагается задействовать для решения указанной проблемы (литература); теоретическая и практическая значимость в какой-либо области знаний; отдельно следует указать какие цели интеллектуального, нравственного, культурного развития обучающихся при этом ставятся; сроки выполнения проекта; состав группы; порядок оформления результатов проекта.
Выполненные проекты публично обсуждаются, защищаются обучающимися и заканчиваются разными видами презентаций (научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма и т.п.). Для оценки качества выполненного проекта используются критерии. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Качество проекта должно осуществляться на основе внешней экспертизы. Позиция педагога должна быть открытой, дающей простор самостоятельности обучающихся.
Процесс создания проекта называется проектированием. Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Проектная ситуация - составная часть проектной деятельности, характеризующая ее состояние в определенное время и в определенном пространстве.
Учащиеся выполняют учебные проекты, под которыми следует понимать самостоятельно разработанный продукт (изделие, услугу, мероприятие, электронный ресурс и прочее) - от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной и объективной новизной и выполненный в ситуации субъективного взаимодействия с учителем. Учебное проектирование связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой - средством практического применения усвоенных знаний и умений.
Проектная деятельность школьников - форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством реализации развития личности субъекта учения.
Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности. Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.
Таким образом, можно сказать, что метод проектов - это метод поиска, творчества, решения определенных дидактических задач. Для учащихся это способ выразить себя, показать свои знания. В проектной деятельности, нужно заметить, что главную роль играет преподаватель, который направляет студентов в нужном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «Особенности и перспективы рынка сельского хозяйства. Понятие и сущность АПК»
В данной презентации в лаконичной и наглядной форме представлены «Особенности и перспективы рынка сельского хозяйства. Понятие и сущность АПК».Эта презентация предназначена для использования на уроке ...
Понятие и сущность учебной мотивации
Одним из частных видов мотивации является учебная мотивация. Проблеме учебной мотивации уделяется пристальное внимание в отечественной и зарубежной педагогической литературе. Важность ее решения опред...
Применение технологий проектного обучения при подготовке техников - программистов
Современное российское образование решает проблему подготовки в ближайшие пять-семь лет порядка миллиона программистов, которые должны будут выполнить масштабную задачу по развитию и становлению целой...
Особенности технологии проектного обучения
Среди учебных проектов можно выделить следующие:· Исследовательские – те ...
Презентация к уроку по теме: Понятие и сущность права, норма права и правовые отношения
Презентация к уроку по теме: Понятие и сущность права, норма права и правовые отношения...
Использование технологии проектного обучения и исследовательской деятельности.
Использование технологии проектного обучения и исследовательской деятельности...
Технология проектного обучения
Презентация "Технология проектного обучения"...