Доклад «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика».
статья

Карташова Ольга Ивановна

Тема моего доклада: «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика».

 

В настоящий момент Россия движется к радикальным изменениям в образовательной и социокультурной сфере, необходимость которых продиктована изменением моделей мышления, целеполагания и действий, а также вызовами со стороны экономического сектора. Важность гармоничной и системной трансформации этих сфер отражена в национальном проекте "Образование", 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Белоомутская школа – интернат для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья»

ДОКЛАД

«Наставничество в образовании:

современная теория и инновационная практика».

Учитель-дефектолог                                                                                                                                                      Карташова Ольга Ивановна

Октябрь 2022 год.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема моего доклада: «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика».

В настоящий момент Россия движется к радикальным изменениям в образовательной и социокультурной сфере, необходимость которых продиктована изменением моделей мышления, целеполагания и действий, а также вызовами со стороны экономического сектора. Важность гармоничной и системной трансформации этих сфер отражена в национальном проекте "Образование", который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, основанной на духовно-нравственных ценностях и культурных традициях народов Российской Федерации. Эти цели не могут быть достигнуты без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных, общепрофессиональных.  Эта система также должна способствовать решению проблемы самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся.

Наиболее эффективной стратегией, отвечающей вышеупомянутым целям и задачам, является использование методологии наставничества, в рамках которой возможна всесторонняя поддержка обучающихся разных уровней и форм обучения.

Наставничеств — это способ передачи знаний, навыков и умений молодому человеку от более опытного и осведомленного, предоставления молодым людям помощи и советов, оказания необходимой поддержки в социализации и взрослении. Это древнейшая форма обучения младших прикладным знаниям, необходимому поведению, инструментальным навыкам, формированию у них жизненных ценностей и позитивных установок. Это взаимодействие осуществляется в неформальном общении и не связано с официальными отношениями.

В то же время это позволяет добиться наиболее эффективных результатов воздействия на развивающуюся личность, помогает молодым людям определиться в жизни и реализовать свой потенциал.

Потенциал наставничества в последнее время признается все большим числом людей. Многие государственные и общественные организации, предприятия и учреждения выступают с различными инициативами в области наставничества. Поэтому необходимо как распространять существующие программы, работающие в соответствии с лучшими проверенными практиками, так и разрабатывать новые, инновационные модели.

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога.

Пространство инклюзивного образования требует целенаправленно и последовательно развивать навыки, гибко реагировать на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации.

1

При поддержке наставников я начала внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику.

   В своей работе тесно контактирую с психологом школы, который также выступает в роли наставника. Помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей.

  Я не только принимаю помощь наставников, но и сама выступаю в роли наставника для обучающихся школы-интернат.

Для того чтобы осуществлять наставническую деятельность, развиваю творческий потенциал, совершенствую свои методы работы, межличностные коммуникации, повышаю свою квалификацию в области педагогики, методики преподавания дисциплины.

Моя работ, как наставника для обучающихся начинается с проведения обследования детей. После проведения диагностики разрабатываю план коррекционной работы на учебный год.

  План коррекционно-развивающей работы позволяет мне помочь педагогам-предметникам при реализации образовательных программ обучающихся с ОВЗ, все результаты освоения которой заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики.

 В своей работе я использую различные формы и методы взаимодействия с воспитателями, одной из самых удачных форм является, тетрадь взаимодействия. Из которой воспитатель может брать задания для индивидуальной работы с обучающимися. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

  Посещаю отдельные занятия, даю короткие рекомендации и советы, как закрепить успех или как преодолеть неудачу.

Провожу открытые коррекционно-развивающие занятия.

Таким образом, идёт обмен информацией. Исходя из этого, образуется "цепочка" педагогического взаимодействия. Тесный контакт помогает устранению проблем познавательной сферы у обучающихся.

В школе-интернате оборудованы специализированные кабинеты всем необходимым для групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися. Что в свою очередь способствует развитию обучающихся.

В конце учебного года анализирую динамику развития познавательной сферы обучающихся. Отмечаю слабые и сильные стороны, ищу пути для их совершенствования.

Достижения детей с ОВЗ не так заметны на общем фоне, даже если для них являются большим прогрессом.

 Используя в своей работе наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Теория и практика сочинений разных жанров»

Рабочая программа дополнительного образования по литературе и русскому языку «Сочинение – рассуждение как жанр и вид заданий повышенной трудности»  представляет собой целостный ...

Доклад "Деятельность преподавателя в современном образовательном процессе системы СПО"

Выступление на заседании цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов по специальностям:08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений35.02.08 Электрификация и автомати...

Доклад на тему: Применение современных образовательных технологий в учебном процессе

Актуальность данной работы состоит в том, что в современной жизни роль обучения стала одной из важнейших, а молодежь, зачастую, не желает учиться, не заинтересована в этом. Достижения студентов завися...

Доклад " Активные методы обучения .Современный подход в системе СПО."

В докладе представлен анализ активных методов обучения в системе СПО....

Доклад наставничество по форме "Педагог - Педагог"

Наставничество по форме "Педагог - Педагог"...

Доклад - наставничество в СПО

Система наставничества в образовательных организациях...

Научно - исследовательская работа на тему: "Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей", студентки 1 курса Деревянкиной П.

  Научно-исследовательская работа включает в себя рассмотрение трактовок понятия «Педагогическая технология», структуру педагогической технологии, основные качества современных...