Наставничество в образовании
опыты и эксперименты
Современная система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. В настоящее время найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного сопровождения, практически невозможно. В школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных за максимально короткие сроки адаптироваться в новых условиях практической деятельности. Этот процесс будет проходить плодотворнее и за более короткие сроки, если период взаимодействия педагога и студента начать на этапе прохождения педагогической практики. Важнейшей составной частью профессиональной подготовки и в целях формирования у студентов целостного представления об образовательно-воспитательном процессе является педагогическая практика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы наставника со студентами 4 курса Волгоградского социально-педагогического колледжа, учителем музыки Стекольниковой Натальи Николаевны на Иваченко Ксении Александровны и Поляковой Екатерины Дмитриевны. Группа 4 М. Специальность 53.02.01 «Музыкальное образование». Программа: Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Преддипломная практика проводилась в период с 19.01.23.г. по 15.02.2023 г. СВЕДЕНИЯ О МОУ
Полное наименование ОО | Муниципальная общеобразовательная учреждение «Средняя школа № 134 «Дарование» Красноармейского района Волгограда». |
Адрес, тел. ОО | Улица Вучетича 17,Волгоград,Волгоградская область. 88442620030 |
Адрес сайта | https://school134.oshkole.ru/ |
ФИО директора ОУ | Шведова Елена Николаевна |
Количество детей в ОУ | 1564 |
Количество классов в начальной школе и общей | Начальная школа-16 классов, средняя школа-17 классов |
Темы инновационной деятельности ОУ | «ПРОЕКТНЫЕ ТОЧКИ. Внедрение продуктивного образования в основной общеобразовательной школе с использованием цифровых ресурсов» |
Современная система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. В настоящее время найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного сопровождения, практически невозможно. В школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных за максимально короткие сроки адаптироваться в новых условиях практической деятельности. Этот процесс будет проходить плодотворнее и за более короткие сроки, если период взаимодействия педагога и студента начать на этапе прохождения педагогической практики. Важнейшей составной частью профессиональной подготовки и в целях формирования у студентов целостного представления об образовательно-воспитательном процессе является педагогическая практика. Она позволяет связать теоретическое обучение студентов с их практической деятельностью по выполнению обязанностей педагога в общеобразовательной школе. Здесь и начинается работа одной из форм наставничества: модель личности школьного учителя-наставника, взаимодействующего со студентами. В целом наставничество является мировой тенденцией, и оно охватывает все сферы деятельности: предприятия, социальную сферу и, безусловно, образование. Потребность в наставничестве встаёт сегодня особо остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. И при всём при этом, наставничество - не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям. Кто такой педагог-наставник, какова его роль в современном обществе, Что он знает такого, чего не знают другие? Пожалуй , это один из самых актуальных вопросов в сфере образования, как среди подрастающего поколения, так и среди тех, кто посвятил всю свою жизнь педагогической деятельности. Главная задача педагога-наставника: . передать весь накопленный опыт своему ученику и разбудить в нём любовь к тому делу, которому он решил посвятить себя; . оказывать практическую помощь в период их адаптации в образовательном учреждении; . обеспечивать непрерывность профессионального образования будущего молодого педагога, повышать его теоретически – методический уровень и квалификацию; . выявлять слабые стороны и проблемы в работе и обучать их преодолению; . оказывать практическую методическую помощь в разработке учебных программ по внеурочной деятельности; . обеспечивать освоение современных педагогических технологий; . оказывать помощь в разработке уроков в соответствии с реализацией нового ФГОС; . помощь в овладении приёмами поддержания дисциплины обучающихся на уроке и активизации внимания на разных этапах урока; . помощь в создании атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества на уроках; . анализ оценочной деятельности на уроках. Наставник – как первый учитель для первоклассника. Он пример для подражания, он интересен, общение с ним имеет большое значение для овладения молодым специалистом профессиональным мастерством. « Наставник сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» (В. И. Даль). Во время практики пробных уроков и занятий в школе должна быть организована работа по наблюдению и анализу учебно-воспитательного процесса в школе. Изучению методов, приемов проведения уроков, внеклассных занятий по предмету, а также способов руководства познавательной деятельностью школьников с учетом индивидуальных особенностей различных образовательных программ. Ведь правильно организованное сотрудничество между школой и педагогическими учреждениями профессиональной направленности и есть формула успеха данного направления. Школьный педагог, работающий со студентами, должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, принимать участие в конференциях, обсуждать на совместных педагогических советах проблемы и достижения, обмениваться опытом работы. Таким образом, связь взаимодействия школьного учителя и студента является эффективным механизмом наставничества сегодня и заслуживает самого пристального внимания, потому что в нём отражена жизненнаянеобходимость будущего молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Целью взаимодействия выступает передача педагогического опыта, организация работы по обеспечению помощи и поддержки начинающему педагогу в становлении их профессиональной компетенции в условиях реализации новых ФГОС. Эффективность и результативность процесса передачи педагогического опыта в значительной степени определяются личностью учителя-наставника, способного на установление доверительных, индивидуальных и в то же время требовательных отношений сотрудничества. Здесь важны чисто человеческие и личностные качества: любовь к профессии, саморефлексия, коммуникативность, гибкость, эмоциональная привлекательность. Особое место занимают профессиональные умения и способности (организаторские, аналитические, умение обобщать и передавать свой педагогический опыт, умение организовать совместную со студентом педагогическую деятельность, способность к сотрудничеству ). Учителю-наставнику необходимо создать условия для студента, чтобы оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Ведь студент несет определённую ответственность за качество своей работы, результат которой ожидают учителя, ученики, родители. Безусловно, роль наставника велика. Учитель и студент работают вместе, как одна команда, решая главную задачу-формирование профессиональных компетентностей. Для студента школа уже не будет казаться неизвестным и таинственным местом. Наставник помогает ему увидеть, ч5ему и как можно научиться, опираясь на свой профессиональный опыт, ведёт его к новым открытиям. Результатом работы учителя-наставника со студентом является его желание работать по профессии. Для меня на данный момент эта тема актуальна. Школьный учитель-это человек, который вызывает или не вызывает у студентов желание учиться. У меня было большое желание делиться знаниями и опытом, а также учиться у студентов новым подходам в образовании. Я структуировала свои знания и опыт, старалась слушать и слышать своего подопечного. Совместно с практикантками мы определяли педагогическую обоснованность целей урока, старались рационально подбирать методы его ведения. Для нас было важно ставить познавательные задачи перед учащимися. Мы организовывали различные формы работы учащимися класса: группами, для совместной познавательной деятельности, отдельными учениками. Мне было необходимо на первом этапе ввести студентов в школьные будни: передать рабочее место, познакомиться с пространством школы. Предложила студентам испытать сами себя: наладить контакт с учащимися через организацию досуга на переменах в начальной школе. В течении практики я старалась создать и поддержать устойчивые человеческие взаимоотношения. Мы стали единомышленниками: много общались, готовились к урокам. Нам было, что сказать друг другу. Студенты давали правильное обоснование своих действий на уроке на основе внутренней профессиональной мотивации. Умение грамотно принять критические замечания, готовность к самоизменению и профессиональному росту. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Цель преддипломной практики: закрепление сформированных у студентов профессиональных и общих компетенций, полученных теоретических знаний, умений на основе практического участия в образовательной деятельности учителя музыки .
Задачи практики:
Углубление на практике знаний, полученных в процессе изучения таких профессиональных модулей, как:
. ПМ. 01. Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в образовательных организациях
. ПМ. 02. Педагогическая музыкально - исполнительская деятельность
Результаты работы
Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в образовательных организациях | |
1 | Организовали и провели более 20 уроков музыки в разных классах |
2 | Организовали и провели 2 мероприятия по внеурочной деятельности |
3 | Организовали и провели контрольно-оценочные мероприятия ( в виде интерактивной музыкально - дидактической игры, олимпиады ) на определение результатов освоения школьниками учебного предмета «Музыка» |
4 | Провели анализ методической документации учителя музыки |
5 | Разработали и реализовали календарно-тематический план работы с детским музыкальным вокально - хоровым коллективом |
7 | Разработали дидактические материалы к уроку с использованием ИКТ |
8 | Подготовили выступление для студенческой конференции на материале теоретической части своей ВКР |
Педагогическая музыкально- исполнительская деятельность | |
1 | Подготовили концертное выступление детского музыкального коллектива, музыкально-исполнительской деятельности (вокальной, ансамблевой, хоровой) |
2 | Провели анализ вокально-хоровой деятельности учащихся одного из классов |
3 | Аккомпанировали на уроках музыки вокально-исполнительской деятельностью учащихся, исполняя гармоническую, мелодическую поддержку пения. |
Рефлексивный анализ преддипломной практики был предоставлен в форме сочинения-эссе по одной из проблем, которую студент наблюдал, или задумался в ходе практики.
Примерные темы:
- Как удержать темп урока:
- Стоит ли «сюсюкать» со школьниками?
- В чем заключается свобода детей на уроке?
- Какими приемами можно активизировать внимание детей на уроке?
- В чем суть требовательности учителя на уроке:
- Как нацеливать детскую фантазию?
- Самоирония – ценное качество учителя?
- Как организовать групповую работу на уроке?
- Какое содержание внеурочных музыкальных занятий интересно школьникам?
- Как привлечь родителей к взаимодействию с учителем?
На протяжении всей практики студенты показали ответственное отношение к педагогической деятельности. Умение планировать учебно-воспитательную работу в классе. Ряд проведённых уроков показал, что студентки старались формировать в процессе обучения предмету у учащихся не только систему знаний по предмету, но и основы нравственного поведения. Показали достаточно высокий уровень сформированности организаторских умений. При проведении уроков грамотно руководили самостоятельной работой обучаемых и организовывали систему контроля над выполнением заданий. Показали прекрасное знание возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста, что позволило проводить уроки с учётом необходимых требований. На уроках использовались здоровьесберегающие технологии, использование различных методов преподавания и видов учебной деятельности. На уроках использовались различные тематические презентации, видео по текущим разделам учебного материала. Активно использовалось мультимедийное оборудование, в частности интерактивная доска, проектор. Студентки привлекали и удерживали внимание детей, активируя музыкально-творческую деятельность учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/23/picture-1014173-1519380801.png)
Наставничество как важный фактор дуального образования в сфере подготовки кадров для судостроительной отрасли
Статья на конкурс в номинации «Наставничество на производстве»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/23/picture-1014173-1519380801.png)
Презентация для конкурсной работы "Наставничество как важный фактор дуального образования в сфере подготовки кадров для судостроительной отрасли"
Презентация для конкурсной работы "Наставничество как важный фактор дуального образования в сфере подготовки кадров для судостроительной отрасли"...
НАСТАВНИЧЕСТВО В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
На современном этапе наставничество рассматривается, с одной стороны, как кадровая технология, обеспечивающая передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/29/picture-1331693-1619682737.jpg)
Инновация системы наставничества как условие успешности профессионального образования
Статья "Инновация системы наставничества как условие успешности профессионального образования" имеет своей целью обозначить роль инноваций в системе профессионального образования и ста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/18/picture-364823-1645182739.jpg)
Наставничество- учитель-учитель: из опыта работы педагога наставника в дополнительном образовании.
Лаконично об опыте работы педагога наставника с наставляемым - педагогом дополнительного тобразования....
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/29/picture-1416984-1661762698.jpg)
Статья «Наставничество в профессиональном образовании, как повышение качества образования»
Профессия преподавателя не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста, поэтому, впереди еще много интересного и нового....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/12/picture-1362065-1636709438.jpg)
Доклад «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика».
Тема моего доклада: «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика». В настоящий момент Россия движется к радикальным изменениям в образовательной и социок...