Наставничество в образовании
опыты и эксперименты

Стекольникова Наталья Николаевна

Современная система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. В  настоящее время найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного сопровождения, практически невозможно. В школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных за максимально короткие сроки адаптироваться в новых условиях практической деятельности. Этот процесс будет проходить плодотворнее и за более короткие сроки, если период взаимодействия педагога и студента начать на этапе  прохождения педагогической практики. Важнейшей составной частью профессиональной подготовки и в целях формирования у студентов целостного представления об образовательно-воспитательном процессе является педагогическая практика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

План работы наставника со студентами 4 курса Волгоградского социально-педагогического колледжа,                                               учителем музыки Стекольниковой  Натальи Николаевны на Иваченко Ксении Александровны и Поляковой Екатерины Дмитриевны.                                                      Группа 4 М. Специальность 53.02.01 «Музыкальное образование».                        Программа: Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.                                                                                                          Преддипломная практика проводилась в период с 19.01.23.г. по 15.02.2023 г.    СВЕДЕНИЯ О МОУ

Полное наименование ОО

Муниципальная общеобразовательная учреждение «Средняя школа № 134 «Дарование» Красноармейского района Волгограда».

Адрес, тел. ОО

Улица Вучетича 17,Волгоград,Волгоградская область.

88442620030

Адрес сайта

https://school134.oshkole.ru/

ФИО директора ОУ

Шведова Елена Николаевна

Количество детей в ОУ

1564

Количество классов в начальной школе и общей

Начальная школа-16 классов, средняя школа-17 классов

Темы инновационной деятельности ОУ

«ПРОЕКТНЫЕ ТОЧКИ. Внедрение продуктивного образования в основной общеобразовательной школе с использованием цифровых ресурсов»

                                                                       

   Современная система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. В  настоящее время найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного сопровождения, практически невозможно. В школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных за максимально короткие сроки адаптироваться в новых условиях практической деятельности. Этот процесс будет проходить плодотворнее и за более короткие сроки, если период взаимодействия педагога и студента начать на этапе  прохождения педагогической практики. Важнейшей составной частью профессиональной подготовки и в целях формирования у студентов целостного представления об образовательно-воспитательном процессе является педагогическая практика. Она позволяет связать теоретическое обучение студентов с их   практической деятельностью по выполнению обязанностей педагога в общеобразовательной школе. Здесь и начинается работа одной из форм наставничества: модель личности школьного учителя-наставника, взаимодействующего со студентами. В целом наставничество является мировой тенденцией, и оно охватывает все сферы деятельности: предприятия, социальную сферу и, безусловно, образование. Потребность в наставничестве встаёт сегодня особо остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. И при всём при этом, наставничество - не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям. Кто такой педагог-наставник, какова его роль в современном обществе, Что он знает такого, чего не знают другие? Пожалуй , это один из самых актуальных вопросов в сфере образования, как среди подрастающего поколения, так и среди тех, кто посвятил всю свою жизнь педагогической деятельности.                                                                                     Главная задача педагога-наставника:                                                                                                              .  передать весь накопленный опыт своему ученику и разбудить в нём любовь к тому делу, которому он решил посвятить  себя;                                                                                             . оказывать практическую помощь в период их адаптации в образовательном учреждении;                                                                                                                                          . обеспечивать непрерывность профессионального образования будущего молодого педагога, повышать его теоретически – методический уровень и квалификацию;                                                             . выявлять слабые стороны и проблемы в работе и обучать их преодолению;                                                                      . оказывать практическую методическую помощь в разработке учебных программ по внеурочной деятельности;                                                                                                                               . обеспечивать освоение современных педагогических технологий;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       . оказывать помощь в разработке уроков в соответствии с реализацией нового ФГОС;                                                                                                                                                                                                  . помощь в овладении приёмами поддержания дисциплины обучающихся на уроке и активизации внимания на разных этапах урока;                                                                                                                      . помощь в создании атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества на уроках;                                                                                                                                                                                                                      . анализ оценочной деятельности на уроках.                                                            Наставник – как первый учитель для первоклассника. Он пример для подражания, он интересен, общение с ним имеет большое значение для овладения молодым специалистом профессиональным мастерством. « Наставник сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» (В. И. Даль). Во время практики пробных уроков и занятий в школе должна быть организована работа по наблюдению и анализу учебно-воспитательного процесса в школе.  Изучению методов, приемов проведения уроков, внеклассных занятий по предмету, а также способов руководства познавательной деятельностью школьников с учетом индивидуальных особенностей различных образовательных программ. Ведь правильно организованное сотрудничество между школой и педагогическими учреждениями профессиональной направленности и есть формула успеха данного направления.                                            Школьный педагог, работающий со студентами, должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, принимать участие в конференциях, обсуждать на совместных педагогических советах проблемы и достижения, обмениваться опытом работы. Таким образом, связь взаимодействия школьного учителя и студента является эффективным механизмом наставничества сегодня и заслуживает самого пристального внимания, потому что в нём отражена жизненнаянеобходимость будущего молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.                                                                                                                                   Целью взаимодействия выступает передача педагогического опыта, организация работы по обеспечению помощи и поддержки начинающему педагогу в становлении их профессиональной компетенции в условиях реализации новых ФГОС.                       Эффективность и результативность процесса передачи педагогического опыта в значительной степени определяются личностью учителя-наставника, способного на установление доверительных, индивидуальных и в то же время требовательных отношений сотрудничества. Здесь важны чисто человеческие и личностные качества: любовь к профессии, саморефлексия, коммуникативность, гибкость, эмоциональная привлекательность. Особое место занимают профессиональные умения и способности (организаторские, аналитические, умение обобщать и передавать свой педагогический опыт, умение организовать совместную со студентом педагогическую деятельность, способность к сотрудничеству ).                                     Учителю-наставнику необходимо создать условия для студента, чтобы  оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя,  сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Ведь студент несет определённую ответственность за качество своей работы, результат которой ожидают учителя, ученики, родители. Безусловно, роль наставника велика. Учитель и студент работают вместе, как одна команда, решая главную задачу-формирование профессиональных  компетентностей. Для студента школа уже не будет казаться неизвестным и таинственным местом. Наставник помогает ему увидеть, ч5ему и как можно научиться, опираясь на свой профессиональный опыт, ведёт его к новым открытиям.                                  Результатом работы учителя-наставника со студентом является его желание работать по профессии. Для меня на данный момент эта тема актуальна. Школьный учитель-это человек, который вызывает или не вызывает у студентов желание учиться. У меня было большое желание делиться знаниями и опытом, а также учиться у студентов новым подходам в образовании. Я структуировала свои знания и опыт, старалась слушать и слышать своего подопечного. Совместно с практикантками мы определяли педагогическую обоснованность целей урока, старались рационально подбирать методы его ведения. Для нас было важно ставить познавательные задачи перед учащимися. Мы организовывали различные формы работы учащимися класса: группами, для совместной познавательной деятельности, отдельными учениками. Мне было необходимо на первом этапе ввести студентов в школьные будни: передать рабочее место, познакомиться с пространством школы. Предложила студентам испытать сами себя: наладить контакт с учащимися через организацию досуга на переменах в начальной школе.  В течении практики я старалась создать и поддержать устойчивые человеческие взаимоотношения.                                                Мы стали единомышленниками: много общались, готовились к урокам. Нам было, что сказать друг другу. Студенты давали правильное обоснование своих действий на уроке на основе внутренней профессиональной мотивации. Умение грамотно принять критические замечания, готовность к самоизменению и профессиональному росту.                                                                                                                                    ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Цель преддипломной практики: закрепление сформированных у студентов профессиональных и общих компетенций, полученных теоретических знаний, умений на основе практического участия в образовательной деятельности учителя музыки .


Задачи практики: 

Углубление на практике знаний, полученных в процессе изучения таких профессиональных модулей, как:

           .        ПМ. 01. Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в образовательных организациях

.       ПМ. 02. Педагогическая музыкально - исполнительская деятельность

                           Результаты работы          

Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в образовательных организациях

1

Организовали и провели более 20 уроков музыки в разных классах

2

Организовали  и провели  2 мероприятия по внеурочной деятельности

3

Организовали и провели контрольно-оценочные мероприятия ( в виде интерактивной музыкально - дидактической игры, олимпиады ) на определение результатов освоения школьниками учебного предмета «Музыка»

4

Провели анализ методической документации учителя музыки

5

Разработали  и реализовали календарно-тематический план работы с детским музыкальным вокально - хоровым коллективом

7

Разработали  дидактические материалы к уроку с использованием ИКТ

8

Подготовили выступление для студенческой конференции на материале теоретической части своей ВКР

Педагогическая музыкально- исполнительская деятельность

1

Подготовили концертное выступление детского музыкального коллектива, музыкально-исполнительской деятельности (вокальной, ансамблевой, хоровой)

2

Провели анализ вокально-хоровой деятельности учащихся одного из классов

3

Аккомпанировали на уроках музыки вокально-исполнительской деятельностью учащихся, исполняя гармоническую, мелодическую поддержку пения.

      Рефлексивный анализ преддипломной практики был предоставлен в форме сочинения-эссе по одной из проблем, которую студент наблюдал, или задумался в ходе практики.                                  

Примерные темы:

  • Как удержать темп урока:
  • Стоит ли «сюсюкать» со школьниками?
  • В чем заключается свобода детей на уроке?
  • Какими приемами можно активизировать внимание детей на уроке?
  • В чем суть требовательности учителя на уроке:
  • Как нацеливать детскую фантазию?
  • Самоирония – ценное качество учителя?
  • Как организовать групповую работу на уроке?
  • Какое содержание внеурочных музыкальных занятий интересно школьникам?
  • Как привлечь родителей к взаимодействию с учителем?

На протяжении всей практики студенты показали ответственное отношение к педагогической деятельности. Умение планировать учебно-воспитательную работу в классе. Ряд проведённых уроков показал, что студентки старались формировать в процессе обучения предмету у учащихся не только систему знаний по предмету, но  и основы нравственного поведения. Показали достаточно высокий уровень сформированности организаторских умений. При проведении уроков грамотно руководили самостоятельной работой обучаемых и организовывали систему контроля над выполнением заданий. Показали прекрасное знание возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста, что позволило проводить уроки с учётом необходимых требований. На уроках использовались здоровьесберегающие технологии, использование различных методов преподавания и видов учебной деятельности. На уроках использовались различные тематические презентации, видео по текущим разделам учебного материала. Активно использовалось мультимедийное оборудование, в частности интерактивная доска, проектор. Студентки привлекали и удерживали внимание детей, активируя         музыкально-творческую деятельность учащихся.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для конкурсной работы "Наставничество как важный фактор дуального образования в сфере подготовки кадров для судостроительной отрасли"

Презентация для конкурсной работы "Наставничество как важный фактор дуального образования в сфере подготовки кадров для судостроительной отрасли"...

НАСТАВНИЧЕСТВО В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

На современном этапе наставничество рассматривается, с одной стороны, как кадровая технология, обеспечивающая передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотр...

Инновация системы наставничества как условие успешности профессионального образования

Статья  "Инновация системы наставничества как условие успешности профессионального образования" имеет своей целью обозначить роль инноваций в системе профессионального образования и ста...

Наставничество- учитель-учитель: из опыта работы педагога наставника в дополнительном образовании.

Лаконично об опыте работы педагога наставника с наставляемым - педагогом дополнительного тобразования....

Статья «Наставничество в профессиональном образовании, как повышение качества образования»

Профессия преподавателя не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста, поэтому, впереди еще много интересного и нового....

Доклад «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика».

Тема моего доклада: «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика». В настоящий момент Россия движется к радикальным изменениям в образовательной и социок...