ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Теория и практика сочинений разных жанров»
рабочая программа на тему

Смирнова Галина Геннадьевна

Рабочая программа дополнительного образования по литературе и русскому языку «Сочинение – рассуждение как жанр и вид заданий повышенной трудности»  представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; технологию организации учебного процесса; формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки; календарно-тематическое планирование, требования к результатам освоения элективного курса; перечень учебно-методического обеспечения. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teoriya_i_praktika_sochineniy_raznyh_zhanrov.docx44.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Иконниковская средняя школа»

Красносельского муниципального района Костромской области

   

 «Согласовано»:                                                                          «Утверждаю»:

 Зам. директора по ВР                                                                Директор школы                                                  

  __________                                                                       ________Ю.А.Чехова

   Подстрешная А.К                                                     Пр. № 46/1 от 01.09.2017 г.

01 сентября 2017 года                                                                                                                                                          

 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Теория и практика сочинений разных жанров»

                   2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Возраст учащихся:17-18 лет

Срок реализации: 1 учебный год-72 часа

Составлена: учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

                                                                                                                                                               Смирнова Галина Геннадьевна

д. Иконниково-2017

Пояснительная записка

1.Статус документа

     Программа дополнительного образования  разработана с учётом индивидуальной степени обученности учащихся 11 класса, а также с учётом подготовки их к итоговому сочинению и  к единому государственному экзамену.

Количество часов в году -72 (36 часов на подготовку к итоговому сочинению и 36 часов на подготовку к заданию 25 (сочинение) по ЕГЭ.

Количество часов в неделю -2 (вторник и четверг)

2.Структура документа

Рабочая программа дополнительного образования по литературе и русскому языку «Сочинение – рассуждение как жанр и вид заданий повышенной трудности»  представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; технологию организации учебного процесса; формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки; календарно-тематическое планирование, требования к результатам освоения элективного курса; перечень учебно-методического обеспечения. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

3.Общая характеристика учебного предмета .Цели обучения

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к   творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они,  прежде всего,  должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.   Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Не случайно и в КИМ  ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что задание 25 - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение  является и вариантом задания С (повышенный уровень сложности) на ЕГЭ и по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление  — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

  Новизна программы  заключается  в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.

  Предлагаемая программа  «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности» будет полезна любому выпускнику 11 класса.

 Цели образовательной области и учебного курса: 

теоретические: 

освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;

развивающие: 

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

практические: 

совершенствование коммуникативных умений;

овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;

воспитательные: 

воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;

воспитание  стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

Задачи курса:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению  задания 25 на ЕГЭ:

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Технология организации учебного процесса

Применяемые технологии:

- технология исследовательской деятельности учащихся;

- технология проблемного обучения;

 -информационно-коммуникационные технологии

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С  ЕГЭ предыдущих лет.

        Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

        Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике,  уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста сочинения-рассуждения

Программа базируется на межпредметных связях  литературы с историей, а также киноискусством.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа  рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Формы обучения: урок-беседа, урок-семинар, урок-лекция, интегрированный урок, дидактическая игра, урок-консультация, урок-конференция, урок-диалог, урок с применением игровых методов, урок-зачёт, урок-конкурс, урок развития речи, урок-исследование, повторительно-обобщающий урок , урок с применением ИКТ.

Методы и приёмы обучения:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, уроки-практикумы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, уроки-практикумы;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

4.Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Учащиеся должны обладать следующими компетенциями:

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

5.Требования к уровню подготовки 

Прогнозируемый  результат

Программа  предусматривает  обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения программы учащиеся должны уметь:

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

- уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки:

промежуточный контроль – анализ текста и рецензия на предложенный текст;

итоговый контроль – сочинение-рассуждение и взаимное рецензирование.

6. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина Министерством образования и науки Российской Федерации внесены изменения в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 26 декабря 2013 г. № 1400.

Так, с 2014-2015 учебного года одним из условий допуска к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования является успешная сдача сочинения. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды вправе писать изложение вместо сочинения.

Сочинение (изложение) будет проводиться в выпускных классах в первую среду декабря по темам (текстам), подготовленным Рособрнадзором с учетом часовых поясов. Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет». В первую среду февраля и мая выпускникам предоставляется возможность пересдачи (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине). Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Проверять сочинения (изложения) будут Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Время написания сочинения – 3 часа 55 минут. Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

При поступлении в вузы, сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений и может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения). Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям.

Определены пять основных направлений тем итогового сочинения для его проведения в 2015-2016 учебном году.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына,

озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.

В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы». Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.   

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь» – направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

 О критериях оценки итогового сочинения 

              1 октября 2015 года на сайтах Минобрнауки России и Рособрнадзора размещены Критерии оценивания итогового сочинения для школ. Они утверждены Рособрнадзором после одобрения Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

              Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:             - Соответствие теме.  

- Аргументация. Привлечение литературного материала.  

- Композиция и логика рассуждения.

- Качество письменной речи.

- Грамотность.

              Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов, а в идеале 350 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника). Если в сочинении менее 250 слов, то за такую работу ставится «незачет». Если сочинение списано из какого-либо источника, включая Интернет, то за такую работу ставится «незачет». На всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Требования, зафиксированные в критериях проверки сочинений, можно конкретизировать:  

 - соответствие теме;

 - глубина и полнота ее раскрытия;

 - знание литературного материала;

 - аргументированность выдвинутых положений;

 - логичность и последовательность;

 - самостоятельность мышления;

 - стилевое единство и выразительность повествования;

 - достоверность в освещении литературных, исторических, научных фактов;  

 - соблюдение норм литературного языка;

 - орфографическая и пунктуационная грамотность.

Цель курса «Теория и практика сочинений разных жанров» - подготовить обучающихся  старших классов к успешной сдаче Государственной итоговой аттестации.

Задачи курса:

  1. научить понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;
  2. логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения хорошим литературным языком в надлежащем стилевом оформлении;
  3. аргументированно высказывать своё собственное отношение к теме или проблеме.
  4. В работе объединения примут участие обучающиеся 10-11 классов (9 человек). Возраст старшеклассников 16-17 лет.

Формы занятий: беседы, лекции, практические занятия, дискуссии, семинары и т.д.

Режим занятий: 2 занятия в неделю по 40 минут.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: успешная сдача экзаменов в 11 классе по русскому языку и литературе.

Календарно-тематическое планирование курса «Теория и практика сочинений разных жанров».

Тема занятия

К-во час

Тип занятия

Требования к уровню подготовки

1-2

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Последовательное расположение частей текста.

2

беседа

Знать основные признаки текста, средства связи предложений в тексте. Уметь составлять тексты на заданную тему

2-4

Признаки текста, тема, проблема, идея

2

практикум

5-6

Функциональные стили и типы речи

2

практикум

Знать признаки основных функциональных стилей и типов речи. Уметь составлять текст заданного стиля и типа речи

7-8

Комплексный анализ текста

2

практикум

Уметь производить комплексный анализ текста

9-10

Особенности публицистического стиля. Понятие о смешанном стиле

2

лекция

Знать особенности публицистического стиля, уметь составлять тексты публицистического стиля

11

12

13

14

Жанры сочинений публицистического стиля: рецензия, эссе

4

беседа

лекция

Знать особенностей жанров публицистического стиля. Уметь составлять тексты в стиле рецензии, эссе

15

16

17

18

Особенности  написание рецензии; отличительные признаки эссе от очерка; эссе как разновидность очерка

4

практикум

Знать отличительные признаки эссе от очерка; эссе как разновидность очерка, уметь составлять тексты в жанре эссе

19-20

Практическая работа

2

практикум

21

22

Особенности сочинения -рассуждения.: тезис, рассуждение, вывод.

2

лекция

Знать построение текста типа сочинение – рассуждение, уметь составлять тесты

23-24

Способы формулировки тезиса

2

практикум

Знать способы формулировки тезиса, уметь формулировать тезис разными способами

25-26

Способы выражения своего мнения

2

практикум

Знать способы выражения своего мнения

27-28

Способы завершения сочинения

2

практикум

 Знать способы завершения сочинения, уметь завершать сочинение

29

30

Комплексный анализ текста

2

практикум

Уметь производить комплексный анализ текста

31

32

Логическое осмысление текста

2

практикум

Знать понятие логической ошибки способы ее избежания

33

34

Комплексный анализ текста

2

практикум

Уметь производить комплексный анализ текста

35

36

Средства худ. изобразительности: тропы

2

лекция

Знать средства худ. выразительности, уметь применять их в своих работах

37

38

Средства худ. изобразительности: стилистические фигуры

2

лекция

39-40

Определение тропов и стилистических фигур

2

практикум

41

42

Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения

2

практикум

Знать понятие фактических ошибок, способы их устранения

43

44

Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

2

беседа

Знать понятие логических ошибок, способы их устранения

45

46

Грамматические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения

2

беседа

Знать понятие грамматических ошибок, способы их устранения

47

48

Речевые ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения

2

беседа

Знать понятие речевых ошибок, способы их устранения

49

50

Что такое «этическая ошибка»

2

беседа

Знать понятие этических ошибок, способы их устранения

51

52

Знакомство с критериями выполнения части «С»

2

беседа

Знать критерии выполнения части «С», уметь строить свое сочинения в соответствии с критериями

53

54

Понимание и интерпретация содержания исходного текста

2

практикум

Уметь понимать и интерпретировать содержания исходного текста

55

56

57

58

Написание сочинение по заданному тексту

4

практикум

Уметь применять полученные знания на практике

59

60

Рецензирование работы

2

беседа

Уметь рецензировать свою работу

61

62

63

64

Репетиционное сочинение

4

Итоговый контроль

 Уметь составлять работу в соответствии  с критериями выполнения части «С»

65

66

Анализ творческих работ

2

беседа

Уметь рецензировать свою работу

67-68

Итоговый урок

2

беседа

69-72

Резервные уроки

2

Итого:

72

7. Перечень учебно-методического обеспечения

1.  Архарова. Д.И, Долинина Т.А.  Анализ текста и написание рецензий. Домашний репетитор.-М.,2009

2. Егорова Н.В.. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. – М.: Вако, 2005 год.

3.Любичева Е.В. ЕГЭ. Сдаем без проблем. Русский язык: на пути к экзамену- М.,ЭСКМО,2007

4.Егораева Г.Т.  Русский язык.ЕГЭ.часть 3(С)-М.,2009

5.Электронное пособие. Сдаем ЕГЭ.

6.Электронное пособие. Справочник школьника. Русский язык 5-11 класс

7.Электронное пособие. Экспресс- подготовка к экзамену. 9-11 класс. Русский язык.

8.Сайт «Образовательный портал для студентов и школьников»

9.Портал ФИПИ

10.ЦОРы – Цифровые образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая (модифицированная) программа дополнительного образования детей по предмету "Музыкальный инструмент фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ, ДШИ

Отсутствие министерской учебной программы по предмету "Музыкальный инструмент Фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ и ДШИ, заставляет преподавателей данного курса составлять свои раб...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Культура и язык мордовского народа»

Многоязычное образование рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре , традиция...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Культура и язык мордовского народа» 1 год обучения

Многоязычное образование рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре , традиция...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Основы хореографии"

Программа художественно-эстетической направленности. Рассчитана на обучающихся в возрасте от 8 до 17 лет...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Воспитание творчеством» для студии рисования

Дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области изобразительного искусства....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...