Доклад " Активные методы обучения .Современный подход в системе СПО."
статья
В докладе представлен анализ активных методов обучения в системе СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_metody_obucheniya_v_sisteme_spo.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподаватель Богданова Г.А.
Доклад « Активные методы обучение.Современный подход в системе СПО»
Решение задачи реализации компетентностного подхода в образовательном процессе системы СПО, перехода к реальной индивидуализации обучения, совершенствованию навыков самостоятельной деятельности возможно на основе активных методов обучения. Применение активных методов обучения приводит к необходимости осмысления содержательных аспектов процесса взаимодействия, осуществляемого в системе образования СПО. Отметим важность проблемы развития способности педагога использовать в образовательном процессе активные методы, поскольку именно они (методы) обеспечивают конструктивные изменения в образовательном процессе, помогают обучающимся не только оценить собственные способности и возможности, но и определить свое место и пути профессиональной карьеры. Анализ проблем позволил выявить противоречия между: - потребностью социума в медицинских работниках среднего звена с высоким уровнем профессиональных компетенций и недостаточным уровнем организации образовательного процесса в образовательном учреждении среднего профессионального образования для развития профессиональных компетенций; - осознанием необходимости проектирования содержания образовательного процесса в образовательном учреждении среднего профессионального образования на компетентностной основе и недостаточной разработанностью методического сопровождения образовательного процесса профессионального образования. Сложившаяся ситуация требует изменений в подходах подготовки обучающихся.
Объект исследования - процесс дополнительного профессионального образования и профессионального обучения обучающихся в медицинском колледжа. Предмет исследования – система активных методов обучения в процессе дополнительного образования и профессионального обучения студентов медицинского колледжа. Активные методы активного обучения как часть методического обеспечения в процессе дополнительного образования и профессионального обучения обучающихся медицинского колледжа могут способствовать реализации компетентностного подхода. выпускной квалификационной работе обучающиеся используют методы диагностики, проблемно-ориентированного анализа, моделирования, проектирования, теоретического анализа по проблеме исследования; экспертизы продукта педагогического проектирования.
Современные активные методы обучения – это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и позволяющие: - активизировать и развивать познавательную и творческую - деятельность обучаемых; - повышать результативность учебного процесса; - формировать и оценивать профессиональные компетенции, - особенно в части организации и выполнения коллективной работы Специфика активных методов обучения, их новизна требуют специально организованной деятельности по их внедрению в учебный процесс. Процесс внедрения деятельностного содержания образования, активных методов и форм обучения может осуществляться разными путями. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в учебном заведении. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Дифференциация обучения возможна с помощью активных методов, нетрадиционных дидактических средств, которые являются источником знаний, основой формирования умений и навыков производственного обучения, и направлена на повышение активизации мыслительной деятельности обучающихся. Для этого можно применять: - оперативное закрепление одного из вопросов темы занятия с помощью карточек-заданий; - фронтальное устное дифференцированное закрепление изученного на уроке, проводимое «сильным» учащимся с менее подготовленным под руководством педагога; - рецензирование учащимися ответов своих товарищей; - выполнение письменных оперативно оцениваемых заданий (тестов), проверка их по эталонам; - зачеты с элементами игровых ситуаций; - письменные зачеты. Существует условная классификация активных методов обучения: неимитационные и имитационные .Классификация активных методов обучения: неимитационные и имитационные Учебные занятия в медицинском колледже проходят как в имитационной, так и в неимитационной форме.
С помощью имитационных методов обучения происходит воспроизведение контекста профессиональной деятельности, что способствует более успешному решению педагогических проблем или проблемных ситуаций. Имитационные занятия обязательно предусматривают имитацию индивидуальной и коллективной деятельности в выбранной сфере, наличие имитационной модели объекта, процесса, деятельности. активные методы обучения имитационные неигровые имитационные упражнения групповой тренинг анализ конкретных ситуаций кейс игровые деловая игра организационнодеятельностная игра инновационная игра поисковоапробационная игра разыгрывание ролей игровое проектирование неимитационные проблемные лекции проблемные семинары тематические дискуссии/беседы групповая консультация упражнения презентация олимпиада научно-практическая конференция. Неимитационные занятия не требуют такой модели, и активизация здесь обеспечивается системой действующих прямых и обратных связей между обучаемыми и преподавателями. С точки зрения педагогики, методы активного обучения как средство развития познавательной активности студентов можно разделить на три группы методов, наиболее интересных для использования в целях управления формированием мышления. Эти методы программированного обучения, проблемного обучения, интерактивного (коммуникативного) обучения. Программированное обучение. Название происходит от заимствованного из словаря электронно-вычислительной техники термина «программа», обозначающего систему последовательных действий(операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом. Особенности программированного обучения заключаются в следующем: - учебный материал разделяется на отдельные порции; - учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; - каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.п.); - каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе; - педагог выступает организатором обучения помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход. Проблемное обучение. Исследованием этого метода обучения занимаются многие ученые-дидакты, психологи, педагоги-новаторы и т.д. Проблемное обучение – это форма организации умственного процесса при приобретении знаний путем решения проблем. От других видов обучения отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Важным этапом является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Преимущество проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. Интерактивное обучение–обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда, люди коллективно ищут истину. Во время такого занятия от преподавателя требуется гораздо больше активности творчества, чем тогда, когда оно проходит пассивно, в форме пересказа вычитанных в книгах или давно известных истин. Интерактивные методы будут иметь наибольший эффект, не только обучающий, но и воспитательный, когда преподаватель будет влиять на обсуждение не только высказываний научно аргументированной точки зрения, но и выражением 25 своего личного отношения к проблеме, своей мировоззренческой и нравственной позиции. Формы участия преподавателя в дискуссии студентов могут быть самыми разнообразными, но ни в коем случае не навязыванием своего мнения. Лучше всего это делать путем тонко рассчитанного управления ходом дискуссии, через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления, творческого поиска истины. Преподаватель высказывает свою точку зрения лишь в порядке извлечения выводов из высказываний студентов и аргументированного опровержения ошибочных суждений. Его позиция может совпадать с мнениями студентов, поскольку они появились в результате наводящих вопросов преподавателя. Такими приемами можно не просто направлять содержательную, интеллектуально познавательную сторону обсуждения теоретических вопросов, но и конструировать совместную продуктивную деятельность, тем самым влияя на учебную деятельность в учебно-воспитательную. К методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие: эвристическая беседа, метод дискуссии, мозговая атака, метод круглого стола, метод деловой игры, конкурсы практических работ с их обсуждением и некоторые другие, применяемые отдельными энтузиастами активных методов обучения. Эвристическая беседа. Метод получил название от восходящего к Сократу методу обучения «эвристика» (нахожу, открываю, отыскиваю). По своей психологической природе эвристическая беседа – это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. Поэтому в педагогике это метод принято считать методом проблемного обучения. Дискуссия как метод обучения стала применяться в последние годы. Когда была провозглашена гласность и были сняты запреты на плюрализм мнений не только по вопросам житейским, но и по проблемам теорий, политики, идеологии. Метод дискуссии представляет собой специально запрограммированное свободное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которые обычно начинаются с постановки вопроса. Метод дискуссии используется в групповых формах занятий, на семинарах-практикумах, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий, на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться. Иногда практикуются и лекции-дискуссии, когда лектор по ходу изложения материала обращается к аудитории с отдельными вопросами, требующими коротких и быстрых ответов. Дискуссия в полном смысле на лекции развернуться не может, но дискуссионный вопрос, вызвавший сразу несколько разных ответов из аудитории, уже создает психологическую атмосферу коллективного размышления и готовности внимательно слушать рассуждение лектора, отвечающего на дискуссионный вопрос. Метод «мозговой атаки» как метод обучения еще не успел прижиться в практике образования. Само название метода родилось в системе управления, а также в сфере научных исследований. Он широко применяется в экономической управленческой деятельности. Суть этого метода заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений. «Золотое правило» мозговой атаки– ничего из произнесенного участниками разговора не подвергать сомнению, не критиковать, а обеспечить полную свободу высказывания любых идей. Такая психологическая свобода позволяет вести себя раскованно. Метод «круглого стола» был заимствован педагогикой из области политики и науки. «Круглые столы» организуются обычно для обсуждения какой-нибудь проблемы представителями разных политических и научных направлений. В обучении метод «круглого стола» используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах, с участием специалистов разного профиля и т.д. Метод «деловой игры». Первоначально появился не в системе образования, а в практической сфере управления. Сейчас деловые игры применяются в самых различных областях практики: в исследовательской работе, в процессе проективных разработок, при коллективной выработке решений и в военном деле. В подготовке специалистов разного профиля деловая игра применяется чаще всего для обучения управленческой деятельности. Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуации той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, чтобы на моделях, а не реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. Активные методы обучения – это обучение деятельностью. В активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между преподавателем и обучающимися так и между самими обучающимися.А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения обучающимися полученных знаний. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.). Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность. Таким образом, особенности активных методов обучения заключаются в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности студентов. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний. Повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и идет эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Общение происходит на деловой основе. Развиваются творческие и коммуникативные способности. Обычно активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными методами. Активные методы охватывают все виды аудиторных занятий со студентами. Для совершенствования и активизации учебного процесса в учебных заведениях большое значение имеет учет особенностей профессионального обучения, которое требует перестройки у студентов стереотипов учебной работы, сложившейся в школе и вооружение новыми умениями и навыками учебно-познавательной деятельности. С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы обучающимусясамостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить обучающихся учиться, то есть самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше. Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у обучающихся. Они оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают обучающихся основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, так как для практики необходима теория, а для теории - практика. Выводы:использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей обучающихся.
Использованная литература:
- Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб. пособие / В.П. Бедерханова. – Краснодар, 2020. – 54 с. 5.
- 2.Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос. – 2005. - № 5. – С. 1-12.
- Бешенков С. А. Моделирование и формализация: метод. пособие / С. А. Бешенков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022. – 336.
- Богатырев А. И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) [Электронный ресурс
- А.И. Богатырев. URL: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev %20a.i..doc.htm (дата обращения: 25.05.2020) 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования
Статья предназначена для педагогов, которые выбирают тактику преподавания учебных дисциплин (предметов) с точки зрения современных требований к занятию (уроку). Применение активных методов обучения сп...
Презентация для студентов педагогических колледжей по методике преподавания литературы в основной школе:" Активные методы обучения-методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся"
К активным методам обучения относятся: "Диспут", "Дискуссия по переписке", "Аквариум", "Молчаливая дискуссия" и т.д....
Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на с...
ИННОВАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Применение активных методов обучения в процессе освоения обучающимися современных сельскохозяйственных технологии»
При выполнении этой инновационной работы, я решил ряд проблемных вопросов.1. Повышение знаний, умений и навыков обучающихся. 2. Повышение интереса к профессии тракториста- машиниста широкого проф...
Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения
Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная зада...
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"
Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...