ИННОВАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Применение активных методов обучения в процессе освоения обучающимися современных сельскохозяйственных технологии»
опыты и эксперименты на тему

Фазлыев Фаиль Наилович

При выполнении этой инновационной работы, я решил ряд проблемных вопросов.

1. Повышение знаний, умений и навыков обучающихся.

 2. Повышение интереса к профессии тракториста- машиниста широкого профиля,мастер сельскохозяйственного производства.

 3. Отношения обучающихся между собой как индивидуальных личностей.

 4. Необходимость знания особенностей своих обучающихся.

 5. Развитие мышления обучающихся.

 6. Самостоятельность при выполнении заданий.

 7. Стремление к инновациям при обучении.

 8. Чувствительность обучающихся во время занятия.

 9. Направленность внимания на уроке.

 10. Стремление проявить себя с положительной стороны.

 11. Определение уровня мотивации учащихся участвующих на нестандартном уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение      

« Международный колледж сервиса»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

ГАПОУ «Арский агропромышленный профессиональный колледж» филиал№2

                                               

«СОГЛАСОВАНО»

Зав.филиалом №2 ААПК

___________   Н.Ф.Хакимов

 (подпись директора УЗ)

от __________        ______________    2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

научный руководитель

_______  Ф.Р.Ковалева

      (подпись)

от __________        ______________    2016 г.


ИННОВАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «Применение активных методов обучения в процессе освоения обучающимися современных сельскохозяйственных технологии»

педагог-новатор: Фазлыев Фаиль Наилович

Казань 2016 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                                  3

1 Теоретическая часть.

1.1 Основные составляющие инновационной деятельности                             5

1.2 Основные признаки инновационной деятельности педагога                      12

1.3 Основы активного обучения                                                                           17

1.4 Разновидности и классификация методов активного обучения                 19

1.4.1 Сообщение учебной информации                                                                   20

1.4.2 Формирование и совершенствование профессиональных

умений и навыков                                                                                                   20

1.4.3 Активизация освоения передового опыта, обмена знаниями и               опытом                                                                                                                                  21

1.4.4 Контроль результатов обучения                                                                    21

  1. Реализация активного обучения                                                                24

2 Практическая часть                                                                                            29   2.1 Выполнение практической части                                                                   29

2.2 Подготовительный этап урока.                                                                      29

3 План нетрадиционного урока                                                                            30

3.1 Формы контроля и оценки результатов урока                                              32

3.2 Подбор обучающихся для выполнения задачи                                             32

3.2 Подготовка необходимого оборудования для урока        32  

4 Анализ выполненной работы                                                                 35

5 Заключение        42

Список использованных источников и литератур        43

                                     

Введение.  

Сегодня технологии сельского хозяйства изменяются не менее динамично, чем технологии в компьютерных и высокотехнологичных областях. Важнейшими направлениями, несомненно, были и остаются повышение производительности, снижение себестоимости и повышение качества продукции. Основными инновациями в сельском хозяйстве являются:

  • Инновации в области обработки почвы
  • Инновации в сфере производства сельскохозяйственных машин и оборудования
  • Инновации в осушении и орошении почвы
  • Инновации в выращивании и содержании скота
  • Инновации в технологиях сбора и сохранения продукции
  • Инновации в сфере транспортировки и реализации готовой продукции

Это конечно далеко не полный перечень инновационных направлений в современных технологических циклах в сельскохозяйственной отрасли.

Несомненно, одним из самых активных направлений развития современных сельскохозяйственных технологий является производство экологически чистых продуктов. Особое внимание сегодня обращается на качество произведенной продукции.

Развитие и модернизация современной сельскохозяйственной техники также способствует повышению производительности и качества продукции. Новые сельхозмашины позволяют снизить потери при сборе урожая, гибко реагировать на изменения климата и максимально использовать задействованные под сельхоз культуры площади.

В животноводческой отрасли сельского хозяйства также простор для инновативных решений в технологиях довольно широк. Так активно внедряются инновативные методы в технологиях разведения и содержания крупного и мелкого рогатого скота, на птицефермах, при выращивании и заготовке кормовой базы, в области ветеринарного обеспечения.

URL: http://www.ntpo.com/obzor-sovremennyh-tehnologii/sovremennye-tehnologii-v-selskom-hozyaistve/page/2/

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационная деятельность, по мнению многих исследователей, состоит из трех основных составляющих:

научной деятельности;

работы по доведению завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) до уровня инновационных проектов (продуктов, товаров, технологий и т.д.);

деятельности по освоению (внедрению) инновационных проектов, технологий производства продукции и т.д.

Первой составляющей — научному обеспечению АПК посвящены многие конференции, «круглые столы» и т.д. В то же время существует ряд проблем в самой организации аграрной науки. Необходимо усовершенствовать процесс организации НИОКР. Как только появится конкуренция (состязательность) среди сельхоз товаропроизводителей в сфере идеи и технологий, инновационных проектов, начнется переход к устойчивому экономическому развитию сельскохозяйственного производства, как и во всем мире.

Главным приоритетом научно-технической и инновационной политики в АПК должна стать государственная поддержка фундаментальной и прикладной науки с ориентацией на внедрение научных разработок в сельхозпроизводстве. Конечная цель аграрной науки — это повышение эффективности сельского хозяйства. Коренное отличие новых требований к аграрной науке в том, что она должна обеспечивать сельхоз товаропроизводителей завершенными разработками, не рекомендовать, а гарантировать результат при их авторском сопровождении. В новых экономических условиях необходимо пересмотреть роль академической, отраслевой и вузовской науки. К сожалению, до сих пор финансирование МИР ориентировано на получение только новых знаний. По-прежнему не определено, кто же является государственным заказчиком НИОКР для институтов Россельхозакадемии. Нет реального взаимодействия между академической, вузовской и отраслевой науками; между департаментами Минсельхоза России и управлениями Федерального агентства по сельскому хозяйству, с одной стороны, и отраслевыми отделениями Россельхозакадемии, с другой.

В условиях крайне непростой экономической ситуации в АПК необходимо достаточно скромные бюджетные ресурсы сконцентрировать на разработке приоритетных научно-технических решений в АПК. Минсельхоз России должен выступить в роли заказчика НИОКТР, как орган государственной власти.

Важно выработать действенный механизм приемки завершенных научно-технических и технологических разработок и их отбора уже на уровне инновационных проектов, необходимых сельскохозяйственному производству. Большую роль в решении этих проблем предстоит сыграть Научно-техническому совету (НТС) Минсельхоза России, в котором должны проходить апробацию все завершенные и рекомендованные для освоения научно-технические разработки. Следует наладить связь между наукой и производством, чтобы обеспечить передачу адаптированных научно-технических разработок и их эффективное внедрение в производство. НТС должен быть своеобразным барометром, чутко реагирующим на запросы сельхоз товаропроизводителей и оказывающим прямое воздействие на формирование научного портфеля заказов.

Что касается двух других составляющих инновационного никла, то они в стране только появились. Инновационный бизнес — наиболее уязвимая часть российского агробизнеса. В настоящее время в системе Минсельхоза России отсутствует инновационная инфраструктура, хотя 10 лет назад в нем уже был накоплен опыт работы в инновационной сфере; тогда министерство передало часть функций государственного заказчика инновационных научно-технических программ созданному Республиканскому научному хозрасчетному инновационному центру агропромышленного комплекса. Ныне необходимо срочно восстановить данный центр, который координировал бы всю инновационную деятельность в отрасли: вел базу данных по завершенным НИОКР, формировал крупные инновационные проекты, обеспечивал защиту интеллектуальной собственности, проводил мониторинг ее оборота и т.д. Требуется вновь открыть и патентно-лицензионные подразделения в предприятиях и организациях ЛПК. Кроме того, чтобы основательно вести инновационную деятельность, важно создать инновационные центры также в аграрных вузах и НИИ, разработать порядок передачи им объектов интеллектуальной собственности. Инновационный механизм в ЛПК имеет особенности в связи со спецификой сельского хозяйства как биосистемы (работа с живыми организмами), которая снижает привлекательность инвестиций в эту отрасль. Между ними и инновациями возникает противоречие. Так, извлечение сверхприбыли в короткий период от инновационных проектов в сельском хозяйстве невозможно, а оптимальным является вложение средств в долгосрочные проекты; получение прибыли в среднесрочных проектах рискованно, в то же время крупный агробизнес станет осваивать инновационные проекты только для извлечения максимальной прибыли. Кроме того, инновационные проекты социальной, экологической направленности (повышение плодородия земель и др.) не являются привлекательными для банковского капитала. Необходимо создать новый механизм страхования рисков.

Технологическое и техническое перевооружение сельского хозяйства в современных условиях является ключевой проблемой обеспечения продовольственной безопасности России. Только создание и освоение новой техники и машинных технологий в сельхозпроизводстве позволит поднять качество и конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции. Для развития сельского хозяйства и энергообеспечения требуется государственная поддержка, особенно при разработке и освоении энерго и ресурсосберегающих агротехнологий.

Поэтому необходимо выделить еще одну специфическую для АПК проблему. Речь идет об охране и вовлечении в хозяйственный оборот на возвратной (коммерческой) основе перспективных технологий возделывания и уборки сельхозкультур, содержания сельскохозяйственных животных и птицы и ряда других. Это актуально еще и потому, что предстоит преодолеть нарастающую из года в год технологическую отсталость российского сельского хозяйства от уровня зарубежных стран.

Важным элементом инновационной деятельности является организация менеджмента инновационного цикла. По статистике, за рубежом на одну разработку в науке приходится 10 менеджеров, которые доводят эту работу до уровня достаточного, чтобы ее освоить. В России же пропорция обратная. Многие полезные для сельского хозяйства изобретения оказывались невостребованными только из-за того, что их потенциал не был раскрыт и представлен.

       Без профессиональных команд менеджеров, консультантов, ориентированных на конечный рыночный результат, нельзя достигнуть успеха на рынке научных товаров, технологий и услуг. Актуальнейшая задача — в рамках действующей системы аграрного образования реализовать многоуровневую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной инфраструктуры и, прежде всего, венчурного предпринимательства и бизнес-образования. К сожалению, несмотря на то, что в России уже 15 лет существует система подготовки кадров по MBА (бизнес-администрирование), обучение специалистов агробизнеса и аграрного менеджмента началось только в 2005 г. в Российском госагроуниверситете — МСХА имени К. А. Тимирязева. 

URL: http://biofile.ru/bio/35519.html

Курс на инновационную модернизацию страны требует подготовки компетентных специалистов, владеющих современными технологиями комплексного анализа информации и поиска нестандартных решений при управлении сложными системами. Особую актуальность приобретает создание условий для получения обучающимися практических навыков на основе опыта их личного участия в практической научно- исследовательской и проектной деятельности. Переход от передачи знаний для пассивного их усвоения к самостоятельному поиску и осмыслению информации с целью разработки оригинальных приемлемых решений позволяет студентам развивать свои творческие, аналитические способности и приобретать необходимые практические навыки и компетенции.

<Применение активных методов обучения в процессе освоения обучающимися современных сельскохозяйственных технологии так же можно считать инновационной деятельностью.  Но для этого должно быть создано необходимые условия  (должно присутствовать новшество которая  создаст  заинтересованность самих обучающихся, доступность задания,  активность обучающихся, и тд.(от автора)>

Понятие «инновационная деятельность» - ключевое для анализа инновационных процессов. Отвечая на вопросы: кто, по каким причинам, с каким потенциалом, какими возможностями включается в инновационную работу и как он ее делает, можно прогнозировать судьбу нововведения.

  Что же такое «Инновационная деятельность»?

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

       В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

       Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».

Авторы работ по педагогической  инноватике  М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский,  М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и другие понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками,  как  полезное  прогрессивное,  положительное, современное, передовое.

    Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии ОУ по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

В современном обществе первая волна осознания потребностей в новом качестве образования вылилась в идею создания учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, колледжей, образовательных центров, учебно-воспитательных комплексов и т. д.

Вторая волна преобразований привела к потребности в расширенном, качественно новом научном обеспечении образовательных и воспитательных процессов в учреждениях образования, не способных к самостоятельным, осознанным и целенаправленным преобразованиям. В связи с этим на первый план выходит задача создания новых по содержанию и идеологии диагностика - развивающих центров, региональных центров управления развитием образования, которые смогли бы взять на себя целый ряд важнейших функций образовательной системы, остающихся на сегодняшний день нереализованными. В этом видится сегодня эффективный путь сближения науки и педагогической практики.

Научное обеспечение экспериментальной работы в обучении и воспитании при всем ее многообразии предполагает определенную унификацию и доступность для широкого практического использования. На это направлены происходящие в настоящее время на федеральном и региональном уровнях процессы стандартизации всех ступеней образования. Это третья волна преобразований современной системы образования.

1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА.

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;

- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

- культурно-эстетическая развитость и образованность;

- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться, и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры. URL: http://www.informio.ru/publications/id384/Innovacionnaja-dejatelnost-pedagoga-v-sovremennyh-uslovijah

         Инновационная деятельность предлагает к внедрению и распространению такой подход, при котором во главу угла ставятся интересы, цели, идеалы, установки всех участников нововведенческого процесса: создателей педагогических новшеств, их распространителей, учителей, учащихся. Это позволяет увидеть в педагогических инновациях их специфику, отличие нововведений в научно-технической сфере от инноваций в социально-организационной сфере. Педагогические инновации имеют следующие особенности:

-Ценностная особенность. Педагогические инновации имеют смысл, только если в их основе ценность развития человека и как социального, и как индивидуального существа.

Особенность объекта нововведения. Объект педагогических инноваций – профессиональная деятельность учителя. Нововведенческое поведение может быть эффективным лишь в том случае, если оно будет иметь самодеятельный, то есть деятельностный  характер, будет разворачиваться на основе поставленных самим учителем целей и осознанно отобранных им способов действия.

Изменения в отношениях учителя и ученика. Изменившиеся отношения и есть то социально-педагогическое условие, которое ведет к личностному изменению педагогов и детей.

Таким образом, инновации являются педагогическими, если они гуманистичны по своему смыслу, субъективны по позициям участников нововведенческой работы, направлены на развивающееся изменение отношений педагогов и школьников.URL: http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/09/26/eksperimentalnaya_rabota.doc

Проблема удовлетворения потребностей общества в высококвалифицированных специалистах сегодня весьма актуальна для нашей страны. Высокие темпы развития мировой экономики, стремительно меняющиеся требования к специалисту, большой объем информации, необходимой для усвоения к концу обучения, вынуждают использовать в вузовском образовании (да и не только в нем) различные методы активного обучения.

 Традиционная система обучения, когда студентам передаются готовые знания, малоэффективна. В значительной степени это обусловлено тем, что получение теоретических знаний зачастую не сопровождается их закреплением и приобретением навыка использования в практической деятельности. Вследствие этого многие молодые специалисты после окончания вуза не способны самостоятельно выявлять и анализировать проблемы, возникающие в их профессиональной деятельности, и определять пути их разрешения.

Чтобы резко повысить эффективность обучения в вузе и добиться значительного повышения профессионализма выпускников, необходим совершенно иной подход к организации учебного процесса, а также другая система взаимоотношений преподавателя и студента и их взаимодействия.

В учебном процессе участвуют две стороны – преподаватель и студент. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего в том, что он должен выйти из роли учителя, который владеет глубокими теоретическими знаниями, различными методиками, инструкциями и другими нормами, и стать квалифицированным консультантом, владеющим современными методами консультирования по разрешению различных проблем.

Как изменяется роль студента? Прежде всего студенты становятся активными участниками учебного процесса. Они сами формулируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем.

Таким образом, студент превращается в союзника преподавателя в решении различных проблем! Задача преподавателя заключается в направлении процесса обучения на разрешение практических проблем, приближении его к реальным условиям. Тем самым процесс обучения становится составной частью процесса совершенствования управления или производства.

Здесь необходимо отметить, что при работе над проблемами студент целенаправленно пополняет те знания, которые связаны с теорией решения той или иной проблемы. Задача преподавателя при этом – с помощью методов управленческого консультирования (консалтинга) побудить его сделать правильный выбор проблемы и определить возможные пути ее разрешения. В роли экспертов предложенных проектов реализации конкретных проблем также выступают сами студенты.

Обучение представляет собой процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, и эффективен он только тогда, когда усилия прилагают и тот и другой! Процесс образования может осуществляться как путем обучения, так и путем самообразования.

Задачами обучения являются подготовка студентов к самообразованию, развитие у них интереса к учению, познавательных потребностей, формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда. Основной результат обучения – знания, умения и навыки, усвоенные студентами, познавательные потребности и способности, сформированные у них. URL: http://www.asou-mo.ru/student/mp/50.pdf

1.3 ОСНОВЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Овладение содержанием обучения во многом определяется методами, которое применяет преподаватель. Но что такое методы вообще? Метод в переводе с греческого означает путь, способ деятельности. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение студентами знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Педагогическая наука и практика предполагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели – усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого мышления и познавательных интересов и способностей студентов, воспитание личности в процессе овладения знаниями и умениями.

Хороший метод — залог успеха в любой сфере человеческой деятельности, материальной, духовной, педагогической. Причем каждому роду деятельности соответствует свой наиболее эффективный метод. Метод, отмечал великий немецкий философ Г. Гегель (1776-1831), не есть нечто внешнее по отношению к исследуемому предмету, не есть нечто привносимое извне; напротив, метод есть нечто, уже содержащееся в нем самом, метод — это душа предмета. Поэтому физик использует одни методы исследования, биолог — другие, а социолог — третьи, хотя все они используют также и общенаучные методы познания.

Свой комплекс методов применяет и преподаватель, и мастер производственного обучения в процессе обучения. Но поскольку, как отмечалось, содержание обучения чрезвычайно сложно, естественно, что и методы усвоения этого содержания чрезвычайно многообразны.  

 URL: http://www.rksi.ru/doc/inclusive/metod.pdf 

Использование разнообразных методов и приёмов в обучении создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям. В период учебной практики применяются различные методы обучения. Для формирования творческой активности будущего специалиста, развития его профессионально-познавательных потребностей и интересов, выработки способности инициативно решать стоящие перед ним задачи, для воспитания у него умения жить и работать в коллективе велико значение активных форм и методов обучения.

Термин ``активные методы обучения'' или ``методы активного обучения'' (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие. URL:http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met110/node3.html

  1.  РАЗНОВИДНОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Различные способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов получили собирательное название «методы активного обучения». Сюда входят и некоторые педагогические приемы, и специальные формы проведения занятий.

Поэтому для преподавателя любая классификация имеет практический смысл лишь в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или сочетания нескольких методов для решения конкретных дидактических задач. Исходя из этого, в данном пособии предлагается классификация методов активного обучения по их назначению в учебном процессе.  Конечно, следует иметь в виду, что большая часть методов активного обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Например, разбор конкретной ситуации может быть применен для решения по меньшей мере трех дидактических задач:

1) закрепление новых знаний (полученных на занятиях);

2) совершенствование некоторых профессиональных умений;

3) активизация обмена знаниями и опытом.

Однако в учебном процессе можно выделить несколько узловых функций, для реализации которых применение тех или иных методов представляется наиболее целесообразным. Так, можно выделить четыре узловые функции учебного процесса:

1) сообщение учебной информации; 

2) формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков;

3) активизация освоения передового опыта, обмена знаниями и опытом;

4) контроль результатов обучения. Рассмотрим их более подробно.

1.4.1 СООБЩЕНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Эта функция реализуется в основном в форме лекционных занятий и предполагает решение следующих дидактических задач: разрушить неверные стереотипы, заинтересовать, убедить, побудить к самостоятельному поиску и активной мыслительной деятельности, помочь совершить мысленный переход от теоретического уровня к прикладным знаниям и др.

1.4.2 ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Реализация этой функции предполагает решение как неспецифических дидактических задач

 – закрепление полученных знаний, формирование умения применять их на практике, так и специфических, определяющихся особенностями обучающихся,

– формирование и совершенствование умения работать с информацией, анализировать и обобщать, принимать и обосновывать решения, аргументированно их защищать в дискуссии, взаимодействовать, управлять процессом в динамике его развития и т.д.

Для решения этих задач применяются в основном имитационные методы активного обучения – неигровые и игровые. К неигровым методам относятся: анализ и обсуждение конкретных ситуаций; решение ситуационных (производственных) задач; разбор инцидентов (конфликтов, событий); разбор папки с деловой документацией. К игровым – разыгрывание ролей (инсценировка), деловые имитационные игры, игровое проектирование и другие формы игровых занятий.  Наряду с имитационными могут применяться и не имитационные методы активного обучения. При этом принцип адекватности учебно-познавательной профессиональной деятельности реализуется не посредством имитации последней, а на основе выполнения обучающимися определенных профессиональных действии и функций в реальных условиях. В качестве примера рассмотрим обучение навыкам вождения автомобиля. Работа на тренажере – это имитационный метод. Непосредственное вождение учебного автомобиля в реальных условиях дорожного движения – метод неимитационный. В учебном процессе к не имитационным методам можно отнести: решение производственной задачи непосредственно на месте (на предприятии, в цехе); групповое игровое проектирование на реальном объекте; анализ и обобщение конкретных рабочих материалов (документов, проектов и т.п.); стажировку на рабочих местах и должностях (на практике либо при подготовке резерва на должности руководителей); выполнение специальных заданий аналитического характера одновременно в учебных и практических (консультативно-исследовательских) целях и т.п.

1.4.3АКТИВИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА, ОБМЕНА ЗНАНИЯМИ И ОПЫТОМ

 Основные дидактические задачи, стоящие перед преподавателями и мастерами производственного обучения при реализации данной функции, состоят в том, чтобы заинтересовать обучающихся опытом, убедить их в его прогрессивности, сформировать конструктивную позицию в отношении нововведений, пробудить чувство нового, выработать творческий подход к использованию чужого опыта, вызвать рефлексивную (критическую) самооценку собственной практики и т.п.

1.4.4 КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

 Традиционные методы контроля знаний, такие как зачет, экзамен и другие, используются повсеместно, но если речь идет о классификации методов активного обучения, то для реализации данной функции учебного процесса необходимо применять такие способы контроля, которые активизируют учебно-познавательную деятельность. Кроме того, применительно к целям обучения следует иметь в виду, что нас интересует не репродуктивный, а продуктивный результат обучения. Отсюда вытекают следующие дидактические задачи: проверить умение оперировать полученными знаниями, умение применять их при решении практических задач, умение самостоятельно анализировать, обобщать и делать практически значимые выводы, побудить к самоконтролю, самооценке и развитию собственных знаний, реализовать непосредственный переход от получения знаний к их применению в профессиональной деятельности. С этой целью используются такие методы контроля, как тестирование, программированный контроль, итоговое собеседование, разработка и защита выпускных работ в форме рефератов и реальных проектов (к примеру, выпускных квалификационных работ). Наилучший результат обучения достигается лишь при комплексном применении различных методов и других дидактических средств.

Немаловажное имеет значение выбор методов обучения.

Выбор методов обучения зависит от ряда условий: специфики содержания изучаемого материала, общих задач подготовки специалиста, времени, которым располагает преподаватель, особенностей состава студентов, наличия средств обучения. Формирование компетенций происходит только в практической деятельности, поэтому для решения этой дидактической задачи необходимо использовать упражнения, работу на тренажерах, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры. Общие задачи подготовки специалиста также определяют выбор метода обучения. Преподаватель всегда должен помнить, что обучение – это не только усвоение знаний и умений, но и развитие и воспитание студентов. Для развития творческого профессионального мышления широко используются следующие методы активного обучения: эвристические беседы, учебные дискуссии, поисковые лабораторные работы; для развития познавательных интересов и способностей – самостоятельная работа с дополнительной литературой, анализ производственных ситуаций, решение производственных ситуационных задач. Как правило, каждый метод решает не одну узконаправленную задачу обучения, воспитания или развития, а обеспечивает их решение в комплексе, но в ходе использования того или иного метода усиливается решение то одной, то другой задачи. Преподаватель, выбирая метод обучения, должен учитывать преимущества и недостатки каждого метода. Преимущество методов активного обучения состоит в том, что студенты побуждаются к активной мыслительной деятельности. Эти методы способствуют максимальному развитию творческого мышления, приучают студентов вдумываться в сущность явлений, отыскивать взаимосвязи между ними, формулировать выводы как теоретические положения. Однако активное обучение требует от студентов определенных интеллектуальных умений, усилий мысли, заставляет преодолевать трудности. Не все студенты готовы к активному обучению. Некоторые из них накопили опыт такого обучения в школе, некоторые привыкли к традиционному объяснению преподавателя, а затем к ответу в виде пересказа прочитанного материала. URL:http://vasilievaa.narod.ru/mu/ucheb/StMU2.htm

Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям обучающихся.

Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.

1.4.5 РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Приучать студентов к современному обучению надо с первых дней.

Они сразу должны почувствовать, составную часть профессиональной деятельности. У них должно быть познавательный интерес к профессии. (является главным стимулом для использования активных методов обучения).

Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа:

1) ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределенности и т.п.;

2) устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности;      

3) включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.

 При формировании познавательной мотивации рекомендуется исходить из следующих принципов:

• познавательная мотивация выступает не столько проявлением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных условий деятельности; это открывает возможность для ее формирования посредством специально организованных дидактических воздействий;

• познавательная мотивация возникает в проблемной ситуации, что показывает ее не только внутреннюю, но и внешнюю обусловленность;

• важное условие формирования познавательной мотивации – применение форм и методов активного обучения, в которых реализован принцип проблемного образования;

• возникновение и развитие познавательной мотивации во многом обусловлено типом взаимодействия и общения преподавателя и студентов, а также студентов между собой;

• развитие познавательной мотивации студентов во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, его умения правильно организовывать деятельность студентов, побуждать их к развитию познавательной мотивации. Правильное понимание мотивации служит необходимой предпосылкой продуктивной работы преподавателя. Опытный преподаватель целенаправленно развивает и углубляет познавательный интерес студентов к изучаемому предмету. При формировании у студентов специфической мотивации, которая проявляется в решении мыслительных задач, рекомендуется исходить из той простой истины, что знания, подлежащие усвоению, не могут быть переданы в готовом виде, путем простого сообщения или показа. Они усваиваются только в результате выполнения определенных действий. URL:http://www.be5.biz/ekonomika1/r2009/2879.htm

На современном этапе обучения, появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.URL:  http://collegy.ucoz.ru/publ/27-1-0-6139

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Метод конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных производственных задач и умение формулировать задачу самостоятельно. Сталкиваясь с конкретной задачей, специалист прежде всего должен определить, есть ли в ней проблема и в чем, собственно, она состоит, определить свою позицию, выяснить, что следует решать и есть ли в этом необходимость.

При традиционном способе обучения в вузе условия задачи обычно выступают перед студентами сразу в четко сформулированном виде, в котором они могут войти в решение. Составитель задачи уже совершил ту сложную интеллектуальную работу, которая необходима для точной ее постановки. Однако в реальной жизненной ситуации условия задачи не только заранее не известны, никем не заданы, но часто замаскированы, повернуты для человека не той стороной, в какой затем фигурируют в процессе решения. Таким образом, при решении учебной задачи, как правило, не требуется преобразования ее условий к виду, пригодному для использования в процессе решения, а при решении любой практической, производственной задачи такое преобразование превращается в самостоятельную сложную задачу. Коль скоро учебная задача дана студенту, от него не требуется умения обнаружить проблему, из которой она произошла. Для него остается загадкой, как можно из огромного множества сторон и свойств, так или иначе относящихся к проблемной ситуации, выделить те, которые потребуются для ее разрешения, — ведь в учебной задаче всегда ограниченное количество условий и, как правило, именно те, которые будут необходимы. Не случайно для учебной деятельности нередко характерны формальные решения, их главный принцип — поиск подходящего способа комбинирования заданных условий без анализа содержательной стороны задачи.

Важно отметить, что в конкретные ситуации, как правило, включена дополнительная информация, казалось бы, не относящаяся прямо к решаемой задаче, например, сведения об истории предприятия, но она позволяет анализировать предложенный материал как с объективной, так и с субъективной точки зрения. Описания ситуаций содержат не только указания на отношения между людьми и поведение участников событий, но включают и данные, совсем не нужные для решения. Часто в них нет четко сформулированного вопроса, и они не только не имеют однозначного решения, но могут вообще не иметь решения в общепринятом смысле слова. Информация может быть дана не в логической последовательности, а в том порядке и форме, в каких она встречается на практике. При анализе различных подходов и попыток решения демонстрируется, как важно отделить факты от их толкования и показывается, что для этого необходимо учитывать, кто дал те или иные сведения.

Как показала практика, метод анализа ситуаций стимулирует обращение к литературным источникам, консультациям и усиливает стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на поставленные вопросы. Именно поэтому метод закрепляет сведения, получаемые на лекциях, и дает примеры практического использования новых идей и знаний. Однако его цель — не в простом закреплении теоретических знаний, ситуации должны развивать у обучающихся инициативу, аналитические способности, способствовать правильному использованию имеющейся в их распоряжении информации и умению обосновывать свои решения. Главная задача этого метода — развить умение анализировать нерафинированные задачи, вырабатывать самостоятельные решения. Процесс выработки решения составляет сущность метода конкретных ситуаций и имеет гораздо большее значение, чем само решение. Обучающийся должен сам выявить и сформулировать задачу и значимые факты, помогающие ее решить, для чего необходимо тщательно рассмотреть и взвесить каждый факт, обстоятельства, ограничивающие решение, разработать несколько альтернативных способов действия, произвести разбор положительных и отрицательных последствий каждого и, наконец, обосновать лучший вариант решения. Использование конкретных ситуаций — весьма действенный метод обучения. Ситуации, разработанные в Московском институте народного хозяйства имени Г. В. Плеханова, охватывают разные стороны управленческой и производственной деятельности, они не привязаны жестко к определенной учебной дисциплине и учитывают ряд психологических и социальных факторов. Для решения проблем воспитательного характера полезен разбор ситуаций морального выбора. Опыт использования этого метода на ряде ленинградских предприятий показал, что анализ ситуаций способствует формированию у специалистов организаторских и психологических знаний, умений и навыков взаимодействия.
URL:
http://bookap.info/praktik/granovskaya_elementy_prakticheskoy_psihologii/gl46.shtm

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

При выполнении инновационной работы провести нетрадиционный урок.

На уроке запланировано:

  1. Изучить устройство и регулировки данной сеялки.

  2. Выполнить подготовку участка для пробного посев сеялки.

  3. Провести пробный посев.

  4. Выполнить проверку качество и глубину посева.

  5. Определить всхожесть семян.

  6. Выяснить недостатки данной сеялки.

  7. Внести предложения по устранению недостатки сеялки.

2.2 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА

Подготовительный этап урока включает следующие моменты:

  1. Составление плана нетрадиционного урока.
  2. Подбор обучающихся для выполнения задачи.
  3. Подготовка необходимого оборудования для урока.
  4. Определение место проведения урока.
  5. Действия обучающихся на уроке.
  6. Подведение итогов проделанной работы.

3 ПЛАН НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА

URL:http://www.virtual.ks.ua/students/5896-planning-creative-non-conventional-lesson.html

• Тема урока: «Подготовка к работе ручной самодельной сеялки, выполнение пробного посева».

• Тип урока: урок-эксперимент.

    • Цель урока:  

          1. Изучить устройство и регулировки данной сеялки.

          2. Выполнить подготовку участка для пробного посев сеялки.

          3. Провести пробный посев.

    • Оборудование и материалы: Лаборатория по технологии производства продукции растениеводство, презентация для ознакомления обучающихся, самодельная сеялка ручная, набор инструментов, площадка для проверки работоспособности сеялки, зерно для посева, экспериментальный участок для выполнения посева.

• Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников: Учащиеся группы на уроке производственного обучения ознакомлены с темой посевных машин. Поэтому данная работа не должно предоставлять трудности при выполнении.

•    Главная проблема урока:

  1. Изучить устройство и регулировки данной сеялки.

  2. Выполнить подготовку участка для пробного посев сеялки.

  3. Провести пробный посев.

  4. Выполнить проверку качество и глубину посева.

  5. Определить всхожесть семян.

  6. Выяснить недостатки данной сеялки.

  7. Внести предложения по устранению недостатки сеялки.

•    Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени:

1. Просмотр презентации -5 мин

2. Изучить устройство и регулировки данной сеялки. 20 мин.

3. Проверка равномерности аппаратов на лаборатории-15 мин.

4. Подготовка участка для посева-20 мин.

5. Подготовка ручной сеялки к посеву-10-15 мин.

6. Выполнение посева –30 мин (общее время).

7. Итог выполненной работы. 10-15 мин.
•    Формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока.

1 этап урока.

 Устройство и регулировки сеялки.

      Ознакомление с устройством ручной сеялки – Закиров Альфред.

      Ознакомление с регулировками сеялки – Маннанов Инсаф.

      Подготовку сеялки на площадке выполняет Мухаметшин Салават.

2 этап урока.

Подготовка участка.

 Выполняют все обучающиеся. Очистка участка от сорных растений и боронование.

Требования к участку: правильно подготовленный участок должен иметь ровную поверхность, диаметр комков не более 3-4 см, не должен содержать сорные растения.

3 этап урока.

Подготовка ручной сеялки к посеву.

1. Проверить исправность сеялки путём осмотра.

2. Проверить регулировки сеялки.

3. Выполнить заправку сеялки.

4 этап урока.

  Пробный посев на экспериментальном участке выполняют:

1.Зайнуллин Данил.

2. Галиев Миннефарт.

3.Зайнуллин Динар.

4.Гузаиров Асаф.

 Во время работы контролировать прямолинейность рядков, расстояние межу стыковых междурядий и заделка семян.

5 этап урока.

Проверка качество и глубину посева.

Во время выполнения посева контролировать качество и глубину посева.

3.1 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УРОКА

Во время выполнения посева необходимо быть внимательным, не допускать недостатки в работе, выполнять рекомендации мастера, соблюдать технику безопасности.

3.2 ПОДБОР ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧИ

Для выполнения задания конкретный подбор (по указанию мастера) обучающихся не проводилось. Желающих участвовать на проекте было много. Учащиеся добровольно участвовали на проекте и выполняли задание вне учебное время.

3.3 ПОДГОТОВКА НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ УРОКА

1. Презентация для ознакомления с ручной сеялкой.

2. Самодельная сеялка ручная.

3.Лаборатория по технологии производства продукции растениеводство.

4. Набор инструментов.

5. Экспериментальный участок для выполнения посева.

 6. Площадка для проверки работоспособности сеялки.

7. Зерно для посева.

8.  Инструкционно – технологическая карта (приложение 1)

                                                                                   

                                                                                                 Приложение А

ИНСТУКЦИОННО ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ 6-ТИ РЯДНОЙ РУЧНОЙ СЕЯЛКИ

п.п

Содержание операции и технологические указания.

Технические

требования

Оборудован-ие приспособле ния, инстру-менты.

Указания

к выполненю.

1

Провести внешний осмотр сеялки и убедиться в исправности.

Внимательно проверить все узлы и детали сеялки. Поломки и трещины должны отсутствовать.

Ветошь.

При проверке сеялки необходимо соблюдать правила по тб.

2.

Проверить легкость перемещения и вращения зернового вала высевающих аппаратов.

Для проверки вращения вала необходимо приподнять сеялку со стороны приводной цепи и вращать на несколько оборотов опорное колесо.

(вращение должно быть легким).

Проверка в ручную.

При вращении контролировать прямолинейность приводной цепи по контуру.

3.

Проверить надежность креплений сцепки сеялки

Проверить винты для натяжки в местах соединения к раме сеялки.

Молоток, ключ гаечный

на 12.

При соединении необходимо соединить короткую часть закрепления.

4.

Проверить натяжение приводной цепи сеялки.

При проверке прогиб должен составлять 10-15 мм от усилия руки

 2-3 кгс.

Молоток, ключ гаечный на

12-14

При сильном натяжении цепи тугое вращение колесо приводит к преждевременному износу вращающихся деталей и механизмов.

        

п.п

Содержание операции и технологические указания.

Технические

требования

Оборудование приспособле ния, и инструменты

Указания

к выполненю.

5.

Проверить перемещение рычага для регулировки выхода катушек.

Должно перемещаться

 от усилия руки.

Молоток, ключ гаечный на17

Натягивать после регулировки.

6.

Проверить перемещение рычага для регулировки зазора между муфтой катушки и клапаном.

Должно перемещаться

 от усилия руки.

Молоток, ключ гаечный на13

Натягивать после регулировки.

7.

Проверить положение сцепки совпадения по росту оператора.

Регулируется при помощи отверстии для закрепления планки.

Молоток, ключ гаечный на13

После регулировки проверить.

8

Проверить давление прикатывающего приспособления.

При поднятом состоянии от руки прикатывающего приспособления чувствуется усилие пружины.

Плоскогубцы

Проверяется параллельность к сеялке.

9

Проверить сошники.

Передвигать сеялку назад на опущенном положении сошников запрещается.

Осмотреть состояние.

При забивании почвой очистить.

10

Заправить сеялку семенами.

Ровное распределение семян

_

_

                                                                                                     Продолжение приложения А.

                                                                                         

        

4 АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ

При выполнении этой инновационной работы, я решил ряд проблемных вопросов.

1. Повышение знаний, умений и навыков обучающихся.

 2. Повышение интереса к профессии тракториста- машиниста широкого профиля.

 3. Отношения обучающихся между собой как индивидуальных личностей.

 4. Необходимость знания особенностей своих обучающихся.

 5. Развитие мышления обучающихся.

 6. Самостоятельность при выполнении заданий.

 

 7. Стремление к инновациям при обучении.

 8. Чувствительность обучающихся во время занятия.

 

 9. Направленность внимания на уроке.

 

 10. Стремление проявить себя с положительной стороны.

 11. Определение уровня мотивации учащихся участвующих на нестандартном уроке

 

«Определение уровня мотивации учащихся участвующих на нестандартном уроке».

Анкета для определения уровня мотивации перед входом на проект.

1. Имели ли вы какой-то опыт работы до нестандартного урока на ручной сеялке?

 - не имел никакого опыта работы.

- определенный навык работы имел,

- об этом не думал.

2. Где вы впервые видели или попробовали работать на ручных сеялках?

- в школе.

- у соседа или знакомого.

- до этого урока не приходилось работать с такой сеялкой.

3. Интересно ли для вас сеялки, которые вы изучаете на уроках производственного обучения?

- для меня значение имеет только хорошая оценка, интерес не так важно.

- для меня интересно, я люблю технические предметы.

- этого я должен знать, моя профессия такая.

4. Проводились ли у вас ранее нестандартные уроки.

- у нас все уроки одинакового типа.

- не проводилось.

- об этом я не знаю.

5. Когда впервые вы знали про нестандартный урок?

- только здесь перед проведением

- в школе у нас были такие уроки

- во время урока.

6.Если у вас был возможность выбора какой урок бы вы выбрали?

- урок теоретического обучения.

-урок практического обучения

- я обучаюсь по расписанию уроков.

7. Каково ваше мнение к ручному посеву?

 - положительное

 - отрицательное

 - можно выполнять посев ручным способом без сеялки, когда нет других возможностей.

8. Что не соблюдается при ручном посеве?

- равномерность междурядий, глубина посева, норма посева.

- все соблюдается,

- затрудняюсь ответить.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

0

3

1

2

1

3

0

3

0

1

3

4

3

1

0

5

0

1

3

6

1

3

0

7

3

0

1

8

3

1

0


Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты
перед входом на проект.

.

Ответы, характеризующие положительное отношение оцениваются в три балла, относительно нейтральные ответы – в один балл, ответы, показывающие отрицательное отношение – ноль баллов.

Первый уровень. 24-21 баллов – показывает хороший уровень мотивации до входа на проект.

У них некоторых имеется определенный навык работы, определенный интерес к практическим занятиям.

Второй уровень. 21-18 балла – показывает среднюю мотивацию до входа на проект.

Третий уровень. 18-12 баллов – низкий уровень мотивации до входа на проект.

Четвертый уровень. 12-6 баллов – более низкий уровень мотивации.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ ПЕРЕД ВХОДОМ НА ПРОЕКТ.

УЧАСТ

НИКИ

Вопр1

Вопр2

Вопр3

Вопр4

Вопр5

Вопр6

Вопр7

Вопр8

Общ

бал

бал

бал

бал

бал

бал

бал

бал

бал

1 уча-к

3

0

0

1

3

3

3

3

16

2 уча-к

3

0

1

3

3

3

3

3

19

3 уча-к

0

0

1

1

3

3

3

3

14

4 уча-к

0

0

1

1

3

3

3

3

14

5 уча-к

0

0

1

1

0

3

3

3

11

6 уча-к

3

3

3

1

3

3

3

3

22

Анкета для определения уровня мотивации перед выходом из проекта

1.       Нравится ли тебе заниматься внеурочное время в колледже?

-  нравится, если это интересно

-  не очень нравится,

-  не нравится.

2.        Имели ли вы какие-то представления о сеялках для посева небольших участков?

-  об этом не приходилось думать,

-  знал, но не имел представление,

-  после нестандартного урока у меня появилось большой интерес.

3.        После просмотра презентации появилось ли у вас интерес к уроку?

-  да, для меня это интересно, так как сеялка используется впервые,

-  интерес к уроку не изменилось,

-  у меня нет желания к просмотру презентации.

4.        Знают ли про этот урок твои друзья, однокурсники, родители?

-  не знают,

-  знают,

-   почти никогда не рассказываю про урок.

5.        Почему вы решили участвовать на этом уроке?

-   По просьбе мастера производственного обучения,

-   По просьбе близкого друга

-   Мне нравится уроки производственного обучения особенно не стандартные.

6.        Считаешь ли ты, что урок тебе дал большую пользу?

-  да,

-  нет,

-  не знаю

7.      Понравилось ли тебе вместе с друзьями заниматься?

-  понравилось

-  мне все равно

-  люблю работать один без друзей.

8.      Как вы считаете, получили ли вы новые навыки после работы с ручной сеялки?

- после работы с сеялкой получил определенный навык работы

- урок для меня положительных результатов не дал.

- я могу выполнять такие работы без помощи кого- либо.

Первый уровень. 24-21 баллов – показывает хороший уровень мотивации перед выходом из проекта.

У всех учащихся имеется определенный навык работы, большой интерес к практическим занятиям.

Второй уровень. 21-18 балла – показывает среднюю мотивацию перед выходом из проекта.

.

Третий уровень. 18-12 баллов – низкий уровень мотивации перед выходом из проекта.

.

Четвертый уровень. 12-6 баллов – более низкий уровень мотивации перед выходом из проекта.

.Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты перед выходом из проекта.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

3

1

0

2

0

1

3

3

3

1

0

4

0

3

1

5

0

1

3

6

3

0

1

7

3

0

1

8

3

0

1

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ ПЕРЕД ВЫХОДОМ ИЗ ПРОЕКТА.

УЧАСТ

НИКИ

Вопр1

Вопр2

Вопр3

Вопр4

Вопр5

Вопр6

Вопр7

Вопр8

Общ

бал

бал

бал

бал

бал

бал

бал

бал

бал

1 уча-к

3

3

3

3

3

3

3

3

24

2 уча-к

3

3

0

3

3

3

3

3

21

3 уча-к

3

3

3

3

3

3

3

3

24

4 уча-к

3

3

3

3

3

3

3

3

24

5 уча-к

3

1

3

3

3

3

3

3

22

6 уча-к

3

3

3

3

3

3

3

3

24

Диаграмма для определения уровня мотивации до входа и после выхода из проекта.

По результатам анкетирования учащихся участвующих на нестандартном уроке было выявлено определенный рост мотивации. Особенно большой рост мотивации наблюдается у участников под номером: 1,3,4,5. К этому способствует презентация который использовалось в начале для урока, сеялка ручная шести рядная которая проводилось посев впервые на участке и организация урока.

5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мой вывод: Работая над методической темой, «Использование активных форм обучения, с целью формирования практических навыков» выполнение данной инновационной работы подтверждает о том, что при умелом использовании активных методов обучения,  инновация является главным стимулирующим мотивом. Это говорит о том что, нетрадиционный урок с использованием инновации всегда проявляет особый интерес у обучающихся. Это самый важный элемент практического обучения.   Поэтому есть необходимость включить нетрадиционных уроков в ряд основных программ производственного обучения практики.

                     

               Список использованных источников и литератур.

1.Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Инсти- тут Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru.

2. Активные методы обучения: рекомендации по разработке

и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Ло-

гинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.

3. Активные формы обучения для бакалавриата ГМУ : метод. пособие / авт.-сост. А. А. Васильев, В. А. Волков. – АСОУ, 2013. – 36 с. http://www.asou-mo.ru/student/mp/50.pdf

4. URL: http://www.ntpo.com/obzor-sovremennyh-tehnologii/sovremennye-tehnologii-v-selskom-hozyaistve/page/2/

5. URL: http://biofile.ru/bio/35519.html

6. URL: http://www.informio.ru/publications/id384/Innovacionnaja-dejatelnost-pedagoga-v-sovremennyh-uslovijah

7. URL: http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/09/26/eksperimentalnaya_rabota.doc

8. URL: http://www.asou-mo.ru/student/mp/50.pdf

9. URL: http://www.rksi.ru/doc/inclusive/metod.pdf

10. URL:http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met110/node3.html

11. URL:http://vasilievaa.narod.ru/mu/ucheb/StMU2.htm

12. URL:http://www.be5.biz/ekonomika1/r2009/2879.htm

13.URL:http://bookap.info/praktik/granovskaya_elementy_prakticheskoy_psihologii/gl4   6.shtm

14.URL:http://www.virtual.ks.ua/students/5896-planning-creative-non-conventional-lesson.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

РАБОТУ ВЫПОЛНЯТЬ ПО ПАРНО. ВСПОМНИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. ХОРОШО ЗАПОМНИТЬ РЕГУЛИРОВКИ. УМЕТЬ РАБОТАТЬ С ИНСТРУМЕНТОМ.

Слайд 3

Особенности ручной сеялки Удобная разборка и сборка. Простата в эксплуатации. Возможность транспортировки на легковом автомобиле. Возможность использования для небольших площадей. Не сложно для создания.

Слайд 5

https://www.youtube.com/channel/UC_ZiG8GGV8jKATAaPJNARVw

Слайд 6

Благодарим за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"

Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами...

Аналитический обзор работы опорной площадки по активным методам обучения и технологии модерации ГБПОУ КК "АЛХТ"

Аналитический обзор работы опорной площадки по активным методам обучения и технологии модерации ГБПОУ КК "АЛХТ"...

Самоанализ по самообразованию. Тема:Применение активных методов обучения

Новые стандарты требуют и новые формы контроля, заключающиеся  в оценивании готовности к выполнению основных видов профессиональной деятельности и в оценивании достижений в обучении. Ключевой про...

Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения

Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная зада...

В МОСКВЕ ПРОЙДЕТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

19 ноября 2019 года в Москве пройдет межрегиональный семинар «Повышение кадрового потенциала педагогов русского языка и литературы: направления и инструментарий» (время проведения семинара...

ВЕБИНАР «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

20 ноября 2019 года  пройдет вебинар «Повышение кадрового потенциала педагогов русского языка и литературы: направления и инструментарий».Время проведения вебинара: с 14:00 до 16:00.В...

Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...