Деловая игра "Ребёнок со всех сторон"
материал

Манаенкова Марина Анатольевна

Деловая игра "Ребёнок со всех сторон" Цель игры:  повышение компетентности педагогов в  работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx370.76 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Ребенок со всех сторон»

                                                педагог – психолог

                                                Манаенкова М.А.

                                                 

Деловая игра "Ребенок со всех сторон"


Оборудование: видеопроектор, компьютер,  письменные принадлежности, листы бумаги.

Цель: повышение компетентности педагогов в  работе с детьми с ОВЗ.
Задачи:

  • актуализировать опыт работы педагогов;
  • познакомить педагогов с приемами, способствующими преодолению различных видов трудностей обучающихся с ОВЗ;
  • приобрести практический опыт в коллективной работе;
  • сформировать профессиональную мотивацию педагогов.

1. Вступление

Психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады Вас приветствовать на нашей деловой игре. Сегодня с Вами будут работать учитель – логопед Елена Станиславовна, учитель начальных классов  Татьяна Сергеевна и я, педагог – психолог Марина Анатольевна.

Правила игры

Психолог: Работа проводится по группам, разделимся на группы случайным образом

(Учителя вытягивают фишки трех разных цветов).

– Предлагаем быть активными, слушать внимательно, высказывать своё мнение.
 
2. Актуализация знаний

Психолог: Исследования в области педагогики и психологии показывают, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), придя в школу, испытывает разные трудности.
– А вы, уважаемые коллеги, наблюдали у своих учеников какие-либо трудности?
– Ответы педагогов.
– Давайте посмотрим, какие трудности мы с коллегами выделили.

Психолог. У каждой трудности может быть ряд причин, которые её вызывают. Например, ребёнок не запоминает буквы. Какие причины? (Педагоги перечисляют возможные причины)

Конечно, главные помощники для ребёнка – учитель и родители. Но, зачастую, дети с ОВЗ воспитываются в неблагополучных семьях, где ребёнку не уделяется должного внимания. Учителю на помощь приходят узкие специалисты –  логопед, психолог, дефектолог, медицинский работник. Но это в идеале. В нашем случае большую часть работы приходится выполнять учителю.

3. Работа в группах

3.1.Учитель: Уважаемые коллеги! Сейчас мы с вами побываем в роли разных специалистов. Начнем с главного человека в школе – учитель.

– На лепестках ромашки написаны трудности детей с ОВЗ, каждая группа выберет себе лепесток (Приложение 1). 

Озвучьте, что вы выбрали (учителя отрывают лепестки и зачитывают).

Задание. Обсудите помощь педагога ребёнку в преодолении этой трудности. Перечислите методы и приёмы.

Идёт работа в группах. Представители каждой группы озвучивают виды помощи.

Учитель: Я в своей работе использую  упражнение «Поставь цветок в вазу» (Приложение 2). Давайте, мы с вами поиграем.

Задание. На доске вазы красного, синего, зелёного цвета. Нужно взять цветок, назвать предмет, который на нем изображён и выделить первый звук. Если это гласный, то цветок ставим в красную вазу; если согласный твердый звук  – в синюю, а мягкий – в зелёную вазу.

Работа представителей групп у доски.

3.2Логопед: А теперь мы с вами превращаемся в логопедов.  Задание, аналогичное первому, но трудности на лепестках ромашки имеют логопедические причины.

Идёт работа в группах. Представители каждой группы озвучивают виды помощи.

Логопед: Мне очень нравятся графические диктанты, которые выполняют не только контрольную, но и обучающую функцию. А именно, позволяют тренировать обучающихся в различении смешиваемых звуков. Давайте запишем графический диктант.

Задание: каждое слово в предложении отмечаем горизонтальной линией, в конце предложения ставим точку. Если в словах услышали звук  з, определите, где он находится (в начале, в середине или в конце слова), и запишите его местоположение в слове буквой з. Первое предложение напишем вместе. (Приложение 3).

3.Психолог: А сейчас мы превращаемся в психологов. Задание аналогичное. Трудности теперь имеют психологические причины.

Идёт работа в группах. Представители каждой группы озвучивают виды помощи.

- Я в своей работе с детьми с ОВЗ использую релаксацию по цвету. Предлагаю ребенку выбрать цвет, который ему нравится. Давайте и мы с Вами выберем цвет, который нравится. Смотрим презентацию этого цвета.

4. Подведение итогов

Психолог: Посмотрите, коллеги, наш ребёнок с ОВЗ улыбается, у него хорошее настроение. Как вы думаете, почему?

Ответы учителей. Ребёнок улыбается, потому что получил квалифицированную помощь всех специалистов.

Учитель: Многие приёмы и методы мы с вами знаем и используем в работе. Сегодня мы их вспомнили, обобщили. Эти приемы, методы являются приёмами формирования УУД.

Психолог: А сейчас рефлексия. Продолжите фразы:

– Я сегодня вспомнила …
– Меня порадовало …
– Мне было трудно …

– Спасибо за работу!

Приложение 1

Трудности обучающихся с ОВЗ.

Трудности, имеющие (условно) педагогические причины

- Трудности усвоения навыка письма.

- Трудности усвоения навыка счёта.

- Трудности усвоения навыка чтения.

- Неусидчивость.

- Трудности при выражении своих мыслей.

Трудности, имеющие (условно) логопедические причины

- Нарушение звукопроизношения.

- Трудности в звуковом анализе и синтезе.

- Трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв в процессе чтения.

- Зеркальное написание букв, пропуски или приписывание элементов букв.

- Трудности словообразования, словоизменения.

Трудности, имеющие (условно) психологические  причины

- Трудности привыкания к новому коллективу.

- Невнимательность.

- Трудности запоминания.

- Трудности при выполнении правил и норм школьной жизни.

- Трудности восприятия и понимания инструкции.

Приложение 2

Наглядный материал к игре «Поставь цветок в вазу».

  1. Вазы синего, красного, зелёного цвета.
  2. Цветы, в центре которых картинки с изображением (санки, синица, автобус, мышка, лиса, медведь, утка, осы, лев, хлеб, шапка).

Рис.1

IMG_20160226_122904

Рис. 2

IMG_20160226_123100

Приложение 3.

Графический диктант.

Наступила зима.  

Всю ночь завывала вьюга.

В сосновом лесу смолистый запах.

|_____    З_____.

|_____    ______   З_____     _____.

|_____    ______     _____     _____    З_____.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Применение личностно - ориентированной технологии при развитии фонетико- фонематической стороны речи на уроках английского языка»

Вашему  вниманию я  хочу предложить мастер-класс по актуальной для начальной школы теме: «Применение личностно- ориентированной технологии  при  развитии  фонетико- фонематиче...

"Методические рекомендации воспитателям по предупреждению негативного отношения к социальным нормам со стороны учащихся"

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится — будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания...

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Проект на тему: «Наши мамы всех милее, всех любимей и добрее»

 Предлагаемый проект «Наши мамы всех милее, всех любимей и добрее»,   поможет улучшить культуру поведения студентов....

Обзор методик коррекционной работы для устранения нарушений интонационной стороны речи.

Для устранения дефектов интонационной стороны речи, не вызванных анатомическими нарушениями в органах голосообразования и артикуляции, требуется специальная  логопедическая  работа....