Программа воспитательной работы 9 класс
учебно-методический материал
Программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, также решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми, является обязательной частью основной образовательной программы школы и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности, показывает систему работы с обучающимися в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_9_klass.docx | 116.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Управления образования администрации муниципального образования
«Баргузинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уринская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _______ Н.А. Усынина | УТВЕРЖДЕНО Приказ № ____от __________2022 г Директор МБОУ«Уринская СОШ» ____________/Г.Л. Аксентьева / |
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
9 класса
на 2022-2023 учебный год
с.Уро, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Раздел 1. «Особенности организуемого в классе воспитательного процесса»
- Раздел 2. «Цель и задачи воспитания»
- Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности»:
- Модуль «Классное руководство»
- Модуль «Школьный урок»
- Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»
- Модуль «Самоуправление»
- Модуль «Профориентация»
- Модуль «Работа с родителями»
- Модуль «Профилактика»
- Модуль «Ключевые общешкольные дела»
- Раздел 4.«Основные направления самоанализа воспитательной деятельности»
- Раздел 5. Календарный план воспитательной работы на текущий учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа воспитания обучающихся 9 класса разработана на основе Примерной рабочей программы воспитания (Программа Российской академии образования от 02.06.2020 № 6/н), ст.2 Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ, особенностей ФГОС уровня образования и Совместного письма Минпросвещения России (Nв CK-114\06) и Рособрнадзора (01-115\08-01) от 26.04.2021; программы воспитания МБОУ «Уринская СОШ» .
Программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, также решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми, является обязательной частью основной образовательной программы школы и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности, показывает систему работы с обучающимися в школе.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС ООО, а именно
- формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально - значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов работы с детьми и включает в себя пять основных разделов:
- Раздел 1 «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»
- Раздел 2 «Цель и задачи воспитания»
- Раздел 3 «Виды, формы и содержание деятельности»
- Раздел 4 «Основные направления самоанализа воспитательной деятельности».
- Раздел 5. Календарный план воспитательной работы на текущий учебный год.
РАЗДЕЛ 1.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В КЛАССЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Обучающиеся 9 класса проживают на территории СП «Уринское». В классе всего 20 обучающихся: 12 девочек, 8 мальчиков. Одна девочка из с.Душелан. Подвоз на занятия осуществляется школьным автобусом
Класс достаточно подвижный, старается быть активным в делах школьной жизни. Принимает участие во всех классных и внеклассных мероприятиях. Главная задача класса - воспитание коллективизма, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, доброта и принципиальность.
Учащиеся 9 класса имеют средний уровень успеваемости, хотя многие из детей проявляют интерес к учебе. Среди детей имеются отличники, а также выделяется группа учащихся, имеющих положительные отметки по всем предметам учебного плана. Со сформированной мотивацией обучения. Что касается остальных ребят, одни из них- трудно обучаемые, другие - недобросовестно относятся к учебе.
Что касается поведения, то можно сказать, что положительного в общении – доброжелательности, отзывчивости, чуткости – у них больше, чем агрессивности, эгоизма, грубости. Настораживает гиперактивность некоторых учеников, которые требуют постоянного контроля поведения – Петров Роман, Чахолян Альберт, Скосырский Владимир.
Все дети имеют свои поручения. Командиром класса является Малыгина Диана, она главный помощник классного руководителя .
Есть дети, которые без причины пропускают уроки – дети из неблагополучных семей. Ведётся строгий контроль по каждому пропуску: записка от родителей, медицинская справка, телефонные звонки родителям.
Социальный статус семей.
В классе обучается 7 детей из многодетных семей, 4 детей воспитывается в неполных семьях: нет отца или родители в разводе, 1 ребенок под опекой бабушки. Связь с родителями поддерживается по средствам социальных сетей и телефона.
В большинстве своем ученики 9 класса интеллектуально развиты и коммуникабельны.
Выделяются 5 предметов к которым у учеников при подготовке возникают затруднения- русский язык, математика, история, английский язык, бурятский язык. Возможно, это связано с :
Возросшим темпом работы на уроке: дети не умеющие быстро писать, не успевают;
Возросшим объёмом работы, как на уроке, так и дома:
Новыми требованиями к оформлению работ.
По работоспособности и активности на уроках класс делится на группы. Достаточно высокий уровень познавательного интереса имеют несколько учеников. Эти дети работают на протяжении не только всего урока. Но и всего учебного дня. Также можно выделить группу детей, которые осознанно воспринимают учебный план, справляются с заданиями. Но не проявляют активности.
Есть дети, которые входят в группу риска. Они неусидчивы, невнимательны на уроке, часто отсутствует сознательная дисциплина. Иногда наблюдается упрямство, эгоизм. Свои чувства мальчики могут проявлять очень бурно, иногда аффективно.
Дисциплина на уроках удовлетворительная, активность учащихся на занятиях зависит от предмета, но в целом ученики готовы к урокам, требования учителей предметников выполняются.
В классе между девочками царит доброжелательность и дружелюбная атмосфера. Что касается мальчиков класса. То в первые дни учебы были уже несколько случаев выяснения между ними отношений. Во всех случаях присутствуют одни и те же ребята: Чахолян А, Скосырский В и Петров Р. После последнего инцидента ,а точнее драки двоих детей Чахоляна Альберта и Скосырского Владимира поставили на учет в ПДН. Со всеми ними проведены беседы классного руководителя, администрации школы вместе с родителями. Путём отдельных бесед с отдельными мальчиками , конфликт был постепенно сведён к минимуму, но пока не исчез. Воспитательная работа с этими детьми будет продолжаться.
Ребята прявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий, проявляют огромный интерес к общественным делам. Активность- основная черта классного коллектива. Однако коллектив требует постоянного контроля со стороны классного руководителя, тесной связи между учителями- предметниками, классного руководителя и родителями
Воспитательная система школы складывается из совместной деятельности учителей, обучающихся, родителей, педагогов дополнительного образования, педагогов учреждений культуры и спорта, из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного образования, реализацию программ воспитания республики и района, экскурсионной и творческой деятельности.
Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив школы - идея творчества. Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию обучающихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми.
Главным системообразующим фактором воспитательной системы школы служит коллективная деятельность. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, день Учителя, Золотая осень, день Матери, Новогодний праздник, “А ну-ка, мальчики”, «А ну-ка, девочки», День Победы, экскурсии.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в классе детско - взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- создание условий для развития роли обучающегося в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений и установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- классный руководитель — ключевая фигура воспитания в классе, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
РАЗДЕЛ 2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в классе — личностное развитие обучающихся, проявляющееся в формировании у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира, создании условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — становиться лучше;
- принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
В области формирования социальной культуры:
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у школьников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Ожидаемый результат:
- Приобщение обучающихся к российским традиционны духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе;
- Формирование у обучающихся основ российской идентичности; Готовность обучающихся к саморазвитию;
- Мотивация к познанию и обучению;
- Активное участие в социально-значимой деятельности.
Способы достижения цели: четкое планирование воспитательной работы в классе; прохождение воспитательной работы через все виды и формы деятельности учителей и обучающихся; работа в социуме с родителями, общественными организациями, организациями образования, культуры и спорта.
РАЗДЕЛ 3.
ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы класса. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Модуль «Классное руководство» Работа с классным коллективом:
Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса. Формы и виды деятельности: наблюдение, изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями-предметниками, медицинским работникам школы, использование анкет, которые дают возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса, проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед.
Организация совместных интересных и полезных дел для личностного развития ребенка. Формы и виды деятельности: совместное обсуждение итогов прошедших мероприятий и планирование каждого месяца по разным направлениям деятельности; формирование традиций в классном коллективе (день именинника, экскурсия в рощу; музыкальные ролики поздравления к различным праздникам); позитивных отношений с другими классными коллективами (через подготовку и проведение ключевых общих школьных дел); сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и их родителей, для поиска вдохновителей при организации интересных и полезных дел.
Формирование и развитие коллектива класса. Формы и виды деятельности: изучение учащихся класса ( потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик), отношений, общения и деятельности в классном коллективе с помощью наблюдения, игр для определения уровня социальной активности обучающихся; составление карты интересов и увлечений обучающихся; проектирование целей, перспектив классного коллектива с помощью классных часов.
Индивидуальная работа с обучающимися:
-заполнение с учащимися " портфолио";
-работа с обучающимися, находящимися в состоянии стресса и дискомфорта;
-предложение (делегирование) ответственности за то или иное поручение в классе;
-вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность;
-работа со слабоуспевающими, испытывающими трудности по отдельным предметам, направленная на контроль за успеваемостью обучающихся;
-работа с обучающимися, состоящими на различных видах учета, в группе риска, находящихся в трудной жизненной ситуации направленная на контроль за свободным времяпровождением.
Работа с учителями-предметниками в классе:
-посещение учебных занятий;
-регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками;
-мини педагогические советы по проблемам класса;
-ведение дневника наблюдений;
-индивидуальные беседы с обучающимися, родителями и учителями-предметниками.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
-регулярное информирование родителей о школьных ycпexах и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
-помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями;
-организация родительских собраний; -создание и организация работы родительского комитета класса;
-привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению КТД, общешкольных мероприятий, дел класса.
Модуль «Школьный урок»
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся.
Необходимо на уроках обеспечить:
-установление взаимоотношений субъектов деятельности на уроке как отношений субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;
-организацию активной деятельности обучающихся, в том числе поисково - исследовательской, на разных уровнях познавательной самостоятельности (активная познавательная деятельность детей);
-использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
-организацию учебной деятельности, способствующий развитию и оформлению проблемных вопросов в самостоятельные индивидуальные и групповые исследовательские проекты;
-организацию учебной деятельности с выработкой у обучающихся навыков публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
-создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих её видов:
Направление | Название курса |
Модуль «Самоуправление»
На школьном уровне:
- участие в деятельности выборного Совета обучающихся;
- участие в деятельности Совета старост;
- участие в планировании работы и анализе проведенных общих школьных дел, акций, соревнований;
- участие в организации и проведении общешкольных и внешкольных мероприятий;
- дежурство по школе;
- участие в научно-практических конференциях, предметных Олимпиадах и неделях, спортивных соревнованиях и творческих конкурсах.
На уровне класса:
- выборы представителя в Совет старост по инициативе и предложениям обучающихся класса;
- планирование и анализ общеклассных дел, конкурсов, соревнований, акцией;
- организация дежурства по классу;
- активизация обучающихся класса для занятости в свободное время;
- организация самоуправления детских групп, отправляющихся в походы, экскурсии.
На индивидуальном уровне:
- участие в работе органов самоуправления класса и школы;
- участие в дежурстве по классу и школе;
- участие в работе по организации соревнований, конкурсов, олимпиад, конференций и т.д.
Модуль «Профориентация»
- профориентационные классные часы;
- профориентационные игры, расширяющие знания обучающихся о различных профессиях;
- экскурсии на предприятия района, города;
- изучение на классных часах и во внеурочное время интернет ресурсов, посвященных выбору профессий;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
- индивидуальные консультации для обучающихся и их родителей по вопросам индивидуальных особенностей обучающихся, которые могуг иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов внеурочной деятельности, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.
Модуль «Работа с родителями»
На групповом уровне:
- проведение родительских собраний в форме мастер-классов, семинаров,
- круглых столов с приглашением учителей предметников, а также других специалистов;
- проведение родительских дней, с возможностью посещения родителями уроков и внеурочных занятий;
- участие в общешкольных родительских собраниях;
- участие в родительских всеобучах с привлечением психологов, врачей, социальных работников, работников правоохранительных органов;
- участие в родительских форумах, собраниях.
На индивидуальном уровне:
- при необходимости решение острых конфликтных ситуаций с привлечением педагогических работников школы, социального педагога, психолога;
- участие родителей обучающихся, при необходимости, в педагогических консилиумах;
- участие родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий;
- индивидуальное консультирование родителей педагогами школы.
Модуль «Профилактика»
Совместная деятельность педагогов, школьников, родителей по направлению «Профилактика» включает в себя развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей, формирование здорового образа жизни, воспитание культуры поведения, создание условий для формирования желаний обучающихся приносить пользу обществу, уважение к правам и свободам человека, позитивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, воспитанию законопослушного поведения и реализуется по следующим направлениям:
Профилактика безнадзорности и правонарушений
Задачи воспитания:
- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
- организация профилактической правонарушений школьников;
- работы по предупреждению повышение правовой культуры и социально — педагогической компетенции родителей обучающихся;
- сотрудничество с организациями и службами Баргузинского района по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи;
- воспитание ответственности за порученное дело;
- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
Реализация путем:
- составления и корректировки социального паспорта класса и школы;
- выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении, детей «группы риска»;
- создания банка данных неблагополучных детей, детей группы риска;
- выявления детей, систематически пропускающих уроки без уважительных причин;
- посещения обучающихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий.
- мероприятий в рамках «Всероссийского дня правовой помощи детям»;
- взаимодействия с инспектором по делам несовершеннолетних;
- вовлечения детей, состоящих на ВШУ, в общественно-значимую деятельность;
- организации встреч с работниками прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, полиции.
- Профилактика суицидального поведения
Задачи воспитания:
- оказать помощь в решении личностных проблем социализации и построении конструктивных отношений с родителями, педагогами и сверстниками;
- содействовать профилактике неврозов;
- способствовать развитию навыков саморегуляции и управления стрессом. Реализация путем:
- работы школьного психолога;
- лекториев для педагогического коллектива;
- индивидуальных консультаций с учителями-предметниками и классными руководителями;
- общешкольных родительских собраний;
- лекториев для родителей;
- консультаций для родителей обучающихся, оказавшихся в кризисной ситуации;
- комплексной психологической диагностики обучающихся с проблемами обучения, развития, воспитания;
- тематических классных часов;
- консультации для обучающихся, оказавшихся в кризисной ситуации;
- информирования о действии «Телефонов доверия», памятки, инструкции.
- Профилактика экстремизма и терроризма.
Задачи воспитания:
- воспитание культуры толерантности и межнационального согласия;
- достижение необходимого уровня правовой культуры как основы толерантного сознания и поведения;
- формирование в детской и молодежной среде мировоззрения и духовно- нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу;
- разработка и реализация комплексного плана, направленного на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие.
- Реализация путем:
- организации плановой эвакуации обучающихся;
- организации учебы работников по безопасности;
- уроков Мира, классных часов, посвященных трагедии в Беслане.
- организации тематических классных часов по проблеме воспитания толерантности у обучающихся, по профилактике экстремизма, национальной, религиозной розни;
- организации родительских собраний по проблеме воспитания толерантности у обучающихся, по профилактике проявлений экстремизма;
- организации уроков доброты, нравственности;
- встречи с работниками правоохранительных органов по вопросу ответственности за участие в противоправных действиях.
3. Профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения.
Задачи воспитания:
- продолжить формирование знаний об опасности различных форм зависимостей, негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с обучающимися, педагогами, родителями;
- способствовать обеспечению условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у обучающихся стремления к ведению здорового образа жизни; повышать значимость здорового образа жизни, престижность здорового поведения через систему воспитательных мероприятий;
- систематизировать совместную работу с родителями, педагогами, медиками и общественностью по профилактике употребления спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, табачных изделий;
- продолжать работу по развитию информационного поля по профилактике употребления спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ;
- продолжить развитие коммуникативных и организаторских способностей обучающихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны.
Реализация путем:
- установления неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой и попечительством;
- установления обучающихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и проведение с ними профилактической работы;
- совместных рейдов с сотрудниками полиции на предмет выявления мест (скоплений обучающихся), отрицательно воздействующих на детей;
- корректировки картотеки индивидуального учёта подростков «группы риска»;
- проведение операции «Занятость» (вовлечение в кружки, клубы, секции);
- контроля над внеурочной занятостью обучающихся;
- организации профилактических рейдов «Подросток»;
- размещения информационно-методических материалов на сайте школы;
- контроля над посещаемостью учебных занятий, выявление обучающихся, не посещающих школу по неуважительным причинам, профилактическая работа с ними, своевременное реагирование;
- организации лекториев, циклов бесед, круглых столов, тематических классных часов, акций, квестов, конкурсов для обучающихся;
- систематического выявления обучающихся, нарушающих Устав школы, Закон РФ «Об ограничении курения табака», Законы КО «О профилактике наркомании и токсикомании на территории РФ « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в РБ», «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних», другие нормативные акты, регулирующие поведение школьников и принятие мер воспитательного воздействия к ним;
- организации консультаций для родителей по вопросам профилактики алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий;
- организации родительских собраний, лекториев, анкетирования.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
На внешкольном уровне:
Участие в муниципальных, региональных, международных социальных проектах, конкурсах и общественных движениях.
На школьном уровне:
- День знаний - традиционный общешкольный праздник, состоящий из серии тематических классных часов.
- Торжественные линейки, посвященные Дню знаний и Прощанию со школой общешкольный ритуал, связанный с закреплением значимости учебных достижений обучающихся, результативности в конкурсных мероприятиях.
- Общешкольное КТД «Золотая осень» - в празднике принимают активное участие обучающиеся и их родители. Через совместную подготовку к празднику, участие в ярмарочных соревнованиях идет сплочение классного коллектива и улучшение взаимопонимания взрослых и детей.
- Метапредметные недели - циклы тематических мероприятий (игры, соревнования, конкурсы, выставки, викторины), связанные с созданием условий для формирования и развития универсальных учебных действий и повышением интереса к обучению в целом. Цикл дел, посвящённых Дню Победы (участие обучающихся в митинге с возложением цветов, акции Бессмертный полк, классные часы, выставки рисунков, конкурсы чтецов, уроки мужества), направленных на воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм народа, уважения к ветеранам.
- Рождественский перезвон - общешкольные коллективные творческие дела (новогодние праздники для учащихся разных классов - создание новогодней сказки, праздник Рождественской свечи). В этих праздниках принимают участие все обучающиеся, педагоги и родители. КТД способствует развитию сценических навыков, проявлению инициативы, формированию навыков и опыта самостоятельности, ответственности, коллективного поведения, чувство доверия и уважения друг к другу, улучшение взаимосвязи родителя и ребенка, педагогов и обучающихся.
Школьная спортивная лига - комплекс соревнований, направленный на формирование социально значимого отношения учащихся к здоровью, опыта ведения здорового образа жизни, популяризацию спорта, поддержку спортивных достижений.
На уровне класса:
Актуализация общешкольной жизни на уровне класса осуществляется путем формирования чувства сопричастности каждого к жизнедеятельности школы путем организации само- и соуправления через создаваемый актив класса, который отвечает за участие в общешкольных делах, информирование о делах школьной жизни путем делегирования ответственности отдельным представителям классного самоуправления.
Система традиционных дел в классах: «Посвящение в пятиклассники» торжественная церемония, символизирующая приобретение ребенком нового социального статуса ученик средней школы; «День именинника» - направлено на сплочение детского классного коллектива, на уважительное отношение друг к другу; классный час «День матери»
- развитие нравственно-моральных качеств ребенка, развитие в детях чувства сопереживания, доброго сочувственного отношения к матери, воспитание уважения к материнскому труду, любви к матери.
На индивидуальном уровне:
Оказание индивидуальной помощи и коррекция поведения ребенка осуществляется через включение его совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать примером; предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной формат общей работы; организация разновозрастного наставничества.
Создание условий для реализации индивидуального участия детей в конкурсах различного уровня: помощь в подготовке конкурсных материалов, создание портфолио, оформление проекта.
РАЗДЕЛ 4.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Направления анализа воспитательного процесса:
- Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся класса. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Анализ составляется в форме характеристики каждого обучающегося класса.
- Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности обучающихся, родителей и педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками. Анализ составляется в форме анкетирования родителей и обучающихся класса.
Основные направления воспитательной работы
Направление воспитательной работы | Цель и задачи работы по данному направлению |
Общеинтеллекту альное (популяризация научных знаний, проектная деятельность) | Цель: создание условий для развития познавательного интереса. Активизация практической и мыслительной деятельности. Формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил обучающихся. Воспитание экологической грамотности и социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях школьников. Изучение обучающимися природы и истории родного края. Выявление и развитие природных задатков и способностей обучающихся |
Гражданско- патриотическое (гражданско- патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание) | Цель: воспитание в школьниках чувств патриотизма, гражданской ответственности, уважения к традициям народа. Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Формирование у воспитанников такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи. Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека. |
Духовно- нравственное (нравственно- эстетическое, семейное воспитание) | Цель: формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения; воспитание уважительного отношения к культуре своего народа, творческой активности. Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд, творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество. Формирование духовно-нравственных качеств личности. Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях. Формирование дружеских отношений в коллективе. Воспитание нравственной культуры, основанной на самоопределении и самосовершенствовании. Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия к окружающим людям. Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребенка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы образовательного учреждения. Включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения. |
Здоровьесберега ющее (физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности | Цель: создание условий для сохранения здоровья, физического развития, сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. Формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения, и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Способствовать преодолению у воспитанников вредных привычек средствами физической культуры и занятием спортом. |
Социальное (Профориентаци я) (самоуправление, воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии) | Цель: воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности; создание условий для развития творческой активности, ответственности за порученное дело познавательного интереса. Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда. Формирование экологической культуры. Формирование общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу обществу. Воспитание личности с активной жизненной полицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению. |
Профилактика безнадзорности и правонарушений , социально- опасных явлений | Цель: предупреждение склонности к девиантному поведению, воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к правомерному поведению. Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения обучающихся. Организация мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма. Проведение эффективных мероприятий по предотвращению суицидального риска среди детей и подростков. Изучение интересов, склонностей и способностей обучающихся «группы риска», включение их во внеурочную деятельность и деятельность объединений дополнительного образования. Организация встреч с работниками правоохранительных органов для родителей и детей «группы риска». |
Раздел 5.
Календарный план воспитательной работы
на 2022-2023 учебный год
Модуль | Обучающиеся класса | Срок выполнения | Отметка о выполнении |
Сентябрь | |||
Ключевы общешко льные дела | |||
Классное руководство | |||
Школьный урок | |||
Самоупра вление | |||
Профори ентация | |||
Работа с родителями | |||
Профилактика | |||
Октябрь | |||
Ключевы общешко льные дела | |||
Классное руководство | |||
Школьный урок | |||
Самоупра вление | |||
Профори ентация | |||
Работа с родителями | |||
Профилактика | |||
Ноябрь | |||
Ключевы общешко льные дела | |||
Классное руководство | |||
Школьный урок | |||
Самоупра вление | |||
Профори ентация | |||
Работа с родителями | |||
Профилактика | |||
Декабрь | |||
Ключевы общешко льные дела | |||
Классное руководство | |||
Школьный урок | |||
Самоупра вление | |||
Профори ентация | |||
Работа с родителями | |||
Профилактика | |||
Январь | |||
Ключевы общешко льные дела | |||
Классное руководство | |||
Школьный урок | |||
Самоупра вление | |||
Профори ентация | |||
Работа с родителями | |||
Профилактика | |||
Февраль | |||
Ключевы общешко льные дела | |||
Классное руководство | |||
Школьный урок | |||
Самоупра вление | |||
Профори ентация | |||
Работа с родителями | |||
Профилактика | |||
Март | |||
Ключевы общешко льные дела | |||
Классное руководство | |||
Школьный урок | |||
Самоупра вление | |||
Профори ентация | |||
Работа с родителями | |||
Профилактика | |||
Апрель | |||
Ключевы общешко льные дела | |||
Классное руководство | |||
Школьный урок | |||
Самоупра вление | |||
Профори ентация | |||
Работа с родителями | |||
Профилактика | |||
Май | |||
Ключевы общешко льные дела | |||
Классное руководство | |||
Школьный урок | |||
Самоупра вление | |||
Профори ентация | |||
Работа с родителями | |||
Профилактика | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Созвездие"
Воспитание молодого поколения – это сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют различные социальные институты.Важнейшую роль в этом развитии играют образовательные учреждения и те, без ...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Воспитание человека как «Я - ЛИЧНОСТЬ»
Актуальность данного документа заключается в том, что новые социально-экономические условия и тенденции развития общества требуют существенного совершенствования современного образования. Любому новом...
Программа воспитательной работы «Семья – кристалл общества»
Программа воспитательной работы Участник конкурса " Классный, Классный руководитель 2013г. Г. Пенза Преподавателя Саратовского техникума железнодорожного транспорта филиала СамГУПС, классного рук...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «ГРАЖДАНИН, СПЕЦИАЛИСТ, ПАТРИОТ»
Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институ...
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы (презентация)...
рабочая программа воспитательной работы ФГОС 2,3 класс
рабочая программа воспитательной работы ФГОС 2,3 класс...
Программа воспитательной работы в 6 классе
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в 6 классе с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС.Реал...