«Развитие физических качеств в процессе обучения плаванию»
методическая разработка

Реферат по дисциплине : Профессиональная тренерская деятельность по плаванию.

Тема : " Развития физических качеств в процессе обучения плаванию"

Подготовила : Лоскутова Алина Вадимовна (инструктор по ФК(плавание)).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат по дисциплине:

«Профессиональная тренерская деятельность по плаванию»

По теме:

«Развитие физических качеств в процессе обучения плаванию»

Исполнитель:

Лоскутова Алина Вадимовна

                                                   

                                                    Москва 2022

             Содержание:



               Введение……………………………………………………... 3 стр.

  1. Общая физическая подготовка ……………………… 5 стр.
  2. Развитие силы пловца………………………………… 5 стр.
  3. Развитие гибкости…………………………………….. 7 стр.
  4. Развитие скоростных качеств пловца……………….. 8 стр.
  5. Развитие выносливости пловца……………………… 9 стр.

                 Заключение……………………………………………….. 12 стр.

                 Список литературы………………………………………. 12 стр.





Введение

Спортивные достижения в любом виде спорта обусловлены уровнем развития физических качеств. Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У школьников основной вид деятельности – это умственный, требующий постоянной концентрации внимания и удержания тела в сидячем положении.

Занятия плаванием способствуют более успешному прохождению процесса развития двигательных качеств у занимающихся, что в свою очередь, является одной из основных задач подготовки спортсменов. На этапе обучения технике плавания физические качества играют специфическую роль в формировании основных двигательных навыков, обуславливающих спортивную технику. В плавании, где обучение происходит в условиях водной среды специфика освоения техники плавания связана с такими физическими качествами, которые развиваются в воде и на суше.

Поэтому одна из главных задач нашего исследования- экспериментально обосновать возможность развивать физические качества в условиях водной среды и с их помощью формировать необходимые двигательные навыки и умения в процессе освоения техники плавания.

Существующие в практике методики развития физических качеств содержат различные упражнения, выполняемые на суше и в воде, с использованием технических средств и приспособлений и без них. В воде хорошо развиваются такие физические качества, как выносливость и быстрота (скоростные качества). Методика развития этих качеств у спортсмена достаточно широко освещена. В то же время эти и другие качества тренеры развивают главным образом на суше (имитационные и общеразвивающие упражнения) и только отчасти в воде.

Водная среда – идеальное условие для развития силы (сопротивление воды), быстроты, ловкости (кувырки, вращения в безопорном положении, а также различные движения, выполнение которых в воде облегчается).

Плавание является одним из наиболее массовым видом спорта, поскольку это уникальный вид физических упражнений, связанный с оздоровительным и закаливающим воздействием на человека водной средой. Особенно это воздействие благотворно для растущего организма детей и подростков. Поэтому изучение методики развития физических качеств в условиях водной среды с определением характера и дозировки нагрузок очень актуально.



Общая физическая подготовка.

Общая физическая подготовка (ОФП) является необходимым звеном в спортивной подготовке пловца. Она решает следующие задачи: укрепление здоровья и гармоническое физическое развитие пловца; развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости; расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма; использование физических упражнений с целью активного отдыха и профилактического лечения.

Основными средствами ОФП являются физические упражнения, которые выполняются на суше и в воде. Все упражнения, выполняемые в воде, включены в раздел ОФП, который получил название общей плавательной подготовки. Средствами общей плавательной подготовки решаются все основные задачи ОФП, но в специфических условиях водой среды.

ОФП является действенным средством укрепления здоровья: большинство физических упражнений выполняется на суше в хороших гигиенических условиях. Кроме того, многочисленные упражнения позволяют улучшать физическое развитие пловцов, способствуют уменьшению и ликвидации физических недостатков (искривление позвоночника, слабая подвижность в суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.0, закаливают организм детей, прививают необходимые гигиенические навыки.

Развитие силы.

Сила как физическое качество представляет собой возможность человека преодолевать различные сопротивления за счет необходимого уровня напряжения отдельных мышц или групп мышц. Когда спортсменов характеризуют по силовым качествам, то обычно называют максимальные показатели силы у каждого из них. Эта сила является результатом разносторонней силовой подготовки, осуществляемой средствами ОФП пловца и направленной на повышение силовых возможностей его мускулатуры.

Основными средствами для развития силы являются силовые упражнения. Все они делятся на две группы. К первой группе относятся упражнения, способствующие развитию только силы. Они получили названия собственно силовых упражнений (например, выжимание штанги). К второй группе принадлежат упражнения, которые выполняются в скоростно-силовом режиме, т.е. развивают, как силу, так и быстроту (например, толкание ядра) Собственно силовые упражнения вызывают значительное напряжение мышц, в то время, как скоростно-силовые – быстроту их сокращения.

На суше для развития специальной силы пловца применяют упражнения с отягощениями, с резиновыми амортизаторами и на блочных аппаратах с грузами. При выполнении упражнений траектория движения конечностей, распределение усилий во времени и темп должны быть по возможности сходными с движениями пловца. В процессе развития абсолютной силы упражнения с большим сопротивлением: подъем штанги, подтягивания на перекладине, отжимания на брусьях с дополнительным отягощением, изометрические упражнения с предельным усилием и т.п. следует выполнять с отдыхом между подходами не менее двух минут. Для развития абсолютной силы детей 7-10 лет используют упражнения только с преодолением собственного веса: подтягивания, лазания. Висы, упоры, прыжки и т.п.

Для развития специальной силовой выносливости пловца применяют упражнения на суше на тренажерах, позволяющих имитировать усилия при выполнении гребковых движений (блочные устройства, скользящие наклонные скамейки, передвигающиеся тележки, амортизаторы и др.).

В воде для развития специальной силы применяют плавание с лопаточками, надетыми на руки, и плавание с различными тормозными устройствами (резиновый круг, или тренировочная доска между ног, пояс с тормозной пластинкой, тормозной парашют и др.).



Развитие гибкости.

Гибкость – это способность пловца выполнять различные движения с максимальной амплитудой. Эта способность зависит от развития подвижности в суставах, которая в свою очередь определяется эластичностью мышц, сухожилий и связок. Таким образом, упражнения для развития гибкости должны быть направлены на увеличение подвижности в суставах, которая обеспечивается растягиванием мышц, сухожилий и связок. Для этого необходимо, чтобы средства ОФП обеспечивали пловцу выполнение движений головой, руками, туловищем и ногами с большей амплитудой, чем при обычном плавании. Эти движения должны осуществляться в основном по таким же направлениям, по которым выполняются движения пловца в воде.

Для этого, чтобы увеличить подвижность в суставах и обеспечить выполнение движений большей амплитуды, необходимо длительное время выполнять упражнения на растягивание.

Гибкость пловца в зависимости от специализации в способах плавания несколько специфична. Так, для плавания кролем на груди и кролем на спине особенно необходима хорошая подвижность в плечевых и голеностопных суставах, а для плавания брассом – хорошая подвижность в коленных, тазобедренных и голеностопных.

На суше основными средствами повышения специальной гибкости пловца являются упражнения с максимальной амплитудой движений. Это круговые движения конечностями с постепенно увеличивающейся амплитудой, пружинящие движения. Упражнения для развития специальной гибкости включают в разминку и комплекс специальной гимнастики пловца, составленный с учетом избранного способа плавания.

В воде гибкость пловца развивается и поддерживается плаванием различными способами с акцентом на выполнении определенных элементов движений с максимальной амплитудой. Соотношение средств ОФП и СФП (спец. физич. подготовка) зависит от подготовленности пловца, периода тренировки, решаемых на тренировке задач.

Развитие скорости.

Скорость характеризуется способностью человека выполнять то или иное движение с наименьшей затратой времени, которая зависит от величины сопротивления этому движению и силовых характеристик групп мышц, участвующих в движениях. Кроме того, скорость зависит от быстроты нервно-мышечной реакции, эластичности мышц и технической совершенности движений. Поскольку скорость движения спортсмена зависит от величины сопротивления этим движениям, то в условиях водной среды пловец не может эффективно развивать быстроту и повышать скорость. Поэтому основными средствами её развития являются упражнения на суше. Они создают фундамент для повышения скоростных способностей пловца в воде. Чтобы повысить уровень развития скорости, необходимо овладеть всеми её проявлениями, а именно: быстротой реакции на внешний раздражитель (стартовый сигнал, касание финишной стенки при смене этапов в эстафетном плавании и др.), скоростью выполнения отдельного движения и максимальным темпом мышечных сокращений.

Для развития скоростных качеств необходима большая подвижность нервных процессов, которая наблюдается у детей. Вот почему развитие скорости у детей следует всегда стимулировать, а не заглушать работой над техникой и выполнением тренировочных упражнений в медленном темпе.

Воспитание скоростных способностей юных пловцов, и прежде всего на этапе базовой подготовки, способствует развитие так называемых элементарных форм проявления быстроты в упражнениях на суше, быстроты двигательной реакции; способности развивать максимальный темп движений, выполнять с высокой скоростью однократные «взрывные» движения ( выпрыгивания вверх, броски набивного мяча, отталкивания руками и ногами от пола в положении лёжа и т.п.) Разносторонняя физическая подготовка пловцов-подростков на суше создает хорошие предпосылки для развития скоростных способностей в более зрелые годы.

Развитие скоростных способностей начинается в процессе овладения рациональной спортивной техникой. Прежде всего добиваются точности и свободы движений при плавании в различном темпе на средних и коротких дистанциях и отрезках. При развитии скоростных способностей применяют плавание поперек бассейна, эстафеты, плавание в спарринге, с лидирование, плавание с различными вариантами дыхания. Используют упражнения с нарастанием и уменьшением усилий.

Упражнения, направленные на развитие скоростных способностей, планируют после разминки, в первой части занятия, а в тренировочном цикле – после дня отдыха или занятий с небольшой нагрузкой.

Развитие выносливости.

Выносливость – это способность человека в течение продолжительного времени выполнять интенсивную физическую работу. Эту способность обычно определяют по двум показателям: скорости передвижений и времени, в течении которого эта скорость сохранялась. В свою очередь уровень этих показателей зависит от развития силы, быстроты и гибкости, от степени технической и функциональной подготовленности человека.

В настоящее время в спортивной тренировке различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость характеризуется длительной работоспособностью пловца при выполнении любой работы (любых физических упражнений), а специальная выносливость – длительной работоспособностью при выполнении определенной работы (специальных физических упражнений).

В свою очередь специальная выносливость разделяется на силовую и скоростную. Силовой выносливостью называется та, которая обеспечивает длительное выполнение силовых упражнений. Силовая выносливость пловца в достаточной степени обеспечивается упражнениями для развития силы. Выполнение этих упражнений предусматривается как в общей, так и в специальной физической подготовке пловца. Скоростная выносливость – способность пловца проплывать основную дистанцию с максимально равномерной скоростью и показывать при этом наиболее высокий личный результат.

Базовая выносливость развивается с помощью циклических упражнений (плавание, бег, спортивная ходьба, гребля, лыжные гонки и др.), выполняемых в 1 и 2 пульсовых режимах. Средствами развития базовой выносливости могут быть тренировочные занятия в целом при условии постепенного повышения их моторной плотности, спортивные и подвижные игры, комплексы общеразвивающих упражнений, при постепенном увеличении числа упражнений, повторений, темпа движений.

Развитие специальной выносливости может развиваться в процессе силовой тренировки на суше с использованием тренажеров, при круговой тренировке с субмаксимальной интенсивностью движений и продолжительностью рабочих периодов от 30-40 с до 3-4 минут. Однако основная форма развития СВ – это плавание избранным способом в полной координации и для пловцов всех специализаций – плавание баттерфляем.



Заключение

В условиях, когда двигательная активность любого человека (ребенка, подростка, взрослого) ограничена особенностями его темпа жизни, его режимом учебы или работы, именно регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта, в том числе и плаванием, помогают раскрыться природным задаткам и способностям организма человека.

Реализация потребностей в физкультурно-спортивной деятельности оказывает опосредованное влияние на удовлетворение других потребностей человека:

- укрепление здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения;

- повышение функциональных возможностей организма;

- психофизическая подготовка к будущей спортивной или профессиональной деятельности;

- активный отдых;

- достижение наивысших спортивных результатов.

Плавание является важным, жизненно- необходимым двигательным навыком, а также эффективным средством развития двигательных качеств и укрепления здоровья.

В основе физического воспитания, спортивной тренировки, развития физических качеств лежат глубокие биологические закономерности. Именно поэтому становится важным глубокое и основательное изучение морфологических и функциональных особенностей организма человека, занимающегося плаванием, что, в свою очередь, поможет эффективнее использовать средства и методы физического воспитания.



Список литературы:



  1. Абсалямов Т.М. Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследовании / Т.М.Абсалямов. Т.С.Тимакова. – М.: Физкульткра и спорт. 1983. – 191с.
  2. Булгакова Н.Ж., Познакомьтесь – плавание, первые шаги в спорте / М.: ООО «Издательство АТС». 2002. -160 с.
  3. Быков В.А., Технология ускоренного обучения плаванию / В.А.Быков/ Теория и практика физической культуры. -1992. -№6. –с.41-42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физического качества ловкость у юношей

1.Определение понятий «координация движений»,           «координированность», «координационные   способности»        ...

Таблица развития физических качеств у детей дошкольного возраста

В данной таблице представлены физическите качства, критерии их оценки, средства развития физических качеств, а так же определены методв с помощью которых можно развивать физические качества...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ГАНДБОЛИСТОК.

Актуальность данной темы состоит в том, что юношеский возраст является самым благоприятным периодом для развития всех физических качеств. Однако в определенные возрастные периоды темпы естественного п...

Методические рекомендации "Упражнения для развития физических качеств дзюдоистов"

Существуют сотни физических упражнений. Но какие именно из них действительно помогут вам достичь успеха на татами? Исходя из опыта тренеров по дзюдо, в данных методическихрекомендациях приводится пере...

Тестирование и оценки показателей развития физических качеств

методика тестирования и оценки показателей физических качеств и двигательных способностей...

Методическая разработка "Развитие физических качеств студентов, посредством спортивных игр".

В программе по физической культуре среди средств физического воспитания важное место занимают спортивные игры – волейбол, баскетбол и др. Спортивные игры способствуют формированию базовых двигательно...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»

Данная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физического воспитания в современной школе - формиро...