Развитие физического качества ловкость у юношей
статья по теме

Малов Михаил Константинович

1.Определение понятий «координация движений»,

           «координированность», «координационные   способности»

           2  Координированность-как психомоторное  качество              

        3  Ловкость как комплексное проявление координационных

                  способностей 

           4. Задачи развития координационных способностей

         5. Критерии оценки и формы проявления координационных 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Определение понятий:«координация движений», «координированность»,«координационные способности»

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость».Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности».Эти понятия близки по смыслу,но не тождественны по содержанию.

          В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация»,что в переводе означает «согласование»,«сочетание»,«приведение в порядок».

          Что касается самого определения  «координация движений»,то содержание этого понятия более многообразно,чем буквальный перевод с латинского .В настоящее время существует большое количество определений координации движений.

           Координация движений (двигательная координация)–это результат согласованного сочетания функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной связи между собой.

            Координация движений как качественная характеристика двигательной деятельности может быть в одних случаях более,а в других менее совершенной.В связи с чем следует говорить о координированности человека как одной из характеристик его двигательно-координационных возможностей.

            Координированность-результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей,состоянием организма и условиями деятельности.Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида.Мера нидивидуальной выраженности кординированности обнаруживается в успешности и             качественном своеобразии организации.

В координированности человека,целесообразно использовать целый ряд критериев (свойств),отражающих разнообразные координационные способности.На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей.

          Известно,что отдельные индивиды в дошкольном и школьном возрасте в координационных тестах имеют результаты,которые намного превышают средние данные детей соответсвующего возраста или даже старше их.Это свидетельствует об исключительных способностях детей в координационной области.

          В связи с этим координационные споособности можно определить как совокупность двигательных свойств человека,проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

Природной основой координационных способностей являются задатки,под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма.К ним относят свойства нервной системы (силу,подвижность,уравновешенность нервных процессов),индивидуальные варианты строения коры головного мозга,степень зрелости ее отдельных областей  и других отделов центральной нервной системы,уровень развития отдельных анализаторов),особенности строения и полноценного функционирования  нервно-мышечного  аппарата.

Координационные способности характеризуют индивидуальную предрасположенность к тому или иному виду деятельности,которая выявляется и совершенствуется в процессе овладения определенными умениями и навыками.Из сказанного следует,что координационные способности и двигательные навыки тесно связаны между собой,хотя это и разные понятия, с одной стороны,координационные способности обусловливаются двигательными умениями и навыками,проявляются в процессе их овладения,а с другой-позволяют легко,быстро и прочно овладеть этими умениями и навыками.

2.Координированность-как психомоторное качество

Понятие «психомоторика» введено в научный обиход И.М.Сеченовым.Оно подчеркивает зависимость двигательных проявлений человека от психической регуляции.Так,осуществление произвольных движений (физических упражнений) происходит под контролем сознания,а проявление двигательных качеств требует участия волевого усилия.Поэтому психомоторная сфера человека-это сплав психологических и физиологичесикх механизмов управления движениями,двигательными действиями,отражающихся в проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств,а именно,выносливости,мышечной силы,координированности.

Координированность-это способность человека управлять согласованностью и соразмерностью движений и удерживать необходимую позу.

Согласованность движений заключается в поочередности их осуществления согласно технике (структуре) того или иного физического упражнения.А  это требует согласованного во времени сокращения и расслабления определенных мышечных групп,когда во время окончания одного движения начинает подготавливаться последующее.В результате создается слитность двигательного акта,его целостность.Скованность спортсмена при его излишнем эмоциональном возбуждении,страхе выступления нарушает согласованность сокращения и расслабления мышц,делает движения порывыстыми или зажатыми.

Соразмерность выражается в дозировании параметров движений-амплитуды,усилия,длительности,ускорения-в соответствии с двигательной задачей.А это требует формирования в процессе разучивания двигательного действия пространственных,силовых и временных эталонов движений,которые должны закрепиться в памяти спортсменов.

          В исследованиях Е.П.Ильина и других авторов так же встречается понятие-сенсорномышечная координированность,являющаяся также наиболее сложной,так

как связана с согласованием движений спортсмена во времени и пространстве.При сенсорномышечной координированности происходит быстрый и тонкий анализ внешних сигналов-зрительных,слуховых, и их сопоставление с внутренними сигналами-проприорецептивными,вестибюлярными.

Все это требует сознательного программирования двигательного действия,то есть формирования,оживления и удержания в кратковременной памяти представления о действии в целом и об отдельных его параметрах.В связи с этим надо различать два вида памяти:память на движения-это мультианализаторное запоминание,сохранение и воспроизведение целостного образа действия и словесно-описательные компоненты,а также двигательную (проприорецептивную) память-запоминание,сохранение и воспроизведение отдельных параметров движений.Плохая память на движение создает определенные трудности при диагностировании координировнности спортсмена.Определяя ее,подразумевают,что исследуются возможности исполнительской части двигательного действия,связанные с координационными механизмами.В тренерской практике для диагностики координированности спортсмену предлагается выполнить  комплекс  следующих друг за другом в определенной последовательности движений.В зависимости от того,насколько четко и последовательно он выполняет  этот комплекс движений,и судят о координированности спортсмена.В действительности же в процесс воспроизведения может вмешаться память:либо у спортсмена не сформировался правильный образ даваемого комплекса,либо он забыл последовательность движений.Поэтому,порежде чем судить о координированности юношей боксеров,нужно убедиться,что у них сформировался правильный образ движений и что этот образ достаточно надежно закрепился в памяти.

Координация заключается не только в управлении движениями,но и в регуляции позы.Позой называется закрепление тела и его частей в определенном положении.Поза служит для сохранения равновесия тела и для фиксации некоторых суставов,без которой осуществление движений в других суставах становится невозможным,следовательно,невозможным становится и выполнение

спортивного упражнения.В  боксе важным элементом считается позиция-            исходное положение,принимаемое боксером в начале боя и сохраняемое им в течение всего боя между моментами атаки и защиты.Правильной позицией может быть названа только та,которая способствует быстрому нанесению удара и перемещению как вперед,назад и в сторону.Анализ литературы (А.Г.Харлампиева,А.Ф.Гетье,К.В.Градополова) показал,что например даже при, приформировании классической позиции, у начинающихся боксеров,наблюдаются следующие ошибки:

1) вес тела распределен неправильно;перенесение веса тела на переднюю ногу затрудняет движение вперед,на заднюю назад;

2) слишком широко расставлены ноги,или слишком сильно согнуты колени;это также сильно уменьшает подвижность и устойчивость;

3) опущена левая рука,и тем самым открыта для удара область сердца и замедлен «прямой» левой;

4) руки прижаты к телу,и боксер лишен возможности быстро нанести удар;

5) голова наклонена налево;это открывает челюсть для удара справа.

6) кулаки сильно сжаты,что вызывает напряжение всех мышц рук и тем лишает удар необходимой быстроты.

При правильной же классической позицици-ступня левой ноги направлена на противника,правая нога отставлена на полшага,назад и вправо,ступня почти параллельна левой ступне,пятка повернута немного внутрь и несколько приподнята.Колено правой ноги немного согнуто,тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги.Корпус обращен вполоборота к противнику,левое плечо впереди и немного выше правого.Поясница не напряжена и немного согнута.

Левая рука полусогнута;часть руки от плеча до локтя защищает левую сторону груди и сердце;предплечье направлено на противника;кулак составляет прямое продолжение предплечья и находится на уровне плеча.Тыльная сторона кулака направлена наружу.

Правая рука полусогнута,часть руки от плеча до локтя защищает правую сторону груди,предплечье защищает печень и солнечное сплетение,кулак находится на уровне левого соска.Предплечье не должно быть плотно прижато к телу.Тыльная сторона кулака обращена наружу.

Голова повернута вполоборота налево и несколько наклонена к правому плечу.Подборордок опущен,но не касается груди.

Поэтому,прежде чем диагностировать координированность в боксе,необходимо убедиться в том,что сформированы позиции и двигательные образы.

 Координированность проявляется в ручной ловкости,телесной ловкости и меткости,которые можно рассматривать как самостоятельные психомоторные качества.

Ручная ловкость-это способность точно и своевременно совершать двигательные действия при взаимодействии с какими-то объектами.

Телесная ловксоть,связанна с управлением в пространстве и времени движениями своего тела.

Меткость-это способность попадать в цель при баллистических движениях рук и ног (бросках,ударах).Она зависит от точности глазомера (способности определять расстояние до объект) и точности регулирования усилий и амплитуд движений.

3. Ловкость как комплексное проявление координационных способностей

Вопросы о том,что следует понимать под «ловкостью»,по каким признакам можно судить о ловкости,какие существуют взаимоотношения ловкости с другими способностями человека,широко дебатируется в научно-методической литературе много лет. (Н.А.Бернштейн,В.А.Зациорский,Е.П.Ильин,В.А.Филиппович).Однако до сих пор ловкость не имеет ясного и однозначного определения среди ученых.Высказываются разные и весьма противоречивые точки зрения.В одних случаях ловкость отождествляется с координированностью,координационными способностями;в других-ее рассматривают как производную характеристику координационных способностей;в третьих,связывают с психомоторными свойствами человека,лимитирующими проявление координационных способностей.При этом в качестве измерителей ловкости приводятся разные признаки.

В книге «О ловкости и ее развитии» (2001 г. издания) исследователь Н.А.Берштейн отмечает,что в обиходно-бытовой и разговорной речи для обозначения деятельности употребляют различные слова,отличающиеся друг от друга очень тонкими смысловыми оттенками,стилистической окраской:сноровистый,изворотливый,ухватистый,умеющий,складный,юркий.О человке же,выполняющем неловкие движения,говорят неуклюжий,мешковатый.

Следует иметь в виду,что ловкость проявляется только в тех двигательных действиях,выполнение которых осуществляется при необычных и неожиданных изменениях и осложнениях обстановки,требующих от человека своевременного выхода из нее,быстрой,точной гибкости (маневренности) и  приспособительной переключаемости движений к внезапным и непредсказуемым воздействиям со стороны окружающей среды.По этому поводу Н.А.Берштейн пишет следующее:«Спрос на ловкость не заключается в самих по себе движениях того или иного типа,а создается обстановкой.Нет такого движения,которое при известных условиях не могло бы предъявить очень высокие требования к двигательной ловкости.А эти условия состоят всегда в том,что становятся труднее разрешаемой стоящей перед решением двигательной задачи или возникает совсем новая задача,необычная,неожиданная,требующая двигательной находчивости.Ходьба по полу не требует ловкости,а ходьба по канату нуждается в ней,потому что двигательно выйти из того положения,которое создается канатом,непосредственно сложнее,чем из того,которое имеется на равном полу».

    Из приведенной выше цитаты следует,что двигательная находчивость-существенный и специфический признак ловкости,то,что определяет ее от координации движений.Если возвратиться к примеру,рассмотренному выше,можно сказать,что ходьба по полу требует проявления определенных координационных способностей,хотя и не требует какой-то особой ловкости.Поэтому координационные способности и ловкость-не одно и то же.

   Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей.Различие между координационными способностями и  ловкостью в том,что координационные способности проявляются во всех видах деятельности,связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы,а ловкость-в тех,где есть не только регуляция движений,но и элементы неожиданности,внезапности,которые требуют находчивости,быстроты,переключаемости движений.Исходя из этого,ловкость следует рассматривать как способность человека искусно,успешно справиться с любой возникшей двигательной задачей,правильно,быстро,рационально и находчиво найти выход из любого положения и любой сложной неожиданной ситуации.Ловкость-это сложное и комплескное психофизическое качество человека.Уровень его развития определяется степенью развития психомоторных способностей,участвующих в решении сложных координационных задач.Для решения этих задач человек должен быть готов и физически и психически.Хорошо развитое качество ловкости-одна из высших форм управления движениями.

 

4.  Задачи развития координационных способностей

При воспитании координационных способностей,решают две группы задач:

1) по разностороннему развитию;

          2) специально направленному их развитию.

Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся.Достигнутый здесь общий уровень развития координационных споосбностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в школе.Школьной программой предусматривается обеспечение широкого фонда  новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей,проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях,гимнастических упражнениях,метательных движениях с установкой на дальность и меткость,подвижных,спортивных играх.

Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития  координационных споосбностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки.В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта,во втором-избранной профессией.

Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей  прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста),со школьниками  и с другими занимающимися приводит к тому,что они:

 -значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными  действиями;

-постоянно пополняют свой двигательный опыт,который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками:

-приобретают умения экономно расходовать свои энергетические  ресурсы в процессе двигательной деятельности:

          -испытывают в псисхологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движениях.  

5. Критерии оценки и формы проявления координационных способностей

Критерии оценки-признак,на основе которого происходит оценка,определение или классификация чего-либо.Соответственно под критериями оценки координационных способностей следует понимать основные признаки,с помощью которых измеряется,оценивается уровень координационных возможностей человека и отдельных элементов,их составляющих.

В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака:правильность выполнения движений,когда движение приводит к требуемой цели (делает то,что нужно)быстроту результата,рациональность движений и действий (выполняет так,как нужно)двигательную находчивость,которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения,неожиданно возникшего при выполнении действия.

Эти критерии имеют качественные и количественные стороны.К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность,своевременность,целесообразность и также инициативность,а количественным-точность,скорость,экономичность и стабильность (устойчивость) движений.Коротко проанализируем вышеперечисленные показатели.

 Координационные способности могут характеризоваться точностью оценки,отмеривания, и также воспроизведения различных параметров движений(временных,пространственно,временных,силовых),точностью реакции  движущийся объект,целевую точность.

 Экономичность движений как одно из свойств координационных способностей характеризуется отсутствием или минимум лишних,ненужных движений и минимально необходимыми затратами энергии.Она зависит не только от эффективности техники движений,но и от уровня физической подготовленности занимающихся.Ее определяют на основе соотношения результата деятельности и затрат на его достижения.

Стабильность-это такая малая вариативность основных биомеханических характеристик движений и результата,показанного в каком-либо упражнении.Она характеризуется малым диапазоном (разбросом,дисперсией) отклонений регистрируемых показателей.Чем меньше разброс,т.е. различие в показанных резуьтатах,тем выше стабильность.

Говоря о стабильности,имеют в виду,прежде всего,степень попадания результата или каких-либо характеристик в область значений с заданным расстоянием между ее границами.Чем уже эта область,т.е. чем ближе друг к другу ее верхняя и нижняя границы и чем больше процент попаданий рассматриваемого показателя в эту область,тем выше его стабильность.

Эффективность двигательной деятельности обусловлена не только стабильностью,но и надежностью исполнения упражнения.Эти показатели,несмотря на то что определенным образом связаны между   собой,характеризуют разные свойства системы движений.Надежность  недостаточно изученный показатель дееспособности человека.Сложность этой проблемы состоит в том,что невероятно сложен механизм управления движениями человеческого тела.Согласно мнению Б.Н.Коренберга,надежность означает вероятность выполнения действий с заданным результатом или целевым эффектом в определенное время.Критерием надежности исполнения упражнения является достижение или превышение заданного уровня.Иными словами,попадание в область значений,ограниченную только одной-нижней границей.Если упражнение выполняется ниже заданного уровня,вследствие чего снижается качество его исполнения,то это отражает низкий уровень двигательной надежности человека.И,напротив,когда в каждом случае упражнение выполняется на требуемом уровне установленного качественного уровня достижений (точности,быстроты,экономичности движений) или выше его,то надежность его исполнения и стабильность будут достаточно высокими.Следует различать абсолютные и относительные показатели  координаицонных способностей  у детей и подростков.

1.Абсолютные –без учета уровня развития силовых,скоростных,скоростно-

силовых способностей индивида.

2.Относительные-с учетом развития этих способностей,когда их влияние каким-либо образом исключается.

К числу основных координационных способностей относятся:

-способность к дифферинцированию различных параметров движения (временных,пространственных,силовых);

-способность к ориентированию в пространстве;

          -способность к равновесию;

-способность к перестраиванию движений;

-способность  к  соединению (комбинированию) движений;

          -способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;

-способность к выполнению заданий в заданном ритме;

          -способность к управлению временем двигательных реакций;

           способность предвосхищать (антипицировать) различные признаки движений,условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

-споособность к рациональному расслаблению мышц.

В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде,а в сложном взаимодействии.

 Следует иметь в виду,что способность к двигательной коордианции определяется целым рядом психофизиологических факторов:

1.Функциональным состоянием сенсорных систем ( анализаторов).

2.Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий,спинного мозга).

3.Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).

В значительной степени двигательная координация связана с пониманием занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.

В разные возрастные периоды наблюдаются неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей.Существенное улучшение координаицонных споособностей происходит к 15-16 годам.В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека.

Таким образом,критерий-это признак,на основе которого происходит оценка,определение и классификация координационных способностей.К главным критериям оценки координационных споособностей относят четыре признака:правильность выполнения движения,быстроту результата,рациональность движений и действий,двигательную находчивость.



Предварительный просмотр:

1. Определение понятий:«координация движений», «координированность»,«координационные способности»

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость».Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности».Эти понятия близки по смыслу,но не тождественны по содержанию.

          В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация»,что в переводе означает «согласование»,«сочетание»,«приведение в порядок».

          Что касается самого определения  «координация движений»,то содержание этого понятия более многообразно,чем буквальный перевод с латинского .В настоящее время существует большое количество определений координации движений.

           Координация движений (двигательная координация)–это результат согласованного сочетания функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной связи между собой.

            Координация движений как качественная характеристика двигательной деятельности может быть в одних случаях более,а в других менее совершенной.В связи с чем следует говорить о координированности человека как одной из характеристик его двигательно-координационных возможностей.

            Координированность-результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей,состоянием организма и условиями деятельности.Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида.Мера нидивидуальной выраженности кординированности обнаруживается в успешности и             качественном своеобразии организации.

В координированности человека,целесообразно использовать целый ряд критериев (свойств),отражающих разнообразные координационные способности.На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей.

          Известно,что отдельные индивиды в дошкольном и школьном возрасте в координационных тестах имеют результаты,которые намного превышают средние данные детей соответсвующего возраста или даже старше их.Это свидетельствует об исключительных способностях детей в координационной области.

          В связи с этим координационные споособности можно определить как совокупность двигательных свойств человека,проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

Природной основой координационных способностей являются задатки,под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма.К ним относят свойства нервной системы (силу,подвижность,уравновешенность нервных процессов),индивидуальные варианты строения коры головного мозга,степень зрелости ее отдельных областей  и других отделов центральной нервной системы,уровень развития отдельных анализаторов),особенности строения и полноценного функционирования  нервно-мышечного  аппарата.

Координационные способности характеризуют индивидуальную предрасположенность к тому или иному виду деятельности,которая выявляется и совершенствуется в процессе овладения определенными умениями и навыками.Из сказанного следует,что координационные способности и двигательные навыки тесно связаны между собой,хотя это и разные понятия, с одной стороны,координационные способности обусловливаются двигательными умениями и навыками,проявляются в процессе их овладения,а с другой-позволяют легко,быстро и прочно овладеть этими умениями и навыками.

2.Координированность-как психомоторное качество

Понятие «психомоторика» введено в научный обиход И.М.Сеченовым.Оно подчеркивает зависимость двигательных проявлений человека от психической регуляции.Так,осуществление произвольных движений (физических упражнений) происходит под контролем сознания,а проявление двигательных качеств требует участия волевого усилия.Поэтому психомоторная сфера человека-это сплав психологических и физиологичесикх механизмов управления движениями,двигательными действиями,отражающихся в проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств,а именно,выносливости,мышечной силы,координированности.

Координированность-это способность человека управлять согласованностью и соразмерностью движений и удерживать необходимую позу.

Согласованность движений заключается в поочередности их осуществления согласно технике (структуре) того или иного физического упражнения.А  это требует согласованного во времени сокращения и расслабления определенных мышечных групп,когда во время окончания одного движения начинает подготавливаться последующее.В результате создается слитность двигательного акта,его целостность.Скованность спортсмена при его излишнем эмоциональном возбуждении,страхе выступления нарушает согласованность сокращения и расслабления мышц,делает движения порывыстыми или зажатыми.

Соразмерность выражается в дозировании параметров движений-амплитуды,усилия,длительности,ускорения-в соответствии с двигательной задачей.А это требует формирования в процессе разучивания двигательного действия пространственных,силовых и временных эталонов движений,которые должны закрепиться в памяти спортсменов.

          В исследованиях Е.П.Ильина и других авторов так же встречается понятие-сенсорномышечная координированность,являющаяся также наиболее сложной,так

как связана с согласованием движений спортсмена во времени и пространстве.При сенсорномышечной координированности происходит быстрый и тонкий анализ внешних сигналов-зрительных,слуховых, и их сопоставление с внутренними сигналами-проприорецептивными,вестибюлярными.

Все это требует сознательного программирования двигательного действия,то есть формирования,оживления и удержания в кратковременной памяти представления о действии в целом и об отдельных его параметрах.В связи с этим надо различать два вида памяти:память на движения-это мультианализаторное запоминание,сохранение и воспроизведение целостного образа действия и словесно-описательные компоненты,а также двигательную (проприорецептивную) память-запоминание,сохранение и воспроизведение отдельных параметров движений.Плохая память на движение создает определенные трудности при диагностировании координировнности спортсмена.Определяя ее,подразумевают,что исследуются возможности исполнительской части двигательного действия,связанные с координационными механизмами.В тренерской практике для диагностики координированности спортсмену предлагается выполнить  комплекс  следующих друг за другом в определенной последовательности движений.В зависимости от того,насколько четко и последовательно он выполняет  этот комплекс движений,и судят о координированности спортсмена.В действительности же в процесс воспроизведения может вмешаться память:либо у спортсмена не сформировался правильный образ даваемого комплекса,либо он забыл последовательность движений.Поэтому,порежде чем судить о координированности юношей боксеров,нужно убедиться,что у них сформировался правильный образ движений и что этот образ достаточно надежно закрепился в памяти.

Координация заключается не только в управлении движениями,но и в регуляции позы.Позой называется закрепление тела и его частей в определенном положении.Поза служит для сохранения равновесия тела и для фиксации некоторых суставов,без которой осуществление движений в других суставах становится невозможным,следовательно,невозможным становится и выполнение

спортивного упражнения.В  боксе важным элементом считается позиция-            исходное положение,принимаемое боксером в начале боя и сохраняемое им в течение всего боя между моментами атаки и защиты.Правильной позицией может быть названа только та,которая способствует быстрому нанесению удара и перемещению как вперед,назад и в сторону.Анализ литературы (А.Г.Харлампиева,А.Ф.Гетье,К.В.Градополова) показал,что например даже при, приформировании классической позиции, у начинающихся боксеров,наблюдаются следующие ошибки:

1) вес тела распределен неправильно;перенесение веса тела на переднюю ногу затрудняет движение вперед,на заднюю назад;

2) слишком широко расставлены ноги,или слишком сильно согнуты колени;это также сильно уменьшает подвижность и устойчивость;

3) опущена левая рука,и тем самым открыта для удара область сердца и замедлен «прямой» левой;

4) руки прижаты к телу,и боксер лишен возможности быстро нанести удар;

5) голова наклонена налево;это открывает челюсть для удара справа.

6) кулаки сильно сжаты,что вызывает напряжение всех мышц рук и тем лишает удар необходимой быстроты.

При правильной же классической позицици-ступня левой ноги направлена на противника,правая нога отставлена на полшага,назад и вправо,ступня почти параллельна левой ступне,пятка повернута немного внутрь и несколько приподнята.Колено правой ноги немного согнуто,тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги.Корпус обращен вполоборота к противнику,левое плечо впереди и немного выше правого.Поясница не напряжена и немного согнута.

Левая рука полусогнута;часть руки от плеча до локтя защищает левую сторону груди и сердце;предплечье направлено на противника;кулак составляет прямое продолжение предплечья и находится на уровне плеча.Тыльная сторона кулака направлена наружу.

Правая рука полусогнута,часть руки от плеча до локтя защищает правую сторону груди,предплечье защищает печень и солнечное сплетение,кулак находится на уровне левого соска.Предплечье не должно быть плотно прижато к телу.Тыльная сторона кулака обращена наружу.

Голова повернута вполоборота налево и несколько наклонена к правому плечу.Подборордок опущен,но не касается груди.

Поэтому,прежде чем диагностировать координированность в боксе,необходимо убедиться в том,что сформированы позиции и двигательные образы.

 Координированность проявляется в ручной ловкости,телесной ловкости и меткости,которые можно рассматривать как самостоятельные психомоторные качества.

Ручная ловкость-это способность точно и своевременно совершать двигательные действия при взаимодействии с какими-то объектами.

Телесная ловксоть,связанна с управлением в пространстве и времени движениями своего тела.

Меткость-это способность попадать в цель при баллистических движениях рук и ног (бросках,ударах).Она зависит от точности глазомера (способности определять расстояние до объект) и точности регулирования усилий и амплитуд движений.

3. Ловкость как комплексное проявление координационных способностей

Вопросы о том,что следует понимать под «ловкостью»,по каким признакам можно судить о ловкости,какие существуют взаимоотношения ловкости с другими способностями человека,широко дебатируется в научно-методической литературе много лет. (Н.А.Бернштейн,В.А.Зациорский,Е.П.Ильин,В.А.Филиппович).Однако до сих пор ловкость не имеет ясного и однозначного определения среди ученых.Высказываются разные и весьма противоречивые точки зрения.В одних случаях ловкость отождествляется с координированностью,координационными способностями;в других-ее рассматривают как производную характеристику координационных способностей;в третьих,связывают с психомоторными свойствами человека,лимитирующими проявление координационных способностей.При этом в качестве измерителей ловкости приводятся разные признаки.

В книге «О ловкости и ее развитии» (2001 г. издания) исследователь Н.А.Берштейн отмечает,что в обиходно-бытовой и разговорной речи для обозначения деятельности употребляют различные слова,отличающиеся друг от друга очень тонкими смысловыми оттенками,стилистической окраской:сноровистый,изворотливый,ухватистый,умеющий,складный,юркий.О человке же,выполняющем неловкие движения,говорят неуклюжий,мешковатый.

Следует иметь в виду,что ловкость проявляется только в тех двигательных действиях,выполнение которых осуществляется при необычных и неожиданных изменениях и осложнениях обстановки,требующих от человека своевременного выхода из нее,быстрой,точной гибкости (маневренности) и  приспособительной переключаемости движений к внезапным и непредсказуемым воздействиям со стороны окружающей среды.По этому поводу Н.А.Берштейн пишет следующее:«Спрос на ловкость не заключается в самих по себе движениях того или иного типа,а создается обстановкой.Нет такого движения,которое при известных условиях не могло бы предъявить очень высокие требования к двигательной ловкости.А эти условия состоят всегда в том,что становятся труднее разрешаемой стоящей перед решением двигательной задачи или возникает совсем новая задача,необычная,неожиданная,требующая двигательной находчивости.Ходьба по полу не требует ловкости,а ходьба по канату нуждается в ней,потому что двигательно выйти из того положения,которое создается канатом,непосредственно сложнее,чем из того,которое имеется на равном полу».

    Из приведенной выше цитаты следует,что двигательная находчивость-существенный и специфический признак ловкости,то,что определяет ее от координации движений.Если возвратиться к примеру,рассмотренному выше,можно сказать,что ходьба по полу требует проявления определенных координационных способностей,хотя и не требует какой-то особой ловкости.Поэтому координационные способности и ловкость-не одно и то же.

   Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей.Различие между координационными способностями и  ловкостью в том,что координационные способности проявляются во всех видах деятельности,связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы,а ловкость-в тех,где есть не только регуляция движений,но и элементы неожиданности,внезапности,которые требуют находчивости,быстроты,переключаемости движений.Исходя из этого,ловкость следует рассматривать как способность человека искусно,успешно справиться с любой возникшей двигательной задачей,правильно,быстро,рационально и находчиво найти выход из любого положения и любой сложной неожиданной ситуации.Ловкость-это сложное и комплескное психофизическое качество человека.Уровень его развития определяется степенью развития психомоторных способностей,участвующих в решении сложных координационных задач.Для решения этих задач человек должен быть готов и физически и психически.Хорошо развитое качество ловкости-одна из высших форм управления движениями.

 

4.  Задачи развития координационных способностей

При воспитании координационных способностей,решают две группы задач:

1) по разностороннему развитию;

          2) специально направленному их развитию.

Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся.Достигнутый здесь общий уровень развития координационных споосбностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в школе.Школьной программой предусматривается обеспечение широкого фонда  новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей,проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях,гимнастических упражнениях,метательных движениях с установкой на дальность и меткость,подвижных,спортивных играх.

Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития  координационных споосбностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки.В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта,во втором-избранной профессией.

Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей  прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста),со школьниками  и с другими занимающимися приводит к тому,что они:

 -значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными  действиями;

-постоянно пополняют свой двигательный опыт,который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками:

-приобретают умения экономно расходовать свои энергетические  ресурсы в процессе двигательной деятельности:

          -испытывают в псисхологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движениях.  

5. Критерии оценки и формы проявления координационных способностей

Критерии оценки-признак,на основе которого происходит оценка,определение или классификация чего-либо.Соответственно под критериями оценки координационных способностей следует понимать основные признаки,с помощью которых измеряется,оценивается уровень координационных возможностей человека и отдельных элементов,их составляющих.

В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака:правильность выполнения движений,когда движение приводит к требуемой цели (делает то,что нужно)быстроту результата,рациональность движений и действий (выполняет так,как нужно)двигательную находчивость,которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения,неожиданно возникшего при выполнении действия.

Эти критерии имеют качественные и количественные стороны.К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность,своевременность,целесообразность и также инициативность,а количественным-точность,скорость,экономичность и стабильность (устойчивость) движений.Коротко проанализируем вышеперечисленные показатели.

 Координационные способности могут характеризоваться точностью оценки,отмеривания, и также воспроизведения различных параметров движений(временных,пространственно,временных,силовых),точностью реакции  движущийся объект,целевую точность.

 Экономичность движений как одно из свойств координационных способностей характеризуется отсутствием или минимум лишних,ненужных движений и минимально необходимыми затратами энергии.Она зависит не только от эффективности техники движений,но и от уровня физической подготовленности занимающихся.Ее определяют на основе соотношения результата деятельности и затрат на его достижения.

Стабильность-это такая малая вариативность основных биомеханических характеристик движений и результата,показанного в каком-либо упражнении.Она характеризуется малым диапазоном (разбросом,дисперсией) отклонений регистрируемых показателей.Чем меньше разброс,т.е. различие в показанных резуьтатах,тем выше стабильность.

Говоря о стабильности,имеют в виду,прежде всего,степень попадания результата или каких-либо характеристик в область значений с заданным расстоянием между ее границами.Чем уже эта область,т.е. чем ближе друг к другу ее верхняя и нижняя границы и чем больше процент попаданий рассматриваемого показателя в эту область,тем выше его стабильность.

Эффективность двигательной деятельности обусловлена не только стабильностью,но и надежностью исполнения упражнения.Эти показатели,несмотря на то что определенным образом связаны между   собой,характеризуют разные свойства системы движений.Надежность  недостаточно изученный показатель дееспособности человека.Сложность этой проблемы состоит в том,что невероятно сложен механизм управления движениями человеческого тела.Согласно мнению Б.Н.Коренберга,надежность означает вероятность выполнения действий с заданным результатом или целевым эффектом в определенное время.Критерием надежности исполнения упражнения является достижение или превышение заданного уровня.Иными словами,попадание в область значений,ограниченную только одной-нижней границей.Если упражнение выполняется ниже заданного уровня,вследствие чего снижается качество его исполнения,то это отражает низкий уровень двигательной надежности человека.И,напротив,когда в каждом случае упражнение выполняется на требуемом уровне установленного качественного уровня достижений (точности,быстроты,экономичности движений) или выше его,то надежность его исполнения и стабильность будут достаточно высокими.Следует различать абсолютные и относительные показатели  координаицонных способностей  у детей и подростков.

1.Абсолютные –без учета уровня развития силовых,скоростных,скоростно-

силовых способностей индивида.

2.Относительные-с учетом развития этих способностей,когда их влияние каким-либо образом исключается.

К числу основных координационных способностей относятся:

-способность к дифферинцированию различных параметров движения (временных,пространственных,силовых);

-способность к ориентированию в пространстве;

          -способность к равновесию;

-способность к перестраиванию движений;

-способность  к  соединению (комбинированию) движений;

          -способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;

-способность к выполнению заданий в заданном ритме;

          -способность к управлению временем двигательных реакций;

           способность предвосхищать (антипицировать) различные признаки движений,условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

-споособность к рациональному расслаблению мышц.

В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде,а в сложном взаимодействии.

 Следует иметь в виду,что способность к двигательной коордианции определяется целым рядом психофизиологических факторов:

1.Функциональным состоянием сенсорных систем ( анализаторов).

2.Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий,спинного мозга).

3.Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).

В значительной степени двигательная координация связана с пониманием занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.

В разные возрастные периоды наблюдаются неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей.Существенное улучшение координаицонных споособностей происходит к 15-16 годам.В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека.

Таким образом,критерий-это признак,на основе которого происходит оценка,определение и классификация координационных способностей.К главным критериям оценки координационных споособностей относят четыре признака:правильность выполнения движения,быстроту результата,рациональность движений и действий,двигательную находчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица развития физических качеств у детей дошкольного возраста

В данной таблице представлены физическите качства, критерии их оценки, средства развития физических качеств, а так же определены методв с помощью которых можно развивать физические качества...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ГАНДБОЛИСТОК.

Актуальность данной темы состоит в том, что юношеский возраст является самым благоприятным периодом для развития всех физических качеств. Однако в определенные возрастные периоды темпы естественного п...

Методические рекомендации "Упражнения для развития физических качеств дзюдоистов"

Существуют сотни физических упражнений. Но какие именно из них действительно помогут вам достичь успеха на татами? Исходя из опыта тренеров по дзюдо, в данных методическихрекомендациях приводится пере...

Тестирование и оценки показателей развития физических качеств

методика тестирования и оценки показателей физических качеств и двигательных способностей...

Методическая разработка "Развитие физических качеств студентов, посредством спортивных игр".

В программе по физической культуре среди средств физического воспитания важное место занимают спортивные игры – волейбол, баскетбол и др. Спортивные игры способствуют формированию базовых двигательно...

Развитие физических качеств

Одной из главных задач, решаемых в процессе ФВ, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»

Данная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физического воспитания в современной школе - формиро...