Развитие физического качества ловкость у юношей
статья по теме
1.Определение понятий «координация движений»,
«координированность», «координационные способности»
2 Координированность-как психомоторное качество
3 Ловкость как комплексное проявление координационных
способностей
4. Задачи развития координационных способностей
5. Критерии оценки и формы проявления координационных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.46 КБ |
![]() | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Определение понятий:«координация движений», «координированность»,«координационные способности»
Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость».Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности».Эти понятия близки по смыслу,но не тождественны по содержанию.
В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация»,что в переводе означает «согласование»,«сочетание»,«приведение в порядок».
Что касается самого определения «координация движений»,то содержание этого понятия более многообразно,чем буквальный перевод с латинского .В настоящее время существует большое количество определений координации движений.
Координация движений (двигательная координация)–это результат согласованного сочетания функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной связи между собой.
Координация движений как качественная характеристика двигательной деятельности может быть в одних случаях более,а в других менее совершенной.В связи с чем следует говорить о координированности человека как одной из характеристик его двигательно-координационных возможностей.
Координированность-результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей,состоянием организма и условиями деятельности.Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида.Мера нидивидуальной выраженности кординированности обнаруживается в успешности и качественном своеобразии организации.
В координированности человека,целесообразно использовать целый ряд критериев (свойств),отражающих разнообразные координационные способности.На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей.
Известно,что отдельные индивиды в дошкольном и школьном возрасте в координационных тестах имеют результаты,которые намного превышают средние данные детей соответсвующего возраста или даже старше их.Это свидетельствует об исключительных способностях детей в координационной области.
В связи с этим координационные споособности можно определить как совокупность двигательных свойств человека,проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.
Природной основой координационных способностей являются задатки,под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма.К ним относят свойства нервной системы (силу,подвижность,уравновешенность нервных процессов),индивидуальные варианты строения коры головного мозга,степень зрелости ее отдельных областей и других отделов центральной нервной системы,уровень развития отдельных анализаторов),особенности строения и полноценного функционирования нервно-мышечного аппарата.
Координационные способности характеризуют индивидуальную предрасположенность к тому или иному виду деятельности,которая выявляется и совершенствуется в процессе овладения определенными умениями и навыками.Из сказанного следует,что координационные способности и двигательные навыки тесно связаны между собой,хотя это и разные понятия, с одной стороны,координационные способности обусловливаются двигательными умениями и навыками,проявляются в процессе их овладения,а с другой-позволяют легко,быстро и прочно овладеть этими умениями и навыками.
2.Координированность-как психомоторное качество
Понятие «психомоторика» введено в научный обиход И.М.Сеченовым.Оно подчеркивает зависимость двигательных проявлений человека от психической регуляции.Так,осуществление произвольных движений (физических упражнений) происходит под контролем сознания,а проявление двигательных качеств требует участия волевого усилия.Поэтому психомоторная сфера человека-это сплав психологических и физиологичесикх механизмов управления движениями,двигательными действиями,отражающихся в проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств,а именно,выносливости,мышечной силы,координированности.
Координированность-это способность человека управлять согласованностью и соразмерностью движений и удерживать необходимую позу.
Согласованность движений заключается в поочередности их осуществления согласно технике (структуре) того или иного физического упражнения.А это требует согласованного во времени сокращения и расслабления определенных мышечных групп,когда во время окончания одного движения начинает подготавливаться последующее.В результате создается слитность двигательного акта,его целостность.Скованность спортсмена при его излишнем эмоциональном возбуждении,страхе выступления нарушает согласованность сокращения и расслабления мышц,делает движения порывыстыми или зажатыми.
Соразмерность выражается в дозировании параметров движений-амплитуды,усилия,длительности,ускорения-в соответствии с двигательной задачей.А это требует формирования в процессе разучивания двигательного действия пространственных,силовых и временных эталонов движений,которые должны закрепиться в памяти спортсменов.
В исследованиях Е.П.Ильина и других авторов так же встречается понятие-сенсорномышечная координированность,являющаяся также наиболее сложной,так
как связана с согласованием движений спортсмена во времени и пространстве.При сенсорномышечной координированности происходит быстрый и тонкий анализ внешних сигналов-зрительных,слуховых, и их сопоставление с внутренними сигналами-проприорецептивными,вестибюлярными.
Все это требует сознательного программирования двигательного действия,то есть формирования,оживления и удержания в кратковременной памяти представления о действии в целом и об отдельных его параметрах.В связи с этим надо различать два вида памяти:память на движения-это мультианализаторное запоминание,сохранение и воспроизведение целостного образа действия и словесно-описательные компоненты,а также двигательную (проприорецептивную) память-запоминание,сохранение и воспроизведение отдельных параметров движений.Плохая память на движение создает определенные трудности при диагностировании координировнности спортсмена.Определяя ее,подразумевают,что исследуются возможности исполнительской части двигательного действия,связанные с координационными механизмами.В тренерской практике для диагностики координированности спортсмену предлагается выполнить комплекс следующих друг за другом в определенной последовательности движений.В зависимости от того,насколько четко и последовательно он выполняет этот комплекс движений,и судят о координированности спортсмена.В действительности же в процесс воспроизведения может вмешаться память:либо у спортсмена не сформировался правильный образ даваемого комплекса,либо он забыл последовательность движений.Поэтому,порежде чем судить о координированности юношей боксеров,нужно убедиться,что у них сформировался правильный образ движений и что этот образ достаточно надежно закрепился в памяти.
Координация заключается не только в управлении движениями,но и в регуляции позы.Позой называется закрепление тела и его частей в определенном положении.Поза служит для сохранения равновесия тела и для фиксации некоторых суставов,без которой осуществление движений в других суставах становится невозможным,следовательно,невозможным становится и выполнение
спортивного упражнения.В боксе важным элементом считается позиция- исходное положение,принимаемое боксером в начале боя и сохраняемое им в течение всего боя между моментами атаки и защиты.Правильной позицией может быть названа только та,которая способствует быстрому нанесению удара и перемещению как вперед,назад и в сторону.Анализ литературы (А.Г.Харлампиева,А.Ф.Гетье,К.В.Градополова) показал,что например даже при, приформировании классической позиции, у начинающихся боксеров,наблюдаются следующие ошибки:
1) вес тела распределен неправильно;перенесение веса тела на переднюю ногу затрудняет движение вперед,на заднюю назад;
2) слишком широко расставлены ноги,или слишком сильно согнуты колени;это также сильно уменьшает подвижность и устойчивость;
3) опущена левая рука,и тем самым открыта для удара область сердца и замедлен «прямой» левой;
4) руки прижаты к телу,и боксер лишен возможности быстро нанести удар;
5) голова наклонена налево;это открывает челюсть для удара справа.
6) кулаки сильно сжаты,что вызывает напряжение всех мышц рук и тем лишает удар необходимой быстроты.
При правильной же классической позицици-ступня левой ноги направлена на противника,правая нога отставлена на полшага,назад и вправо,ступня почти параллельна левой ступне,пятка повернута немного внутрь и несколько приподнята.Колено правой ноги немного согнуто,тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги.Корпус обращен вполоборота к противнику,левое плечо впереди и немного выше правого.Поясница не напряжена и немного согнута.
Левая рука полусогнута;часть руки от плеча до локтя защищает левую сторону груди и сердце;предплечье направлено на противника;кулак составляет прямое продолжение предплечья и находится на уровне плеча.Тыльная сторона кулака направлена наружу.
Правая рука полусогнута,часть руки от плеча до локтя защищает правую сторону груди,предплечье защищает печень и солнечное сплетение,кулак находится на уровне левого соска.Предплечье не должно быть плотно прижато к телу.Тыльная сторона кулака обращена наружу.
Голова повернута вполоборота налево и несколько наклонена к правому плечу.Подборордок опущен,но не касается груди.
Поэтому,прежде чем диагностировать координированность в боксе,необходимо убедиться в том,что сформированы позиции и двигательные образы.
Координированность проявляется в ручной ловкости,телесной ловкости и меткости,которые можно рассматривать как самостоятельные психомоторные качества.
Ручная ловкость-это способность точно и своевременно совершать двигательные действия при взаимодействии с какими-то объектами.
Телесная ловксоть,связанна с управлением в пространстве и времени движениями своего тела.
Меткость-это способность попадать в цель при баллистических движениях рук и ног (бросках,ударах).Она зависит от точности глазомера (способности определять расстояние до объект) и точности регулирования усилий и амплитуд движений.
3. Ловкость как комплексное проявление координационных способностей
Вопросы о том,что следует понимать под «ловкостью»,по каким признакам можно судить о ловкости,какие существуют взаимоотношения ловкости с другими способностями человека,широко дебатируется в научно-методической литературе много лет. (Н.А.Бернштейн,В.А.Зациорский,Е.П.Ильин,В.А.Филиппович).Однако до сих пор ловкость не имеет ясного и однозначного определения среди ученых.Высказываются разные и весьма противоречивые точки зрения.В одних случаях ловкость отождествляется с координированностью,координационными способностями;в других-ее рассматривают как производную характеристику координационных способностей;в третьих,связывают с психомоторными свойствами человека,лимитирующими проявление координационных способностей.При этом в качестве измерителей ловкости приводятся разные признаки.
В книге «О ловкости и ее развитии» (2001 г. издания) исследователь Н.А.Берштейн отмечает,что в обиходно-бытовой и разговорной речи для обозначения деятельности употребляют различные слова,отличающиеся друг от друга очень тонкими смысловыми оттенками,стилистической окраской:сноровистый,изворотливый,ухватистый,умеющий,складный,юркий.О человке же,выполняющем неловкие движения,говорят неуклюжий,мешковатый.
Следует иметь в виду,что ловкость проявляется только в тех двигательных действиях,выполнение которых осуществляется при необычных и неожиданных изменениях и осложнениях обстановки,требующих от человека своевременного выхода из нее,быстрой,точной гибкости (маневренности) и приспособительной переключаемости движений к внезапным и непредсказуемым воздействиям со стороны окружающей среды.По этому поводу Н.А.Берштейн пишет следующее:«Спрос на ловкость не заключается в самих по себе движениях того или иного типа,а создается обстановкой.Нет такого движения,которое при известных условиях не могло бы предъявить очень высокие требования к двигательной ловкости.А эти условия состоят всегда в том,что становятся труднее разрешаемой стоящей перед решением двигательной задачи или возникает совсем новая задача,необычная,неожиданная,требующая двигательной находчивости.Ходьба по полу не требует ловкости,а ходьба по канату нуждается в ней,потому что двигательно выйти из того положения,которое создается канатом,непосредственно сложнее,чем из того,которое имеется на равном полу».
Из приведенной выше цитаты следует,что двигательная находчивость-существенный и специфический признак ловкости,то,что определяет ее от координации движений.Если возвратиться к примеру,рассмотренному выше,можно сказать,что ходьба по полу требует проявления определенных координационных способностей,хотя и не требует какой-то особой ловкости.Поэтому координационные способности и ловкость-не одно и то же.
Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей.Различие между координационными способностями и ловкостью в том,что координационные способности проявляются во всех видах деятельности,связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы,а ловкость-в тех,где есть не только регуляция движений,но и элементы неожиданности,внезапности,которые требуют находчивости,быстроты,переключаемости движений.Исходя из этого,ловкость следует рассматривать как способность человека искусно,успешно справиться с любой возникшей двигательной задачей,правильно,быстро,рационально и находчиво найти выход из любого положения и любой сложной неожиданной ситуации.Ловкость-это сложное и комплескное психофизическое качество человека.Уровень его развития определяется степенью развития психомоторных способностей,участвующих в решении сложных координационных задач.Для решения этих задач человек должен быть готов и физически и психически.Хорошо развитое качество ловкости-одна из высших форм управления движениями.
4. Задачи развития координационных способностей
При воспитании координационных способностей,решают две группы задач:
1) по разностороннему развитию;
2) специально направленному их развитию.
Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся.Достигнутый здесь общий уровень развития координационных споосбностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.
Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в школе.Школьной программой предусматривается обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей,проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях,гимнастических упражнениях,метательных движениях с установкой на дальность и меткость,подвижных,спортивных играх.
Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных споосбностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки.В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта,во втором-избранной профессией.
Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста),со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому,что они:
-значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;
-постоянно пополняют свой двигательный опыт,который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками:
-приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности:
-испытывают в псисхологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движениях.
5. Критерии оценки и формы проявления координационных способностей
Критерии оценки-признак,на основе которого происходит оценка,определение или классификация чего-либо.Соответственно под критериями оценки координационных способностей следует понимать основные признаки,с помощью которых измеряется,оценивается уровень координационных возможностей человека и отдельных элементов,их составляющих.
В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака:правильность выполнения движений,когда движение приводит к требуемой цели (делает то,что нужно)быстроту результата,рациональность движений и действий (выполняет так,как нужно)двигательную находчивость,которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения,неожиданно возникшего при выполнении действия.
Эти критерии имеют качественные и количественные стороны.К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность,своевременность,целесообразность и также инициативность,а количественным-точность,скорость,экономичность и стабильность (устойчивость) движений.Коротко проанализируем вышеперечисленные показатели.
Координационные способности могут характеризоваться точностью оценки,отмеривания, и также воспроизведения различных параметров движений(временных,пространственно,временных,силовых),точностью реакции движущийся объект,целевую точность.
Экономичность движений как одно из свойств координационных способностей характеризуется отсутствием или минимум лишних,ненужных движений и минимально необходимыми затратами энергии.Она зависит не только от эффективности техники движений,но и от уровня физической подготовленности занимающихся.Ее определяют на основе соотношения результата деятельности и затрат на его достижения.
Стабильность-это такая малая вариативность основных биомеханических характеристик движений и результата,показанного в каком-либо упражнении.Она характеризуется малым диапазоном (разбросом,дисперсией) отклонений регистрируемых показателей.Чем меньше разброс,т.е. различие в показанных резуьтатах,тем выше стабильность.
Говоря о стабильности,имеют в виду,прежде всего,степень попадания результата или каких-либо характеристик в область значений с заданным расстоянием между ее границами.Чем уже эта область,т.е. чем ближе друг к другу ее верхняя и нижняя границы и чем больше процент попаданий рассматриваемого показателя в эту область,тем выше его стабильность.
Эффективность двигательной деятельности обусловлена не только стабильностью,но и надежностью исполнения упражнения.Эти показатели,несмотря на то что определенным образом связаны между собой,характеризуют разные свойства системы движений.Надежность недостаточно изученный показатель дееспособности человека.Сложность этой проблемы состоит в том,что невероятно сложен механизм управления движениями человеческого тела.Согласно мнению Б.Н.Коренберга,надежность означает вероятность выполнения действий с заданным результатом или целевым эффектом в определенное время.Критерием надежности исполнения упражнения является достижение или превышение заданного уровня.Иными словами,попадание в область значений,ограниченную только одной-нижней границей.Если упражнение выполняется ниже заданного уровня,вследствие чего снижается качество его исполнения,то это отражает низкий уровень двигательной надежности человека.И,напротив,когда в каждом случае упражнение выполняется на требуемом уровне установленного качественного уровня достижений (точности,быстроты,экономичности движений) или выше его,то надежность его исполнения и стабильность будут достаточно высокими.Следует различать абсолютные и относительные показатели координаицонных способностей у детей и подростков.
1.Абсолютные –без учета уровня развития силовых,скоростных,скоростно-
силовых способностей индивида.
2.Относительные-с учетом развития этих способностей,когда их влияние каким-либо образом исключается.
К числу основных координационных способностей относятся:
-способность к дифферинцированию различных параметров движения (временных,пространственных,силовых);
-способность к ориентированию в пространстве;
-способность к равновесию;
-способность к перестраиванию движений;
-способность к соединению (комбинированию) движений;
-способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;
-способность к выполнению заданий в заданном ритме;
-способность к управлению временем двигательных реакций;
способность предвосхищать (антипицировать) различные признаки движений,условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
-споособность к рациональному расслаблению мышц.
В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде,а в сложном взаимодействии.
Следует иметь в виду,что способность к двигательной коордианции определяется целым рядом психофизиологических факторов:
1.Функциональным состоянием сенсорных систем ( анализаторов).
2.Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий,спинного мозга).
3.Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).
В значительной степени двигательная координация связана с пониманием занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.
В разные возрастные периоды наблюдаются неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей.Существенное улучшение координаицонных споособностей происходит к 15-16 годам.В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека.
Таким образом,критерий-это признак,на основе которого происходит оценка,определение и классификация координационных способностей.К главным критериям оценки координационных споособностей относят четыре признака:правильность выполнения движения,быстроту результата,рациональность движений и действий,двигательную находчивость.
Предварительный просмотр:
1. Определение понятий:«координация движений», «координированность»,«координационные способности»
Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость».Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности».Эти понятия близки по смыслу,но не тождественны по содержанию.
В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация»,что в переводе означает «согласование»,«сочетание»,«приведение в порядок».
Что касается самого определения «координация движений»,то содержание этого понятия более многообразно,чем буквальный перевод с латинского .В настоящее время существует большое количество определений координации движений.
Координация движений (двигательная координация)–это результат согласованного сочетания функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной связи между собой.
Координация движений как качественная характеристика двигательной деятельности может быть в одних случаях более,а в других менее совершенной.В связи с чем следует говорить о координированности человека как одной из характеристик его двигательно-координационных возможностей.
Координированность-результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей,состоянием организма и условиями деятельности.Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида.Мера нидивидуальной выраженности кординированности обнаруживается в успешности и качественном своеобразии организации.
В координированности человека,целесообразно использовать целый ряд критериев (свойств),отражающих разнообразные координационные способности.На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей.
Известно,что отдельные индивиды в дошкольном и школьном возрасте в координационных тестах имеют результаты,которые намного превышают средние данные детей соответсвующего возраста или даже старше их.Это свидетельствует об исключительных способностях детей в координационной области.
В связи с этим координационные споособности можно определить как совокупность двигательных свойств человека,проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.
Природной основой координационных способностей являются задатки,под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма.К ним относят свойства нервной системы (силу,подвижность,уравновешенность нервных процессов),индивидуальные варианты строения коры головного мозга,степень зрелости ее отдельных областей и других отделов центральной нервной системы,уровень развития отдельных анализаторов),особенности строения и полноценного функционирования нервно-мышечного аппарата.
Координационные способности характеризуют индивидуальную предрасположенность к тому или иному виду деятельности,которая выявляется и совершенствуется в процессе овладения определенными умениями и навыками.Из сказанного следует,что координационные способности и двигательные навыки тесно связаны между собой,хотя это и разные понятия, с одной стороны,координационные способности обусловливаются двигательными умениями и навыками,проявляются в процессе их овладения,а с другой-позволяют легко,быстро и прочно овладеть этими умениями и навыками.
2.Координированность-как психомоторное качество
Понятие «психомоторика» введено в научный обиход И.М.Сеченовым.Оно подчеркивает зависимость двигательных проявлений человека от психической регуляции.Так,осуществление произвольных движений (физических упражнений) происходит под контролем сознания,а проявление двигательных качеств требует участия волевого усилия.Поэтому психомоторная сфера человека-это сплав психологических и физиологичесикх механизмов управления движениями,двигательными действиями,отражающихся в проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств,а именно,выносливости,мышечной силы,координированности.
Координированность-это способность человека управлять согласованностью и соразмерностью движений и удерживать необходимую позу.
Согласованность движений заключается в поочередности их осуществления согласно технике (структуре) того или иного физического упражнения.А это требует согласованного во времени сокращения и расслабления определенных мышечных групп,когда во время окончания одного движения начинает подготавливаться последующее.В результате создается слитность двигательного акта,его целостность.Скованность спортсмена при его излишнем эмоциональном возбуждении,страхе выступления нарушает согласованность сокращения и расслабления мышц,делает движения порывыстыми или зажатыми.
Соразмерность выражается в дозировании параметров движений-амплитуды,усилия,длительности,ускорения-в соответствии с двигательной задачей.А это требует формирования в процессе разучивания двигательного действия пространственных,силовых и временных эталонов движений,которые должны закрепиться в памяти спортсменов.
В исследованиях Е.П.Ильина и других авторов так же встречается понятие-сенсорномышечная координированность,являющаяся также наиболее сложной,так
как связана с согласованием движений спортсмена во времени и пространстве.При сенсорномышечной координированности происходит быстрый и тонкий анализ внешних сигналов-зрительных,слуховых, и их сопоставление с внутренними сигналами-проприорецептивными,вестибюлярными.
Все это требует сознательного программирования двигательного действия,то есть формирования,оживления и удержания в кратковременной памяти представления о действии в целом и об отдельных его параметрах.В связи с этим надо различать два вида памяти:память на движения-это мультианализаторное запоминание,сохранение и воспроизведение целостного образа действия и словесно-описательные компоненты,а также двигательную (проприорецептивную) память-запоминание,сохранение и воспроизведение отдельных параметров движений.Плохая память на движение создает определенные трудности при диагностировании координировнности спортсмена.Определяя ее,подразумевают,что исследуются возможности исполнительской части двигательного действия,связанные с координационными механизмами.В тренерской практике для диагностики координированности спортсмену предлагается выполнить комплекс следующих друг за другом в определенной последовательности движений.В зависимости от того,насколько четко и последовательно он выполняет этот комплекс движений,и судят о координированности спортсмена.В действительности же в процесс воспроизведения может вмешаться память:либо у спортсмена не сформировался правильный образ даваемого комплекса,либо он забыл последовательность движений.Поэтому,порежде чем судить о координированности юношей боксеров,нужно убедиться,что у них сформировался правильный образ движений и что этот образ достаточно надежно закрепился в памяти.
Координация заключается не только в управлении движениями,но и в регуляции позы.Позой называется закрепление тела и его частей в определенном положении.Поза служит для сохранения равновесия тела и для фиксации некоторых суставов,без которой осуществление движений в других суставах становится невозможным,следовательно,невозможным становится и выполнение
спортивного упражнения.В боксе важным элементом считается позиция- исходное положение,принимаемое боксером в начале боя и сохраняемое им в течение всего боя между моментами атаки и защиты.Правильной позицией может быть названа только та,которая способствует быстрому нанесению удара и перемещению как вперед,назад и в сторону.Анализ литературы (А.Г.Харлампиева,А.Ф.Гетье,К.В.Градополова) показал,что например даже при, приформировании классической позиции, у начинающихся боксеров,наблюдаются следующие ошибки:
1) вес тела распределен неправильно;перенесение веса тела на переднюю ногу затрудняет движение вперед,на заднюю назад;
2) слишком широко расставлены ноги,или слишком сильно согнуты колени;это также сильно уменьшает подвижность и устойчивость;
3) опущена левая рука,и тем самым открыта для удара область сердца и замедлен «прямой» левой;
4) руки прижаты к телу,и боксер лишен возможности быстро нанести удар;
5) голова наклонена налево;это открывает челюсть для удара справа.
6) кулаки сильно сжаты,что вызывает напряжение всех мышц рук и тем лишает удар необходимой быстроты.
При правильной же классической позицици-ступня левой ноги направлена на противника,правая нога отставлена на полшага,назад и вправо,ступня почти параллельна левой ступне,пятка повернута немного внутрь и несколько приподнята.Колено правой ноги немного согнуто,тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги.Корпус обращен вполоборота к противнику,левое плечо впереди и немного выше правого.Поясница не напряжена и немного согнута.
Левая рука полусогнута;часть руки от плеча до локтя защищает левую сторону груди и сердце;предплечье направлено на противника;кулак составляет прямое продолжение предплечья и находится на уровне плеча.Тыльная сторона кулака направлена наружу.
Правая рука полусогнута,часть руки от плеча до локтя защищает правую сторону груди,предплечье защищает печень и солнечное сплетение,кулак находится на уровне левого соска.Предплечье не должно быть плотно прижато к телу.Тыльная сторона кулака обращена наружу.
Голова повернута вполоборота налево и несколько наклонена к правому плечу.Подборордок опущен,но не касается груди.
Поэтому,прежде чем диагностировать координированность в боксе,необходимо убедиться в том,что сформированы позиции и двигательные образы.
Координированность проявляется в ручной ловкости,телесной ловкости и меткости,которые можно рассматривать как самостоятельные психомоторные качества.
Ручная ловкость-это способность точно и своевременно совершать двигательные действия при взаимодействии с какими-то объектами.
Телесная ловксоть,связанна с управлением в пространстве и времени движениями своего тела.
Меткость-это способность попадать в цель при баллистических движениях рук и ног (бросках,ударах).Она зависит от точности глазомера (способности определять расстояние до объект) и точности регулирования усилий и амплитуд движений.
3. Ловкость как комплексное проявление координационных способностей
Вопросы о том,что следует понимать под «ловкостью»,по каким признакам можно судить о ловкости,какие существуют взаимоотношения ловкости с другими способностями человека,широко дебатируется в научно-методической литературе много лет. (Н.А.Бернштейн,В.А.Зациорский,Е.П.Ильин,В.А.Филиппович).Однако до сих пор ловкость не имеет ясного и однозначного определения среди ученых.Высказываются разные и весьма противоречивые точки зрения.В одних случаях ловкость отождествляется с координированностью,координационными способностями;в других-ее рассматривают как производную характеристику координационных способностей;в третьих,связывают с психомоторными свойствами человека,лимитирующими проявление координационных способностей.При этом в качестве измерителей ловкости приводятся разные признаки.
В книге «О ловкости и ее развитии» (2001 г. издания) исследователь Н.А.Берштейн отмечает,что в обиходно-бытовой и разговорной речи для обозначения деятельности употребляют различные слова,отличающиеся друг от друга очень тонкими смысловыми оттенками,стилистической окраской:сноровистый,изворотливый,ухватистый,умеющий,складный,юркий.О человке же,выполняющем неловкие движения,говорят неуклюжий,мешковатый.
Следует иметь в виду,что ловкость проявляется только в тех двигательных действиях,выполнение которых осуществляется при необычных и неожиданных изменениях и осложнениях обстановки,требующих от человека своевременного выхода из нее,быстрой,точной гибкости (маневренности) и приспособительной переключаемости движений к внезапным и непредсказуемым воздействиям со стороны окружающей среды.По этому поводу Н.А.Берштейн пишет следующее:«Спрос на ловкость не заключается в самих по себе движениях того или иного типа,а создается обстановкой.Нет такого движения,которое при известных условиях не могло бы предъявить очень высокие требования к двигательной ловкости.А эти условия состоят всегда в том,что становятся труднее разрешаемой стоящей перед решением двигательной задачи или возникает совсем новая задача,необычная,неожиданная,требующая двигательной находчивости.Ходьба по полу не требует ловкости,а ходьба по канату нуждается в ней,потому что двигательно выйти из того положения,которое создается канатом,непосредственно сложнее,чем из того,которое имеется на равном полу».
Из приведенной выше цитаты следует,что двигательная находчивость-существенный и специфический признак ловкости,то,что определяет ее от координации движений.Если возвратиться к примеру,рассмотренному выше,можно сказать,что ходьба по полу требует проявления определенных координационных способностей,хотя и не требует какой-то особой ловкости.Поэтому координационные способности и ловкость-не одно и то же.
Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей.Различие между координационными способностями и ловкостью в том,что координационные способности проявляются во всех видах деятельности,связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы,а ловкость-в тех,где есть не только регуляция движений,но и элементы неожиданности,внезапности,которые требуют находчивости,быстроты,переключаемости движений.Исходя из этого,ловкость следует рассматривать как способность человека искусно,успешно справиться с любой возникшей двигательной задачей,правильно,быстро,рационально и находчиво найти выход из любого положения и любой сложной неожиданной ситуации.Ловкость-это сложное и комплескное психофизическое качество человека.Уровень его развития определяется степенью развития психомоторных способностей,участвующих в решении сложных координационных задач.Для решения этих задач человек должен быть готов и физически и психически.Хорошо развитое качество ловкости-одна из высших форм управления движениями.
4. Задачи развития координационных способностей
При воспитании координационных способностей,решают две группы задач:
1) по разностороннему развитию;
2) специально направленному их развитию.
Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся.Достигнутый здесь общий уровень развития координационных споосбностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.
Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в школе.Школьной программой предусматривается обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей,проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях,гимнастических упражнениях,метательных движениях с установкой на дальность и меткость,подвижных,спортивных играх.
Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных споосбностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки.В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта,во втором-избранной профессией.
Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста),со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому,что они:
-значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;
-постоянно пополняют свой двигательный опыт,который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками:
-приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности:
-испытывают в псисхологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движениях.
5. Критерии оценки и формы проявления координационных способностей
Критерии оценки-признак,на основе которого происходит оценка,определение или классификация чего-либо.Соответственно под критериями оценки координационных способностей следует понимать основные признаки,с помощью которых измеряется,оценивается уровень координационных возможностей человека и отдельных элементов,их составляющих.
В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака:правильность выполнения движений,когда движение приводит к требуемой цели (делает то,что нужно)быстроту результата,рациональность движений и действий (выполняет так,как нужно)двигательную находчивость,которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения,неожиданно возникшего при выполнении действия.
Эти критерии имеют качественные и количественные стороны.К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность,своевременность,целесообразность и также инициативность,а количественным-точность,скорость,экономичность и стабильность (устойчивость) движений.Коротко проанализируем вышеперечисленные показатели.
Координационные способности могут характеризоваться точностью оценки,отмеривания, и также воспроизведения различных параметров движений(временных,пространственно,временных,силовых),точностью реакции движущийся объект,целевую точность.
Экономичность движений как одно из свойств координационных способностей характеризуется отсутствием или минимум лишних,ненужных движений и минимально необходимыми затратами энергии.Она зависит не только от эффективности техники движений,но и от уровня физической подготовленности занимающихся.Ее определяют на основе соотношения результата деятельности и затрат на его достижения.
Стабильность-это такая малая вариативность основных биомеханических характеристик движений и результата,показанного в каком-либо упражнении.Она характеризуется малым диапазоном (разбросом,дисперсией) отклонений регистрируемых показателей.Чем меньше разброс,т.е. различие в показанных резуьтатах,тем выше стабильность.
Говоря о стабильности,имеют в виду,прежде всего,степень попадания результата или каких-либо характеристик в область значений с заданным расстоянием между ее границами.Чем уже эта область,т.е. чем ближе друг к другу ее верхняя и нижняя границы и чем больше процент попаданий рассматриваемого показателя в эту область,тем выше его стабильность.
Эффективность двигательной деятельности обусловлена не только стабильностью,но и надежностью исполнения упражнения.Эти показатели,несмотря на то что определенным образом связаны между собой,характеризуют разные свойства системы движений.Надежность недостаточно изученный показатель дееспособности человека.Сложность этой проблемы состоит в том,что невероятно сложен механизм управления движениями человеческого тела.Согласно мнению Б.Н.Коренберга,надежность означает вероятность выполнения действий с заданным результатом или целевым эффектом в определенное время.Критерием надежности исполнения упражнения является достижение или превышение заданного уровня.Иными словами,попадание в область значений,ограниченную только одной-нижней границей.Если упражнение выполняется ниже заданного уровня,вследствие чего снижается качество его исполнения,то это отражает низкий уровень двигательной надежности человека.И,напротив,когда в каждом случае упражнение выполняется на требуемом уровне установленного качественного уровня достижений (точности,быстроты,экономичности движений) или выше его,то надежность его исполнения и стабильность будут достаточно высокими.Следует различать абсолютные и относительные показатели координаицонных способностей у детей и подростков.
1.Абсолютные –без учета уровня развития силовых,скоростных,скоростно-
силовых способностей индивида.
2.Относительные-с учетом развития этих способностей,когда их влияние каким-либо образом исключается.
К числу основных координационных способностей относятся:
-способность к дифферинцированию различных параметров движения (временных,пространственных,силовых);
-способность к ориентированию в пространстве;
-способность к равновесию;
-способность к перестраиванию движений;
-способность к соединению (комбинированию) движений;
-способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;
-способность к выполнению заданий в заданном ритме;
-способность к управлению временем двигательных реакций;
способность предвосхищать (антипицировать) различные признаки движений,условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
-споособность к рациональному расслаблению мышц.
В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде,а в сложном взаимодействии.
Следует иметь в виду,что способность к двигательной коордианции определяется целым рядом психофизиологических факторов:
1.Функциональным состоянием сенсорных систем ( анализаторов).
2.Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий,спинного мозга).
3.Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).
В значительной степени двигательная координация связана с пониманием занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.
В разные возрастные периоды наблюдаются неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей.Существенное улучшение координаицонных споособностей происходит к 15-16 годам.В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека.
Таким образом,критерий-это признак,на основе которого происходит оценка,определение и классификация координационных способностей.К главным критериям оценки координационных споособностей относят четыре признака:правильность выполнения движения,быстроту результата,рациональность движений и действий,двигательную находчивость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-203783-1360924958.jpg)
Таблица развития физических качеств у детей дошкольного возраста
В данной таблице представлены физическите качства, критерии их оценки, средства развития физических качеств, а так же определены методв с помощью которых можно развивать физические качества...
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ГАНДБОЛИСТОК.
Актуальность данной темы состоит в том, что юношеский возраст является самым благоприятным периодом для развития всех физических качеств. Однако в определенные возрастные периоды темпы естественного п...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/11/picture-1357745-1641881507.jpg)
Методические рекомендации "Упражнения для развития физических качеств дзюдоистов"
Существуют сотни физических упражнений. Но какие именно из них действительно помогут вам достичь успеха на татами? Исходя из опыта тренеров по дзюдо, в данных методическихрекомендациях приводится пере...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/10/picture-878179-1486714509.jpg)
Тестирование и оценки показателей развития физических качеств
методика тестирования и оценки показателей физических качеств и двигательных способностей...
Методическая разработка "Развитие физических качеств студентов, посредством спортивных игр".
В программе по физической культуре среди средств физического воспитания важное место занимают спортивные игры – волейбол, баскетбол и др. Спортивные игры способствуют формированию базовых двигательно...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»
Данная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физического воспитания в современной школе - формиро...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/30/picture-1490541-1711808289.jpg)
Конспект занятия «Развитие физических качеств у школьников» по дисциплине «Теория и методика физического воспитания с практикумом»
Конспект содержит в себе информацию о том, какие физические качества существуют и как их развить у школьников....