Выступление на педсовете. Доклад «Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями»
статья

бонь наталья александровна

Внутренний мир ребенка с особыми потребностями развития очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Одной из целей Федерального Государственного Образовательного Стандарта является развитие личности обучающегося, его творческих способностей.       У детей  с интеллектуальными нарушениями творческая активность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования и духовно - нравственного развития.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedsovet.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Информация на тему

«Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями»

   «Дети должны жить в мире красоты,

                                                      игры, сказки, музыки, рисунка,

                               фантазии, творчества»

                                                                            «Истоки творческих способностей и                                    

                                                                             дарований детей на кончиках их пальцев.

                                                                             От пальцев, образно говоря, идут ручейки,

                                                                            которые питают источник творческой  

                                                                             мысли.  Другими словами: чем больше                      

                                                                             мастерства в детской ладошке, тем умнее        

                                                                             ребёнок.

                                                                                                                       Сухомлинский В.А.


Внутренний мир ребенка с особыми потребностями развития очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Одной из целей Федерального Государственного Образовательного Стандарта является развитие личности обучающегося, его творческих способностей.       У детей  с интеллектуальными нарушениями творческая активность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования и духовно - нравственного развития.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. 
               Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. 
Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации. 

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.


Творческая деятельность оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у обучающихся усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.

Современный подход в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями диктует нам поиск новых форм образовательного процесса, успешность которого зависит от ряда факторов. Одним из важнейших факторов успешного обучения является поддержание интереса обучающихся во время уроков.

Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит учителю швейного дела.

Швейному делу ребята начинают обучаться с пятого класса. В начальной школе выделяется достаточно часов для уроков ручного труда. Если первоначальная задача начальной школы сводится к развитию мелкой моторики, то уже в третьем и четвертом классах имеет место развитию творческих способностей. Большой выбор современных материалов для творчества, а так же творческий потенциал моих коллег из начальной школы создают благоприятную подготовительную базу для развития творческих способностей ребят на уроках швейного дела.

На уроках швейного дела учитель должен обеспечить все условия для коррекции психофизических недостатков обучающихся с интеллектуальными нарушениями, и для развития их творческих  возможностей. Эта задача успешно решается, т.к. деятельность, выполняемая с охотой, увлечением активирует все психические и физические силы организма и способствует их развитию.  Детей радует, когда им удаётся решить поставленную задачу, достигнуть намеченную цель, получить хороший результат, радость успеха окрыляет ребёнка, дает положительное отношение к работе.

Передо мной , учителем швейного дела, стоит задача: организовать работу так, чтобы каждый ученик не только испытал чувства радости и удовлетворения, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться.

Чем же мы занимаемся?

В швейной мастерской учащиеся обучаются ручному труду и швейному делу.

Мы вышиваем, занимаемся композицией, рисуем, вырезаем, делаем поделки к праздникам, делаем коллажи, аппликации.

На уроках швейного дела дети учатся шить сумочки, салфетки, подушечки для игл, фартуки, сорочки , изготавливать различной сложности изделия - от повязок для дежурства до отрезного платья.

Большое внимание уделяется вопросам ухода и ремонта одежды, влажно-тепловой обработки тканей, утюжки различной одежды.

Изделия декоративно-прикладной направленности (прихватки, игольницы, фартуки, вышивки бисером), выполненные на уроках практического повторения, в течение года размещались на классной выставке, что положительно сказывалось на развитии творческой личности обучающихся, их способностей, развитии интереса к изучаемому предмету.

В прошлом учебном году был разработан план реализации социально – значимого проекта  «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ БЫТА ДЛЯ УРОКОВ РАСТЕНИЕВОДСТВА, ДЛЯ РАБОТНИКОВ ПИЩЕБЛОКА, УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА» и приступили к работе.

Данный проект был направлен на формирование и развитие творческих способностей, на развитие навыков швейного мастерства, формирование положительной мотивации трудовой деятельности, навыков взаимодействия и сотрудничества в процессе совместной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями.

В ходе реализации данного проекта были изготовлены такие предметы быта, как фартуки  и мешочки для хранения семян, для уроков растениеводства, прихватки, кухонные полотенца  и фартуки для сотрудников пищеблока, подушки - думки  для использования в групповых  комнатах, салфетки, постельное бельё.

Уроки  швейного дела – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает ученикам  необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. Все разделы и темы идеально подходят для творческого развития.  

       Так - же большие возможности для развития творческих способностей обучающихся  открывают кружковые занятия. Вызывая интерес обучающихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Мой опыт работы в этой школе позволяет говорить, что развитие творческих способностей является сильным активатором развития познавательных способностей.

Создание программы дополнительного образования «Лепка» связано с актуальностью проблемы по развитию творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.

Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям. Этот старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать сувениры, настенные украшения, панно, разные интересные фигурки. Работа с тестом увлекательна и полезна, так как развивает у ребёнка моторику, усидчивость, терпение и фантазию.

Лепка из теста способствует развитию художественного творчества у детей, развивает умение лепить с натуры и по представлению персонажей литературных произведений, животных, человека. Развивается мелкая моторика, так как дети моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединения, украшают созданные изображения с помощью рельефных налепов. В ходе работы с тестом развивается воображение детей, так как дети стремятся к созданию оригинального изображения, придумывают разные варианты одной и той же темы, следуют определённому замыслу, внося некоторые коррективы.

Так,  лепка из солёного теста так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Подводя итог, можно сказать, что  детей с нарушением интеллекта можно научить творчески, мыслить. Это видно в работах, выполненных учащимися.  Учащиеся видят, что результаты их творчества нравятся окружающим.

         

           Неспособных детей нет.

           Важно только научить их поверить в себя,

           раскрыть способности.

           Это задача каждого учителя!

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа- интернат

станицы Старолеушковской

Подготовила: Бонь Наталья Александровна.

2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Выступление на конференции " Развитие творческих способностей учащихся"

Экспериментальные наблюднния и практические рекомендации для воспитателй общежития в воспитательной работе по развитию творческих способносте подростков....

Доклад на педагогическом совете школы на тему: «Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе обучения»

     Вопрос о том, как научить человека творить, издавна волновал умы ученых. Являясь жизненной необходимостью, творчество преобразует, развивает и обогащает человека, формирует ...

Проект: Роль интегрированных уроков музыки в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Проект направлен на развитие общекультурного уровня школьника, развитие творческих способностей, формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в духовной культуре, и ориентирован на учащих...

Доклад "Развитие творческих способностей слепоглухого ребёнка на занятиях в керамической мастерской".

Рассказ о своей работе на занятиях в керамической мастерской с детьми с ТМНР. 2015 год...