Доклад "Развитие творческих способностей слепоглухого ребёнка на занятиях в керамической мастерской".
статья
Рассказ о своей работе на занятиях в керамической мастерской с детьми с ТМНР. 2015 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творческих способностей слепоглухого ребёнка на занятиях в керамической мастерской. | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей слепоглухого ребёнка
на занятиях в керамической мастерской.
Все мы знаем, что самым доступным видом творческой деятельности для слепоглухого ребёнка является лепка, с помощью которой он знакомится с окружающим миром, учится общаться, соединяет в сознании живой мир и мир слов. Это способствует гармоничному развитию личности слепоглухого ребёнка.
Для слепоглухого ребёнка самым доступным видом творческой деятельности является лепка. В процессе, которой он не только имеет возможность творить, но и, прежде всего, познавать мир, создавать свои впечатления о предмете, об окружающих его образах. И, не важно, какой материал это будет: пластилин, тесто или глина. Задача педагога, работающего со слепоглухим ребёнком, научить правильно передавать «увиденные» образы в материале, то есть - творить.
В Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих работают разные мастерские, одна из них керамическая, которая существует с начала создания этого учреждения.
Керамика вид народного творчества, где изделия несут, прежде всего, функциональное назначение. Это всевозможная посуда, так необходимая в хозяйстве, свистульки для забавы детей. Поэтому обучение керамическому промыслу движется, как минимум, по двум направлениям: изготовление домашней утвари и скульптурная лепка. При изготовлении посуды воспитанники осваивают различные приёмы лепки (из целого куска, ленточным способом, из пласта). Обучение начинается с простых предметов, так знакомых слепоглухому ребёнку: бусы, чашка, тарелка. Параллельно идут занятия по скульптурной лепке, где ребёнок учится лепить птичку, собачку, человека.
Мы привыкли, что глина мягкий, пластичный и податливый материал, из которого можно создавать любые вещи, но она ещё и холодная, пачкается, сохнет на руках, стягивая кожу, это пугает некоторых ребят. Чтобы преодолеть этот барьер педагог лепит сам, обыгрывая её, тем самым, вызывая интерес у ребёнка. А когда барьер страха преодолён, начинается основной процесс обучения.
В керамической мастерской предложены различные виды деятельности работы с глиной, доступные нашим воспитанникам. Один из них - работа за гончарным кругом. Это вид особого мастерства, который подвластен не каждому и работать за ним могут не все воспитанники ввиду их психофизических особенностей развития. Но сажаем за гончарный круг мы практически всех воспитанников, «пробуем» каждого ребёнка. Как показала практика, сохранный интеллект ещё не показатель хорошего мастерства, здесь прежде всего важны огромное желание, дальнейшая заинтересованность, и, конечно же, внимание, долговременная память и упорство.
Марьяна М. слепоглухая с ТМНР девочка, с большим желанием садилась за станок, но не могла усвоить даже часть цепочки действий. И Миша М. с ТМНР воспитанник, без особого энтузиазма лепил за столом, но, когда его посадили за гончарный круг - преобразился, подолгу отрабатывал каждую операцию, внимательно следил за действиями педагога и повторял все движения в воздухе, и с удовольствием декорировал свои вазочки.
Среди слепоглухих воспитанников с сохранным интеллектом можно отметить Влада Д., который мастерски справлялся с вытягиванием сосудов любой сложности, но ввиду недостаточного мастерства в скульптурной лепке неважно декорировал свои изделия. Алексею Ж. великолепному скульптору, гордости детского дома, напротив, не давалась работа за станком, ему больше нравилось создавать свои изумительные шкатулки, сосуды вручную за столом, т. к. в его обучению гончарке уделялось мало внимания.
На сегодняшний день в детском доме только одна слепоглухая воспитанница, которая освоила гончарный круг – это Алёна К. при её обучении был учтён опыт прошлых лет. Прежде чем посадить девочку за гончарный круг, её знакомили со свойствами керамических материалов, с технологией изготовления предметов быта, и, конечно же, Алёна училась лепить животных, растений, людей, создавать скульптурные композиции.
На момент знакомства с гончарным кругом группа слабовидящих глухих воспитанников её возраста уже освоили некоторые этапы работы и, если это требовалось, помогали Алёне, подсказывали, исправляли ошибки, копируя действия педагога. Так занятия проходили в игровой и непринуждённой атмосфере.
Обучение слепоглухого ребёнка гончарному мастерству длительный и трудоёмкий процесс. Что бы учащийся почувствовал себя «творцом» педагогом ведётся большая работа. На начальном этапе обучение гончарному мастерству проводится только в совместной деятельности «рука в руке». Ребёнок знакомится с приёмами вытягивания и попеременно меняет рабочую и обследующую руки, учится чётко координировать движения. Таким образом, слепоглухой ребёнок заново учится чувствовать глину, управлять ею, но уже в движении на гончарном круге. Учится синхронно владеть обеими руками, где каждая выполняет свою функцию. На данном этапе самостоятельное изготовление изделия на гончарном круге невозможно, но вот декорирование вытянутой вазочки предоставляется ребёнку. Для слепоглухого ребёнка важен конечный результат, он должен понять, для чего было приложено столько усилий, т.е. важна мотивация, и здесь он применяя все полученные ранее знания, по своему замыслу украшает «свою» вазочку, завершает работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на занятиях студии костюма
Цель программы, по которой я работаю, звучит так:• Развитие способности к творческому самовыражению и самореализации личности ребенка через знаком...
Обобщение педагогического опыта на тему " Развитие творческих способностей детей на занятиях технологии"
Данная программа рассматривается как система мероприятий воспитательного, социально-психологического и обучающего характера....
Развитие творческих способностей студентов в ходе проведения лабораторно-практических занятий в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы»
Выполнение лабораторных работ в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы» в ГБОУ СПО Шахунский агропромышленный техникум...
Занятия в объединении «Трассовый автомоделизм» как средство развития конструкторских и творческих способностей детей и подростков в МКУ ДО «СЮТ»
Один из модельных видов спорта – «Трассовый автомоделизм» - это динамично развивающийся вид спорта, который очень популярен в России, а также в Америке и Европе. Его суть состоит в изготовлении д...
Программа по выявлению творческих способностей обучающихся на занятия творческого объединения "Батик"
Задача обучения состоит в том, чтобы раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформулировать умение управлять процессами творчества, фантазированием, подготовить почву для тог...
Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"
Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"...
"Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий прикладной композицией в детской школе искусств"
Развитие творческого потенциала человека является одной из центральных линий его личностного развития, что и обусловило моё обращение к разработке программы развития творческого потенциала учащихся....