Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
статья на тему

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации творческой деятельности, приводятся примеры творческих работ студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Суздальцева Лариса Владимировна, преподаватель Теории и методики развития речи  Государственного  Бюджетного  образовательного учреждения среднего профессионального образования Педагогического колледжа № 18 «Митино», тел. 8(495)490-13-39 дом., 8(903)645-16-92 моб. 125367 Москва, Волоколамское шоссе, 80А, 62   Larisa.suzdaltseva@yandex.ru

Аннотация: в статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации творческой деятельности, приводятся примеры творческих работ студентов

Ключевые слова: творчество, творческие способности, творческая активность, творческий потенциал, ТРИЗ, РТВ

 Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

           Специалист XXI века должен быть интеллигентным, культурным человеком, умеющим ценить мировой опыт и мировые ценности. Он должен научиться самостоятельно находить нужную для себя информацию и грамотно использовать ее в своей работе.

           Актуальное средство решения данного вопроса - активное включение студентов в деятельность творческого характера и развитие их творческих способностей.           Умение творить делает нас людьми искусства, а значит, приобщает к общечеловеческим, национальным и духовно-нравственным ценностям.

          Поэтому в процессе обучения важно использовать такие виды деятельности, которые:

-помогают в  самовыражении;

-знакомят с разными видами творчества;

-учат работать самостоятельно, развивают мысли, фантазии;

-открывают скрытые способности к творчеству.

           При этом приобретается опыт по осознанию студентами самих себя, преодолению собственных стереотипов сознания и раскрытию творческой активности.

           «Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» (толковый словарь Ожегова).

Творческая активность студентов - это сформированное качество, выражающее интенсивность её деятельности по созданию нового продукта или совершенствованию существующего.

Основными  компонентами  творческой активности студентов являются:

-потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;

-преобразующее отношение к изучаемым дисциплинам,  объектам;

-готовность к преобразующей деятельности;

-эвристический потенциал;

-сама преобразующая деятельность.

Развитие творческой активности обеспечивает:

-накопление системы знаний,  фонда умственных приемов, операций:

анализирующее наблюдение,  сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация;

-приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана);

-общие способы учебной работы (умение слушать,  наблюдать,  планировать,  контролировать);

-перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач.

В процессе творческой деятельности у студентов:

-расширяется круг восприятия и представлений;

-складываются и совершенствуются познавательные способности;

-формируются основные процессы умственной деятельности;

-вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

        При этом чрезвычайно важна реализация технологии сотрудничества и личностно- ориентированное  обучение.

           Несомненна роль преподавателя в творческом процессе.          Преподаватель  должен обладать такими профессиональными качествами,  как  владение искусством коммуникации, умение организовывать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способность генерировать новые идеи; направлять студентов на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать устойчивый, положительный эмоциональный настрой.  Он является организатором творческой деятельности. От его личных качеств, от уровня развития его творческого потенциала зависит развитие творческого потенциала студентов. Профессия педагога - творческая профессия.  Современный преподаватель должен обладать следующими компетенциями:

-  быть творческой личностью, способной к социальному взаимодействию;

-обладать творческим мышлением, индивидуальностью, готовностью ставить задачи;

-принимать решения и отвечать за них;

-уметь развивать у студентов творческие начала и способность ориентироваться в современной обстановке;

-уметь учить и организовывать учебный процесс, обеспечив его всем необходимым.

          От преподавателя требуется не только совершенное владение дисциплиной, которую он преподает, не только владение педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, методикой преподавания  дисциплины, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского мастерства. Другой характерной  чертой является   новаторство - постоянный поиск нововведений. Современный преподаватель - это, прежде всего, организатор процесса познания, координатор и помощник студентов.

             Говоря о творчестве в процессе обучения необходимо иметь в виду творчество преподавателя  и творчество студента. Творческий подход педагога может проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, в руководстве самостоятельной и творческой деятельностью студентов. В первую очередь преподавателю необходимо развивать у студентов фантазию, нестандартное мышление, воображение. Сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно!

           На уроках Теории и методики развития речи мы  используем следующие приемы и методы организации творческой деятельности студентов: сочинения-размышления («Зачем нужно знать методику развития детской речи?», «В чем состоит роль родного языка в развитии личности ребенка?»), эссе (отзывы на  хрестоматийные статьи), моделирование фрагментов занятий с использованием наглядности,  сообщения по проблемным  вопросам («Стоит ли дошкольников обучать чтению?»); кроссворды, стихи, сказки, рассказы,  тематические газеты, презентации,  проекты («Книжка руками детей»),  исследования (понаблюдать за словотворчеством детей дошкольного возраста и оформить страничку юмора для альманаха «Дошкольник») и другие.

         Особый интерес студенты проявили к творческим заданиям на сочинение сказок с использованием методов ТРИЗ  (Теория решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения) в рамках изучения раздела «Обучение дошкольников творческому рассказыванию». Так, например, с помощью приёма «Бином фантазии» появилась прекрасная сказка для детей «Колобок в свитере» (http://www.stihi.ru/2013/05/20/5479), прием «Эмпатийное повествование» послужил основой для сочинения сказки в стихах «Я – ложка» (http://www.stihi.ru/2013/11/25/5288)  и многих других.

         Вот примеры творческих работ студентов:

Колобок в свитере

Раз осеннею порою,

Из избушки, из окна,

Покатился в лес дремучий

 Колобок – ура! ура!

Был он голый, неодетый,

Ветки били по бокам…

Вдруг из чащи,  прям из леса

 Волк идёт: «Привет всем Вам!

Колобок, а ты откуда?

И зачем к нам в лес попал?»

Колобок ему ответил:

«Свитер я у вас искал!

Бабка мне его связала,

А надеть мне дед не дал…

Спрятал он его в сарае,

А оттуда он пропал…

Вот теперь я в путь пустился,

Свитер надо мне найти.

Ну а ты, Волчок, подвинься,

На моем не стой пути!»

Колобок помчался дальше:

Ну, куда же мне идти? -

Видит -  вдалеке избушка:

Надо мне  туда  зайти!

«Тук, тук, тук!»

 «Войдите, кто там?

Ааа, слыхала, заходи!»

 «Ох, Лиса, у нас проблема…

Свитер надо мне найти!

Холодно уж скоро будет,

В чём же в гости мне пойти?»

А Лиса, прищурив глазки,

Улыбнулась во весь рот:

«Ты прости меня, румяный!

Пусть простит и весь народ!

Я гуляла по деревне,

Ну и к вам в сарай зашла.

Свитер там лежал нарядный,

Я надела… и… пошла…»

 «Ах ты, рыжая плутовка,

Всё куда-нибудь залезть!

Ну, зачем тебе чужое?

У самой же шуба есть!

Ну а как же мне раздетым

 Зиму лютую встречать?

Дай теперь свою ты шубку,

Буду в ней я зимовать!

Никакой мне зверь не страшен,

Не узнают в ней меня.

Ну а ты ступай! Всех краше!

Свитер лучший у тебя!»

Испугалась вдруг Лисица,

Кто же мех-то  свой отдаст?

И взмолила о пощаде!

Колобок простил тот час.

А Лисичка улыбнулась:

«Колобок, давай дружить!

Надевай свой тёплый свитер,

Будем дружно вместе жить!»

Подружились все друг с другом:

Волк, Лиса и Колобок.

Дней  прошло с тех пор немало…

Вот такой конец, дружок!          

Я – Ложка

Длиннохвостая лошадка

 Привезла Вам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот -

Открывай пошире рот!

Угадали? Ложка я!

В гости к вам пришла, друзья!

Без меня ведь – никуда!

Не поступит в рот еда!

Всем помочь всегда я рада,

Мне служить для вас  награда!

Расскажу я вам, друзья,

Как же стала ложкой я.

Раньше деревом была,

В Новгороде я росла.

А потом меня срубили,

И в машину погрузили

 Вмиг домчали  на завод –

Тут пошёл круговорот…

Ствол на части распилили,

Заготовок нарубили,

Мастера за нас взялись –

Началась другая жизнь:

Хорошенько обтесали,

После долго шлифовали.

Расписали красками,

Покрывали лаками.

Стала ложкой я  точёной,

С ручкой ровной, золочёной.

Всем я вам на удивленье

 Поднимаю настроенье!

Минегалиева Татьяна

 Ефременкова Наталья

 Бородулина Марина

   К процессу творчества мы привлекаем не только студентов очного отделения, но и студентов заочного отделения и слушателей групп профессиональной переподготовки, которые так же транслируют свои творческие продукты (интернет-источники, статьи в журналах, выступления на конференциях, открытые занятия). Многие из практикующих воспитателей используют полученные знания в работе с детьми, развивая творческое воображение воспитанников (сочинение историй, сказок, небылиц, стихов, придумывание загадок, рассказов-описаний, изготовление самостоятельно иллюстрированных книжек-самоделок).

Примеры сказок:

Сказка о маленьком дождике

          Высоко в небе на серой тучке жил-был маленький дождик. Он был такой маленький, что мама с папой не разрешали ему на Землю. Поэтому он все время проводил, сидя на тучке и наблюдая за детьми. Этот веселый народец очень нравился маленькому дождику. Им все было интересно! Они всему радовались! Ах,  как забавно они летали на качелях! Вверх-вниз! Вверх-вниз! Как весело кружились на каруселях! Вжик-вжик! Вжик-вжик! Как потешно, звонко повизгивая, друзья  скатывались с пластмассовых горок! И маленькому дождику так хотелось поскорее подрасти, хоть немножко. Чтобы он мог спуститься  на землю, поиграть-побегать с ребятишками. И вот настал этот долгожданный день, когда папа с мамой разрешили ему покинуть серую тучку и отправиться на землю. Дрожа от нетерпения и волнения, маленький дождик со всех ног бросился вниз,  застучал озорными каплями по асфальту, приглашая девчонок и мальчишек поиграть. Но почему-то все ребятишки стремглав побежали к своим домам, спрятались за тяжелыми дверями и закрытыми окнами. Маленький дождик никак не мог понять, чем он так напугал их. Он стучался в двери, барабанил в окна, бил по крыше. Он кричал: «Выходите на улицу! Я так ждал встречи с вами! Я так хочу с вами подружиться!»  Но на улице по - прежнему было пустынно, скучно и уныло. И тут на помощь маленькому дождику пришло солнышко. Оно вышло из-за тучки и засияло так ярко, так радостно! И все вокруг засияло, заблестело, запереливалось в ответ: мокрые листья на деревьях, лужи на асфальте, вымытые дождиком оконные стекла. У маленького дождика закружилась голова от всей этой красоты, от необыкновенного ощущения счастья в его маленьком добром сердечке, и он еще веселее забарабанил, застучал, зазвенел своими серебристыми капельками: тити-тук! Тук-тук! И во всех домах начали открываться двери и окна, и отовсюду на улицу стали выбегать детишки -  девчонки и мальчишки. Они весело прыгали по теплым лужам, шлепали босыми ногами по мягкой мокрой траве, подставляли свои лица упругим каплям, что-то звонко кричали друг другу. И маленький дождик веселился вместе со своими новыми друзьями. Он чувствовал себя самым счастливым дождиком на свете!

Литвак И.Е.

Виноградова О.В.

Бабаян Л.В.

Калачева А.В.

Как цыплёнок маму искал

Однажды, чудесным летним утром, вылупился из яйца маленький желтенький цыпленок.

Он громко позвал свою маму: «Пи-пи-пи». Но почему-то никто не отозвался. Цыпленок решил, что мама где-то потерялась и надо срочно ее поискать.

Вдруг вдалеке послышались веселые голоса. Наверное, это моя мама, подумал цыпленок и быстро побежал по широкой дороге (на самом деле это была узенькая тропинка, просто цыпленок был еще очень маленький). Вскоре он добежал до чудесного лужка, на котором веселилась зайчиха со своими зайчатами. Цыпленок хоть и был очень маленький, но при этом уже был  очень воспитанный. Поэтому он тихонечко подошел к зайчихе и громко спросил:

-Здравствуйте, Вы моя мама!?

-Ох! – сказала зайчиха - ну что ты, мы же зайцы, а ты цыпленок.

И поскакала со своими зайчатами к дому, потому что им уже было пора обедать.

«Цыпленок, а это как? И как тогда зовут мою маму?» -  думал цыпленок, идя дальше по тропинке.

Но тут он не заметил, как  наступил в большую лужу.

- Ой, что это? Ой, кто это? – запищал цыпленок, увидев свое отражение в луже.

- Ква-ха-ха! Да это же ты, цыпленок! – раздалось откуда-то сбоку.

Цыпленок обернулся и увидел сидящего в траве лягушонка.

-Здравствуйте! Если вы знаете, кто я, может Вы подскажете,  где живет моя мама?

- Знаю, куры живут на птичьем дворе. – Лягушонок тоже был еще маленький, но уже очень умным.

- А не могли бы Вы проводить меня к ней?

Лягушонок был рад помочь цыпленку. И они очень быстро добрались до птичьего двора, где цыпленок и нашел не только свою маму,  но и своих братьев и сестер.

Анохина М.Н., Калашникова Н.К., Сегоднина И.А.

        В процессе работы  мы  отмечаем высокую мотивацию  студентов к выполнению выполнять многих  творческих заданий. Наблюдается удовлетворение собственной творческой деятельностью, так как  каждый студент определяет для себя  личный уровень ожидаемого результата.

        Стараемся  на уроках создать условия, в которых студент испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. В роли такого условия выступает  ситуация успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса. Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку.  Создание ситуации успеха помогает студенту поверить в свои силы. Главное, уловить в его глазах искорку интереса,  понимания и творчества и разжечь её до яркой звезды.  

         Используя методику коллективной творческой деятельности,  нам  удается научить студентов умению слушать и слышать друг друга. Постепенно даже самые нетворческие студенты начинают предлагать свои идеи. Занятия стараемся  выстраивать так, чтобы в группе каждый студент оказывался в ситуации возможного проявления творческого потенциала.

         Наши выпускники должны быть подготовлены к самостоятельной творческой деятельности, созданию новых продуктов, технологий, услуг. Поэтому весь учебный процесс мы  ориентируем  на мотивацию творчества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.        Куликова Л. Н. Воспитать себя: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение,   1991.

2.        Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003.  

3.        Психология и педагогика. Под ред. А. А. Радугина, М, Издательство «Центр», 1997 г.

4.        Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития творческих способностей студентов

В данной статье рассматривается практическое применение метода проектов в междисциплинарном курсе  МДК 02.02. Технология разработки и защиты баз данных профессионального модуля 02....

Статья "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА"

XII (XXVIII) Всероссийская научно-методическая конференция «Совершенствование качества образования» 3  -  5 марта   2015 г., Братск...

Развитие творческих способностей студентов в ходе проведения лабораторно-практических занятий в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы»

Выполнение лабораторных работ в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы» в ГБОУ СПО Шахунский агропромышленный техникум...

Применение технологии проблемного обучения, как условие развития творческих способностей студента

В статье описывается использование технологии проблемного обучения, а также применении исследовательского метода,  путем сотрудничества техникума с предприятиями....

Проект: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей студентов, участников Творческого клуба «Вдохновение»

Данный проект ориентирован на организацию досуговогой занятости. Творческиий клуб "Вдохновение " организован на базе "Камского строительного колледжа" с целью привлечения талантлив...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в...

Методика развития творческих способностей у младших школьников на основе использования техники "лепка из пластелина"

Методика развития творческого мышления у младших школьников на основе использования техники "лепка из пластелина"...