Индивидуальный образовательный маршрут педагога
статья

Огнева Ольга Александровна

Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать свои навыки и проходить аттестацию.  

Мы считаем, что наличие у каждого педагога индивидуального образовательного маршрута способствует развитию актуальных профессиональных качеств. Необходимость создания такого маршрута продиктовано изменениями требований к компетентности педагогов в образовательной организации и появлением потребности в более углубленных знаниях у современных школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshru_pedagoga.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №51 г. о. Самара

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

МАРШРУТ ПЕДАГОГА

                                            Выполнила: Огнева Ольга Александровна,       учитель английского языка

Самара 2022 г.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать свои навыки и проходить аттестацию.  

Мы считаем, что наличие у каждого педагога индивидуального образовательного маршрута способствует развитию актуальных профессиональных качеств. Необходимость создания такого маршрута продиктовано изменениями требований к компетентности педагогов в образовательной организации и появлением потребности в более углубленных знаниях у современных школьников.

         Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на статье 47 закона об образовании № 273-ФЗ, а также на требованиях ФГОС и профессионального стандарта. 

Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.

В соответствии с действующими педагогическими профессиональными стандартами учителям необходимо проходить квалификационную аттестацию каждые 5 лет. Период между аттестациями – это наиболее рациональное и удачное время для составления индивидуального образовательного маршрута.

Для чего учителю необходим

индивидуальный образовательный маршрут

В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов.

В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.

Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.

Алгоритм разработки

индивидуального образовательного маршрута педагога

         Индивидуальный образовательный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.

         Процесс составления индивидуального образовательного необходимо разделить на несколько этапов:

  • Саморефлексия. Педагог самостоятельно должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов индивидуального образовательного маршрута;
  • Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени. 

Дорожная карта индивидуального образовательного маршрута

 Дорожная карта содержит:

  1. Тематические направления, определяющие всю работу.
  2. Перечень мероприятий для каждого направления.
  3. Четкие сроки реализации планируемых мероприятий.
  4. Прогноз и описание ожидаемых достижений.
  5. Формы и способы предоставления отчетности с отметкой о выполнении.
  6. Практическое применение .
  7. Оценка своего профессионального пути и эффективности ИОМ.

 Данные пункты должны включать следующую информацию:

  • Демонстрация достижения по каждому направлению через конкретный проект (сценарий, методический план, статьи, курсовая)
  • Личное отношение к разработанным проектам (самодиагностика проделанной работы в виде презентации или творческого отчета)
  • Четкое указание места и времени предоставления отчета о работе

 Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:

- Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;

- Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;

- Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы;

 

Что должен содержать индивидуальный образовательный маршрут? Структура составления

В индивидуальный образовательный маршрут должны входить следующие пункты:

  1. Титульный лист.
  • Название учебного заведения
  • Ф.И.О. педагога
  • Город, год создания
  1. Информационная справка о педагоге
  • Ф.И.О.;
  • занимаемая должность;
  • образование;
  • дата аттестации;
  • квалификационная категория;
  • дата прохождения программ повышения квалификации;
  • педагогический стаж.
  1. Сопроводительный лист со структурированным планом действий реализации индивидуального образовательного маршрута
  • индивидуальная тема самообразования;
  • задачи;
  • цель;
  • форма самообразования;
  • ожидаемый результат;
  • сроки работы над проблемой;
  • форма отчета о ходе работы. 
  1. Дорожная карта
  1. Диагностика проделанной работы с выводами

В индивидуальном образовательном маршруте отражаются такие направления деятельности как:

  • Профессиональные направления (изучение особенностей и требований профессиональных стандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профессионального мастерства);
  • психологические и педагогические направления (анализ своей профессиональной деятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);
  • методические направления (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);
  • IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).

Примерный шаблон для оформления индивидуального образовательного маршрута:

  1. Общие сведения о педагоге

ФИО педагога

                                                   

Образование

 

Стаж педагогической работы

 

Квалификация

 

Курс повышения квалификации

 

 

  1. Цель и задачи профессионального развития:

     _________________________________________________________

     3.  Самодиагностика:    

      _________________________________________________________

  1. Дорожная карта:

Тематические направления

Перечень мероприятий

Сроки реализации

Ожидаемый результат

Формы и способы предоставления результатов

Профессиональное самообразование 

 

 

 

 

Психолого-педагогическое

 

 

 

 

Методическая работа в образовательной организации

 

 

 

 

Информационные технологии

 

 

 

 

 

  1. Оценка достигнутых результатов:

Для достижения конкретных задач сроки реализации индивидуального образовательного маршрута могут составлять от одного до пяти лет. Длительность зависит от степени сложности выявленных проблем и затруднений, образовательного учреждения и характера локальных задач.

Для дальнейшей корректировки индивидуального образовательного маршрута по истечению каждого учебного года анализируется деятельность преподавателя; достигнутые результаты соотносятся с поставленными целями и задачами. Далее на основе собранных материалов вносятся коррективы в индивидуальный маршрут педагога на будущий год.  

 Советы по составлению индивидуального образовательного маршрута

         Для успешной реализации образовательного маршрута необходимо избегать эмоциональных выгораний и перенапряжения. Это может значительно затормозить или даже надолго остановить работу. Чтобы этого избежать необходимо в самом начале пути оценить свои возможности и при необходимости разделить каждый этап на отдельные шаги или прописать для каждого большого этапа много подпунктов. 

Выполнять запланированное рекомендуется в среднем темпе, особенно если обучение происходит параллельно с рабочим процессом. Главное – успешное завершение индивидуального образовательного маршрута, а не скорость. Данные коррективы можно не включать в официальную отчетность, а составить только для личного удобства. 

Для реализации индивидуального образовательного маршрута понадобится взаимодействие с организациями дополнительного образования.  

         При составлении индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать индивидуальные особенности, условия и область работы каждого педагога. 

Выбирая индивидуальную тему для самообразования, стоит обращать внимание на ее актуальность и ценность в практическом и научно-техническом применении. 

 Инструменты реализации ИОМ

         Самообразование может реализовываться путем работы с научной и методической литературой, посещения открытых уроков, самодиагностики, освоения инновационных технологий и разработки проектов. Педагог в данном случае должен работать в команде методиста и педагога-психолога, а также научного руководителя от вуза или учреждений системы повышения квалификации.

Среди педагогов может происходить взаимное бучение через презентации личного педагогического опыта, например, открытые уроки, презентации на семинарах, проектную деятельность, мастер-классы и банки научно-методических разработок.

Инструменты индивидуального образовательного маршрута педагога в соответствии с «дорожной картой»:

  • повышение квалификации через центры непрерывного профессионального образования;
  • работа в профессиональном сообществе;
  • самообразование;
  • методическая работа.

Наиболее распространенные формы представления результатов индивидуального образовательного маршрута педагога: портфолио, мастер-класс, педагогический проект, отчет о ходе и результатах самообразования, программы игровых занятий, предоставление инновационной методической продукции. 

У алгоритма индивидуального образовательного маршрута есть важное преимущество - гибкость составления. Педагог может начать работу над ним с удобного ему этапа. Результаты индивидуального образовательного маршрута педагога могут послужить хорошей базой для портфолио учителя или образовательной организации, в которой он работает.

Необходимость в постоянном повышении квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня образования. Всесторонне развитый и компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в школе.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как средство успешного освоения профессиональных образовательных программ

Описан механиз индивиуализации образовательной траектории в зависимости от индивиуальных потребностей и способностей обучающегося....

Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "

Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include-  заключаю ,включаю). -  процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....

индивидуальный образовательный маршрут педагога

предлагаю индивидуальный образовательный маршрут педагога за 2019-2020 учебный год...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

В работе представлен вариант индивидуального образовательного маршрута педагога....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГА

Цели самообразования:           - профессиональный рост; - подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя; - обеспечить активн...