Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи
рабочая программа
В этом перспективном планировании находится вся индивидуально-коррекционная работа с ребенком. Все поэтапно расписано.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГАУЗ АО «Детская ГКБ»
Отделение восстановительного
лечения для детей.
Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.
Составители:
Уварова Е.В.
Попова А.Л.
г.Благовещенск, 2022г.
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач ГАУЗ АО«ДГКБ»
____________И.Н.Молчанова
«____»__________2022г.
Вся индивидуально-коррекционная работа делится на несколько этапов.
1.Подготовительный
Задача-тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой работе. а именно:
А) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них.
Б) развитие слухового внимания, память, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях.
В) формирование развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
Г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики.
Д) укрепление физического здоровья (консультации врачей-узких специалистов, при необходимости медикоментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
2.Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
А) устранение дефектного произношения .
Б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
В) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой грамматически правильной речью.
1) Постановка звуков в такой последовательности:
-Свистящие С,З, Ц, Сь,Зь.
-Шипящий Ш
-Сонорный Л
-Шипящий Ж
-Соноры Р, Рь.
Шипящие Ч,Щ.
2) Автоматизация каждого исправленного звука в слогах
3) Автоматизация звуков в словах
4) Автоматизация звуков в предложениях
5) Дифференциация звуков.
Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], африкат [ц]
Этапы работы | Кол-во часов | Содержание работы | Виды работ | Оборудование |
1-й этап Развитие общей и речевой моторики Общее количество часов: дислалия – 5-7 дизартрия – 7-14 | А (1-3 ч.) | Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков):
| 1. Выполнение гимнастических упражнений 2. Игры на развитие координации и чувства ритма | |
Б (1-3 ч.) | Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков):
|
| Ножницы Трафареты Мозаики Счетные палочки Пазлы Игры Мерсибо «Игровая карусель» -Настольные пальчики -Ручные приведения | |
В (1-3 ч.) | Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти | 1. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:
2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:
| Предметные картинки Игрушки Дидактические игры Игры «Мерсибо» 1) Коварное волшебство 2) Бюро находок 3)Невнимательный художник 4) Железный дровосек 5) Кушать подано Программа «Учимся говорить правильно» Программа «Игры для Тигры» | |
Г (1-3 ч.) | Развитие подвижности артикуляционного аппарата: 1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:
2. Упражнения.направленные на развитие подвижности мышц языка:
П р и м е ч а н и е: при парезах наиболее трудным является подъём языка. для дuзартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц | 1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые) 2. Самостоятельные упражнения 3. Отработка артикуляционных движений под счёт 4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука 5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор 6. Имитационные игры («Кто дальше загонит мяч»,«Сдуть снежинку», «Загнать мяч в ворота», «Тепло – холодно» и др.) | Настенное зеркало Индивидуальные зеркала Марлевые салфетки Бумажные трубочки Кусочки ваты, бумаги | |
2-й этап Постановка и коррекция звука Количество часов: дислалия - 2-5 дизартрия - 5-8 | А (1-3 ч.) | Знакомство с артикуляцией звука | 1. Показ артикуляции перед зеркалом 2. Показ профиля данного звука 3. Показ положения языка кистью руки 4. Наглядная демонстрация желобка по сагитальной линии языка 5. Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков) 6. Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков) | Зеркала настольные Зеркало настенное Профили звуков-Программа «Игры для Тигры» Шпатели Игровой материал |
Б (1 ч.) | Специальные упражнения для звуков [с], [с`], [з], [з`], [ц]: 1. Работа над вспомогательными звуками:
2. Механическая помощь при постановке звука:
| Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:
| Полоски бумаги Карандаши Соломинки разных размеров Воздушные шарики | |
В (1 ч.) | Специальные упражнения для звука [ш], [ж]: П е р в ы й с п о с о б: - от «Чашечки». В т о р о й с п о с о б: постановка звука [ш] от [р] Т р е т и й с п о с о б: механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам от [с] | Шпатели логопедические Зонды логопедические Зондозаменители Вата Бинт Спирт | ||
Г (1 ч.) | Koppeкция звука: Работа над:
| Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания | Игры «Мерсибо». Программа «Игры для Тигры» | |
Д (1 ч.) | Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) 1. Работа над голосом:
2. Работа над дыханием:
| Различение теплой – холодной воздушной струи | ||
3-й этап Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности Количество часов: дислалия- 5-10 дизартрия - 10-15 | А (1-4 ч.) | Работа над звуком: 1. Звук в слоге:
2. Звук в слове:
3. Звук в предложении 4. Звук в тексте 5. Пословицы, поговорки, стихи 6. Скороговорки | 1. Произнесение слов, слогов и предложений 2. Работа с таблицами 3. Работа с игровым материалом, картинками 4. Чтение текстов 5. Работа с деформированным текстом 6. Заучивание и прогoваривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок | Слоговые таблицы Игры Предметные картинки Сюжетные картинки Картинки к загадкам и скороговоркам Игры «Мерсибо».
|
Б (1-4 ч.) | Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений 1. Узнавание звука на фоне слога, слова | 1. Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово 2. Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности 3. Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов 4. Игра «Услышь своё имя» 5. Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок) 6. Отхлопать ритмическую структуру слова | Сигнальные карточки Игры « Мерсибо»
| |
В (2-4 ч.) | 2. Формирование фонематического анализа | 1. Определить первый звук в слоге, слове 2. Определить последний звук 3. Назвать все входящие в слово звуки 4. Определить количество звуков, слогов, слов 5. Назвать звуки по порядку 6. Назвать, какой звук стоит перед данным и после него | Конверты с кружками Предметные картинки Игры «Мерсибо»
| |
3. Развитие синтетической деятельности | 1. Составить из названных звуков слог, слово 2. Игра с мячом «Доскажи словечко» 3. Составить из букв разрезной азбуки слово | Наборное магнитное полотно Коробка с разрезными буквами, слогами | ||
Г (2-4 ч.) | 4. Развитие фонематических представлений | 1. Подобрать слово на заданный звук, слог 2. Придумать слово по количеству звуков, слогов 3. Подобрать картинки на звук 4. Преобразовать слова
| Картинный материал для автоматизации поставленных звуков, альбом для закрепления поставленных звуков, логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков, папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков | |
Д (2-4 ч.) | 5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая) | 1. Пересказ различных текстов 2. Составление рассказов:
3. Работа со сказками-фильмами | Сюжетные картинки для детей дошкольного возраста, картинки по развитию речи, сборники по исправлению недостатков произношения, Компьютерные презентации. | |
4-й этап Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком Количество часов: дислалия – 15 дизартрия - 20 | Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения Введение звука в самостоятельную речь | Соколенко Н.И. Посмотри и назови, т.2 – С.-Пб., 1997 Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – С.-Пб., 1997 Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика. – С.-Пб., 2001 Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999 Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004 Жукова Н.С.. «Уроки логопеда», М., «Эксмо» 2007. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. «Дидактический материал по автоматизации звуков у детей», «Гном и Д».1998г. Соколенко Н.И. « Посмотри и назови». Дидактический материал п исправлению недостатков произношения у детей. Санкт-Петербург, «Библиополис», 1996г. Спивак Е.Н. «Речевой материал для автоматизации звуков и дифференциации у детей 5-7 лет», М., «Гном и Д»,2010г. Теремков Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», 4 альбома, М ., «Гном и Д», 2008г. Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учись говорить правильно», М.,Просвещение 1995 Комарова Л.А. « Автоматизация звуков в игровых упражнениях» Комплект альбомов для индивидуальной работы. М., «Гном и Д», 2010г. Поварова И.А «Коррекция заикания в играх и тренингах» М,.АСТ «Астрель», 2008г. Ткаченко.Т.А. «Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам», М.Владос,.2006г. Ткаченко.Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. ,М .Издат. « Гном и Д»,2001г Миронова Н.М «Развиваем фонематическое восприятие», Изд. «Гном и Д», 2001г. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Н.Новгород, «Флокс».1995г. |
Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])
Этапы работы | Кол-во часов | Содержание работы | Виды работ | Оборудование |
1-й этап Развитие общей и речевой моторики. Общее количество часов: дислалия – 5-7 дизартрия – 7-14 | А (1-3 ч.) | Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков)
|
| |
Б (1-3 ч.) | Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков) 1. Упражнения «Рыбка», «Бинокль», «Очки», «Флажок», «Веер» (для пальцев), проба «ребро – кулак – ладонь» 2. Вычерчивание фигур 3. Обведение шаблонов 4. Вырезание ножницами различных фигур 5. Разбирание по цвету мозаик 6. Лепка, штриховка, рисование по пунктиру 7. Складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары 8. Показывание пальцев по два и по три 9. Сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определенные цели |
| Ножницы Трафареты Мозаики Игры с прищепками Игры «Мерсибо» Диск « Игровая карусель» | |
В (1-3 ч.) | Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти | 1. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:
2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:
| Предметные картинки Дидактические игры Программа «Учимся говорить правильно» Программа «Игры для Тигры» Игры педагогического портала «Мерсибо» | |
Г (1-3 ч.) | Развитие подвижности артикуляционного аппарата 1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:
2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:
П р и м е ч а н и е: при парезах наиболее трудным является подъём языка. для дuзартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц | 1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые) 2. Самостоятельные упражнения 3. Отработка артикуляционных движений под счёт 4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука 5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор 6. Имитационные игры («Моторчик», «Рокот самолёта», «Барабанчик», «Цоканье лошадки» и др.) | Настенное зеркало Индивидуальные зеркала Марлевые салфетки Бумажные трубочки Игры «Мерсибо»
| |
2-й этап Постановка и коррекция звука Количество часов: дислалия - 2-5 дизартрия - 5-8 | А (1-3 ч.) | Знакомство с артикуляцией звука | 1. Показ артикуляции перед зеркалом 2. Показ профиля данного звука 3. Показ положения языка кистью руки 4. Наглядная демонстрация вибрации языка 5. Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков) 6. Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков ) | Зеркала настольные Зеркало настенное Профили звуков- Программа «Игры для Тигры» Шпатели Игровой материал |
Б (1 ч.) | Специальные упражнения для звука [Р] 1. Работа над вспомогательными звуками:
2. Механическая помощь при постановке звука:
| Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:
| Полоски бумаги Карандаши Игры «Мерсибо»
| |
В (1 ч.) | Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) 1. Игра в «болтушку» или «индюшку», где высунут язык и на звук «А» болтается между зубами 2. «Фырканье лошади» - тип кучерского «р» («тпppp» - задувание и дрожание обеих губ) 3. Растягивание уздечки в случае бокового произношения | |||
Г (1 ч.) | Специальные упражнения для звука [Л]: П е р в ы й с п о с о б: вызывание межзубного [Л]:
В т о р о й с п о с о б: постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]:
Т р е т и й с п о с о б: Механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам | Шпатели логопедические Зонды логопедические Вата Бинт Спирт | ||
Д (1 ч.) | Koppeкция звука: Работа над:
| Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания | Игры «Мерсибо»
| |
Е (1 ч.) | Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) 1. Работа над голосом:
2. Работа над дыханием:
| Программа «Игры для Тигры» Просодика
| ||
3-й этап Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности Колличество часов: дислалия- 5-10 дизартрия - 10-15 | А (1-4 ч.) | Работа над звуком: 1. Звук в слоге:
2. Звук в слове:
3. Звук в предложении 4. Звук в тексте 5. Пословицы, поговорки, стихи 6. Скороговорки | 1. Произнесение слов, слогов и предложений 2. Работа с таблицами 3. Работа с игровым материалом, картинками 4. Чтение текстов 5. Работа с деформированным текстом. 6. Заучивание и прогoваривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок | Слоговые таблицы Игры Предметные картинки Сюжетные картинки Картинки к загадкам и скороговоркам Игры «Мерсибо»
|
Б (1-4 ч.) | Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений 1. Узнавание звука на фоне слога, слова | 1. Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово 2. Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности 3. Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов 4. Игра «Услышь своё имя» 5. Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок) 6. Отхлопать ритмическую структуру слова | Сигнальные карточки Игры « Мерсибо» Фонематика
| |
В (2-4 ч.) | 2. Формирование фонематического анализа | 1. Определить первый звук в слоге, слове 2. Определить последний звук 3. Назвать все входящие в слово звуки 4. Определить количество звуков, слогов, слов 5. Назвать звуки по порядку 6. Назвать, какой звук стоит перед данным и после него | Конверты с кружками Предметные картинки Игры «Мерсибо» | |
3. Развитие синтетической деятельности | 1. Составить из названных звуков слог, слово 2. Игра с мячом «Доскажи словечко» 3. Составить из букв разрезной азбуки слово | Наборное магнитное полотно Коробка с разрезными буквами, слогами Программа «Игры для Тигры». | ||
Г (2-4 ч.) | 4. Развитие фонематических представлений | 1. Подобрать слово на заданный звук, слог 2. Придумать слово по количеству звуков, слогов 3. Подобрать картинки на звук 4. Преобразовать слова:
| Картинный материал для автоматизации поставленных звуков, альбом для закрепления поставленных звуков, логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков, папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Игры педагогического портала «Мерсибо». | |
Д (2-4 ч.) | 5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая) | 1. Пересказ различных текстов 2. Составление рассказов:
| Сюжетные картинки для детей дошкольного возраста, картинки по развитию речи, сборники по исправлению недостатков произношения Игры педагогического портала «Мерсибо» | |
4-й этап Автоматизация дифференциация звука в самост-й речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующ. звуком Количество часов: дислалия – 15 дизартрия – 20 | Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь | Соколенко Н.И. Посмотри и назови, т.2 – С.-Пб., 1997 Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – С.-Пб., 1997 Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика. – С.-Пб., 2001 Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999 Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004г Жукова Н.С .«Уроки логопеда», М., «Эксмо» 2007. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. «Дидактический материал по автоматизации звуков у детей», «Гном и Д».1998г. Соколенко Н.И. « Посмотри и назови». Дидактический материал п исправлению недостатков произношения у детей. Санкт-Петербург, «Библиополис», 1996г. Спивак Е.Н. «Речевой материал для автоматизации звуков и дифференциации у детей 5-7 лет», М., «Гном и Д»,2010г. Теремков Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», 4 альбома, М ., «Гном и Д»,2008г. Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учись говорить правильно», М.,Просвещение 1995 Комарова Л.А. « Автоматизация звуков в игровых упражнениях» Комплект альбомов для индивидуальной работы. М., «Гном и Д», 2010г. Поварова И.А. «Коррекция заикания в играх и тренингах»,, М..АСТ «Астрель»,2008г. Ткаченко Т.А. «Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам», М., Владос».,М., «Владос»,2006г. Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи., М., Изд. «Гном и Д», 2001г. Миронова Н.В «Развитие фонематичесого восприятия». М., Изд. «Гном и Д», 2001г. Цвынтарный В.В. « Играем пальчиками и развиваем речь», Н.Новгород, «Флокс» 1995. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: «Применение личностно - ориентированной технологии при развитии фонетико- фонематической стороны речи на уроках английского языка»
Вашему вниманию я хочу предложить мастер-класс по актуальной для начальной школы теме: «Применение личностно- ориентированной технологии при развитии фонетико- фонематиче...
Индивидуальная работа с обучающимся по коррекции и развитию мотивов учебной деятельности
рекомендации по повышению мотивации к учению...
Перспективное планирование работы с родителями в средней группе детского сада
марериал содержит планирование работы с родителями в средней группе на весь учебный год по месяцам...
Перспективное планирование работы с родителями во второй младшей группе
Материал содержит перспективное планирование работы с родителями во второй младшей группе на учебный год...
Перспективное планирование работы в средней группе. Здоровье. Безопасность. Социализация.
Перспективное планирование работы в средней группе. Здоровье. Безопасность. Социализация....
Статья " Обучение грамоте детей с фонетико - фонематическим нарушением речи"
Данная статья поможет учителям и родителям, которые сталкиваются в своей практике с детьми с ОВЗ, а именно, детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
Рабочая программ коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи с фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся ( ФФНР)
Важность данного курса в системе обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедев...