Статья " Обучение грамоте детей с фонетико - фонематическим нарушением речи"
статья на тему
Данная статья поможет учителям и родителям, которые сталкиваются в своей практике с детьми с ОВЗ, а именно, детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_detey_s_fonetiko.docx | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте детей с фонетико – фонетическим недоразвитием речи.
Освоение грамоты — довольно сложный предмет для первоклассников. Более сложно это сделать детям с нарушением речи. Здесь на помощь приходят игровые технологии и занимательный наглядный материал. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
На сегодняшний день самым распространенным речевым нарушением является фонетико-фонематическое недоразвитие речи ( ФФНР) , которое проявляется в нарушении звукопроизношения, в низкой способности различать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам, в затруднении звукового анализа. Для таких детей характерны неустойчивость внимания, снижение памяти, несформированность мыслительных операций, недостаточное развитие моторной сферы (общая, мелкая, артикуляционная).
Детям с нарушениями речи очень сложно освоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Задача учителя состоит в том, что бы совместно с педагогами – дефектологами ( если в школе таковые имеются) и родителями, обеспечить каждому ребенку с нарушениями речи того уровня развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.
В данной ситуации в работе по обучению грамоте целесообразно использовать комплекс игр, игровых ситуаций для профилактики дисграфии и дислексии. Игры и игровые ситуации, которые используются на фронтальных занятиях по обучению грамоте, не только служат для выработки правильного произношения, но и помогают размышлять над звуком, смысловым, грамматическим содержанием слова.
Игра — является одной из форм детской познавательной активности. Применение игр позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения, помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера. Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми с ФФНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения. Благодаря играм ребенок учится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой, а это главное условие для успешного обучения чтению и письму. Игры и игровые ситуации делают занятия интересными, веселыми и даже азартными.
Чтобы ребенку легче было запомнить буквы, рекомендуются следующие приемы:
- Учитель ( родитель) пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребенок раскрашивает ее.
- Лепка буквы из пластилина.
- Вырезание буквы по контуру.
- «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.
- Выкладывание букв из ниток.
- Выгибание букв из проволоки.
- Очень нравится детям игра «Оживи букву». «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – любимая буква на месте замри»! Дети изображают буквы, а педагог или ребенок – ведущий «читает», угадывает какую букву изобразили играющие.
Привлечение родителей к данной деятельности позволяет успешно решать задачи педагогической грамотности всех участников воспитательного процесса, формировать общее педагогическое пространство: учитель-ребёнок-родитель и совместными усилиями добиваться хороших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: «Применение личностно - ориентированной технологии при развитии фонетико- фонематической стороны речи на уроках английского языка»
Вашему вниманию я хочу предложить мастер-класс по актуальной для начальной школы теме: «Применение личностно- ориентированной технологии при развитии фонетико- фонематиче...
Статья "Проблема преемственности обучения грамоте детей дошкольного возраста и младших школьников"
Преемственность детского сада и школы предусматривает, во-первых, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, во-вторых, — ...
Подготовка к обучению грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ОВЗ с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте....
Рабочая программ коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи с фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся ( ФФНР)
Важность данного курса в системе обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедев...
Статья "Особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи"
В статье можно ознакомиться с информацией об особенностях формирования читательского интереса у детей с ТНР. Основные трудности с которыми сталкиваются все участники образовательного процесса и ...
План - конспект учебного занятия по теме "Подготовка к обучению грамоте" по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Конспкт учебного занятия поможет преподавателям и обучающимся актуализировать знания и умения по теме "Подготовка к обучению грамоте"...