10 причин непонимания речи
статья

Парамонова Татьяна Сергеевна
Как распознать? К каким специалистам бежать? «Не откликается на имя», «Не выполняет просьбы», «Не слушает, что говорю», «Делает не то, что сказали» - что это может быть?» Так звучат наиболее частые обращения родителей детей раннего и младшего возраста. «Не понимает, что говорит учитель?», «Все пропускает мимо ушей?» – жалуются родители школьников. Непонимание речи проявляется по-разному: от отсутствия реакции на оклик и неадекватного поведения до сложностей понимания тонких оттенков смысла, которые могут проявиться только в особых ситуациях, например, в период школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_prichin_neponimaniya_rechi.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

10 ПРИЧИН НЕПОНИМАНИЯ РЕЧИ.

Как распознать? К каким специалистам бежать?

«Не откликается на имя», «Не выполняет просьбы», «Не слушает, что говорю», «Делает не то, что сказали» - что это может быть?» Так звучат наиболее частые обращения родителей детей раннего и младшего возраста. «Не понимает, что говорит учитель?», «Все пропускает мимо ушей?» – жалуются родители школьников.

Непонимание речи проявляется по-разному: от отсутствия реакции на оклик и неадекватного поведения до сложностей понимания тонких оттенков смысла, которые могут проявиться только в особых ситуациях, например, в период школьного обучения.

Предлагаю разобраться, какие же нарушения на самом деле прячутся под непониманием речи, как их определить, и кто поможет в развитии ребенка. Я постаралась обобщить информацию, собранную из логопедических, нейропсихологических и нейропатологических публикаций.

Причины непонимания речи, как и любых нарушений развития делятся на две группы: биологические и социальные. Они могут быть как признаками патологии, так и вариантом нормотипичного развития.

Сначала выделю варианты, причинами которых являются патологические процессы в работе различных структур, принимающих участие в организации понимания речи.

  1. НАРУШЕНИЕ СЛУХА. Эта причина первая, которую стоит подозревать у ребенка. Встречается она достаточно часто. Может быть следствием респираторных заболеваний, наследственных факторов, повышения внутричерепного давления, и еще ряда факторов, в результате которых произошло повреждение среднего и внутреннего уха ребенка. Даже незначительное снижение физиологического слуха делает речь окружающих непонятной для ребенка, превращает ее в бессмысленный поток звуков или в мелодию. При этом ребенок может различать бытовые шумы, звуки животных. Все зависит от того, на какие частоты снижен слух. Самостоятельная речь ребенка при этом будет невнятная.

ВЫЯВИТЬ данную причину под силу родителям самим в домашних условиях. Для этого нужно встать от ребенка сбоку на расстоянии 6 шагов и позвать обычным спокойным голосом. Если ребенок не откликнулся, подойти ближе на шаг, и снова позвать. Чем ближе вы приближаетесь к ребенку, тем больше вероятность и выраженность снижения слуха. Пробу нужно провести на оба уха.

Еще одна проба, которую рекомендуют специалисты называется «Метод шумовых коробочек». Небольшие коробочки наполняются манкой, гречей, горохом. Шум данных круп близок к частотам человеческого голоса: манка — соответствует шепоту, греча более громкое звучание, горох — спокойная речь. Около каждого уха ребенка трясут каждой из коробочек. Если ребенок не реагирует на шум, то следует подозревать нарушение слуха.

К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ? В данном случае в первую очередь необходимо обратиться К ЛОРУ (оториноларингологу) и сурдологу (врач проведет диагностику слуха и назначит соответствующую коррекцию). Второй специалист, который потребуется для обеспечения полноценного развития ребенка – СУРДОПЕДАГОГ.

  1. СНИЖЕНИЕ ПОИСКОВОГО РЕФЛЕКСА всегда приводит к выраженному непониманию речи. Поисковый рефлекс – один из базовых витальных врожденных рефлексов. Он обеспечивает поиск еды и защиту от опасностей. У новорожденного ребенка он проявляется в повороте головы на громкий звук, яркий свет, рефлекторных движениях при запахе молока. В дальнейшем поисковый рефлекс проявляется в стремлении ребенка к освоению окружающего мира- поисковое поведение. Действие рефлекса обеспечивается активностью лимбико-таламической системы, которая под воздействием раздражения периферических рецепторов активизирует соответствующие зоны коры мозга. тому, что факторы внешней среды перестают быть актуальными для ребенка. Речь так же перестает быть актуальным фактором.

Возникнуть данное нарушение может в любом возрасте. Генетические нарушения, гипоксии, интоксикации, воспалительные процессы мозга, кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, гормональные нарушения могут привести к угасанию ориентировочного поведения. Самостоятельная речь ребенка может не развиваться, могут присутствовать отдельные слова, слоги, звуки, могут наблюдаться бессмысленное повторение или отсроченные ответы.

КАК ВЫЯВИТЬ. Ребенок не будет реагировать (или реакция будет отсроченная, слабая) на раздражители ВСЕХ МОДАЛЬНОСТЕЙ: и слуховой, и зрительной, и тактильной, и обонятельной. Ребенок не заметит внезапного мигания света, неожиданно включенный телевизор, прикосновение со спины, либо раздражитель напугает ребенка.

К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ? Первый специалист – это НЕВРОЛОГ, в компетенции которого диагностика и лечение данного состояния. Поскольку лимбико-таламическая система является частью гормональной системы человека, вторым специалистом должен стать ЭНДОКРИНОЛОГ. Для развития ребенка с низким ориентировочным рефлексом эффективны ЗАНЯТИЯ С НЕЙРОПСИХОЛОГОМ, СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. При снижении интеллекта необходимо привлечь ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА (в быту дефектолога). При сочетании данного нарушения понимания речи с нарушениями поведения такими как зацикливание, аутостимуляции, агрессия, стереотипии необходимо участие ПСИХИАТРА для исключения аутизма.

  1. Речевая агнозия, сенсорная алалия, – это термины, характеризующие истинное непонимание речи, связанное с НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕСЛУХОВЫХ ОТДЕЛОВ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА. Данные состояния проявляются в неразличении отдельных звуков речи, непонимании грамматических конструкций, неузнавании отдельных слов при сохранном физическом слухе.

КАК ВЫЯВИТЬ. Активной речи у ребенка может не быть, либо будут отмечаться множественные замены звуков, эхолалии (бессмысленное повторение), аграмматизмы.

Характерной особенностью ребенка, отличающей его состояние от сходных, будет избирательная высокая (вплоть до болезненных ощущений) чувствительность к отдельным звукам, тембрам голоса, мелодиям.

К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ? Первый специалист – это НЕВРОЛОГ. Возможно потребуется участие СУРДОЛОГА для снижения сопутствующего нарушения корковой (нейросенсорной) тугоухости. Ведущий педагог – ЛОГОПЕД. Дополнительную поддержку окажет НЕЙРОПСИХОЛОГ.

  1. СЛАБОСТЬ/НЕДОРАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ МОТОРНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ. Восприятие речи – это мыслительная деятельность, протекающая по всем закономерностям деятельности. Она включает в себя этап программирования – создание ожидаемой модели воспринятой речи и соотнесение ее с реальностью. За обеспечение данного процесса отвечают лобные отделы коры головного мозга, которые организуют все двигательные процессы и речь, поэтому функция так и называется «моторное программирование».

КАК ВЫЯВИТЬ. Как правило, ребенок с данной проблемой не ожидает обращения к себе, если оно не происходит в стереотипной ситуации, или, наоборот, может не откликнуться на обращение, если повторяется ситуация, когда от него раньше этого не требовалось. Пример последней ситуации: с ребенком, сидящим вперед лицом в коляске, разговаривали во время ходьбы. Он усвоил стереотип не оборачиваться на разговор. В дальнейшем, научившись ходить, малыш не оборачивается на обращение со спины, не останавливается, продолжает движение.

Часто дети не дослушивают сказанное до конца и начинают действовать. Могут остановить говорящего словами «Я понял», и сделать совсем не то, что нужно. В школьном возрасте наиболее распространенная проблема у данной группы детей – ошибки угадывания прочитанного.

Сочетается данная особенность с задержкой в развитии произвольных движений при нормальном мышечном тонусе. Как правило, дети позже осваивают базовые двигательные навыки: ползанье, ходьба. Позже появляется речь. На начальных этапах речевого развития ребенок может говорить слогами. Наблюдаются трудности в организации самостоятельной деятельности в целом – не может сам себя занять. Характерными являются неловкость движений, трудности координации.

К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ? В равной степени ребенку нужны НЕЙРОПСИХОЛОГ, ЛОГОПЕД, ЗАНЯТИЯ ЛФК. Значительно повышает эффективность занятий стимулирующее лечение у НЕВРОЛОГА.

  1. ТРУДНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ. Одной конкретной зоны мозга, отвечающей за внимание, нет. В разном возрасте ведущими будут различные зоны мозга как кора, так и глубинные отделы. У детей разного возраста будут разные показатели внимания. Для детей раннего возраста, примерно до 2,5 – 3 лет характерно так называемое одноканальное внимание, при котором ребенок может сконцентрироваться только на одном виде деятельности. Для малышей характерно не реагировать на речь, если они увлечены эмоционально значимой деятельностью. Подобное нарушение в более старшем возрасте должно вызвать беспокойство родителей и педагогов, так указывает на нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения.

КАК ВЫЯВИТЬ. Характерной особенностью поведения детей данной группы будет то, что непонимание речи будет проявляться в случаях сосредоточения ребенка чем-либо, либо перевозбуждения.

К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ? Важно отметить, что до трех лет данная проблема не требует вмешательства специалистов. Достаточно обеспечить ребенку достаточное общение и взаимодействие. С детьми более старшего возраста необходимо обратиться к НЕВРОЛОГУ и ПСИХОЛОГУ/НЕЙРОПСИХОЛОГУ. В возрасте старше 7 лет подобное поведение ребенка рассматривается уже контексте такого серьезного нарушения развития, как СДВГ, и требует участия ПСИХИАТРА.

  1. ЗАДЕРЖКА ПЕРЕРАБОТКИ СЛУХОВОГО СИГНАЛА. За проведение и переработку слухового сигнала отвечают нервные волокна ствола мозга и подкорковых отделов височных зон мозга. Трудности проведения сигнала по нервным волокнам связаны с недостаточной их миелинизацией. В результате импульс проходит медленно. При сохранном слухе и полноценной работе коры головного мозга у ребенка наблюдается отстроченная реакция на слуховые раздражители. Естественно, наиболее яркие, контрастные сигналы воспринимаются лучше, чем речевые, близкие по частоте к белому шуму.

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ необходимо понаблюдать, как быстро ребёнок выполнит вашу просьбу. В моей практике были дети, которым требовалось более 2 минут на отклик. При повторном повторении просьбы ребенок быстрее откликается. Так же ребенок может не сразу определить направление, откуда раздался звук.

Частой причиной данного нарушение является повреждение ствола мозга, поэтому оно сочетается с характерными нарушениями опорно-двигательного и артикуляционного аппарата. У ребенка могут наблюдаться гипер- или гипотонус мышц. Особенно явно он проявляется в артикуляционной моторике и выражается в нарушениях звукопроизношения.

К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ? Во-первых, необходимо обратиться к НЕВРОЛОГУ. При данном нарушении эффективно лечение, повышающее миелинизацию нервных волокон: медикаменты, массаж, ЛФК, физиотерапия, диета. Во-вторых, ребенку необходим ЛОГОПЕД.

Следующие четыре причины нарушений понимания речи отражают индивидуально-психологические и социально-психологические особенности развития здорового ребенка.

  1. ПРАВОПОЛУШАРНАЯ СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Правое полушарие мозга еще называют образным, что отражает главную его задачу - целостное отражение окружающего мира в виде полимодальных образов и обеспечение интегрированного отклика на воспринятое. Чаще всего описанную стратегию связывают с доминированием правого полушария над левым.

Так же, как и все вокруг, ребенок с правополушарной стратегией воспринимает речь не просто как единый поток звуковых сигналов, но и в единстве коммуникативной ситуации, объединяющей звуки, изображения, запахи, движения, эмоции. Отклик он так же дает на всю ситуацию в целом. И только после отклика подключатся левое полушарие, отвечающее за выделение структурных элементов – анализ. Данная стратегия требует большего времени для анализа речевого потока и, соответственно, понимание речи будет иметь свои особенности, которые проявятся в отсроченности отклика, возможной его неадекватности.

КАК ОТЛИЧИТЬ ОСОБЕННОСТЬ ОТ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ. Анализируя ситуации, в которых проявлялись особенности понимания речи в первую очередь важно соотнести их с возрастом человека. Преобладание правого полушария над левым может наблюдаться у явных и скрытых левшей и амбидекстров; возрастное, обусловленное периодом его активного развития, характерно для детей от полугода до 2,5 лет (3-х для мальчиков), дошкольников 4 – 5 лет (6-ти для мальчиков), подростков 12 – 14 лет. У взрослых старше 60 так же может наблюдаться картина доминирования правого полушария, что связано с угасанием активности левого.

Для детей с правополушарной стратегией характерно: быстрая, яркая, чаще всего негативная ответная реакция на обращение. В последующем из беседы с ребенком становится понятно, что большую часть сказанного ему, он не понял. Такие дети легко запоминают большие по объему тексты, не всегда понимая их. На первых этапах речевого развития правильно воспроизводят интонационно-мелодическую структуру высказывания, игнорируя звуковое наполнение. В игре разворачивают готовые сюжеты, увиденные в фильмах, мультфильмах, активно пользуются цитатами.

НУЖЕНА ЛИ ТАКОМУ РЕБЕНКУ КОРРЕКЦИЯ. Ответ кроется в самой причине. Она отражает вариативность нормотипичного развития. В период активного развития левого полушария особенности непонимания речи успешно компенсируются. Однако особенности ребенка с правополушарной стратегией необходимо учитывать в период школьного обучения. Им не подходит традиционная методика подачи материала. Подробнее о данной особенности я писала ранее в статье о трудностях школьного обучения. В подготовке ребенка к успешному обучению в школе поможет НЕЙРОПСИХОЛОГ.

  1. СЛУХОВОЙ КАНАЛ ВОСПРИЯТИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕДУЩИМ. Здоровый человек пользуется 6-ю каналами восприятия: зрительный, слуховой, тактильно-кинестетический, обонятельный, вкусовой. На разных этапах развития, когда один из каналов наиболее активно развивается, он преобладает. Так, например, дети раннего возраста тянут в рот все, что попадает в руку, именно от того, что вкусовой анализатор находится на пике своего развития. Другие каналы в данные периоды становятся дополнительными. Со временем канал, получивший наиболее благоприятное развитие, становится ведущим. Именно в деятельности, связанной с ведущим каналом, человек получает наибольшую информацию от внешней среды. На выбор ведущего канала восприятия во многом оказывает влияние тип высшей нервной деятельности – темперамент.

Что же происходит с восприятием речи у человека, ведущим каналом восприятия у которого не является слуховой. Такой человек воспринимает речевой сигнал приблизительно и уточняет его за счет индивидуального опыта, приобретённого за счет ведущего канала. Качество понимания напрямую будет связано с богатством личного опыта человека.

КОРРЕКЦИЯ РЕБЕНКУ НЕ ТРЕБУЕТСЯ. Однако для обеспечения богатства личного опыта ребенку нужно обеспечить дополнительные стимулы, направленные на уточнение воспринятого через ведущий канал восприятия. Разобраться с ведущим каналом родителю поможет ПСИХОЛОГ/НЕЙРОПСИХОЛОГ.

  1. ИДЕОПАТИЧЕСКОЕ НЕПОНИМАНИЕ. Данная причина отражает влияние патологических внешних условий на развитие здорового ребенка. В силу причин, создающих помехи для развития навыков восприятия речи, ребенок привыкает ее не воспринимать. Примером негативных условий может быть воспитание ребенка в семье глухонемых без должной профилактики отклонений в развитии ребёнка, сенсорно-психологическая депривация в раннем возрасте, постоянное использование фонового речевого шума. Общим для всех примеров является отсутствие речевого взаимодействия с ребенком со стороны взрослого.

РЕБЕНКУ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНА КОРРЕКЦИЯ. В первую очередь необходимо радикально изменять условия развития. Для диагностики вторичных нарушений необходимо привлекать ЛОГОПЕДА, ДЕФЕКТОЛОГА, НЕЙРОПСИХОЛОГА.

  1. НАРУШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, МАНИПУЛИРОВАНИЕ. Последняя причина не приводит к развитию непонимания речи, но значительно затрудняет взаимодействие с ребенком. Проявляется проблема как отказ ребенка от взаимодействия с конкретным взрослым или от взаимодействия в конкретной ситуации. Ребенок игнорирует обращение, не дает отклик.

КАК ОТЛИЧИТЬ от истинного непонимания речи. Ребенок игнорирует обращение конкретного человека и адекватно общается с другими.

ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ, который поможет – ПСИХОЛОГ.

Статья получилась объемная. Надеюсь, она будет полезна.

Я хорошо понимаю, что некоторые аспекты могут быть трактованы иначе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа « Язык и речь. Функциональные стили речи»

Контрольная работа по разделу « Язык и речь. Функциональные стили речи». 2 варианта по 15 вопросов. ...

Нарушение интеллекта: причины, выявление, классификации

Доклад на тему "Нарушение интеллекта: причины, выявление, классификации" озвученный на заседании методического объединения...

Учебное пособие "Дефекты-причины возникновения и способы устранения" (каменные работы)

В учебном пособии представлена классификация дефектов причины их возникновения и способы устронения при выполнении каменных работ. Дефекты строительных конструкций классифицируются по разным признакам...

Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового периода.

Материал содержит информацию о развитии ребенка на разных стадиях становления личности....

Причины возникновения нарушений речи у детей дошкольного возраста.

         При  нормальном ходе речевого развития,  к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, ...

Буклет "Грубость и непонимание в семье"

Причиной грубости подростка может быть протест на унижение со стороны взрослых, грубости с нашей стороны. Это вполне естественно и нормально. Нам, взрослым, можно грубить, почему же нельзя ему? Ведь о...

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...