Причины возникновения нарушений речи у детей дошкольного возраста.
статья по теме
При нормальном ходе речевого развития, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Эта задержка свидетельствует о наличии каких либо причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень часто и рано, уже в младших группах дошкольного учреждения. Однако там чаще всего наблюдаются физиологические нарушения звукопроизношения.
С созреванием речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.
Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых. Это образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или, в определенных случаях, становится невозможным. Об этом свидетельствуют случаи довольно широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая своим родителям.
Недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком. Ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но и стимула для улучшения своего произношения, ведь взрослым нравится его речь, и они сами подражают ей.
При нормальном ходе речевого развития, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не происходит, «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Данная задержка свидетельствует о наличии каких-то причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
Причины патологии детской речи:
1. Неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов.
От времени поражения зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжёлое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза, к примеру, на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых, а так же интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, заболевания цнс.
2. Заболевания в первые годы жизни ребёнка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно–вирусные заболевания, менингоэнцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
3. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
4. Наследственные факторы. А именно врождённые дефекты речевого аппарата: несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твёрдого нёба; массивные и короткие подъязычные уздечки; изменения формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и формы зубов верхней и нижней челюстей.
Большая роль в возникновении речевых нарушений и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже самых незначительных неблагоприятных внешних воздействий.
5. Неблагоприятные социально – бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально – волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Если влияние этих факторов сочетается хотя бы с нерезко выраженной органической недостаточностью цнс или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_prichiny_patologii_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные причины патологии речи у детей дошкольного возраста.
При нормальном ходе речевого развития, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Эта задержка свидетельствует о наличии каких либо причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень часто и рано, уже в младших группах дошкольного учреждения. Однако там чаще всего наблюдаются физиологические нарушения звукопроизношения.
С созреванием речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.
Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых. Это образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или, в определенных случаях, становится невозможным. Об этом свидетельствуют случаи довольно широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая своим родителям.
Недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком. Ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но и стимула для улучшения своего произношения, ведь взрослым нравится его речь, и они сами подражают ей.
При нормальном ходе речевого развития, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не происходит, «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Данная задержка свидетельствует о наличии каких-то причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
Причины патологии детской речи:
1. Неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов.
От времени поражения зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжёлое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза, к примеру, на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых, а так же интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, заболевания цнс.
2. Заболевания в первые годы жизни ребёнка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно–вирусные заболевания, менингоэнцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
3. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
4. Наследственные факторы. А именно врождённые дефекты речевого аппарата: несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твёрдого нёба; массивные и короткие подъязычные уздечки; изменения формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и формы зубов верхней и нижней челюстей.
Большая роль в возникновении речевых нарушений и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже самых незначительных неблагоприятных внешних воздействий.
5. Неблагоприятные социально – бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально – волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Если влияние этих факторов сочетается хотя бы с нерезко выраженной органической недостаточностью цнс или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста
Картотека включает игры на развтие речевого внимания, на развитие артикуляционного аппарата, на втоматизацию звуков и смену силы голоса для детей разных возрастных групп....
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Формирование звуковой культуры речиу детей дошкольного возраста Подготовила: Балакина .Л.П. 2020г.Звуковая куль...
Консультация для родителей "Проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста"
Развитие связной речи является одной из важнейших актуальных задач в дошкольном учреждении, так как именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для начала формирования правильной речи....
Календарно тематическое планирование по МДК 02.03. Теории и методике развития речи у детей дошкольного возраста
КТП рассчитан на 2 года (III-IV курсы), 104 ч - 1 год, 111 ч - 2 год....
Выпускная квалификационная работа Специальное дошкольное образование "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта первого года обучения посредством художественной литературы"
Выпускная квалификационная работа Специальное дошкольное образование "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта первого года обучения посредств...